Как изготовить скрипку: пошаговая инструкция

Как изготовить скрипку: пошаговая инструкция

Скрипка , практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути – это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая . Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т.е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.

Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А.Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка “давит” на верхнюю деку с силой 30 кг.). Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева. Часто публикуемые карты толщин уникальных инструментов (Витачек) не несут в себе никакой информации, если в руках нет деки, с которой эта карта сделана.

Огромное значение имеет пластичность сводов, а не их высота. Все остальные части скрипки (голова, шейка, обечайки) тоже резонируют, а стало быть, участвуют в формировании звука. Дерево, являясь органическим, дисперсным материалом, может вбирать в себя и отдавать влагу, таким образом, меняя свою массу, а стало быть, и резонансную частоту. Это свойство хорошо знакомо скрипачам, когда в дождливую погоду инструменты меняют своё звучание. Поэтому так важен грунт, о котором ходит много легенд. Грунтование дек очень похоже на бальзамирование египетских мумий. Очень похожи материалы и абсолютно те же цели – сохранить материал в первозданном виде, не допустить попадания влаги и гниения. В скрипке этот процесс более сложный, так как, внедряя в дерево грунт, мы меняем его массу, а значит и качество звучания. К тому же, меняя что-то на одном участке деки, автоматически нарушается его соотношение с другими.

Существует много легенд о секрете звучания старинных инструментов. Есть утверждение, что секрет заложен в лаке. Это не верно. Назначение лака – защитить инструмент от внешнего воздействия, подчеркнуть красоту дерева и не сковывать звучания. Когда с одного из инструментов Страдивари смыли лак, он стал звучать хуже. Дело в том, что лак смыли, а не счистили механически. То есть воздействовали жидким растворителем, который, конечно же, впитался в дерево и изменил его массу и плотность.

Но и это ещё не всё. В те времена, когда были созданы скрипки, восхищающие весь мир, были другие требования к звуку, другие струны (жильные), шейка была короче, шире и под другим углом к корпусу, другая подставка и эталон камертона «ля» был на полтона ниже. То есть сейчас мы слышим совершенно не тот звук, который был заложен в них при изготовлении. С точки зрения акустики форма скрипки не идеальна. Уже в наше время проводились исследования в этой области, и выяснилось, что идеальная форма для звучания – трапециевидная (в форме маленького гробика). Но играть на подобных скрипках желающих не нашлось. Больше всего на скрипке «страдает» третья струна. Даже на самых лучших итальянских инструментах она немного слабее остальных. Современные фирмы – изготовители струн, это учитывают. Сейчас возрождается аутентичная манера игры и строение скрипки. И это гораздо ближе к тому, зачем создавался этот инструмент.

По сути, все дошедшие до наших дней старинные инструменты работают на пределе своих возможностей и поэтому требуют особого внимания.

У музыкантов и мастеров есть понятие «разыграть инструмент». Это относится к новым, давно не звучавшим и отреставрированным инструментам. Даже простое отпускание всех струн с последующим натяжением меняет звуковую картину и требует разыгрывания. В инструменте взаимосвязано огромное количество напряжений. Дерево – органический материал, который может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и способ звукоизвлечения музыканта, и даже вес подбородника. При разыгрывании, инструмент как бы привыкает к манере исполнителя. Хороший музыкант может извлечь весьма неплохой звук из посредственного инструмента. Но вот на хорошем, дорогом инструменте не каждому удаётся добиться всего спектра звучания. Для этого требуется высокий исполнительский уровень, иначе инструмент привыкнет к тому, что вы умеете.

Кукольная жизнь Мастер-класс Моделирование конструирование Скрипка Мастер-класс Картон Нитки Глина полимерная пластика Ткань

Понадобилась мне скрипка. Ну, как вы уже знаете, простой путь КУПИТЬ – это не для меня.

Для работы нам понадобится:
Основа – картон. Тут обращу ваше внимание, что картон желателен тонкий – не горфированный. Потому что у гофрокартона некрасивые боковушки и проглядывают “волны”. У меня используется коробка от чая.
Клей. Я для склеивания заготовок использую карандаш – с ним будет нужное количество клея и заготовки не выгнутся, как от, например, ПВА.
Инструменты для шлифовки. У меня это наждачная бумага, надфили и пилочка для ногтей.
Линейка.
Ножницы.
Карандаш.
Иголка. Или, в моем случае, многофункциональный нож, к котором сейчас стоит насадка игла.
Краски, кисть, лак.
Нитки для струн.
И, не попавшая в кадр, полимерная глина для изготовления головки.

Перво-наперво определяемся с размерами скрипки. Скажу сразу – я ошиблась в расчетах(надо было считать от подбородка до конца руки + головка, я это не учла и у меня получилось, что в ладони куклы лежит головка – коротковато на полтора см где-то – в 1:6 формате это очень критично), посему моя скрипочка у меня будет жить только в футляре для красоты.
Итак, с длиной определились, находим в интернете картинку скрипки и используем старый добрый “дралоскоп”, как называл это дед) То бишь, на экране колесиком настраиваем размер, замеряем линейкой, чтоб подошло, прикладываем листочек и передираем аккуратно карандашом.

Либо, если есть дома принтер, то есть вариант попроще – закидываем картинку в Word(тут важный момент – выбираем масштаб листа на экране так, чтобы он по ширине совпадал с листом А4), растягиваем до нужного нам размера (меряем линейкой) и отправляем на печать.

Мой вариант – рисовка вручную.

Вырезаем лекало, переводим на картон. Повторяем несколько раз. Вырезаем, склеиваем заготовки между собой.

У меня получилась вот такая кракозябра) Не пугайтесь, если край не ровный, его очень просто сошкурить до красоты.

Я шкурила пилочкой для ногтей, наждачной бумагой и надфилями. Тут кому чем удобнее)

Примерно вот такой гладенький край должен получиться после ошкуривания.

Точно так же из нескольких слоев картона делаем гриф. Головку я слепила из полимерки. На самой скрипке черное – это подставка под струны. Кусок картона врезан, вклеен в серединку и окрашен. Слишком мелкая деталь – не стала фотографировать.

Склеиваем все детали и красим. Натягиваем струны. В этот раз я для струн взяла нитку. Проволока смотрелась слишком грубо. Да и для гитары советую брать серебряную нить, потому что бумага под натяжением проволоки сгибается и струны провисают. На моей гитаре струны зафиксирован в четырех местах, потому что я упертая)))) А так – проще было взять нитки)
Струны натягиваем так – капаем клей в нижней части скрипки, раскладываем “струны”, ждем, когда подсохнет, потом натягиваем(без фанатизма только, чтоб не сломать все) и укладываем в головку. В этот момент одной рукой держим ниточки в головке, а другой рукой с помощью иголки или другого тонкого инструмента раскладываем струны на подставке. И только после этого капаем клей в головку и фиксируем струны наверху.

Читайте также:  Кактус из бисера

Дорисовываем эфы, приклеиваем колки ( в моем случае это верхние части моих любимых пинов), вскрываем лаком.

Дарим кукле – пусть играет)))

Спасибо всем за любопытство к моим работам. Надеюсь, что каждый нашел для себя что-нибудь интересное))))

Наташ,очередной шедевр,просто прекрасноя тоже так иногда перевожу что-то с монитораи добавь еще в типе работы Мастер-класс,так будет проще найти тем,кто захочет сделать такой чудесный муз инструмент)

Спасибо за лестные комментарии)

Наталия, ты меня поражаешь!КАКАЯ КРАСОТА!

Спасибо большое) На самом деле, нет ничего сложного, просто трудоемко.

вау круто какк настоящий.

Я бы сделала с удовольствием но кукла потом будет все время брынчать в полке

Видимо, я подсознательно почувствовала, поэтому не стала делать смычок, бо скрипка в неумелых руках – пытка для ушей

Как изготовить скрипку: читаем главное

Сделанная по индивидуальному эскизу скрипка – вещь на самом деле эксклюзивная и очень личная. Для большинства скрипачей и мастеров по изготовлению музыкальных инструментов на первом месте стоит красивый внешний вид оркестровых струнных инструментов, и особенно самого маленького из них – скрипки. Каждая скрипка имеет свое звучание, которое зависит от использованной для создания инструмента древесины и способа ее обработки. Услышать чистый звук изготовленной своими руками скрипки – вот истинное блаженство! Данная статья является хорошей инструкцией с пошаговым описанием процесса создания скрипки. Углубиться в теме вам позволят многочисленные книги, а за начало возьмите нашу статью.

Подготовьте древесину. Чаще всего скрипки делают из древесины ели и клена. Нижняя часть корпуса (нижняя дека), боковые поверхности корпуса (обечайки) и гриф изготавливаются из клена. Для изготовления верхней части корпуса (верхней деки), как правило, используют древесину ели.

  • Вам понадобится цельный кусок древесины клена для нижней деки, длинная кленовая дощечка для грифа, несколько полосок кленового шпона для обечаек и цельный кусок древесины ели для верхней деки.
  • Также для того, чтобы придать скрипке необходимую форму, вам понадобится еще несколько кусков древесины ели, которые впоследствии будут огибаться обечайками из клена.
  • Небольшие куски древесины размещаются по углам скрипки с тем, чтобы соединить обечайки и поддержать сам корпус.
  • Найти необходимые для работы материалы вы сможете в Интернете. Попробуйте поискать вот на этих сайтах: (для тех, кто проживает в Великобритании) и (сайт работает во всем мире).
  • Для поиска дополнительной информации воспользуйтесь Google.

Поработайте с цельный куском клена: толстый брус распилите наполовину. Затем склейте между собой панели так, чтобы получилось одно большое полотно. Сделайте то же и с цельным куском бруса ели, который пойдет на изготовление верхней деки. Больше информации вы сможете найти здесь: .

Поработайте с формой: наклейте на нее маленькие бруски ели, сформируйте углы. Перепроверьте себя здесь:

Из шпона сформируйте обечайки. Не пожалейте денег, и купите листогиб – инструмент для гибки дерева и металла. Также вы можете использовать и обычный утюг, но работать с ним сложнее, да и результат он дает не идеальный.

    Вам потребуется 6 согнутых элементов: по одному в верхний левый, верхний правый, левый посередине, правый посередине, нижний левый и нижний правый участки.

Придайте нужную форму верхней и нижней деке. Резьба займет у вас довольно-таки много времени.

  1. Обязательно используйте шаблон – можно найти в Интернете или придумайте свой. Перенесите рисунок на дерево.
  2. Вырезайте аккуратно. Края отшлифуйте с помощью напильника. Верхняя и нижняя части корпуса должны быть идеально плоскими, толщина по периметру должна быть одинаковой – в районе 0,5 см.
  3. Добиться необходимой равномерной толщины можно с помощью напильника и наждачной бумаги. Необходимо избавиться также и от лишней древесины внутри дек. Для этого используйте долото.
    • Для ускорения процесса можете использовать дрель.
  4. Выполните вышеперечисленные пункты для верхней и нижней частей корпуса.
  5. С помощью дрели сделайте отверстия в верхней деке – эфы, используйте для этого шаблон. Также не забудьте к нижней деке приклеить душку, которая сделает звучание скрипки более чистым и ярким.

Вырежьте гриф. Чтобы облегчить себе работу, нанесите на дерево шаблон. Неправильная длина грифа может привести к ухудшению звучания. Отнеситесь к вырезанию гифа с максимальной ответственностью, в конце работы хорошо отшлифуйте древесину. Для вырезания колковой коробки используйте долото и дрель. Убедитесь в ровности и гладкости грифа.

Отделите обечайки от формы с помощью плоской отвертки. Отшлифуйте детали. Вновь возьмите листогиб или утюг, проклейте с внутренней стороны небольшие и узкие куски кленового шпона. Это необходимо сделать для того, чтобы усилить конструкцию, а также для того, чтобы потом было к чему клеить верхнюю и нижнюю деки.

К готовым обечайкам приклейте верхнюю деку. Вырежьте небольшой кусок древесины из верхней части деки (место для шеи).

Приклейте нижнюю деку.

Зафиксируйте все остальные детали: гриф, струнодержатель, петлю, подставку и струны. Также для игры вам понадобится и смычок.

stradivari

Будь Страдивари. Be the Strad.

В скрипке живут феи / A fairies live in the violin

Искусство изготовления скрипки

Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.

Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.

Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.

Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.

Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.

Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом – таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией – методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.

Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.

Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.

Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.

В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.

P.S. Известный французский скрипичный мастер вновь посетит российскую столицу и примет участие во Втором Фестивале «Мастера Музыки». На протяжении всей недели с 10 по 16 ноября в здании Архиповского музыкального салона (основной площадке мастер-классов) он ежедневно будет доступен для всех ребят на случай каких- либо поломок или проблем с инструментами и смычками.

Источник .
Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Скрипичные мастера из чего делают скрипки?

Скрипичный мастер Страдивари и ель

Великий Страдивари из Кремоны – скрипичный мастер, чем дышал, о чем думал, о чем мечтал, создавая свои шедевры. Страдивари великий скрипичный мастер создания и изготовления классической скрипки, секреты которого уже три столетия пытаются разгадать многие умельцы и создать свою мастеровую скрипку. В период с 1930-50 годов в Советском союзе так же были проведены ряд исследований классических скрипок Страдивари. Пытались наладить производство и изготовление классических скрипок в серийном производстве. Анфилов Глеб Борисович в своей научно-популярной книге «Физика и музыка» (1962) упоминает об проходивших исследованиях и их результатах.

Скрипичные мастера задавались вопросом из чего делали скрипки великие мастера, из какого дерева делали скрипки, и в чем секрет уникального звука изготовленных скрипок руками Страдивари.

Остальные скрипичные мастера интуитивно искали изюминку в изготовлении классической скрипки.

Их предположения сводились к элементарным вещам, думали, секрет заключается :

– в удалении смолы из ели:

-в резонансе ели:

-в породе древесины;

-в почве, на которой росло дерево;

-во времени года спиливания дерева;

-в сухости и наличия червоточин.

Считаеться, что русская ель придает звуку особенную чувственность, нежность и даже серебристость.
Немецкая – обладает силой, мощью и даже грубостью.
Используя эту цепочку размышлений можно предположить, что музыкальные инструменты и классические скрипки изготовленные из материала, который характерен данной области – отражает характер народа. Русская музыка должна исполняться на родных инструментах, так же как и немецкая музыка. А как же умения мастера, слух настройщика, манера исполнения скрипача и качество партитур?

Читайте также:  Как обвязать изделие крючком

Скрипичный мастер Мухин и пенопласт

Василий Филиппович Мухин, ленинградский скрипичный мастер, оспаривал эти предположения.

Он доказывал своими работами, что ольха не хуже знаменитой тирольской ели. Из своего опыта изготовление скрипки своими руками, делает вывод, что используя древесину в изготовление скрипки, невозможно создать одинаковые по звучанию инструменты. Чтоб сделать идентичные инструменты, с повторяющимся звучанием, необходимо использовать однородный материал, например корпус скрипки изготовить из твердого пенопласта.

Представьте, какое удивление у музыкантов вызвала изготовленная пенопластовая скрипка своими руками. Любопытство взяло верх, взмах смычка и полилась классическая музыка, всех поразил красивый тембр и мощный звук скрипки. Создатель был доволен изготовленной скрипкой. В то время это был прорыв. На скрипке он не остановился, Ленинградский скрипичный мастер изготовил из пенопласта скрипку, альт, виолончель и контрабас для ансамбля смычковых исполнителей. Где они сейчас?

Однажды, эта история создания скрипки и ее опробование,похожая на легенду случилась на радио, когда там делали запись произведений Моцарта два коллектива, но никто из звукорежиссеров не подписал магнитную пленку. Пришлось обратиться к музыкантам Государственного квартета имени С.И.Танеева для идентификации записи. На удивление по тембру и окраске звука музыкальные произведения звучали одинаково. Было трудно отличить пенопластовые инструменты от обычных. Используя пористый материал, однородный по физическим свойствам и химическому составу, В.Мухин доказал, можно изготовить не только скрипку, но и изготавливать одинаковые инструменты, не уступающие классическим, но не превышающим. Скорее всего, они пригодны более для джаза или обучения, чем для академического использования в симфоническом оркестре. Такую скрипку в музыкальном магазине не купишь, но есть тенденция напечатания электронной скрипки на 3D принтере.

Мастера фирмы pBone и пластмасса

Более богатым, чем дерево или пенопласт, диапазоном и спектром частот обладает пластик – пластмасса. Ей можно придать различную цветовую окраску музыкального инструмента и звучания, объем и прозрачность. Начало положено музыка становится пластиковой.

Фирма pBone предлагает модель тромбона и мундштука изготовленные из пластика, которая была разработана в Великобритании для духовиков. Изготовленные из пластика тромбоны и мундштуки уже появились в музыкальных магазинах. pBone утверждает, что их пластиковые тромбоны – это действительно подлинный музыкальный инструмент, который уже начал революционизировать. На рынке продвигается пластиковый продукт нового тысячелетия, взамен медных духовых инструментов. Изготовление из пластика упрощает техпроцесс и стоимость инструмента. Новые времена, новая эпоха, много молодых музыкантов обращает свой взгляд на изготовленные из пластика музыкальные инструменты. На прочный, дешевый инструмент. Как будет развиваться рынок инструментов предугадать не трудно. Реклама решает все. Ну, почти все. Неужели классическая музыка сдаст свои позиции искусственным материалам – пластику, который заполонил весь мир?

Необходимо готовиться к появлению в консерваториях, в ряду с кафедрами деревянных духовых и медных духовых – пластиковых духовых! Духовой оркестр, симфонический оркестр исполняют произведения пластиковых композиторов, пишущих пластиковые ноты и партитуры. Диксиленды импровизируют пластиковую тему джаза. Симфонические оркестры, Брасс квинтеты играют фанфары пластику.

Электронная скрипка

Скрипичный мастер Лоран Бернадак и поликарбонат

Классическая музыка остается источником вдохновения для современных музыкантов: композиторов, аранжировщиков, оркестровщиков и исполнителей. Не секрет, что без музыкальных инструментов не было бы музыки. Они идут нога в ногу, музыка и музыкальные инструменты развиваются параллельно, подталкивая друг друга к новым свершениям. На каждом витке развития появляются новые инструменты, которые используют научные достижения и открытия. Можно оставаться сторонником классических музыкальных инструментов, но никуда не деться от эпохи, в которой живешь. Она диктует моду на все. Но вдохновение и идеи мы черпаем из огромного достояния, что нам осталось от мастеров классических музыкальных инструментов.

Так скрипач Лоран Бернадак воодушевленный скрипками Страдивари, используя современные 3D технологии, изготовил 3D электронную скрипку.
Он не стал заморачиваться на поиске секретов скрипичных мастеров, просто взял современный материал поликарбонат и напечатал на 3D принтере методом стереолитографии корпус электронной скрипки. Над дизайном и прототипом он занимался с 2013 года, исправляя допущенные ошибки.

И наконец, после ряда усовершенствований прототипа:
– уменьшился вес;
– применил гитарные колодки;
-унифицировал конструкцию под любые виды мостика;
– применил высококачественный звукосниматель,
напечатал электронную скрипку на 3D принтере нового поколения.

Напечатано на 3D принтере – электронная скрипка

Распечатка электронной скрипки на 3D принтере заняла более суток из цельной поликарбонатной заготовки. Сейчас она проходить испытание классическими произведениями и исполнителями. Как новинку – электронную скрипку оценят музыканты? Придется ли по душе печатная электронная скрипка на 3D принтере? На эти вопросы ответит время! А пока такая электронная скрипка стоит всего 6 000 евро, не малая сумма, но это судьба первых, не серийных экземпляров новых скрипок.

Интересно, процесс изготовления скрипки мастером Страдивари, можно считать мелкосерийным производством? Скорее каждая из них уникальная.

При массовом производстве цена электронной скрипки снизится. Скрипичный мастер и разработчик электронной скрипки надеется, что его творение оценят профессиональные музыканты и 3D электронная скрипка пройдет испытание классической музыкой.

Свой инструмент: как наладить в стране серийное производство скрипок

Партия для первой скрипки

В Беларуси прорабатывается вопрос выпуска классических скрипок. Первый образец ручной работы недавно представили Президенту. По оценке экспертов, он получился довольно удачным. А что дальше? Как организовать систематическое производство скрипок? Достаточно ли у нас хороших мастеров и готовы ли они объединиться для работы в команде?

Корреспондент «Р» поинтересовалась мнением тех, кто сегодня делает музыкальные инструменты самостоятельно.

фото дениса малышица.

Автор первого образца классической скрипки ручной работы — Александр Сурба, декан факультета традиционной белорусской культуры и современного искусства БГУКИ, кандидат искусствоведения и мастер музыкальных инструментов. Но именно классическую скрипку он делал впервые. Для этого досконально исследовал тему в теории и изучил на практике.

Вместе с мастером погружаемся в историю скрипичного вопроса.

И в Вильно, и в Пинске

Общепризнанной мировой столицей классического скрипичного производства давно и заслуженно считается итальянская Кремона. В этом городе жили и творили прославленные Страдивари, Гварнери, Амати. Там и сегодня работают сотни скрипичных мастеров, чья продукция высоко ценится у профессионалов.

Наша история в этом смысле скромнее. Но свои мастера и скрипичные мануфактуры тоже были. Одна из самых известных — Бальтазара Данкварта. В XVII веке она работала в Вильно, производила скрипки высшего класса, которые славились по всей Европе.

В советское время скрипки изготавливались массово, и до 1960-х годов, как говорят специалисты, на достаточно высоком уровне. Позже стали делать менее аккуратно, но в целом инструменты выходили хорошего качества, их было много, во всех музыкальных школах СССР они присутствовали и при надлежащем уходе и ремонте звучали неплохо.

Когда фабричное производство закрылось, положение спасали самодеятельные мастера. Как, например, Всеволод Жуковский из Марьиной Горки. Обладал необыкновенным талантом, делал скрипки, альты, виолончели, лиры. Заказывали многие, в том числе и знаменитые ансамбли «Песняры» и «Хорошки».

Талантливые мастера, чьи инструменты звучат не только в Беларуси, работают и теперь. Местным Страдивари называют на Копыльщине Александра Байрашевского. Замечательные скрипки изготавливает минский мастер, музыкант и педагог Владимир Хазанов. Сегодня многие наслышаны о пинском мастере-самородке Андрее Шклёде. Начинал с создания классических гитар, позже самостоятельно освоил производство четырех разновидностей виолы, предшественницы современной скрипки. Делает и скрипки, виолончели, мандолины, лиры, лютни, арфы. Сконструировал портативный орган. В Мирском замке звучит его уникальный клавесин. А в Несвижском — виола и гамба.

К слову, в столице Полесья Андрей Шклёда — не единственный самородок. Там сегодня сосредоточено большое количество отличных мастеров, которые делают различные инструменты. Когда-то эту школу организовал здесь Юрий Дубновицкий, с 1990-х годов занимался производством лютней и гитар.

Скрипка — инструмент достаточно живучий при должном обращении. Например, гитара со временем становится только хуже, теряется упругость, прогибаются деки. Для скрипки 100 лет — нормальное явление. В том числе поэтому, говорит Александр Сурба, перебой со скрипками, конечно, ощутим, но ситуация не настолько болезненна, как, например, с пианино.

Выбирая скрипку, покупатели-профессионалы в основном останавливаются на старинных инструментах. Во-первых, это качество, проверенное временем, да и греет сердце осознание самого «возраста». Во-вторых, это — хорошее капиталовложение, такая скрипка никогда не подешевеет, может, даже дороже станет.

На бэушном рынке и сегодня много инструментов XIX — начала XX века. Стоят не так уж и много, имея в виду покупателя музыканта-профессионала — от 700—800 рублей, в зависимости от состояния, бренда, имени мастера или того, кто на ней играл.

А что же предлагают музыкальные магазины? Александр Сурба промониторил ситуацию по разным точкам продаж.

Инструменты есть: придя в магазин, можно увидеть целый ряд скрипок, но пригодных, с хорошим звучанием среди них мало:

— Инструменты в основном китайские. В принципе, попадаются неплохие, но и они требуют доработки. Самая большая проблема со скрипками, виолончелями, гитарами: видимо, во время транспортировки сюда древесина, склейка реагируют на смену климатических условий. К тому же я не встречал классических скрипок, виолончелей, которые были бы сделаны по кремонской технологии. Например, для скрипки важно, чтобы использовался обратимый клей, то есть можно ее вскрыть, отремонтировать и опять собрать. В инструментах азиатского происхождения часто использован современный синтетический клей, они не поддаются разборке, а если разобрать, то инструмент окончательно испорчен.

Не стоит обольщаться и инструментами, которые позиционируются как экстра-класс, производства Германии и чуть ли не за бронированным стеклом в магазинах выставленные.

Александр Сурба имеет вопросы и к ним:

— Цены — порядка 2—3 тысяч рублей. Но надо понимать, что за вычетом всех расходов по транспортировке, растаможке по себестоимости такой инструмент очень недорогой. И Германия — это, скорее, бренд, а где инструменты собраны, неизвестно, кто настраивал — тоже. Цены и документы говорят о высоком качестве. Но я посмотрел, покрутил: покрыты современным синтетическим лаком, местами он даже не располирован. Если эти инструменты реально из Германии, то по немецким меркам весьма скромного качества. Конечно, известно, что и сам великий Страдивари о скрипках своей мануфактуры говорил, мол, из 10 инструментов 2 получаются идеальными, 2 никакими, остальные — так-сяк. Так вот по поводу азиатских инструментов: у меня ощущение, что те 20 процентов очень хороших случайно получившихся скрипок до нас просто не доходят. Да, инструменты на первый взгляд есть, но выбрать достойный очень сложно.

Читайте также:  Как сделать японский веер

Все этапы создания скрипки Александр Сурба фиксировал в объемном фотоотчете.

Александр Сурба достаточно давно занимается дудой — традиционным духовым музыкальным белорусским инструментом, восстановление которого после забытья началось только в 1980-х. Представитель уже третьего поколения мастеров, ученик известного мастера Алеся Лося. Этой тематике посвящены его диссертация и десятки практических экспериментов.

Дуды, сделанные за последние 5 лет, Александр демонстрировал и на стенде университета культуры и искусств во время встречи Президента с талантливой молодежью этой весной. Глава государства тогда отметил высокое мастерство исследователя-практика, а когда на соседнем стенде услышал виртуозную игру на скрипке Гварнери — дорогом инструменте, приобретенном для академии музыки, поинтересовался у Александра, смог ли бы тот сделать классическую скрипку.

Александр, вспоминает, сразу растерялся: неожиданное предложение. Народную традиционную скрипку из цельного куска древесины, так называемую долбленку, он делал, а тут — классическая. Но — взялся за эксперимент:

— Прежде всего, поехал в Пинск, побывал там в колледже искусств, поговорил с педагогами, познакомился со многими мастерами. Вообще, Пинск сегодня — это белорусская Кремона. Мне повезло встретиться с Андреем Шклёдой, он любезно меня консультировал по технологии изготовления скрипки, делился профессиональными секретами, помог с материалом. Я за это очень благодарен. И если у меня когда-нибудь будут ученики, так же буду к ним относиться. Именно такой подход, преемственность в обучении, необходим для создания школы мастеров.

Начатую в Пинске скрипку Александр заканчивал уже в Минске, в своей мастерской. На изготовление инструмента в полном соответствии с традиционной технологией ушло около двух месяцев.

С какими трудностями столкнулся? Александр улыбается:

— Чрезвычайно трудным мне оказалось сделать изящный завиток на грифе, наверное, все же профессионал должен заниматься, а у меня без травмы не обошлось. А вообще, самое сложное в струнных инструментах, и в скрипках в частности, — настройка звучания дек, нижней и верхней плоскостей корпуса. У каждого мастера в этом деле свои подходы, секреты, свои «танцы с бубном». Работа тонкая. Достройка может производиться несколько раз.

Эксперты отмечают, что инструмент, сделанный Александром, удачный — удобный и хорошо звучит.

Что в планах мастера дальше? Говорит, мастерскую свою, конечно, не забросит, но в последнее время создание музыкальных инструментов для него хобби, больше занят административной работой:

— В качестве эксперимента как ученый-исследователь я погрузился в тему скрипки полностью. И с точки зрения теории, и как практик сам встал за верстак, чтобы узнать все проблемы, трудности, которые есть в этом деле у мастеров, условия, которые им нужны. Я получил бесценный опыт, но каждый день заниматься скрипками мне трудно. А вот как эксперт, практик-исследователь полученными знаниями и опытом, думаю, могу быть полезен.


Своя кремона

Сейчас Александр участвует в разработке проекта по организации систематического производства скрипок в стране. Мастера у нас, говорит, есть, но школа производства находится, можно сказать, в спящем состоянии.

Как оживить процесс?

Идея в том, чтобы объединить тех мастеров, которые захотят работать в команде, оттачивать свои умения, делая музыкальные инструменты, и передавать навыки ученикам, способствуя сохранению традиции.

При этом важно, говорит Александр, мастеров не обидеть:

— Как все творцы, они люди ранимые, иногда капризные, но отдаются своему делу фанатично, без выходных, по 12 часов в сутки. Им нужно создать комфортные условия, чтобы они спокойно работали, творили и не думали о том, куда и как инструмент продать, пристроить, чтобы заработать себе на жизнь. А функции распределения по учебным заведениям и вопросы реализации взяло бы на себя Министерство культуры.

Потребность в смычковых инструментах в средних музыкальных учебных заведениях и музыкальных школах страны сегодня не столь велика. Официально озвучена цифра — около 150. Речь идет об изготовлении инструментов среднего уровня, не совсем дешевых, но и не самых дорогих. Тех, которые дадут возможность укомплектовать образовательные учреждения инструментами хорошего качества с последующим сервисным обслуживанием.

— Каждому инструменту присваиваются номер, паспорт, по которым в дальнейшем прослеживается вся история его реставрации. Бывает, музыканты обращаются к индивидуальным мастерам за помощью, а те зачастую не знают, какими были прежние ремонты, начинают производить экспертизу самостоятельно. Наслышан об историях, когда берутся за ремонт, но наносят скрипке необратимый вред и она практически уже не подлежит восстановлению. Поэтому еще один важный момент — организация квалифицированной экспертизы инструментов, которая осуществлялась бы коллегиально, с привлечением лучших мастеров, музыкантов высокого класса, консультантов-акустиков и других специалистов.

Интересуюсь, а как же материалы для производства? Ведь говорят, заготовка древесины занимает минимум 10 лет. К тому же для изготовления музыкальных инструментов она нужна особая. А в Беларуси, увы, нет подходящих для скрипки резонансной ели, карпатского клена, черного или красного дерева. Наш белый клен подходит только в некоторых случаях. А в акустике от материала многое зависит.

Александр соглашается, древесину придется закупать:

— Так получается, что в наших реалиях мастера часто вынуждены быть и лесозаготовителями, и сушильщиками, и распиловщиками, и менеджерами по продажам. Это отнимает время и желание работать непосредственно со звуком, с конструированием. Поэтому материалы закупаются. На рынке все необходимое есть, и весьма хорошего качества. И если закупать в приличном объеме, стоимость невысокая, это не такие большие расходы.

Сколько могут стоить такие скрипки? Конкретного ответа пока нет. Конечно, рассуждает Александр, когда инструмент делает индивидуальный мастер, он может ставить ту цену, которую считает нужной, и дешево она стоить не будет. Но если речь идет о производстве серийном или мелкосерийном, когда изготавливаются инструменты максимально стандартизированные, в стоимости, вероятно, можно будет отталкиваться от стандартного механизма ее расчета. Проще говоря, без заоблачных цифр.

Что касается его скрипки, то продавать ее Александр не собирается, говорит, инструмент сделал в научных и исследовательских целях, потому и цену не называет. А от лица условного усредненного мастера прикидывает так:

— Человек занимается поиском древесины, клея, лака, разрабатывает чертежи, конструирует, настраивает и т.д. Рискует, если что-то сразу не получится, то придется переделывать. Скажем, условно затрачивает на работу 2 месяца, причем, как правило, без выходных. Понятно, что две среднемесячные зарплаты мастер за инструмент запросит. Это — логично и это — минимум.

Так какая же дальнейшая судьба первой скрипки ручной работы? Есть предложение передать ее для «созревания» в Президентский оркестр, чтобы на ней играли. Предложила, между прочим, первая скрипка оркестра Анна Миркос, ей понравился тембр нового инструмента.

Александру предложение по душе:

— Скрипки — инструмент особый, сразу не показывает все звучание, это происходит года через два эксплуатации. Думаю, так и поступлю — отдам в пользование оркестру, а сам прослежу динамику скрипки на практике. Это будет вторая часть моего практического исследования.

Творить индивидуально или под одной крышей?

Как лучше организовать производство скрипок — что думают сами мастера

— Надо собрать хотя бы пять-шесть опытных мастеров, причем именно скрипичных. По стране, если посчитать, столько и есть. А наилучший, по моему мнению, Николай Хазанов из Минска. На его скрипках играет консерватория и многие музыканты-профессионалы.

Собирать ли всех в Минске под одной крышей? Можно попробовать, если не переругаются. Потому что мастеров хоть и мало, но друг с другом они не дружат, люди специфические, каждый со своими амбициями. Наверное, лучше каждому давать заказ. Но, думаю, производство выгодным не будет. Хороших скрипок на страну штук 20—30 нужно, остальные — обычные фабричные. Они тоже нужны, но инструмент дешевый. Мастера затребуют хорошую зарплату. А с чего ее платить?

Пошел бы я в объединение? Через пару недель в Москву уезжаю, предложили там хорошую работу. Если здесь посулят условия лучше, вернусь.

— То, что производство скрипок дело нужное – безусловно, и организовать его — мысль золотая. Объединение мастеров необходимо, и важно, что государство обратило на это внимание. Работать под одной крышей или каждому индивидуально, я не знаю. Например, в Петербурге есть такой Апраксин двор — целая гильдия мастеров, больше десятка производителей классических гитар работают. У каждого своя комнатушка «квадратов» по 18, общее помещение, где станки стоят. Но есть примеры, когда каждый сам работает в мастерской, как раньше называли, мастер-надомник.

Вообще, недоверие легкое к этой теме пока присутствует. Например, озвучено, что, кроме изготовления новых, нужно привести в порядок старые инструменты, советских времен. Но, допустим, принесут 20 таких и скажут: ремонтируйте за три копейки. А ремонт — очень тонкая, ювелирная работа, он порой сложнее, чем изначальное изготовление, я говорю о серьезных случаях, когда идет замена чуть не половины инструмента.

Что касается лично меня, то идеей объединения сердце горело и в 25, и в 45 лет. Сейчас, когда ближе к 60, больше болею преподавательской работой, в музыкальной школе учу детей игре на лютне, и волнует изготовление именно этого инструмента.

— Объединяться надо знаете для чего? Чтобы организовать объективную оценку инструментов. Я сделал скрипку и не могу ее объективно оценить, она мое дитя. А самая компетентная оценка – это слепое прослушивание, когда те, кто слушает, не знают автора инструмента и только по звучанию определяют лучший. Вот тогда будет толк. У нас такой оценки сейчас нет. А так делают и в России, и в Украине. И нам тоже нужно организовывать конкурсы мастеров. Не знаю, как это лучше сделать. Я не организатор, а работяга, я делаю скрипки. Ко мне едут и из Минска, и из Могилева, в Бобруйске все музыкальные инструменты деревянные ремонтирую.

А чтобы создать хороший инструмент, думаю, работать лучше индивидуально. Скрипка рождается в тишине. Я, чтобы деку настроить, выбираю время, когда темно и никакого звука постороннего нет. В общем гаме ничего хорошего не получится. Это мое мнение. Все скрипичные мастера – индивидуалы. А объединяться надо в каком смысле: встречаться, общаться, знать друг друга, что кто сделал — конкуренция же подстегивает. Нужна конкуренция и объективная обстановка в оценке.

Ссылка на основную публикацию