Как ковать доспехи: пошаговая инструкция

Изготовление доспехов.

На одном из московских заводов, трудятся десять мастеров. Шум стоит жуткий — здесь вручную куют доспехи. Сейчас такую амуницию заказывают участники турниров по историческому средневековому бою со всего мира: чаще всего из Америки и Италии. Спрос давно превысил предложение, и ждать свой заказ приходится от нескольких месяцев до полугода.

Реконструкция доспеха Западной Европы XIV века, изготовлено специально для исторических средневековых боев. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов

Историческая реконструкция — широкое международное движение со своими корнями, историей и ответвлениями — как вековое дерево. В сообществе тысячи людей со всего мира, разных профессий, конфессий и возрастов. Объединяет их одно — им всем нужны доспехи.

Поэтому к мастерам обращаются из Англии, Германии, Австрии и других стран, чтобы заказать качественную экипировку для турниров.

— Мое увлечение фехтованием началось еще в 1993 году, тогда мы занимались в спортивном зале и вместо мечей использовали деревянные клюшки. Доспехи я сперва сделал для себя, потом для друзей. Профессионально занимаюсь этим с 2004 года, — Илья показывает мастерские. — Никакой литературы не было, экспериментировал. С появлением интернета увидел опыт зарубежных мастеров, которые изготавливали экипировку для боя еще в 1960-70-е годы.

На мастера такого профиля нигде не учат, слишком специфическая деятельность.

В Москве работают еще три небольших коллектива, которые могут выполнить подобный заказ, один мастер есть в Подмосковье.

Илья демонстрирует элемент доспеха. © РИА Новости / Сергей Мамонтов

— Иногда, конечно, странно осознавать, что какие-то твои знакомые работают в высокотехнологичных отраслях, а ты на заброшенном заводе стучишь по железу молотком, — Петр когда-то окончил мехмат МГУ, аспирантуру, а потом выбрал из всех возможных жизненных путей и вариантов этот — изготовление исторической амуниции. — Свои первые доспехи из жести я сделал в одиннадцать лет в гараже. Мне всегда было мало имитировать и играть, хотелось по-настоящему.

По-настоящему хотят многие, но подходят не все. Недавно Петр и Илья дали объявление, что ищут желающих работать с металлом. «Мы не ожидали, что так много людей хотят трудиться у нас и наконец уйти из офиса. Но мотивированных, дисциплинированных и рукастых очень мало».

Подмастерьев, решивших попробовать себя в такой работе, первым делом учат изготавливать фурнитуру. Как и много веков назад, все начинается с самого простого.

— В среднем, чтобы выйти на уровень крутого доспешного мастера нужно лет пять, это как окончить институт. Но только в том случае, если человек хочет развиваться в ремесле, постоянно учиться новому, — говорит Илья. — У каждого из нас есть своя специализация, однако опытные мастера могут друг друга заменить.

Есть и иностранцы, готовые приехать в Россию работать подмастерьями. Один из Австралии, второй из Канады.

Реконструкция немецкого готического доспеха второй половины XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.

— Так сложилось, что у нас очень большой опыт. Почти все наши ребята сами участвуют в турнирах. Доспехи проверяются на практике. Это помогает корректировать какие-то недостатки и слабые места.

Каждая деталь делается индивидуально. Конечно, можно приобрести что-то с рук, есть даже специальные барахолки. Часто мастерам возвращают на ремонт элементы амуниции, изготовленные ими много лет назад.

Самая дешевая амуниция, пригодная для контактного боя, обойдется заказчику в 160 тысяч рублей. Самая дорогая — в полмиллиона. Поэтому к техническому заданию и снятию мерок относятся особенно серьезно.

В одном из помещений под потолком висят «ноги» заказчиков — муляжи всех возможных длин и размеров. По правилам, если заказчик не может прийти в мастерскую лично, ему высылается схема для обмеров.

Демонстрация оружия и реконструкции английского доспеха конца XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.

Обычно экипировку ждут около трех месяцев, но бывают и срочные заказы — тогда от чертежа до готового изделия может пройти только неделя.

Технологии изготовления защиты со Средних веков изменились, но не принципиально.

Мастера используют листовой металл, горелку вместо горна и режут болгарками вместо шлифовальных кругов с водой и песком. Все остальное — вручную. Основной инструмент — молоток, их в мастерской больше сорока.

— Есть трудоемкие процессы, а есть сложные. Сделать цельнокованый шлем — процесс трудоемкий. Из металла вырезается круг, и из него пять-шесть часов выковывается купол шлема, — рассказывают мастера. — Изготовление механических конечностей — это сложно, но физически нетяжело.

На столе лежат заготовки для будущих доспехов, они поедут к девушке Кате из Америки. Полный комплект защиты для среднестатистического мужчины весит примерно 24 килограмма, женский точно такой же, но полегче.

— Есть чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций», он каждый год проходит в разных городах и странах. В этот раз был недалеко от Рима, в 2019-м состоится в Сербии, — говорит Илья. — Там собирается около 40 команд из 30 стран. Я считаю, что оценка качества нашей работы — это число участников чемпионата в доспехах из нашей мастерской. Во всех топовых командах обязательно есть кто-то в нашей защите. В команде из Сан-Франциско, например.

Спрос на доспехи очень высокий, часто приходят нетривиальные заказы и заказчики.

— У нас был покупатель, который готовился к концу света. Приобрел участок земли на Алтае, завез запасы и заказал у нас титановую амуницию, — вспоминают мастера.

Они делали доспехи для фильмов «1612», «Царь», «Орда». Но больше заниматься этими заказами желания нет: «Много времени тратится впустую, а объем работы очень большой».

Для одного швейцарского музея мастера изготавливали амуницию, опираясь только на изображение на картине. «Я сделал графическую реконструкцию — в живописи много условностей, поэтому пришлось прорабатывать все детально, — рассказывает Илья. — Теперь сотрудники музея используют этот доспех для разных мероприятий».

Как кузнецы-реконструкторы создают средневековые доспехи

В Самаре на улице, названной в честь основателя города князя Засекина, двое парней устроили филиал позднего швейцарского Средневековья, мастерскую «Старый Свет» , или Old World.

В Самаре на улице, названной в честь основателя города князя Засекина, двое парней устроили филиал позднего швейцарского Средневековья, мастерскую «Старый Свет», или Old World. День и ночь они клепают броню, в которой не стыдно показаться Дон Кихоту. Мы узнали, откуда такая тяга к истории, как создаются сложнейшие конструкции в современных условиях и почему ради железа мастерам пришлось бросить учебу.

Кто за что отвечает

Как реконструкторы мастера занимаются концом XV века, Швейцарией. Это закат средневековья, на который пришелся расцвет инженерной мысли: доспехи стали лучше, крепче, тогда же стало появляться огнестрельное оружие – правда, им самарская кузница не промышляет.

В коллективе — профессиональное разделение. Евгений Явкин занимается основой брони: кирасами, шлемами. Василий Маньков делает подвижные части: руки, поножи. Артем Румянцев ищет покупателей на диковинный товар и занимается историческими изысканиями, чтобы точно перенести броню прошлого в настоящее.

Личные истории

Евгений Явкин, 29 лет
Начинали со всяких запорожцев, разбирали всякий хлам во дворе. Было такое увлечение техникой, хотелось знать, как устроены механизмы. В 2005 году я наткнулся на клуб толкиенистов. Они занимались ролевой игрой, одевались в одежду средних веков, и меня это затянуло. Потом через одного из участников узнал о существовании другого клуба, где люди занимаются не отыгрышем, а воссоздают средневековую эпоху. Мне это казалось всегда интересным: создавать предметы, соответствующие реалиям того времени. В 2006, будучи первокурсником «Политеха», я оказался в «Старом Свете». Настал момент, когда я не успевал ни в мастерской, ни в универе. Забрал документы и ушел окончательно в кузницу. Время тогда было такое, что родители пихали в вузы с мыслью: «Вот он сейчас отучится, будет зарабатывать много денег». Я всегда понимал, что это не мое. Моя любовь — делать что-то руками, что-то создавать.
Прошло уже 10 лет, как я занимаюсь этим профессионально. Начинали мы с раннего и классического средневековья. В клубе был упор на драку, бой. Все вещи ковались приближенно к источникам, а не идентично им. Грубо говоря, люди собирались, чтобы подраться, и снаряжение было заточено под сражение. Первый шлем я сделал при помощи 5-килограммовой гири, бревна и пары молотков — им уже по 12 лет, и они до сих пор в нашей мастерской. Листок железа стащил из гаража у деда.

Василий Маньков, 24 года
Я в детстве постоянно что-то крутил, привинчивал. Лет в 13 побывал на конюшнях: хотел покататься на лошадях. Там наткнулся на очень странных людей, которые сидели и делали странные железки. Так я попал на тренировку клуба исторический реконструкции «Старый Свет», а оттуда уже в мастерскую. Если занимаешься реконструкцией, тебе нужно свое снаряжение: щит, доспехи, меч. В 2005 железки стоили космических денег, да и в 13 лет ты особо не шикуешь – денег нет. Помаленьку я стал въезжать в это дело и делать доспехи сам. Тогда движение только зарождалось: никто ничего делать не умел, индустрии не было. У кого не получалось, покупали у тех, у кого получалось. Интернет еще был не так развит, находили информацию через журналы, библиотеки, других ребят. Материалы находили, где попало, делали все как рука ляжет.
Так сложилось, что мне интересней делать подвижные механизмы, состоящие из нескольких сегментов, соединений, двигающихся на заклепках. В университете я отучился всего один год на химико-биологическом факультете Политеха. Понял, что не мое и ушел. Мы уже делали доспехи за деньги, а это значит, что, чем лучше ты делаешь доспехи, тем больше за них получаешь.

Артем Румянцев, 26 лет (на фото в середине)
В 2010 году я пришел в «Старый Свет». Все мальчишки смотрели «Айвенго», «Робин Гуда» и любили средневековье, доспехи — правда, ничего в этом не понимали. Тогда клуб делал реконструкцию Англии времен войны Алой и Белой розы. Я начал заниматься фехтованием по средневековой технике HЕMA(Historical european martial arts). В 2012 съездил на специализированный фестиваль, и меня затянуло. В том же году окончил математический факультет СамГУ.
К мастерской как таковой я не имею отношения, так как ничего не делаю руками. Моя задача — поиск источников, информации. Слава богу, большинство европейских библиотек сейчас оцифровали документы, и если ты знаешь английский или немецкий, особого труда добыча фактов не составит. Мне интересно этим заниматься, пытаться понять, например, почему доспехи были с острыми краями – украшение ли это или что-то другое.
Реконструкция позволяет нам узнать, как многие вещи работают в жизни. Ты никогда не поймешь, почему алебарда имеет такую длину и форму, пока не возьмешь ее в руки и не подерешься ей. Только когда приходит осознание, что шипом можно хорошо проткнуть кирасу – убить человека.

Как работают мастера

В средние века работа шла в цехах – объединениях нескольких ремесленников-мастеров. Каждая мастерская делала свой продукт: листы металла нужной толщины или раскройку и обработку. Вместо болгарки – привод от водяного колеса. Также раньше не было такой качественной стали, поэтому современные доспехи будут покрепче своих предков.

Читайте также:  Купюрница: как сделать, этапы

Создание доспеха начинается с заказа. Это первый этап. Мастерская работает, когда есть заказ и деньги на его производство. Клиент присылает фотографию, что он хочет, и тут начинается сбор информации. Также он присылает своим размеры: обхват тела, ног, рук. Доходит до такого:

Второй этап – выбор металла и его обработка. Сталь используется хорошего качества: 30 ХГСА, 65Г. Нормальная термообработка и хорошая прочность – главное.

Все доспехи, которые делает мастерская, имеют сложную форму. После нагрева металла газовым резаком идет придача ему нужной формы молотками. Наковальня здесь — основной инструмент.

Третий этап – это нанесение деталей. Различные выкройки и декоративные узоры делаются отрезными дисками на болгарке, молотком и ножом. В основном они повышают прочность изделия или его общую красоту.

Потом идет долгий процесс полировки. Сначала напильником, потом лепестковыми дисками и липучими наждачными дисками, потом очень долго происходит трение руками. Делается это, чтобы приблизить доспех к средневековому образцу и чтобы меньше ржавел.

Понять, сколько сил и времени затрачивается на доспехи, можно по шлему, который есть в мастерской. Аналогов на территории СНГ ему сейчас нет. Это копия немецкого максимилиановского шлема, созданного по технологиям того времени. Забрало открывается с помощью нажатия на кнопку и открытия крючка.

Шлем одевается в двух частях: воротник и сам шлем. В XVI веке была необходимость создать легко одеваемые доспехи. Раньше броню привязывали к поддоспешнику, после в этом отпала необходимость, так как все быстро открывается и закрывается в конструкции. Ткань, пришитая к броне, — натуральная. Соединение между шлемом и воротником работает как подшипник. Василий двигает в нем голову абсолютно свободно. Шлем делали вдвоем, и ушло на него около двух месяцев. Примерная цена — 3000 евро.

Сами же мастера признаются, что никогда и не планировали много зарабатывать на этом деле. Оправдывают это тягой к искусству и прекрасному. Заниматься таким делом сейчас трудно. Хорошая сталь дорогая и в Самаре ее не найти. Нужно оборудование, помещение, а на все это — деньги.

Раньше людей в коллективе было больше. Приходили все, в основном, как на работу: кто-то делал кольчуги, кто-то бригантины. Но из-за большого количества времени, затрачиваемого на создание предметов, и относительно небольших цен на них, большинство поспешно покидали мастерскую. Учиться этому ремеслу нужно не один год. Остались самые стойкие идальго.

Текст: Даниил Брежнев. Фото: Мария Москвицова, группа Old World ВКонтакте, Даниил Брежнев

Доспехи викингов своими руками — как сделать костюм рыцаря (броню, наплечник и шлем) из картона

Я сделала этот костюм рыцаря своими руками для защиты на турнирах по картонным битвам. Расскажу вам как сделать броню из картона.

В качестве справочника, и для определения правильного названий частей доспехов викингов, я использовала следующие источники:

Шаг 1: Кираса и задняя пластина

Имея опыт в изготовлении одежды, я решила, что обтяжка картоном тела не будет слишком сложной. Как выяснилось, между жестким картоном и более податливой тканью есть некоторые различия. Я разработала технику продавливания с помощью колпачка ручки линий на тыльной стороне картона, вдоль которых хотела сделать сгибы. Это позволило мне придать картону довольно точную форму.

Основываясь на измерениях моего тела, я нарисовала плоскую форму для передней и задней пластин (вместе они называются кирасой).

Для передней пластины нужно измерить:

  • передняя часть талии (чуть больше половины длины талии)
  • длина от талии до плеч через бюст
  • длина от талии до нижней части шеи
  • передняя часть бюста (чуть длиннее половины моего бюста)
  • ширина от руки до руки, выше бюста
  • длина от линии талии до отверстия под мышкой

Для спины я использовала эти измерения:

  • задняя часть талии
  • длина от талии до плеча
  • длина от талии до нижней части шеи
  • ширина от подмышек до подмышек
  • ширина от руки к руке через лопатки

Я нарисовала переднюю часть на бюсте, чтобы свернуть из неё броневую пластину. Я поместила талию для каждой части на край уже существующего сгиба коробки. По привычке я также оставила дополнительно около 3 см картона по сторонам, и оказалось, что не зря (см. Шаг 6 о полях).

Вырежьте части каким-нибудь ножом. Вырежьте до конца только нижнюю часть вытачки. Для передней стороны сделайте прорезь только по верхнему слою картона. Затем снимите верхний слой и гофру, открывая внутреннюю поверхность гофролиста. Это будет похоже на маленький клапан. Чтобы сделать вытачки, согните картон так, чтобы края вытачек совпали, и закрепите их горячим клеем к внешней стороне передней пластины откидной створкой вниз.

Картон легче согнуть, если сначала вы вдавите колпачком ручки пазы по линиям сгиба. Жесткая линейка также очень пригодится в этом деле. Помимо области бюста, продавите и согните плечи и бока.

Шаг 2: Шлем, часть 1

Можно сделать действительно хороший картонный шлем, но я выбрала более быстрый и легкий путь. Я измерила диаметр своей головы в самой широкой её части (около уровня лба) и вырезала круг из картона, длина которого была на 3 см больше. Высоту я оценила, держа перед зеркалом линейку у головы.

Я вырезала шлем по краю существующего сгиба на коробке и добавила около 3 см. Я сделала много вертикальных сгибов, после чего смогла легко свернуть картон. Я нарезала маленькие буквы V за пределами существующей линии сгиба, чтобы они не мешали, когда я сгибала картон в круг.

Я нарисовала овал с длиной окружности, равной длине моей головы. Большинство голов имеют в некоторой степени овальную форму, и достаточно редко встречаются круглые головы.

Я обернула изогнутую полоску вокруг овала и отметила, где проходит перекрытие, а затем горячим клеем склеила ее в трубу. Я положила круг поверх трубы, на V-образные клапаны, и приклеила по одному клапану на каждом конце, чтобы удержать овал на месте. Затем я приклеила остальные клапаны. Я обнаружила, что было легче наносить клей на клапаны, а не на овал.

Как только овал был приклеен, я решила укрепить его вторым куском картона. Я просто обвела контур, вырезала другой кусок картона и приклеила его.

Шаг 3: Шлем, часть 2

Теперь у вас есть шлем, но вы не сможете видеть! Подумайте, где должно быть отверстие для лица, и проделайте там отверстие. Начните с малого отверстия и постепенно увеличивайте его.

Шаг 4: Наручи

Наручи охраняют предплечья. Я измерила свое запястье и предплечье по окружности и длине. Затем я нарисовала фигуру, похожую на тонкий конический разрез, соответствующий моим размерам. Однако на картоне с надписью CMS, я забыла оставить место для склеивания, поэтому мне пришлось начинать все сначала.

Обратите внимание на диагональные сгибы, которые я сделала колпачком ручки и металлической линейкой. Они позволили мне легко согнуть картон в конус, который хорошо лежал по моей руке, вместо прямой трубки, которая бы подходила плохо.

Если по сравнению с запястьями у вас большие руки, вы можете увеличить область запястья и, возможно, прикрепить наручи к паре перчаток. На самом деле, опробовав свои наручи, я настоятельно рекомендую вам использовать перчатки! По месту, где проходит край картона, мои запястья довольно сильно раздражаются.

Шаг 5: Наплечники

Наплечники — это части доспехов, которые защищают плечи. Я никогда не видела доспехов с поднятыми руками, но кажется логичным, что вы захотите сохранить этот диапазон движения. Поэтому я решила сделать наплечники более плоскими, чем на моем шаблоне, и просто прикрепила их к краю плеча, позволив им откидываться, когда я поднимаю руки.

Это была самая сложная форма, которую я когда-либо пробовала сделать. Чтобы проверить подгонку, я сначала сделала бумажную модель, и обнаружила, что пара почти симметричных заостренных овальных фигур хорошо подходить, если добавить на спину вытачку. На самом деле просто посмотрите на фотографии. Чтобы прикрепить одну часть к другой, я снова использовала технику V-образных надрезов. И я сделал вытачку так же, как у нагрудника — срезав половину слоев картона.

Чтобы прикрепить передние и задние части, потребовалось достаточное количество силы, чтобы удерживать их в нужной форме. Я склеивала клапаны по одному и давала клею полностью остыть, прежде чем перейти к следующему. Это заняло некоторое время, но я был вознаграждена действительно прочной конструкцией – наплечники приняли много ударов и, выйдя из битвы, смотрелись так же свежо, как когда они были сделаны!

Шаг 6: Юбка

Я не уверена, действительно ли это юбка, или просто часть кирасы… В общем, это части брони, которые находятся под нагрудником и задней пластиной для защиты бедер.

Здесь я снова была должна прикрепить изогнутый кусок к прямому. Форма юбки я сначала разработала на бумаге, помня, что для того, чтобы она выглядела правильно, она должна была иметь небольшую кривизну. Чтобы сделать склеивающие клапаны, после вырезания частей юбки я также нарезала V-образные части на нижней полосе передней и задней пластин.

Я клеила один клапан за раз, начиная с центра. Возможно, вам придется приложить достаточное усилие, чтобы удержать нагрудник или заднюю пластину на месте, когда вы приклеиваете юбку, но изогнутые формы сильны, и как только клей остынет, конструкция будет довольно прочной.

Читайте также:  Как сшить бальные перчатки

Шаг 7: Финальная подгонка

На этом этапе вам понадобится надежный оруженосец. Скрепите лентой перед и зад кирасы, и посмотрите, хорошо ли ложатся плечи. Если это необходимо, согните их сильнее. Теперь подгоните доспехи под себя. Аккуратно приклейте плечи — вам может понадобиться залезть и вылезти из них пару раз, прежде чем они лягут по вашему телу. Попробуйте свести руки перед собой. Мне пришлось отрезать около 3 см с каждой стороны проймы, прежде чем я смогла сделать это достаточно комфортно, чтобы держать двумя руками меч из картонной трубы.

После того, как кираса ляжет по вашему телу, закрепите обе стороны и плечи с обеих сторон клейкой лентой. Если можете, подклейте их изнутри.

Затем попросите, чтобы оруженосец прикрепил наплечники к плечам, примерно в середине плечевого ремня. Помните, что вытачка идет сзади и ближе к шее. Используйте клейкую ленту сверху и снизу и закрепите наплечники полосками ленты по краям (т. е. просто наклейте туда много ленты).

Мне также пришлось вырезать изгибы в форме плеч по краям шлема, когда кираса торчала чуть выше моих плеч. А бандана, или балаклава, или просто головной убор, полезны для уборки волос, а также придают им хороший средневековый вид.

Шаг 8: Готово

Теперь идите вперед и поразите своих врагов!

Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.

Ковка металла в домашних условиях

Ковка своими руками довольно непростой технологический процесс, для этого нужно знать основные приемы работы с заготовкой, а также правила нагрева и закалки

Кузнечное ремесло — один из самых старых способов обработки металла. Однако, даже в наш век развития высоких технологий, оно не утратило своего значения и даже набирает большую популярность.

Ковка своими руками довольно непростой технологический процесс, для этого нужно знать хотя бы основные приемы работы с заготовкой, а также правила нагрева и закалки металла. Также нужно иметь понятие, как использовать оборудование. Какими навыками нужно обладать для изготовления изделий кузнечным способом и как ковать металл?

Этапы ковки и приемы

Горячая ковка включает в себя большое количество приемов, использующихся в обработке металла. Однако сама технология состоит из основных этапов.

  1. Нагрев заготовки.
  2. Ковка.
  3. Стабилизация металла.
  4. Закалка (по надобности).

Каждый отдельно взятый этап имеет большое значение. Неправильно выдержанная температура нагрева заготовки приведет в дальнейшем к порче изделия, то же касается и слишком быстрого остывания.

При ковке также нужно соблюдать технологический процесс, иначе попросту заготовка будет испорчена. На этом этапе используют множество приемов в зависимости от того, какое изделие изготавливают.

Стабилизация металла подразумевает постепенное остывание готового изделия. Этот технологический этап способствует нормальной кристаллизации сильно разогретого материала. Главная задача — не допустить нарушение внутренней структуры, появления раковин и трещин.

Закалка используется для придания готовому изделию твердости за счет изменения кристаллической решетки во время высокотемпературного нагрева. Чаще всего в кузнечном деле этот этап проводят, изготавливая инструменты, которые во время использования будут испытывать большие нагрузки. Основное требование к закалке — не сделать металл слишком хрупким (перекалить) или, наоборот, очень мягким.

Итак, как происходит ковка металла своими руками и какие приемы применяют на каждом из этапов работ?

Нагревание заготовки перед ковкой

Лучше всего приступить к нагреванию заготовки сразу же после ее отливки, когда она остынет до темно-красного цвета. Также можно прогреть материал предварительно перед помещением в очаг. Предварительное нагревание проводят с концов до средины, чтобы избежать появления напряжений и трещин в структуре металла. При этом температура соблюдается в пределах не более 300 градусов. Проверяют этот показатель разливанием на поверхность болванки машинного масла: если оно горит, то заготовку перемещают в очаг.

Температуру в горне изначально задают невысокую, постепенно увеличивая со временем до нужного предела.

Ошибочно мнение о том, что чем больше нагреть сталь, тем лучше ее ковать. При сильном разогреве такой материал действительно становиться мягче, однако, не стоит забывать о таких процессах, как перегрев и пережег металла.

Перегрев изменяет кристаллическую структуру материала заготовки и при последующей ковке он может попросту развалиться на отдельные фрагменты.

Пережег изменяет химические свойства стали, когда из ее состава выжигается большее количество углерода.

Как по цвету определить температуру нагрева

Процесс ковки

Прежде чем планировать изготовление вещей, стоит рассчитывать на то, что при обжимке заготовка потеряет часть своего объема в виде окалины. Она образовывается на поверхности болванки, откуда ее удаляют, используя инструменты: клещи и щетки.

Когда обжимка проведена, переходят к собственно поковке изделия. При этом используют различные приемы для получения нужной формы.

Чтобы на поверхности образовались утолщения, используют способ местной осадки. Также этот прием используют, если нужно уменьшить длину заготовки и сделать ее более толстой. Для этого мастер наносит удары сверху заготовки, расположенной в вертикальной плоскости. При этом металл будет деформироваться и утолщаться. Удобно делать полную обсадку, зажав разогретую заготовку в тисках, но нужно спешить, иначе металл будет очень быстро остывать от холодного приспособления для зажима.

После осадки опять нужно сделать обжимку, чтобы придать структуре однородность!

Одна из разновидностей осадки — высадка. Ее используют, когда нужно получить на поверхности изделия утолщения. Для этого нагрев заготовки делают только в месте высадки.

Если нужно, наоборот, удлинить заготовку, проводят так называемую протяжку. Используют три способа, которыми можно сделать этот прием. Наиболее простой — протяжка на плоских бойках. Для этого заготовку разогревают. Далее, ее проходят молотом по всей длине и, переворачивая на 90 градусов, делают ту же работу. Прием стараются проводить за один разогрев. Довольно часто используют такой подвид протяжки, как расплющивание по всей длине. Основные инструменты при этом молот или кувалда.

Иногда при ковке в домашних условиях нужно сделать в изделии сквозное или глухое отверстие. В таком случае используют прием прошивки. В качестве основного приспособления выступают пробойники различного сечения. При этом заготовку разогревают и укладывают на наковальню сверху круглого отверстия. Установив пробойник, по нему наносят удары. Прошивку можно делать как с одной стороны, так и с обеих.

Для разделения заготовки или изделия на части используют способ рубки. Нагревают металл до темно-красного цвета и, уложив его на наковальню, кузнечным зубилом рубят три четвертых его толщины. После чего поковку переворачивают и дорубают остаток, используя те же инструменты.

Также довольно часто в кузнечном деле использую способ гибки заготовок. Простые формы получают, используя в качестве основного приспособления наковальню с отверстиями. Более сложные кованые элементы формируют, изгибая заготовки на различных шаблонах.

Еще один прием, часто использующийся в художественной ковке — скручивание. Заготовку при этом разогревают и жестко фиксируют в тисках, другой конец проворачивают, используя как основное оборудование вороток.

Когда изделие готово нужно стабилизировать металл.

Стабилизация

Небольшие поковки можно оставить в очаге горна, где металл будет остывать вместе с печью. Более массивные кованые изделия можно засыпать горячими углями и присыпать золой.

Чем более массивное изделие, тем более плавным должно быть остывание.

Обучиться ковке для начинающих лучше у опытного мастера. Существует много различных приемов и способов такой обработки и изготовления вещей, которые может показать специалист. Тем более при отсутствии практики довольно тяжело соблюдать технологии нагревания и стабилизации металла, без которых изделие либо не получиться, либо будет некачественным.

Однако ручная ковка не так сложна и простейшие вещи можно довольно быстро научиться изготавливать самостоятельно.

А что Вы можете дополнить к материалу этой статьи? Если у Вас имеется опыт обучения ковки в домашних условиях, поделитесь им в блоке комментариев к этой статье.

Как ковать доспехи: пошаговая инструкция

В рамках программы передачи опыта от старшего поколения хипанов младшему.

Итак, вы хипан, вам нужен надежный, простой и не дорогой доспех который гарантировано будет служить многие годы и защитит вас от всего ударно-дробящего от деревянного меча до сварного их арматуры шестопера и резиновой кувалды переделанной из молотка для укладки тротуарной плитки. Вам повезло, у меня есть для вас решение.

Как и все о чем пишу – это решение опробовано на практике. Описанный ниже доспех прослужил Орде 15 лет и до сих пор жив, полностью здоров. Активно носили его два бойца Орды которые участвовали как в легких игровых боях (пусифайт) так и жестком рубилове середины 2000-х когда не били разве что заточенными топорами (хотя кого я обманываю, было и такое, хоть и единичное).

Немного истории. Впервые такой тип доспеха в ролевой тусовке был массово применен в команде «Род Скаллагримов» (г. Киев) во второй половине 90-х. Его разработкой и изготовлением занимался командир команды – Кор.

Суть доспеха была следующая – брался крупный кусок замши или кожи (потрошились старые плащи) и из него выкраивалось пончо. Изнутри к покрышке клеили голенища кожаных сапог, набирали их в три слоя. Изнутри шел еще один цельный (или близкий к тому) слой кожи или замши от тех же плащей. Уже поверх такого доспеха шло усиление из выбитых металлических пластин по три в ряд, пластины были квадратной формы и крепились на заклепки за два верхних угла пластины. По бокам были ремешки с пряжками. Длинна доспеха подбиралась так, что бы с одной стороны закрыть пах, с другой не мешать ходьбе.

Такой тип доспеха стал штатным у Скаллагримов, и был по сути визитной карточкой команды.

Я сам выходец из Скаллагримов, а это значит, что опыт этой легендарной команды перешел вместе со мной и в Орду. Опыт опытом, но переосмысление все же необходимо. У доспехов Скаллагримов есть один недостаток который проявился с повсеместным ужесточением боевки – не достаточная толщина и как следствие стойкость к ударам.

В чем суть ордынского подхода – мы не ищем крупные, цельные куски толстой кожи (это хорошо но сложно) мы заготавливаем большое количество небольших обрезков кожи, причем тонкой.

Читайте также:  Как плести кольчугу: пошаговая инструкция

Итак, пошли по порядку..

1. Вам нужен инструмент, это шило (толстой мощное), ножницы или острый нож, клей ПВА в крупной таре (от литра и больше), кисточка для клея (узкая малярная), самые толстые и прочные нитки какие сможете найти (например капроновые «яхтовые»).
2. Из бумаги или картона вырезаем лекало вашего будущего доспеха. Нужно это для ориентира, с таким лекалом проще. Кроим лекало так чтобы длинна доспеха была чуть ниже пояса. Ширина половинок по пузу такая чтобы готовый доспех застегнулся на вас с легким нахлестом. В районе груди ширина должна быть такой чтобы не мешало свести руки вместе перед собой (обычно это 35-40 см.). в районе ключицы ширина 7-10 см. В идеале задняя часть доспеха (спина) должна быть шире чем пузо, тогда место нахлеста будет не строго по середине, по бокам, а чуть сдвинется вперед – так проще застегивать доспех самостоятельно.
3. Из внушительной кучи обрезков кожи которые вы заготовили (а это выпотрошенные сумки, сапоги, куртки, плащи) выбираем самые крупные. Они лягут в центр конструкции.
4. Далее с помощью клея ПВА начинаем наклеивать на максимально крупный кусок имеющийся в наличии и лежащий у нас в основе куски кожи в рамках габаритов нашего лекала. Клеим с нахлестом минимум 2-3 см.
5. Наклеиваем слой за слоем в стиле папье-маше, набираем из тонкой кожи необходимую толщину (минимум в пять слоев в любой точке и до 1 см. в готовом изделии).
6. Небольшой нюанс – изначально при сортировке кусков кожи постарайтесь подобрать достаточное количество на верхний (внешний) слой кусков примерно одного цвета и фактуры, желательно средних и более размеров.
7. Для лучшего сцепления кусков, после проклейки слоя кладем на него широкую ровную доску (например полку от шкафа или столешницу), а сверху придавливаем грузом (гантели, баклашки с водой). Даем высохнуть клею и приступаем к наклеиванию нового слоя.
8. Итак у вас готова склеенная из многих кусков и слоев кожи модель. Теперь вам нужно подрезать ее по краям. Ориентируемся на лекало, кладем его поверх модели и подрезаем портняжными ножницами или острым ножом все что выступает за границы лекала.
9. Как вы понимаете одного только клея для удержания кусков кожи недостаточно. Поэтому необходимо куски прошить. Подкладываем под модель доску и начинаем крупным мощным шилом делать отверстия по кромке каждого внешнего куска. Отступаем от края видимой кромки каждого куска 0.5 см и с шагом от 5 мм до 10 мм делаем отверстие. Дырки бьются даже для пакета толщиной в 1 см., но шило все же нужно по мощнее. (Не нашли такое шило? Возьмите крестовую отвертку с удобной толстой ручкой и напильником сточите кончик до состояния шила).
10. Через пробитые отверстия прошиваем пакет насквозь цыганской иглой с толстой нитью. Также прошейте пакет с другой стороны, так как по понятным причинам мозаика кусков верхнего слоя не совпадает с мозаикой самого нижнего.
11. Как вы помните мы кроили лекало так, чтобы оно было чуть ниже пояса, нужно это чтобы закрыть как можно большую площадь тела и защитить почки и печень. Но в длинном доспехе согнутся будет мало реально (линия сгиба тела куда выше), поэтому нужен вертикальный разрез как на пузе так и на спине, от нижней кромки доспеха вверх до линии сгиба тела.
12. У вас на руках практически готовое изделие, оно не рассыплется так как надежно прошито и проклеено. Теперь его можно немного украсить. Берем контрастную по цвету кожу (если доспех снаружи из черной кожи то отлично подойдет коричневая, и наоборот), режем ее на широкие полосы. Если доспех получился около 1 см в толщину, то ширина полос для канта должна быть от 7 см. до 10 см. Наклеиваем эти полосы по кромке доспеха с перегибом, равномерно как с внешней так и внутренней стороны. Если полосы короткие то наклеиваем их внахлест в пару сантиметров. Далее шилом бьем отверстия уже по кромке канта и опять прошиваем.
13. По той же технологии я делал и защиту паха. Это отдельная панель с округлой нижней кромкой и ровной верхней. Крепил ее к доспеху с помощью двух кожаных ремней по краям панели. Ремни к панели крепятся на внешней стороне, а к доспеху с внутренней. И крепиться это так чтобы паховая панель заходила под подол доспеха. При такой компоновке доспех уверенно гнется в поясе (у нас же там разрез!) а пах надежно закрыт (это чертовский важно! Не полагайтесь на одну только стеганку).
14. По бокам крепим ремни-застежки с пряжками. Как и с паховой панелью я их пришивал, но можно посадить и на заклепки. Если ремней нет то из можно сшить самостоятельно из двух сложены вместе кожаных лент.
15. Кожаный доспех готов и в принципе он уже самодостаточен, но бывает так, что из-за нехватки материала вам не удалось набрать желаемую толщину. Вам кажется, что доспех не достаточно толстый, или изначально боялись что будет низкая подвижность и получилось тонковато? Не беда! Усильте доспех стальными пластинами. Оптимально брать узкие пластины шириной до 10 см и длинной в районе 20 см. Крепить их нужно изнутри, на заклепки. Причем не нужно ни какого нахлеста, скажу больше нужен зазор между ними в 1-2 см. Можно крепить как по середине по 2-3 заклепки на пластину (для узких пластин этого достаточно) так и по углам. Я усиливал пузо – ряд вертикально уложенных узких пластин на пузо и одна более широкая горизонтально в область сердца. На спине поставил ряд горизонтальных узких пластин вдоль позвоночника.

Чем хорош этот тип доспеха так это его доступностью и надежностью. Его не нужно рихтовать, полировать и красить. Он отлично амортизирует удар. Мой доспех шился из обрезков очень тонкой и мягкой кожи козы, я набрал пакет 5-7 мм и с усилением металлом он весит достаточно скромно.

Как сделать Горошкообразный шлем

Ранний большой шлем – Потхельм

Представленый вариант выкройки уже давно бродит интернетами. По нему и делается большинство потхельмов. Выкройки рекомендуется распечатывать через Фотошоп и можно вырезать. Вот толь не спешите делать шлем, рекомендую изготовить бумажную модель шлема, а то вдруг он окажется вам не по размеру. Не забывайте что шлем одевается на подшлемник, поэтому необходимо к окружности головы добавлять 10 см – допустим окружность вашейголовы 57 см, то шлем делается как будто окружность головы 67 см.

1. Вырезать шаблоны из 2 мм стали, кроме затыльной части, которую можно сделать и из металла немного тоньше толщины, так как необходимо будет выполнить отбортовку.

2. Крышке шлема на металлической тарелке придать полусферическую форму, отрихтовать ее.

3. Боковые пластины согнуть с помощью трубы. Желательно на боковых частях разметить 4 отверстия под клепки, склепать эти части на 2 центральные клепки (рис.1). Ширина стыковки равна 1,5 см.

4. Крышку шлема можно соединить с боковыми частями с помощью сварки, потом зачистить наружный шов, и если к готовому шаблону предварительно добавить полукруглые лепестки (рис.2). Эти лепестки загнуть и приклепать их «в потай» изнутри боковых стенок (рис.3).

5. С помощью круглой болванки на декоративной планке выполнить загиб (рис.4), и приклепать ее к верхней части шлема. Для лучшего прилежания этой планки к верхней крышки, можно ее обстучать фторопластовым молотком (рис.5).

6. Лицевую часть шлема согнуть и выбить на ней вертикальное ребро.

7. Можно к лицевой части сделать дополнительную декоративную накладку, которая так же будет играть дополнительную защиту. Для этого соединить лицевую часть с боковыми стенками с помощью болтиков. Взять листок бумаги приложить к лицевой части и прорисовать шаблоны. Ширина накладок составляет 1,5 см (рис.6). Приклепать эти накладки.

8. На затыльной части выполнить отбортовку. На металлической болванке загнуть край (рис.7) и подогнать под форму шлема. Разметить и просверлить отверстия как на затыльной части, так и на боковых стенках.

9. Собрать шлем полностью на болтиках, и вынимая болтики через один, проклепать шлем заклепками.

10. Согнуть и подогнать носовую стрелку и приклепать ее (рис.8).

11. Приделать подшлемник к шлему, но это уже по усмотрению изготовителя.

Выкройки и изготовление Топфхельма

Вот так выглядит готовое изделие:

Выкройки:

Инструкция по изготвлению рыцарского шлема Топфхельм:

1) Вырежьте пластины, помня о том лобная и затылочная пластина одинаковы и их выкройка.
2) Обработайте края и углы пластин.
3) Сформируйте лобовую и затылочную пластины верхней части шлема и соедините их заклепками вместе, перехлест между ними 7-8 мм (3/10 дюйма).
4) Просверлите отверстия для заклепок 5 мм (3/16 дюйма) в соответствии с выкройкой.
5) Выгнете в наружу в верхнюю крышку шлема, края крышки загните во внутрь на дюйм (2,54 см). Это будет опора для крепления крышки к лобной и затылочной пластине.
6) Вставьте крышку шлема изнутри (если надо подгоните её чтоб прилегала плотно) . Сквозь отверстия в лобной и затылочной пластине отметьте фломастером места для отверстий для клепки.
7) Просверлите отверстия на крышке и соедините заклепками крышку и верхнюю часть шлема.
8) Сформируйте обратную пластину, чтобы соответствовать вершине шлема и расставьте отверстия для заклепок в соответствии с выкройкой.
9) Сквозь отверстия в нижней задней пластине отметьте фломастером нижний ряд отверстий в верхней задней пластине и просверлите их. Присоедините присоедините нижнюю заднюю пластину к верхней
10) Просверлите отверстия для дыхания и кресты на лицевой пластине.
11) Подгоните лицевую пластину под шлем и присоедините её к остальной части шлема аналогично способами описанными выше.
12) Отполируйте шлем и латунные пластины для креста.
13) Присоедините руки латунного креста над глазными прорезями.
14) Присоедините заклепками главную часть латунного креста. Не забудьте использовать полосу стального подкрепления под частью креста, которая проходит между глазами.
15) Заново отполируйте шлем и крест, если нужно.

Ссылка на основную публикацию