Как научиться ткать ковры

Ковровая вышивка иглой для начинающих: материалы и инструменты, описание техники с фото

Каких только видов рукоделия не придумано искусницами и мастерами всего мира! Одни из них сложны и требуют профессиональных навыков и специального инструмента, а другие просты и доступны даже новичкам. Одним из таких простых, но очень ярких и выразительных видов является вышивка ковров. Не нужно путать с ковроткачеством!

Сегодня ковровую вышивку в своих работах используют как маститые кутюрье, так и доморощенные рукодельницы. Освоив эту технику, можно изготавливать мягкие и уютные подушки, пледы, коврики, украшать одежду. В общем, создавать уникальные неповторимые вещи.

Виды вышивки

Каждая из этих техник проста для освоения даже новичкам. А работа выполняется довольно быстро и за вечер можно создать небольшое эксклюзивное изделие, которое станет украшением интерьера или отличным подарком для близких. Выделают две разновидности вышивки ковров, которые будут рассмотрены ниже.

Петельная – выполняется с помощью специальной иглы. На лицевой стороне такой работы будут ровные петельки из пряжи. А с изнаночной будет гладкая вышивка. Еще одно название этой техники – «нетканый гобелен».

Узелковая – выполняется с помощью специального или обычного вязального крючка. В процессе работы короткие отрезки нити привязываются узелками к ткани основы.

Ковровая вышивка

Для работы в этой технике понадобится специальная игла, без нее не обойтись. Они продаются в магазинах рукоделия. В набор входит рукоятка, съемные иглы разного диаметра для разной толщины ниток и продергиватель для нити. Иглы для вышивки ковров отличаются тем, что острие у них полое и скошенное внизу. В инструкции описано, как правильно вдеть нить.

Работа выполняется на плотной ткани. Чем толще игла, тем плотнее ткань, иначе останутся непривлекательные дырки на полотне.

Пряжа подойдет любая, но в одной работе желательно подбирать нити одинаковой толщины и структуры. В процессе можно применять как специально купленную пряжу, так и остатки, которые есть в запасах у вязальщиц. А можно использовать и нити, полученные при распускании шерстяных изделий, отслуживших свой век. Безотходная технология.

Еще пригодятся пяльцы, ножницы, карандаш. Можно приступать к созданию шедевра.

Процесс работы

Такой вид рукоделия, как ковровая вышивка, для начинающих очень подходит, ведь освоить его можно за короткий срок. Изначально нужно подобрать рисунок для работы. Схему можно нарисовать самостоятельно или выбрать понравившуюся картинку. Важно, чтобы на ней не было мелких деталей, потому что они усложняют процесс работы, да и плохо видны на готовом изделии.

На изнаночную сторону ткани карандашом нанести рисунок, учитывая, что на лицевой стороне получится зеркальное отображение.

Ткань вставить в пяльцы и хорошо растянуть, чтобы не было провисаний. Желательно подобрать такой размер пялец, чтобы вся картина помещалась целиком.

Нить нужного цвета вдеть в иглу. При работе ткань пробивается насквозь, работа держится изнанкой кверху. Держать иглу нужно строго перпендикулярно поверхности, вводя инструмент до упора. Длина ворса регулируется ограничителем на рукоятке и зависит от пожеланий мастера.

В ковровой вышивке иглой (для начинающих информация) не имеет значения, с какой стороны будет начата работа. Нить вставить в иглу, оставляется конец не меньше 3 см. Важно, что сначала выполняется контур выбранного фрагмента, который лучше всего делать контрастным цветом (черным), а потом основным цветом заполняется пространство внутри. Можно делать стежки вдоль контура, заполняя фрагмент от периферии к центру, или проходить прямые ряды. Выбор зависит от исполнителя.

Затем аккуратным движением вверх игла для вышивки ковров вытаскивается и переставляется на 2-3 мм от первоначального прокола. Не нужно поднимать ее слишком высоко, иначе петли распустятся или будут неровными. Перед началом работы нужно попрактиковаться на небольшом участке ткани. Первый ряд редко выглядит идеально, но это не повод для паники. Результат будет виден, когда будет выполнен фрагмент рисунка.

Периодически нужно переворачивать работу на лицевую сторону для контроля. Готовые петли пригибаются в противоположную от иглы сторону, чтобы они не переплетались, что сделает работу неаккуратной.

Чтобы сменить цвета пряжи, достаточно обрезать нить использованного цвета, оставив небольшой хвостик, а в иглу заправить новый цвет и продолжить работу.

Процесс увлекателен и выполняется довольно быстро, видео это демонстрирует.

Наборы для рукоделия

Для тех, кто хочет попробовать свои силы в этом виде рукоделия, можно купить наборы для ковровой вышивки. В них входят все необходимые материалы, инструменты и подробная инструкция, что существенно облегчает процесс. Составители набора подбирают рисунок, основу и пряжу нужных цветов и оттенков. А инструментами из набора можно будет пользоваться и в дальнейшем.

Окончание работы

В ковровой вышивке иглой начинающим мастерам важно правильно закончить работу, чтобы изделие сохранило форму на длительное время.

Готовую вышивку вынуть из пялец. Внимательно осмотреть лицевую сторону. Если какие-то петли оказались длиннее соседних, их можно аккуратно заправить с помощью пинцета, подхватив с обратной стороны. Если же петельки получились короче других, то с помощью иголки или крючка можно слегка подтянуть их вверх.

С изнанки обрезать лишние нити, оставив хвостики в 2 см, которые нужно закрепить, пропустив их под соседними стежками.

Изнаночную сторону работы промазать клеем ПВА, разведенным в пропорции 1:1. Делать это нужно мягкой кистью и так, чтобы клей не попал на лицевую сторону. Этот прием зафиксирует пряжу и не позволит петлям распуститься. Если не разводить клей, то после высыхания работа будет жесткой, а при сгибании изделие будет хрустеть.

Промазанную клеем работу накрыть пленкой и оставить на ночь. Затем целлофан удалить, изделие разложить на ровной поверхности и оставить до полного высыхания. Это хорошо разглаживает поверхность.

Прогладить вышивку с изнаночной стороны и проклеить флизелином. Можно еще раз пройтись клеевым раствором. После таких манипуляций при эксплуатации изделию уже ничего не страшно. Все ниточки надежно зафиксированы.

Осталось подшить подклад, если это коврик, если это наволочка – вторую стенку, если картина – вставить в рамку.

Маленькие хитрости

Сначала выполняются мелкие детали рисунка, потом более крупные. На последнем этапе заполняется фон.

Длину петли можно менять в процессе работы. Это создаст рельеф и объем. Но весь фрагмент должен быть с одной высотой петель. Например, трава у подножия гор на картине, или уши у щенка.

Если на каких-то участках оказались пропущенные петли, можно вставив в иглу нить, всегда вернуться и доработать пропуски.

Контур или прямые линии желательно выполнять в два параллельных ряда. Так они будут выглядеть четче и не затеряются на общем фоне.

Вышивка крючком

Еще одна разновидность рукоделия – ковровая вышивка крючком. Она не сложна в изготовлении, а смотрится очень эффектно. С ее помощью делают оригинальные коврики и другие изделия.

Мастер-класс по ковровой вышивке

Для работы понадобится специальная плотная канва с крупными ячейками, называемая страмин. Этот материал продается в магазинах рукоделия и в строительных отделах.

Также нужен специальный крючок, но, если его нет в наличии, можно обойтись и обычным вязальным. Для работы нужна пряжа, которую нужно нарезать на равные отрезки. Длина их зависит от желаемой длины ворса, от 3 до 10 см. Чтобы упростить задачу, пряжу рекомендуется накрутить на линейку нужного размера и обрезать с одной стороны. Так все отрезки будут ровненькими. В ход идет любая пряжа, имеющаяся в наличии.

Мастер-класс по ковровой вышивке поможет выполнить работу любого уровня сложности. Но лучше начать с чего-то простого.

Картинка не должна содержать мелких деталей, они усложнят работу и будут не видны на готовом изделии. Канва делится на квадраты 10 х 10 ячеек, чтобы упростить процесс. Нанести изображение на лицевую сторону. Если предполагается использование нескольких цветов, то можно карандашом или фломастером выделить эти зоны.

Важно помнить, что от края канвы нужно отступить 2-3 см, чтобы впоследствии продолжить работу с заготовкой.

В узелковой технике работа начинается с нижнего или верхнего угла, а узелки привязываются последовательно в каждую ячейку ряд за рядом.

Отрезок нити нужного цвета сложить пополам. Крючок продеть под ячейку канвы, захватить нить в точке сгиба и протянуть под основой. В получившуюся петлю продеть оба хвостика и затянуть узел. Каждый узелок должен соответствовать по цвету выбранному рисунку. Когда все будет готово, нужно подровнять кончики ниток острыми ножницами, чтобы изделие приняло завершенный вид.

Вот так просто и нехитро получается красивая эксклюзивная вещь.

Где взять схемы

Рисунки для ковровой вышивки используются любые. Можно самостоятельно нарисовать схему или воспользоваться детскими раскрасками. Очень хорошо для этой цели подходят схемы для вышивки крестиком, где каждая клетка соответствует петельке или узелку. Лучше всего подбирать картинки без мелких деталей.

Хорошо смотрятся абстрактные геометрические фигуры или простые узоры. Даже полоски выглядят красиво, ведь они приобретают объем и мягкость.

Ковровая вышивка для начинающих – это возможность провести время с пользой, использовать обрезки нитей и создать уникальную вещь, которая станет украшением интерьера.

kak_eto_sdelano

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

– Бог всегда любил ковер, с тех самых пор, когда его создал. В раю были золото, и хрусталь, и все самое прекрасное, что можно вообразить. Гурии сидели на коврах и пели очень красивые песни. Потом, после изгнания людей из рая, первый сын Адама – пророк Шис – взял шерсть верблюда. Окрасил ее тремя растениями. Может, еще и камнем индиго, я точно не знаю. Сделал пряжу и выткал первый земной ковер. Человечество после потопа родилось заново в Кавказских горах, где пристал ковчег. И ковры начинаются отсюда. Поэтому здесь они самые разнообразные. В узорах древних ковров есть очень большие секреты, признания, поручения будущим поколениям. Только мы не можем их понять.

Круглое лицо пожилой лезгинки задумчиво и торжественно. Изящная армуда с чаем гранатового цвета стынет на столе, а она, не отрываясь, глядит на станок с растянутым ковром – то ли как мать на дитя, то ли как верующий на икону. Скоро кто-то будет топтать его ногами, не задумываясь о том, что в этих хитросплетениях пряжи сокрыта вся жизнь – богатство и нищета, любовь и ненависть, радость и боль.

Задолго до Кандинского и Брейгеля

Дагестанское селение Межгюль затеряно среди гор и лощин, столь хаотичных, что кажется – некий гигант смял здешнюю землю, словно клочок бумаги. Столь же смято, перемешано здесь и время. В крохотном советском Доме культуры – список тухумов (родственных групп) и перечень адатов (доисламских обычаев). Возле древних надгробий, расписанных изящными узорами, стоит современный дом, у порога привязан осел, на веревках сушится белье.

По улице, продавленной грузовиками, с блеяньем течет сплошной овечий поток. Над селением носятся утонченные ласточки. С веселым цвиканьем они влетают в окна местной фабрики. Там на подушках сидят женщины – по пять или шесть за каждым станком. Выпуклые очки, редкие зубы – на протезы, даже металлические, нужны деньги. С синхронностью единого бионического станка они ткут ковры, и только редкие шутки на табасаранском вносят разнообразие в монотонный труд. Не глядя на лежащую поодаль «шпаргалку», ткачихи тянут нити из висящих сверху разноцветных клубков и, ловко орудуя крючком, вплетают их в основу. В кучу свалены мобильники, из одного из них доносится простенький ритмичный мотив.

Когда ряд закончен, его с лязганьем прибивают рагами – тяжелыми зубатыми брусками. Ворс, выступающий над поверхностью ковра, состригают особыми ножницами – их прототипы встречались еще на стоянках бронзового века. Дюжина ладоней с синхронностью многоножки проталкивает уток, и все повторяется вновь и вновь – до самого перерыва, когда мастерицы ненадолго сменят фабричный труд на домашний, готовя обед для всей семьи.

Невольно вспоминаются слова одного из участников Кавказской войны – офицера Бессонова, написавшего об этих местах: «На сыром полу пещеры, застеленном только свалявшимся сеном и грязными тряпками, сидело в ряд шесть женщин. Сквозь камень просачивалась влага, в трещинах шевелились мокрицы, воздух, пропитанный запахом прелой шерсти, был невыносим для дыхания. У самого входа в пещеру сидела маленькая девочка с бледным личиком и красными от напряжения глазами; своими тонкими белыми пальчиками она, не отставая от других, ткала ковер. И я подумал: недолго при таком труде и ей превратиться в такую же старуху, как все остальные. Работали женщины в полутьме, и я поразился, как могли они создавать поистине художественные произведения».

– Все мы тут старухи, – говорит мастерица Гюлназ Юзбекова. Она первой вернулась с обеда и пьет чай, дожидаясь остальных. Чтобы успеть к началу рабочего дня, Гюлназ встает каждый день не позднее пяти утра. Надо сделать все домашние дела и накормить пятерых детей. – Мне 50 лет, я в очках сижу. Труда много, зарплаты мало. Летом домашние дела, коровы – тогда станки пустуют. Говорят, скоро все закроется. Молодые работать не хотят, да и не умеют. Раньше мы учились у родителей, но сейчас дома уже никто не ткет. Только на фабрике.

– Нравится работа?
Гюлназ качает головой:
– Другой в селении нет, а кушать надо.

На шумном проспекте Петра Первого в Махачкале посетителей зазывает Центр этнической культуры. Здесь есть все: и кубачинские браслеты, и гоцатлинские кинжалы, и даже костюмы горянок из самых разных уголков Дагестана. Но больше всего руководитель центра Шахнабат Алимагомедова любит ковры. Эта современная деловая женщина родом из Межгюля. Она потомственная мастерица. В три года уже завязывала узелки, в четвертом классе самостоятельно ткала ковер. Вот только в советские времена картина была несколько иной.

Читайте также:  Как сшить ребенку рубашку

– У нас всегда радовались рождению дочерей. За работу мы получали 250 рублей в месяц – вдвое больше, чем учитель! В нашей семье было семь девочек – целое богатство! И работа была в радость. Ковер – не какой-то обычный предмет, он наполнен смыслом. В горах по сей день говорят: «Хозяин старинных ковров имеет богатую библиотеку».

Шахнабат листает сложенные друг на друга ковры, словно страницы гигантской книги, полной удивительных историй.

– В коврах бывают медальоны, вокруг которых группируется орнамент. На самых старых рисунках в центре изображали Землю, теперь – Солнце. Бордюр собирает узор воедино, чтобы в доме был порядок. В нем почти всегда есть кайма, изображающая воду или бесконечность.

Один за другим мелькают ковры, сотканные разными народами, названные в честь древних селений и давно умерших мастериц. Аварские давагины, табасаранские кюмесы, кумыкские думы и циновки. По шерстяному ворсу плывет лодка – тот самый Ноев ковчег. Хочется верить, что на нем среди спасенных тварей путешествовали сразу два ковра – с мужским и женским узором. Ибо орнаменты, как и живые существа, имеют пол. На коврах «Чире», словно на абстракционистской версии полотен Брейгеля, разворачивается обширная панорама окрестностей одноименного аула: ущелье, долина, крутые скалы. На популярном сумахе притаился дракон, а узор «Ахтынская роза», скорее всего, позаимствован с павловопосадских платков, привезенных сюда в XIX веке русскими солдатами. Мелькают схематичные растения и звери, кресты и солярные знаки. Они уходят все глубже в толщу времен, и вот уже посередине орнамента прорастает огромное древо жизни, над которым стоит языческая богиня-мать с двумя птицами в тонких руках.

Как утратили старинные технологии.

История кавказского ковроткачества уходит в необозримую древность. Местные ковры упоминал еще Геродот, их богатые цвета хвалили путешественники VII века. Это потом дагестанцы и азербайджанцы будут спорить до хрипоты, на чьей территории появился тот или иной узор. В те времена и на севере, и на юге их создавали одни и те же народы, не помышлявшие о будущей границе. В XII веке великий Низами рассказывал в поэме «Хосров и Ширин» о старинных безворсовых коврах, украшенных драгоценными камнями. Даже часть налогов здесь взималась не серебром, а этими предметами роскоши. Прикаспийские ковры нередко украшали шедевры художников Возрождения. Дева Мария с младенцем у нидерландского мастера Ганса Мемлинга восседает на «Мугане», а изображенные Гольбейном послы вальяжно облокотились на испещренный свастиками гянджа-казахский ковер.

После вхождения Дагестана в состав России настала эпоха мануфактур. В XIX веке в Каспийской области производились десятки тысяч ковров. Этому способствовало изобилие шерсти и натуральных красителей, в особенности – марены.

В ковроткачестве красный цвет, олицетворяющий огонь, всегда был одним из главенствующих. Его получали из червей и моллюсков, но самым доступным источником была марена красильная – скромное растение с желтыми цветами и длинным багровым корнем. Она здесь росла настолько обильно, отличалась такими изысканными оттенками и приносила столь огромные доходы, что эти корни даже попали на герб Дербента.

Все изменилось в 1869 году, когда немецкие химики Карл Гребе и Карл Либерман открыли синтез дешевого искусственного ализарина – красящего вещества марены. Пришло время анилиновых красителей. Тщетно иранский шах приказывал отрубать руку всякому, кто расцвечивал пряжу новомодными химикалиями. Прогресс было не остановить. Окончательно похоронила естественные красители советская власть, собравшая работавших по старинке кустарей в большие фабрики. Директоров заботили масштабы и дешевизна, а не вздохи бабушек об особых, словно сияющих оттенках маренового корня. Древние рецепты забылись, а старинные ковры в конце XX века утекли за границу, так что сейчас их в Дагестане сложно отыскать даже в музеях. Захирело, не выдержав конкуренции с зарубежными товарами, и экономичное анилиновое производство.

Шахнабат уверена, что традиционное ковроткачество еще можно спасти. Стоит создать подходящие условия – и на смену уходящему поколению межгюльских ткачих явятся их дочери и внучки. Вот только государственное финансирование ремесел словно уходит в песок, не достигая адресатов. Даже овечью пряжу жителям республики, известной своими отарами, приходится закупать в Москве: местное производство давно обанкротилось. Но когда чиновники разводят руками, на помощь приходят энтузиасты, у которых, может, и нет бешеных денег, зато есть любовь к своему делу.

В просторном кабинете здания Академии наук неподалеку от Центра этнической культуры меня встречает заслуженный деятель науки Республики Дагестан, доктор исторических наук Магомедхан Магомедханов. Здесь он заведует отделом этнографии. Самые яркие авантюры этого необычного человека – плотного, с резким, словно рубленым, суровым лицом – достойны быть вытканными на ковре. Ведь это профессор Магомедханов был первым, кто попытался возродить дагестанские ковры в том виде, в каком их ткали до изобретения анилиновых красок. Было это в 1993 году.

– Мои рисунки разворовали по всему Дагестану, и я рад, – веско говорит создатель бренда «Ханские ковры». – Ковроткачество – огромный мир. Есть международные конгрессы, есть Всемирная ассоциация по натуральным красителям, в исполнительный комитет которой я вхожу. На конференции в Южной Корее мой желтый цвет занял первое место. Коллеги спросили, откуда я его беру, и я сказал – из рододендрона. Но ничего у них не вышло. Оказалось, что в Дагестане растет особый рододендрон, с иными свойствами.

Многие объявляют себя первооткрывателями, но на самом деле возвращение к натуральным красителям ковров инициировал в 1991 году американец Джордж Евремович, внук председателя парламента Югославии, которого расстрелял Иосип Броз Тито. Еще был немец Гароль Бёмер, который в Турции получил огромные гранты на восстановление естественных красок. Я познакомился с Евремовичем, но тот мне ни единого секрета не раскрыл.

К счастью, в 1984 году я встретил на конференции американку Джозефину Пауэлл. Легендарная женщина! Еще во времена короля Захир-шаха она создала Национальный музей Афганистана. Его потом разбомбили, но Джозефина успела спасти весь архив и передать его в Гарвард. Я ей пожаловался, и она сказала: «Ничего они в этом деле не смыслят. Гароль как был школьным учителем химии, так им и остался, а Евремовича больше интересуют деньги, чем ковры. Ты надолго в Стамбуле?». И за неделю прямо у себя на кухне многое мне объяснила.

Вернулся я на родину, сделал пару ковров и показал Евремовичу. Тот их почти полчаса осматривал, потом сказал, что будет со мной работать.

Пришел я на фабрику в Хучни – а там одна администрация. Производства нет, зарплаты никакой, стекла выбиты, грязь, ветер. Когда я предложил договор аренды, они испугались. Решили, что я – мафиози и собрался здание отнимать. Не хотите контракт? Значит, все будет незаконно. Наличкой. Это мои собственные деньги, зачем мне главу района кормить? Так и работал. В лихие девяностые здесь шла война, а я поставлял в Америку ковры. Когда международный аэропорт был закрыт, вывозил через Ичкерию, вообще без всякой таможни. Потом бабахнуло 11 сентября, в США резко упал спрос, и у Евремовича начались большие проблемы. Сейчас я ковры почти не делаю.

Это вам не какие-нибудь персидские ковры

– Любой пакистанский ковер уступает сделанному на Кавказе, – уверен Ариф Сулейманов, в прошлом заместитель декана юрфака Даггосуниверситета, а ныне чуть ли не единственный предприниматель республики, которому удалось построить устойчивый доходный бизнес по производству ковров. – Массовая штамповка невозможна, но продавать в год полтысячи квадратных метров дорогих изделий вполне реально. Наши сумахи не имеют аналога в мире. И хотя это понимает лишь один из тысячи, такой человек иранский ковер вместо дагестанского никогда не купит.

Мы сидим в широкой гостиной махачкалинского дома Арифа. Во дворе двое помощников устраивают купание красного ковра: перед тем, как отправить новорожденный предмет роскоши в магазин, его надо вымыть и хорошенько подстричь по краям.

Чувствуется плотный запах мокрой овчины. Ариф, надвинув на лоб простецкую бейсболку, разливает чай. Он табасаранец, и любовь к этому напитку у него врожденная, равно как и любовь к исконному ремеслу его соплеменников – ковроткачеству. Коллеги уважительно говорят про Сулейманова, что он родился на ковре. Мать его была известной мастерицей, и сам будущий юрист с детства умел ткать пестрые сумахи. В 1998 году он вернулся к этому ремеслу, которое постепенно стало главным делом его жизни.

– Когда я начинал, никто не верил в успех, – довольно улыбается Ариф. – А я видел важность моего занятия не только для нашего ремесла, но и для всего человечества. Десять лет мы почти не делали ковры, занимались исключительно цветами. Читали старинные книги, ставили опыты. Перелопатили около двухсот растений, перепробовали множество их сочетаний. Сейчас используем 18 основных цветов. Запатентовать это невозможно, мы просто храним наши секреты. Для мастера их потеря равносильна самоубийству.

Впрочем, одних секретов недостаточно. Нужна еще яростная, бескомпромиссная готовность работать. Недаром Ариф в шутку говорит, что в Дагестане выживают только трудоголики и казнокрады. Сейчас у него уже четыре фабрики, он строит новые. Помощники набираются опыта, но все равно красильню Сулейманов всегда контролирует лично. Свойства растений постоянно меняются, а потому их концентрацию приходится регулировать «на глазок». Иначе тех самых, изначальных цветов не достичь.

В отличие от Магомедхана, он ориентируется на внутренний рынок. Большинство его изделий покупают дагестанцы, знающие толк в качественных коврах, – от главы республики до эмигрантов, давно покинувших родные места.

– Мне говорили: «Зачем ты это делаешь? Ковроткачество – тяжкий, рабский труд за унизительно низкую плату. Наш народ занимался им испокон веков, но тебе это надо?». И я тоже думал: неужели меня будут проклинать? Но потом спросил у самих женщин, и они удивились: «Ариф-халу, да вы что!» Ткачихи знают: стоит им подняться от станка, на их место тут же сядут другие. Если бы много бизнесменов платили столько, как я плачу, было бы тяжело. Но работы в деревнях нет. Люди брошены на произвол судьбы. Вот и остается им лишь ткать, как их бабки и прабабки делали. И так же, как они, создавать прекрасное. Хороший ковер будто радуга на небе. Даже лучше – такого богатства оттенков не найдешь и на радуге.

Круглолицая лезгинка вплетает в трепещущую основу тысячи нитей, обрывая их, словно древняя богиня судьбы. Каждая ворсинка неповторима, но только там, где все они сливаются в единое целое, можно разглядеть и узор, и смысл.

Орнамент ковра подобен книге, которая писалась не одну тысячу лет. Любой самый крошечный его символ имеет значение, каждый штрих рожден тяжким, мучительным трудом многих поколений. Но даже в страшной «Топанче» среди знаков войны и крови опытный глаз различит силуэты птиц, яркое солнце, озаренные им дома и кущи райского сада, заветной родины людей и ковров.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на адрес (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят тысячи читателей сайта Как это сделано

Отдельные фото из моих репортажей можно смотреть в инстаграме инстаграме. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.

Также на ютюбе выходят мои интереснейшие ролики, поддержите его подпиской, кликнув по этой ссылке – Как это сделано или по этой картинке. Спасибо всем подписавшимся!

Как научиться ткать ковры

При загрузке фотографий пользуйтесь надежными фотохостингами.
Ссылки на фотографии в сообщения вставляйте, пожалуйста, в виде превью – картинок, увеличивающихся по клику .
Уважайте возможности трафика пользователей.

Вообще-то я вяжу. В основном – крючком. Но жутко захотелось вдруг научиться еще и ткать.
На станок нет ни денег, ни места (живу в общаге с мужем), так что актуален вопрос: как ткать без станка?

Я нашла как минимум 4 способа ручного ткачества:
1) обычный на станке (от детского маленького, на котором получаются коврики под тарелку, до большого как на заводе, только ручного)
2) на рамке – так делают гобелены
3) на картонке (тут же в одной из соседних тем; очень интересный метод, т.к. им можно ткань не прямоугольное полотно)
4) ткачество поясов – для него используется что-то вроде гребешка.

А еще ведь можно плести из ниток так, как плетут корзины из прутьев – и так получать бесшовные сумки.

в стиле стран Южной Америки – яркое полотно, плотностью от ковриков до марлевой ткани (для летних маек и платьев).
а еще хотелось бы попробовать воспроизвести жаккардовое ткачество ( http://www.didymos.org/docs/tpl/doc.asp?id=15& ).
а заветная мечта – соткать бесшовное платье! и еще пончо!

насколько это возможно вручную и без станка? можно ли адаптировать под мои наполеоновские планы технологию гобелена, “на картонке” или корзиноплетения?

Читайте также:  Тарелка: как сделать, этапы

буду рада любой информации!

Ёрика

к сожалению без станка такое делать очень сложно (я имею в виду широкие веши – шире 10-15 см). Но в принципе попробовать можно. Для ткачества я в основном использую бердо – дощечку с прорезями и дырочками. на осинке было где-то описание как на нем ткать. если будет желание, могу подробнее написать и сфотографировать процесс работы

outside flo

к сожалению без станка такое делать очень сложно (я имею в виду широкие веши – шире 10-15 см). Но в принципе попробовать можно. Для ткачества я в основном использую бердо – дощечку с прорезями и дырочками. на осинке было где-то описание как на нем ткать. если будет желание, могу подробнее написать и сфотографировать процесс работы

есть такое желание! сфотографируйте, пожалуйста!

Ёрика

значит так. что такое бердо, я объяснять не буду – оно легко ищется по поиску и интете. чуть позже выложу фотографии. сейчас немного теории: поскольку в бердо имеется место только для 61 нитки, а на 1 нить узора (узорную) приходиться 2 нити основы (оснОвные), узор расчитывается на нечетное количество нитей – 7,9,11 и так далее, но не более 19 – иначе не поместятся основные нитки.
нити заправляются в бердо следующим образом: 1 узорная 2 основных 1 узорная 2 основный итак далее подряд и в прорези и в дырочки. Нить утка берется тоньше чем основа, и чтобы не очень выделялась.
завтра будут фотографии, ибо дальше словами трудно без картинок.

Агама

Всем привет! Могу проконсультировать по некоторым видам ткачства. Я тку на раме, бердо, дощечках. Всякую разную всячину: гобелены, половики, палантины, сумки и т.д.

outside flo

Агама
очень интересно! консультируйте!
или вы можете лично, в оффлайне? =)

Агама

Агама
очень интересно! консультируйте!
или вы можете лично, в оффлайне? =)

А что вам интересно?

Агама

к сожалению без станка такое делать очень сложно (я имею в виду широкие веши – шире 10-15 см). Но в принципе попробовать можно. Для ткачества я в основном использую бердо – дощечку с прорезями и дырочками. на осинке было где-то описание как на нем ткать. если будет желание, могу подробнее написать и сфотографировать процесс работы

есть такое желание! сфотографируйте, пожалуйста!

кстати, у меня есть фотка в работе

тку палантин на бердо

Агама

а палантин получается такой

Агама

вот еще, что на бердо

косметичка

Косметичка

outside flo

а как там сверху нитки крепятся, к дощечке с дырочками?
и зачем она нужна, почему крепить нитки основы просто к дощечке, без дырочек?
а плетение возможно только самое простое на этой штуке? жаккардовое не получится?
и еще – как вы прячете кончики ниток, когда меняете цвет поперечной нитки?

Агама

а как там сверху нитки крепятся, к дощечке с дырочками?
и зачем она нужна, почему крепить нитки основы просто к дощечке, без дырочек?
а плетение возможно только самое простое на этой штуке? жаккардовое не получится?
и еще – как вы прячете кончики ниток, когда меняете цвет поперечной нитки?

с обратной стороны бердо нитки попарно завязываются узлами (потом из этого в изделии получаются кисти) потом все пары еще в пары и к батарее, например, другие концы завязываются в один узел и к себе привязываются, на пояс.
заправка нитей в дырочки и щели между рейками в бердо дает возможность менять зев при помощи подъема и опускания бердо. В зев прокладывается уточная нить, которая дает осн. цвет изделию. На счет жаккардового точно не знаю что это такое, но если вы имеется в виду рисунок, то на моих работах можно увидеть, что можно кое-что изобразить
а вот про кончики ниток поперечных (утка) вопрос хороший, потому как я не знаю идеального способа, да и не видела нигде, я сама потом край обшиваю или обвязываю, пряча кончики, если цветов немного, то можно оставлять просто переходы ниток по краям, не обрезая нить, получается с боков просто протяжка этих нитей.
Не знаю понятно ли я объяснила.

хельга-54

Агама
очень интересно! консультируйте!
или вы можете лично, в оффлайне? =)

А что вам интересно?

очень интересно, особенно хотелось бы узнать ,какого размера должно быть бердо,чтобы плести палантин.

Агама

outside flo

Агама
очень интересно! консультируйте!
или вы можете лично, в оффлайне? =)

А что вам интересно?

очень интересно, особенно хотелось бы узнать ,какого размера должно быть бердо,чтобы плести палантин.

Размер бердо измеряется количеством нитей основы. Для палантина у меня, вроде 120 нитей основы. Ну это кому как хочется. Больше наверное не нужно – слишком широкий, можно шарфик из 100 или 80 нитей основы соткать. Мне то хотелось чтобы на голову можно было накидывать. Ткать на бердо оч. легко, главное бердо добыть. Мне делал папа, есть мастера кот. на заказ делают, но не знаю насколько они прочные – здесь это оч. важно.

Коврики из старых вещей: уютные идеи для начинающих и опытных мастериц

Лично я твердо убеждена, что ковриков много не бывает. Их нужно много и разных — из шерсти и хлопка, однотонных и ярких, круглых и квадратных, простых и оригинальных, чтобы менять не только по сезону, но и по настроению. Летом приятно ходить по мягкому хлопковому, а зимой можно постелить и колючий шерстяной, лишь бы теплее было.


Уютные коврики можно сделать своими руками

Понятно, что купить коврики сейчас не проблема, можно даже из дому не выходить — привезут, только вот обойдется эта затея недешево. Но выход из положения есть: сделать их своими руками из ненужных вещей, которые наверняка можно отыскать в шкафу или на чердаке. Выбирая этот вариант, мы получаем тройную выгоду: во-первых, сами коврики, причем той формы, размера и расцветки, которые ласкают наш взор и радуют душу. Во-вторых, экономим немалую сумму, которую с чистой совестью можем потратить на приобретение дорогущих семян или саженцев. В-третьих, освобождаем пространство в шкафу, кладовке или на чердаке. Уютный вид комнаты и удовольствие от хорошо выполненной работы получаем как бонус.

Техник изготовления ковриков много, в Сети можно найти мастер-классы по любой из них, поэтому предлагаю ограничиться идеями. Сегодня будем любоваться самодельными шедеврами из ткани. Старые футболки, свитера, кофточки, джинсы, малюсенькие лоскутки — все пойдет в дело!

Вязаные

Наверняка многие узнали «бабушкин» коврик. Да, раньше он был атрибутом исключительно деревенских домов, но переменчивая мода повернулась лицом к скромному изделию народного промысла. Сейчас дизайнеры интерьеров наперебой советуют клиентам украшать респектабельные виллы самыми простыми ковриками ручной работы — это стильно. А сделать его просто: разрезать старую футболку (наволочку, полотенце, платье — что у вас есть) на узкие полоски, сшить или связать их между собой, и можно приступать к работе.


Традиционный коврик из остатков ткани

Если будете вязать из полоски ткани — коврик будет мягким, уютным. Многим больше нравится усовершенствованный вариант: полоску ткани обвязывать ниткой, тогда изделие получается более плотным, лучше держит форму.


Его можно сделать и более мягким, и более плотным

Цветовые сочетания могут быть самые невообразимые. И не смущайтесь, если получится слишком ярко: главное, чтобы вам нравился результат.


Усовершенствованный «бабушкин» коврик

В этой технике сделать ровные края у прямоугольных половиков довольно сложно, но я бы не стала горевать по этому поводу. По-моему, отсутствие идеально ровных линий лишь подчеркивает самобытность изделия.


Неровные края ничуть не портят общий вид

Тканые

Название серьезное, но на самом деле все просто: обычная плетенка. Для основы чаще берут прочные нитки, тогда коврик проживет дольше. Но можно сделать ее из тех же полос ткани, тоже получится хорошо.


Нужен тканый коврик? Легко!

Посмотрите, что получается в итоге: слева за основу взяты нитки, справа — полоски ткани.


Цветовые сочетания зависят лишь от ваших предпочтений

Для создания прямоугольных половиков придется соорудить некое подобие ткацкого станка: сделать деревянную раму, в верхнюю и нижнюю планку вбить небольшие гвоздики. Чем ближе друг к другу будут гвозди, тем больше нитей основы, тем плотнее получится полотно. А для круглых ковриков можно обойтись более простыми вариантами: прикрепить нити основы к гимнастическому обручу или картону.


Если нет станка

Любителям крупной фактуры наверняка понравятся эти варианты. А если каждую из полос наполнить синтепоном и зашить по краю (разумеется, до плетения), коврик получится намного теплее и мягче.


А как вам такая плетенка?

Очень простой и приятный способ: косичку сплести каждый сумеет, а соединить их можно различными способами: сшить вручную, прострочить на швейной машине, приклеить к основанию.


Косы можно сшить вручную, на швейной машине или приклеить к основанию

Некоторые коврики настолько хороши, что хочется повторить их точь-в-точь. Жаль, но это маловероятно. Любуясь буйством красок, почему-то вспомнила, что психологи советуют в хмурые зимние месяцы специально добавлять в интерьер теплые цвета для хорошего настроения.


Яркие коврики для хорошего настроения

Старые полотенца и банные халаты вполне могут обрести вторую жизнь с вашей помощью. Только посмотрите, какие замечательные коврики получаются их махрового полотна! А как приятно ступать на них босыми ногами! Идеальный вариант для спальни или ванной.


Мягкие коврики из полотенец

Лохматые

Их тоже просто сделать: короткие отрезки ткани привязывают к основе — канве (сетке), ее можно найти в магазинах рукоделия. Размер ячейки выбирают в соответствии с толщиной отрезков ткани, которые будут протягивать сквозь нее. Правда, стоит хорошая основа недешево. И снова наши смекалистые мастерицы придумали альтернативный вариант: пришить отрезки ткани к основе. На фото они в расправленном виде, а если сложить каждый лоскуток краями внутрь, то внешний вид изделия что на сетке, что на тканевой основе будет практически одинаковым.


Добавим коврикам лохматости

Можно потренироваться на абстракции, а немного набив руку, перейти к созданию более сложных изображений, цветущего луга, к примеру.


Идеи для вдохновения

Вполне симпатично получается, правда?


И еще немного

Пэчворк

Ну а как же без него? Пожалуй, идей в такой технике больше всего, и каждая по-своему хороша. Но мы же решили, что ковриков должно быть много, поэтому проблема выбора перед нами не стоит, верно?


Старый добрый пэчворк

Очень красивы половички из деталей с наполнением: чаще всего это шнур или тонкая веревка, реже — свернутые полосы ткани. Их можно сшить и вручную, но гораздо красивее смотрятся соединенные машинным швом «зигзаг».


Способы соединения полос

До чего же красиво получается! По таким и ходить жалко.


Красота — нет слов!

Нравятся крупные фрагменты — пожалуйста! Предпочитаете детали помельче — нет проблем!


В такой технике можно изобразить практически что угодно

Ну а эти идеи явно для асов пэчворка — начинающему вряд ли хватит терпения создать столь сложную конструкцию.


Из крошечных обрезков

Если зимой грустите о лете, коврики в виде цветов и бабочек помогут скрасить хмурые холодные дни.


В мечтах о лете

А вот очаровательная разновидность пэчворка — ручная стежка. Мне очень нравится, обязательно попробую сделать хоть небольшой коврик (для начала).


Ручная стежка

Возможно, кого-нибудь выручит этот несложный способ: просто уложите на основу обрезки ткани и простегайте. Чем ближе проложите швы, тем меньше вероятность, что край какого-либо лоскутка останется непрошитым и будет портить общий вид, гордо рея над ровной гладью коврика. Если есть декоративная сетка (я как-то использовала обрезок фатина — отлично получилось), уложите ее поверх лоскутков и уже тогда прошивайте, — все будут лежать как миленькие!


Быстро и просто

Не могла равнодушно пройти мимо симпатичных идей для детской. Помимо основной функции — не дать маленькой задушке замерзнуть на холодном полу, — такие коврики помогут малышу развить пространственное мышление, логику, терпение и другие полезные навыки. Пазлы на фото справа сделаны из обрезков фетра, который с успехом можно заменить шерстяным трикотажным полотном. Только перед началом работы выстирайте старый свитер или платье в горячей воде: вещь уменьшится на несколько размеров, но зато полотно станет настолько плотным, что края срезов практически не распускаются.


Коврики-пазлы

Из джинсовой ткани

Вот уж чего наверняка в каждом доме в избытке, так это ненужных джинсов. То малы стали, то молния вышла из строя, да и дети с внуками пополняют залежи на чердаке устаревшими моделями. Ну и куда девать все это добро? Ткань добротная, крепкая, выбросить рука не поднимается. И правильно: из них можно сделать множество полезных для дома вещей, о чем подробно рассказано в статье Волшебное превращение старых джинсов: 20 идей для рукодельниц. И коврики получаются — любо-дорого взглянуть!


Варианты практически неисчерпаемы

Очаровательно смотрятся уже знакомые вам сшитые косы, радует глаз стильная ручная стежка, приятно обнимает ступни пушистый коврик на сетке.


Коврики в различной технике исполнения

Или вот такой простой вариант: пришитые на плотную основу узкие полосы ткани. Может, вы знаете еще какой-либо несложный способ? Поделитесь с нами, наверняка коврики из джинса многим придутся по душе, и с материалами для изготовления проблем наверняка не будет.


Сделать просто, а смотрится красиво

Лоскутные уголки

Тоже можно сшить вручную, хотя на машине будет гораздо быстрее. Техника изготовления проста: складываете отрезок ткани уголком (конвертиком, полукругом со складками — как вашей душе угодно) и пришиваете к основе.


Фантазия рукодельниц не знает границ

Глядя на эти рукотворные шедевры, невольно вспомнила яркие симметричные узоры калейдоскопа.


Калейдоскоп красок

Искусственные камни

Только для терпеливых, потому что работы тут немало: сначала сделать заготовки, а потом собрать их в единое целое. Правда, результат того стоит — коврики получаются на редкость красивыми и необычными.


Идеи для усидчивых

Из войлока

Из такого добротного материала получится на редкость теплый и уютный коврик. Но просто положить на пол войлочный квадрат или круг — это не для нас, слишком просто. Как же украсить шерстяную серость? Пару возможных вариантов вы видите на фото. Думаю, не стоит объяснять что именно нужно сделать, все ясно без слов.


Такой коврик будет очень теплым!

«Улитки»

Любителям собирать коврики из мелких фрагментов наверняка понравится эта идея.


Как раз для дачи: из «улиток»

Ну вот, вроде бы все увиденное вам показала. Полагаю, что мне удалось разыскать не все способы создания ковриков из ткани. Поэтому не стесняйтесь дополнить подборку идеями, которые прошли мимо моего внимания. А если у вас уже есть тканевые половички, поделитесь с нами фотографиями вашего творчества, ведь идей для вдохновения никогда не бывает много (как и добрых слов в адрес мастерицы)! Да, чуть не забыла: присматривая идеи из ткани, имейте в виду, что на очереди у нас еще вязаные и необычные коврики.

Обязательно загляните в эти публикации: желающие как можно скорее приступить к работе найдут в них подробное описание некоторых техник, а остальные просто полюбуются на очаровательные коврики «из ничего», которые сделали обычные дачницы.

  • Лоскутные коврики из детства. Вяжем, как бабушка учила
  • Операция «утилизация», или Коврики на любой вкус
  • Коврик-цветок с массажным эффектом
  • Не знаете, куда деть старые джинсы?

Как научиться ткать ковры

Ковры ручной работы всегда представляли огромную ценность для своих хозяев. Ковер, сделанный вручную это многие месяцы кропотливого труда. Это ремесло было известно очень давно еще до нашей эры. Широкое распространение ковровое искусство получило на востоке. Всему миру известные персидские и турецкие ковры. Ворсовые ковры ручной работы выполняются методом узелковой техники. Далее мы опишем основные инструменты ковроделия и технику выполнения основных ковровых узлов.

Инструменты

Для того чтобы делать ворсовые ковры ручной работы вам понадобятся следующие основные инструменты.

Вертикальный ткацкий станок

Станок это основной инструмент, представляет собой вертикальную раму, на которой натягиваются нити основы. Нити основы прокладываются палкой разделителем, для удобства плетения ковра. Вверху подвешиваются клубки нитей, которые мастер использует для того чтобы сделать ковровые узлы. Нити основы должны быть хорошо натянуты во время всего процесса деланья ковра.

Челнок

Челнок используется для удобства протягивания уточной нити между рядами узелков.

Гребень

Гребнем прочесывают ворс ковра, перед стрижкой для того, чтобы выровнять все узлы и нити.

Ковровая колотушка

Ковровая колотушка необходима для уплотнения коврового полотна.

Нож крючок

Нож крючок применяют для того, чтобы сделав узлы из клубочной пряжи, сразу же обрезать нить.

Острые ножницы

Острые ножницы нужны для подстригания ворса ковра. Лезвия ножниц должны быть хорошо заточены.

Виды ковровых узлов

Существует два самых распространенных видов ковровых узлов, которые имеют восточное наследие.

Турецкий узел

Турецкий узел очень распространен в ковроткачестве. Преимущество его в том, что он более прочный и симметричный. Выполняется ковровый турецкий узел на двух нитях основы.

1. Нить отрезается от клубка нужной длины не менее 5-6см.

2. Отрезанную нить накидываем с лицевой стороны на две нити основы.

3. Концы нитей протягивается крючком между двумя нитями с изнанки на лицо.

4. Затягиваем и опускаем узел на кромку изделия.

Примерная длина концов нитей, выходящих наружу, составляет 2,5см. Потом ворс подстригают до нужной длины.

Узел сенне или фарси бафт

Узел сенне или фарси бафт родом из Персии. В древности персидские ковры являлись одними из самых ценных предметов обихода. Особенность персидского узла заключается в том, что он ассиметричен. Узел сенне может быть выполнен в правую либо левую сторону. Соответственно ворс ковра, если провести по направлению узлов, будет очень гладким, наоборот будет топорщиться. Персидский узел выполняется на двух нитях.

Правый персидский узел

1. Нить от клубка тянем над левой нитью под правую нить. Конец вытаскиваем на длину ворса 2,5см.

2. Вытягиваем петлю вокруг левой нити с изнанки на лицо между двумя нитями.

3. Разрезаем петлю.

4. Получившиеся два конца ворса затягиваем и опускаем на кромку изделия.

Левый персидский узел делается в зеркальном отражении.

Ворсовые ковры ручной работы: техника плетения

1. На раму станка очень туго и плотно натягивают нити основы. Сила натяжения нитей основы должна быть одинаковой на протяжении всего периода работы над ковром.

2. Ткем несколько 10 -20 рядов уточной нити для уплотнения края ковра.

3. Плетем ряд узлов. Каждый узел на двух нитях основы.

4. Прокладываем два ряда уточной нити в одном и другом направлении.

5. Берем ковровую колотушку и хорошенько прибиваем ряды уточной нити и узлов к низу изделия.

6. Повторяем пункты 3 -5 до длины примерно 10-16 in 30-40см. Расчесываем ворс гребнем и подстригаем его до нужной длины.

7. Таким образом, двигаемся до конца ковра. Конец завершаем 10 20 рядами уточной нити. Края ковра оплетаем для уплотнения.

8. Концы нитей основы обрезаем до нужной длины и делаем из них бахрому.

Теперь вы знаете, как сделать ворсовые ковры ручной работы.

Изготовление домотканых половиков, выбор основы и технология вязания

Не все молодые хозяйки знают, что буквально десяток лет тому назад на полу в каждом доме красовались домотканые половики. Эти самодельные коврики создавались по различным техникам. Они отличались оригинальностью и неповторимостью. Таким образом каждая женщина украшала жилище и делала его красивым и уютным.

Вам не отыскать идентичные тканые дорожки, потому что они выполнялись из различного материала с помощью крючка. Ведь каждая рукодельница вязанием передавала настроение и мировоззрение, а коврик, своими руками сделанный, раскрывал душу хозяйки.

Домотканые самодельные ковры

Что выступает в качестве основы под половик?

Со временем старинную технику вязания домотканых дорожек вытеснили новые половички. Но сегодня хозяйки возвращатся к самобытной культуре, создавая половик своими руками. Ведь в этом случае — масса достоинств. Размер, материал, узор и цветовое воплощение такого изделия выбираете исключительно вы сами с учетом всех мелочей интерьера .

Важно! Чтобы изготовить домотканые самодельные ковры, вам не надо покупать расходный материал. С помощью крючка вы свяжете удивительны половик любого размера и текстуры по старинной технике. Не выбрасывайте старые вещи в мусор, а соберите их. Таким образом поношенной футболке или рубашке вы дадите новую жизнь.

Вот только перед тем, как приступать к созданию коврика, рекомендуется обдумать, что вы хотите получить в результате. От этого и зависит применяемая техника. Можно воспользоваться стандартным крючком или же специальным станком. Если хотите, возьмите канву и проденьте через нее полоски. Способов вязания такого черного или цветного половика множество. Просто включите воображение. А о некоторых методиках мы поговорим далее в статье.

Как связать половик на раме?

Эта техника вязания коврика различного размера характерна для мастериц Закарпатья. А чтобы наладить крупную партию создания таких изделий, вам понадобится специальный ткацкий станок.

Ткацкий станок для вязания половика

Важно! Станок для ткацких работ в квартире не поместится. Поэтому можно воспользоваться несколько уменьшенной ее вариацией. Но размеры половика будут поменьше.

Инструменты и материалы:

  • в качестве рамы может выступить картинная рамка. Но важно, чтобы она была прочной и надежной.

Рама из картины

  • гвоздики среднего размера, за которые и будет цепляться нить для вязания;
  • нити для создания основы. Они должны отличаться толщиной и прочностью. Ведь это база половика.

Нити для вязания коврика

  • нитки разного цвета. Можно черного или другого оттенка. Причем белый лучше не выбирать. Это непрактично. В качестве нитей может выступить тонко нарезанная ткань, сшитая в длинный лоскуток.
  • плотная ткань размера как сама рама плюс допуск еще 30 мм для загиба.

Подготовительные работы

Чтобы сделать домотканый коврик из ткани, по ширине рамы произведите насечки с шагом в 5 мм. В эти места рекомендуется вбить приготовленные заранее гвоздики. Зацепив нить, они должны соединиться слева направо. Таким образом у вас получилось основание для половика по данной технике вязания.

После с помощью крючка сделайте две косички из воздушных петель, продев сразу же одну из них вниз. В дальнейшем верхняя нить определит верх половика, который будет ткаться вручную.

Вязание коврика на обруче

Создание бортика

Вязать бортик для половика рекомендуется исключительно из тонкой нити. В данном случае вам потребуется связать узел на первоначальной нити основания, в дальнейшем перебрасывая ее вверх и вниз поочередно. Как только первый рядок завершен, вернуться назад.

При этом не стоит забывать о чередовании нитей основания. Другими словами, та нить, что шла внизу, в последующем ряду должна очутиться вверху. В высоту бортик в 5-6 рядков. Причем обязательно обеспечивать плотное прилегание каждого ряда между собой.

Важно! Настоящие мастерицы в процессе вязания по данной технике половика любого размера советуют использовать столовую вилку. Ею можно поверху придавливать ряды для получения необходимой плотности коврика.

Вязание коврика крючком

Далее мы рассмотрим создание половика с помощью крючка, но в качестве нити буту выступать ленточки или же тканевые полосы. Такие деревенские коврики ткут, как и в предыдущем случае, с бортиком. Первоначальный «стежок» продолжает окончание нити бортика. И все повторяется по кругу.

При этом размер и качество половика зависит исключительно от имеющегося у вас материала. Приложите максимум усилий, чтобы стежок не был ослабленным или стянутым.

Равномерная стяжка половика

Важно! Мастерицы рукоделия по созданию половиков своими руками рекомендуют производить замеры по линейке. Чтобы коврик получался равномерным и аккуратным.

Завершение работы

По достижению желаемой длины коврика необходимо приступать к созданию второго бортика. Главное, не забыть о второй косичке, которую мы оставили. Она завершит ткацкую работу. Чтобы половик получился прочным и качественным, некоторые рукодельницы советуют бортики промазать клеем «Момент», срезав изделие с основания.

Завершающие отделочные работы

После аккуратно расположите самодельный половик посредине ткани для подложки. Закрепив кончики булавками и прошив загнутые лоскутки, вы получите уже готовое самобытное изделие, идентичного которому не найти нигде.

Если прострочить на швейной машинке по контуру, вы усилите шов и можете спокойно стелить на пол.

Готовые деревенские коврики из тканевого материала

Половички, связанные крючком

Размеры ковриков, которые вы можете связать крючком, различные. Все зависит от пожелания. Эта работа всегда будет отличаться оригинальностью и неповторимостью. А то, что вы сами подбираете расходный материал, только положительно скажется на результате. Ведь так можно выгодно подчеркнуть нужными красками декоративные акценты, при этом не тратя сумасшедших сумм на дизайн интерьера.

С помощью спиц в принципе можно, но сложно соткать схему узора для половика. Лучше отдайте предпочтение крючку.

Вязание коврика крючком

Важно! Подбирать номер крючка следует под ширину полосок из тканевого материала. Чем шире эти «нити», тем больше номер и самого крючка.

Подготовьте ту одежду, которую уже не собираетесь носить и порежьте на полосы. При этом обязательно удаляя твердые части, чтобы мнимая нить была однородной. Сшейте полосы воедино для получения длинной нити, сматывая аккуратно в привычный нам клубок.

После того, как вы заготовили необходимое количество клубочков разного цвета, нужно придумать, какой должен получиться коврик. Здесь придется пофантазировать и представить уже готовое изделие, и как по картинке следовать его созданию.

Нити получатся толстоватые, и вязать ими сложно. Но это сначала, потом свыкнетесь, и работа пойдет быстрее.

Самодельные тканевые нити

Возьмите крючок необходимого размера и наберите столбец. И потом продолжая по окружности вяжите половик до нужных габаритов. Эта работа не из легких, и вам придется потрудится. Вот только в итоге вы получите действительно качественный настил, который будет приятен вашим ножкам.

Важно! А через полученные дырочки в половичке вся пыль и грязь будет оседать на полу.

Коврик из канвы

Очень просто можно сделать домотканое изделие из канвы. В данном случае вам необходимо подготовить канву необходимого размера. А также порезать тканевые заготовки шириной 20-30 мм и длиной 50-60 мм. Потом проденьте нить в канву и создайте узелок.

Половик из канвы

И продолжайте делать так, пока не заполнится вся ткань. Чтобы изделие выглядело эстетично, с тыльной стороны пришейте любую ткань. Готово!

Ссылка на основную публикацию