Как понять вязания крючком

Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков

У каждого своя история обучения вязанию крючком. Она может идти из самого детства, от бабушки-рукодельницы. А может начинаться уже в зрелом возрасте со специальных курсов или видеоуроков. Существует много способов научиться вязать крючком, но почему-то в большинстве из них упускается один важный момент. Научившись вязать основные петли, рукодельницы задают вопрос: как читать схемы для вязания крючком? Ведь умение их расшифровывать требуется для вязания более чем половины всех изделий.

Схема вязания узора «Тюльпаны» крючком

Популярность схем для вязания крючком обоснованна. Они востребованы, потому что:

  • заменяют описания длиной в несколько страниц;
  • дают возможность как бы посмотреть на узор, еще не связав его (в отличие от схем для вязания спицами);
  • легко перерисовываются в тетрадь или блокнот;
  • обычно представлены при помощи стандартных условных обозначений.

Вывод таков: научиться читать схемы для вязания крючком однозначно стоит.

Навигация по статье

Виды схем для вязания крючком

Существует два вида схем для вязания крючком:

  • схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
  • схемы для вязания круглого, овального или квадратного полотна (круговыми рядами).

В них используются одни и те же условные обозначения, однако правила чтения значительно отличаются. Об этом мы еще поговорим в данной статье.

Основные условные обозначения

На всех схемах для вязания крючком петли обозначаются примерно одинаково — одними и теми же значками. Бывает, что они не полностью совпадают с общепринятыми. Но настолько похожи, что нормально воспринимаются без дополнительной расшифровки.

Умение быстро разбираться в схемах приходит с опытом. Внешний вид схемы зависит от того, как она сделана. Существует множество компьютерных программ и сайтов в интернете для создания схем. Рукодельницы, занимающиеся вязанием продолжительное время, знают особенности схем, составленных в каждом из таких сервисов. К вам тоже придет это с опытом.

Основные условные обозначения для вязания крючком — ниже.

Основные условные обозначения для вязания крючком

Черточки на столбиках

Один из наиболее популярных вопросов новичков: что означают черточки на столбиках в схемах для вязания крючком?

Как правило, количество черточек обозначает количество накидов. Наиболее популярная петля — столбик с одним накидом. Слово «один» чаще всего выбрасывается, остается просто «столбик с накидом». Столбики с двумя накидами используются достаточно редко, с большим количеством накидов — еще реже. Принцип их вязания такой же, но нужно набросить нить на крючок не один, а большее количество раз.

Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора

Существуют незыблемые принципы чтения схем для вязания крючком, которые соблюдаются везде и всеми. Именно о них — ниже.

Поворотные ряды

Вязание поворотными рядами — стандартный вид вязания крючком, обычно объясняемый новичкам. Пример схемы для такого вязания вы видите ниже.

Схема узора «Попкорн» крючком

Начало вязания. Вязание начинается с нижнего правого угла схемы. Рядом с первым рядом обычно стоит цифра «1», а в некоторых случаях текстом указано, что следует читать схему именно отсюда.

Направление вязания. Схемы для вязания поворотными рядами читаются справа налево, снизу вверх. Если говорить точнее, справа налево читаются нечетные ряды, а четные ряды — слева направо. Обычно номер ряда стоит с той стороны, с которой его следует читать (нечетные — справа, четные — слева). Схема, приведенная выше, под это правило не попадает.

Раппорт узора. Так называют часть рисунка, его «ячейка», которая постоянно повторяется. Раппорт узора измеряется количественно — в петлях, которые нужны для вязания этой части рисунка. Обычно он указан под первым рядом, иногда обозначается как «MS». Есть схемы, в которых указан и раппорт рисунка в высоту — это нужно, когда рисунок повторяется через определенное количество рядов.

Петли подъема. Обратите внимание — каждый ряд в вязании поворотными рядами начинается с кружочков. Ими обозначены воздушные петли (см. условные обозначения), они служат для перехода между рядами. Следовательно, где воздушные петли подъема, там начало ряда. Количество петель зависит от высоты ряда. Например, если ряд в целом связан столбиками без накида, понадобится одна воздушная петля подъема.

Круговое вязание

Вязание по кругу не менее распространено, чем вязание поворотными рядами. Оно используется при изготовлении игрушек, салфеток, скатертей, прихваток, шапок, джемперов и много другого. При вязании по кругу можно получить круг, овал, квадрат или прямоугольник.

Пример схемы для кругового вязания крючком — ниже.

Африканский цветок из пяти лепестков

Начало вязания. Вязание начинается из середины круга: из кольца из воздушных петель или из кольца амигуруми. В большинстве источников это называется базовым или начальным рядом, а цифрой не обозначается. Далее ряды обозначаются цифрами.

Направление вязания. Схемы читаются от начала вязания — с середины круга. Ряды идут против часовой стрелки. Это значит, что после петель подъема столбики идут как бы влево.

Раппорт узора. В круговом вязании это понятие не используется, так как с каждым рядом обычно меняется рисунок и всегда прибавляется количество петель — полотно расширяется.

Петли подъема. Могут использоваться или не использоваться. Если вязание по кругу идет с использованием петель подъема, вы увидите их на схеме в виде идущих вверх кружочков в начале каждого ряда. Они каждый раз будут располагаться друг над другом. Можно вязать по кругу без петель подъема — это называется вязанием по спирали. Подробнее об этом в другой статье.

Пример чтения схемы для вязания крючком

Отработаем навык чтения схем для вязания крючком на реальном примере. Возьмем простую схему узора «Галочки». Ее вы видите ниже.

Схема узора «Галочки» с расположением галочек одна над другой

Разбор обозначений

Начало вязания. На данной схеме нет номеров рядов. Значит, определим начало вязания, исходя из общего принципа. Найдем нижний правый угол — в нем видим три петли подъема. Значит, это начало вязания.

Направление вязания. Первый ряд будем вязать справа налево, второй — наоборот. В начале каждого ряда вы видите воздушные петли подъема — ориентируйтесь на них.

Раппорт узора. На данной схеме не обозначен, но составляет 3 петли. То есть, рисунок повторяется каждые три петли. Обратите внимание — для симметрии рисунка дополнительно набирается 2 петли.

Виды петель. В узоре «Галочки» используется всего два вида петель — воздушные петли и столбики с одним накидом. Вы можете сопоставить их с условными обозначениями.

Процесс вязания

Набрать петли. Их число должно быть кратно 3 (потому что раппорт рисунка — 3 петли). Дополнительно наберем 2 петли для симметрии.

Вяжем справа налево. 3 воздушных петли подъема, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю, *2 петли пропустить, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю* — повторять до конца ряда. Закончить ряд 1 столбиком с накидом в последнюю петлю.

Данный узор очень прост, поэтому все последующие ряды вяжутся точно так же. Если бы следующий ряд был другим, на схеме мы бы читали его слева направо.

Схема прочитана! Да, это очень просто. Любой другой узор читается не сложнее. Теперь вы знаете, как правильно читать схемы для вязания крючком.

Условные обозначения петель и описание приемов их вязания крючком

Ниже Вы можете посмотреть расшифровку условных обозначений петель, применяемых в схемах узоров для вязания крючком, а также как правильно их вязать.

Для быстрого и удобного просмотра нужного обозначения выберите его из предлагаемого списка.

Столбик без накида

Полустолбик с накидом

Столбик с накидом

Столбик с двумя накидами

Столбик с тремя накидами

Два столбика без накида вместе

Три столбика без накида вместе

Два полустолбика с накидом вместе

Три полустолбика с накидом вместе

Два столбика с накидом вместе

Три столбика с накидом вместе

Два столбика без накида из одного

Три столбика без накида из одного

Четыре столбика с накидом из одного: два столбика с накидом-воздушная петля-два столбика с накидом

Пять столбиков с накидом из одного

Два столбика с накидом, перекрещенных влево

Два столбика с накидом, перекрещенных вправо

Перекрещенные столбики с накидом: 2 на 1 влево

Перекрещенные столбики с накидом: 2 на 1 вправо

Пышный столбик вертикальный

Пышный столбик горизонтальный

Три столбика с накидом вместе в косичку воздушной петли нижнего ряда

Три столбика с накидом вместе под дугу из воздушных петель нижнего ряда

Столбик без накида за столбик нижнего ряда спереди

Столбик без накида за столбик нижнего ряда сзади

Полустолбик с накидом за столбик нижнего ряда спереди

Полустолбик с накидом за столбик нижнего ряда сзади

Столбик с накидом за столбик нижнего ряда спереди

Столбик с накидом за столбик нижнего ряда сзади

Крестик из четырех столбиков с накидом

Крестик из четырех столбиков с двумя накидами

Крестик из вытянутых воздушных петель

Фигура из трех столбиков с накидами в виде буквы Y — вверх

Фигура из трех столбиков с накидами в виде буквы Y — вниз

Столбики без накида под переднюю стенку косички нижнего ряда

Полустолбик без накида (или косичка поверх косички нижнего ряда)

Перекрученный столбик без накида (для кромочного ряда)

Петли «рачий шаг» (для кромочного ряда)

Техника вязания из центра по кругу

8 комментариев: Условные обозначения петель и описание приемов их вязания крючком

Огромное спасибо за статью! Наконец-то встретила простые и понятные схемы без «воды»!

Читайте также:  Как сшить игрушку "Кошечку"

Спасибо за расширенные и понятные разъяснения условных обозначений.

Ольга, рада, что Вам понравилось. Заходите))

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, на этом сайте на схеме палочка с пустым кружком и 2 соединенных палочки с черными кружками что означают?www.garnstudio.com/pattern.php?id=8541&cid=19

Юлия, ответ я Вам отправила на электронную почту.

Спасибо большое, очень понятно и наглядно.

спасибо огромное. только вот мне встретилось обозначение в схеме впп- воздушная петля подъема . я не нашла в ваших пояснениях. может подскажите.. возможно как то по другому называется?

Марта, спасибо за вопрос. ВПП — это обычные воздушные петли. Называют их так в случаях, когда Вы начинаете вязать новый ряд. ВПП может быть одна, две, три или больше. Это зависит от того, с чего начинается ряд. Если он начинается со столбика без накида, вывязывается 1 воздушная петля для подъёма на этот ряд, если столбик с накидом, то надо уже 2 воздушные пели, для столбика с двумя накидами — 3 воздушные пели. В каждом конкретном случае на схеме указывается количество воздушных петель, необходимых для подъёма на следующий ряд, чтобы полотно по краю не стягивалось и не нарушался рисунок полотна. Вот эти воздушные пели, вывязываемые для подъёма, и называют ВПП в отличии простых воздушных петель, используемых при вывязывании рисунка. Рада, если помогла Вам.

Как читать схемы вязания крючком

Как научиться читать схемы вязания крючком — сегодня мы разберем это очень подробно, с пошаговым описанием для начинающих.

Приведем самые простые схемы узоров для крючка.

Познакомимся с такими терминами, как мотив и раппорт узора.

В нашей предыдущей статье «Условные обозначения петель при вязании крючком» мы рассмотрели некоторые базовые элементы вязания:

различные виды столбиков

другие петли, используемые при вязании крючком.

Из таких элементов (петель) складываются все вязаные узоры.

Эти элементы могут чередоваться в самой различной последовательности, образуя узорное полотно.

Чтобы понять, как вязать тот или иной узор, нужно разобраться, в какой последовательности выполнять отдельные элементы узора.

Эта последовательность как раз и указана в схеме узора.

Для начинающих вязать важно понять, как правильно читать схемы вязания крючком.

Схема узора — это набор символов, каждый из которых представляет из себя либо отдельную петлю:

*столбик без накида*,

*столбик с накидом* и т.д.

либо конфигурацию из более сложных петель:

*пучок из трех столбиков с накидом из одной петли*,

*два веерных столбика с накидом* и т.д.

В некоторых схемах указан способ провязывания самого элемента:

«за ближнюю стенку»,

«за дальнюю стенку»,

Вспоминаем способы провязывания петель, которые мы разбирали в статье «Уроки вязания крючком для начинающих».

Например, столбик без накида, провязанный за «дальнюю стенку»,имеет обозначение:

Столбик без накида, провязаный за «ближнюю стенку», имеет обозначение:

На это всегда нужно обращать внимание, когда мы читаем схемы вязания крючком. Если не придерживаться этого правила, то рисунок узора получится нечетким, смазанным и будет выглядеть некрасиво.

Раппорт

В каждом вязаном узоре, если он выполнен крючком, есть многократно повторяющаяся часть рисунка, которая называется раппорт.
Обозначают его по-разному:
• начало и окончание раппорта обозначают звездочками (* *);
• черточками или скобочками;
• или выделяют другим цветом.
Например, вот так:

На представленной схеме мы видим вертикальный раппорт, указывающий высоту рядов для получения узора (4 ряда) и горизонтальный раппорт, указывающий количество петель в одном элементе узора (12 петель).

Это означает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 12.

Забегая вперед, скажем, что также нужно брать в расчет дополнительное количество петель «до раппорта» и «после раппорта», если таковые имеются в схеме узора.

Учимся правильно читать схему вязания крючком

К схемам вязаных изделий в журналах или на сайтах обычно прилагается своя инструкция условных обозначений петель. Однако имеются некие шаблоны, в которых приведены общепринятые обозначения. Можно их сравнить с азбукой. Только это специальная азбука для чтения схем узоров, выполненных крючком.

Но нужно иметь в виду, что в различных изданиях изображения знаков могут несколько отличаться. К примеру, в данной таблице приведены разные символы, обозначающие один и тот-же элемент:

Для сравнения приведем две разные таблицы символов, в которых обозначения одних и тех-же петель несколько отличаются по начертанию. Названия петель также могут различаться, так как разные авторы могут использовать разную терминологию.

Для большей ясности приведем пояснения к некоторым символам:

  • Воздушную петлю сокращенно обозначают в.п. Форма – окружность.
  • Если окружность превратилась в овал, то это подразумевает вытянутую (удлиненную) петлю, как например, в изображении *пышных столбиков*.
  • Дуга с цифрой указывают на цепочку воздушных петель. В таблице №1 обозначена как «Арочка из воздушных петель». Цифра указывает на количество воздушных петель.
    В некоторых случаях цепочка изображается как рядом стоящие несколько мелких кружочков с соответствующей цифрой наверху.
  • Пико — замкнутая цепочка из 3-4 воздушных петель.
  • Столбики и полустолбики в схемах обозначаются вертикальными линиями разной длины. На столбиках с накидами есть перпендикулярные или косые черточки (насечки), указывающие на количество накидов.
  • С помощью полуокружности под столбиком можно отличить обычное звено от рельефного. Роль играет и то, с какой стороны открыта данная полуокружность. Открытая с правой стороны означает «утопающий» изнаночный столбик. Другое название – «за работой». Если слева, то «выступающий» лицевой столбик или — «перед работой».
  • В таблице №2 те-же самые лицевые и изнаночные рельефные столбики определяюся как «с выносом на полотно» или «с выносом за полотно»

  • Столбики, провязанные из одной петли, обозначаются так:

  • столбики, сходящиеся вверху к одной точке, имеют следующие обозначения:

  • В месте, где необходимо вязать скрещенный столбик с накидом, ставят такой символ:

  • Знаки *дальняя полупетля* и *ближняя полупетля* в таблице №1 символизируют приемы вязания «за дальнюю стенку» и «за ближнюю стенку».

  • Знак *под перемычку* — соответственно обозначает прием «за обе стенки».
  • А вот в таблице №2 прием вязания «за дальнюю стенку» описан символами с добавлением слова «с ребром». Например, *столбик с накидом с ребром*, *столбик без накида с ребром* и т.д. Так как при использовании приема вязания «за дальнюю стенку», с лицевой стороны вязки получаются рельефные горизонтальные полосы -«ребра».

  • Для обозначения перемычки из воздушных петель между столбиками на схеме стоит точка или крестик, изображающий соответствующую перемычку (воздушную петлю или несколько воздушных петель):

Как мы уже говорили, разночтения в написании символов и их названиях не критичны, обычно в описании работы к каждому изделию прилагается таблица соответствующих условных обозначений. Но, даже если вам попалась схема узора без пояснительной таблицы, научившись разбираться в символах на примере двух-трех разных таблиц, вы уже без труда сами сможете прочитать любую схему или догадаться по смыслу, какие элементы соответствуют незнакомым символам. Подсказки могут крыться и в названиях символов.

Приступая к изучению любой схемы вязания крючком, нужно помнить некоторые правила.

Общие правила при прочтении схемы вязания крючком

  • схемы читают снизу вверх;
  • при вязании по кругу – от центра к периферии;
  • нечетные ряды – лицевые необходимо читать справа налево (1,3,5,7 и т.д.);
  • четные – изнаночные слева направо (2,4,6,8 и т.д.);
  • круговые ряды – против часовой стрелки;
  • часто бывает так, что вязать начинают не с самого раппорта, а сначала провязывают несколько петель «до раппорта»;
  • заканчиваться вязание может так-же добавлением нескольких петель «после раппорта».
  • сам раппорт узора повторяется необходимое число раз (зависит от ширины изделия).

Попробуем разобрать самую простую схему вязания крючком, специально для начинающих. Представленный на схеме узор — «столбики с одним накидом». Следовательно, раппорт состоит из одной петли — *столбик с накидом*. Полный раппорт узора (выделен зеленым цветом) включает одну петлю и один ряд.

Вяжем цепочку воздушных петель, далее начинаем вязать сам узор: первый и все последующие ряды состоят из столбиков с одним накидом. Вначале каждого ряда не забываем провязывать «петли подъема», для того чтобы край изделия получался более ровным.

Учитывая все правила, описанные ранее, приступаем к чтению более сложной схемы вязания крючком. Попробуем связать узор по такой схеме:

Раппорт узора включает 10 петель в длину и 4 ряда в высоту (на схеме отмечено звездочками). На нашей схеме раппорт повторяется дважды. На самом деле таких раппортов можно вязать столько, сколько необходимо для расчетной ширины изделия. Горизонтальный раппорт из десяти петель показывает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 10.

Петли «до раппорта» — 3, петли «после раппорта» — 7. Это означает, что до начала провязывания первого раппорта, в самом начале вязания (т.е. в первом ряду) мы вяжем дополнительные три петли, и после окончания последнего раппорта (в этом же первом ряду), провязываем дополнительно еще семь петель. Все последующие ряды просто выполняем по схеме.

Опять же, не забываем выполнять «петли подъема» вначале каждого ряда. На нашей схеме они обозначены вертикальными окрашенными кружочками синего, фиолетового и красного цвета.

Схему начинаем читать снизу. Номера рядов указаны по бокам схемы. Там же показано направления вязания. Как видно из схемы, вязание осуществляется в прямом и обратном направлениях, то есть, сначала вяжем «по лицевой стороне», затем изделие переворачиваем и продолжаем вязать «с изнаночной стороны».

Читайте также:  Как сделать прямоугольную коробочку

В нашем примере используются только два базовых элемента: *воздушная петля* и *столбик с одним накидом*.

Вот мы провели расшифровку схемы и теперь приступим непосредственно к вязанию узора крючком.
Набираем цепочку: 20 воздушных петель (помним, что общее число петель должно быть кратно 10), добавляем к ним 3 петли «до раппорта» и 7 петель «после раппорта» + 3 «петли подъема» для первого ряда + 1 петля по схеме в начале первого ряда. Всего 34 воздушные петли.

Вяжем воздушную цепочку из 34 петель.

***Внимание! Сама цепочка из воздушных петель за ряд не считается!

1 ряд, справа налево. Петлю, находящуюся на крючке в расчет не берем, отсчет ведем со следующей петли! В 4 по счету петлю цепочки провязываем один столбик с накидом.

После первого столбика набираем 1 воздушную-петлю, на цепочке основания пропускаем 3 петельки, провязываем три*столбика с накидом.

Далее следует одна воздушная*петля, пропускаем 3 петли, в четвертую вяжем 1 столбик-с-накидом, 3 воздушные*петли, 1 столбик-с-накидом.

И еще раз вяжем 1 воздушную петлю, 3 петли пропускам, * повторяем от * 1 раз. Затем в следующие петли вяжем 3 столбика с накидом, затем пропускаем 3 петли и в последнюю петлю нашего ряда вяжем 1 столбик с накидом, 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом.

В конце 1 ряда набираем 3 воздушные петли подъема. Они будут началом 2 ряда.

Переворачиваем наше творение и продолжаем. Не забываем, что второй ряд читается слева направо.
В арку из 1 воздушной петли предыдущего ряда вяжем 3 столбика с*накидом.

Далее вяжем: * 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик розетки из трех столбиков предыдущего ряда.

1 воздушная петля, затем следуют 7 столбиков с накид. в арку предыдущего ряда*,

Повторяем наш раппорт от *звездочки два раза, далее, заканчиваем ряд: вяжем 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик предыдущего ряда, 1 воздушную петлю, 3 столбика с накидом в арку предыдущего ряда и 1 столбик с накидом в последнюю петлю ряда.

Третий ряд — 3 возд.петли, 1 столбик с/нак.,

1 воздушная.петля, *далее в столбик предыдущего ряда вяжем 1 столб. с/накид., 3 возд.петли, 1 столб. с/накидом,

далее 1 возд.петля, 3 столб. с/накид. в середину розетки из столбиков предыдущего ряда,

затем 1 возд.петля.*, этот раппорт в ряду повторяется дважды от *звездочки, затем вяжем в столбик предыдущего ряда 1 столб. с/накидом, 3 возд.петли, 1 столб. с/накид, далее 1 воздушн.петлю, 2 столб. с/нак. Третий ряд готов.

Четвертый ряд
4 воздушн.петли, *7 столб. с/накидом в арку предыдущего ряда,

затем 1 возд.петлю, столб. снакидом в средний столбик розетки предыдущего ряда, возд.петлю*, повторяем этот раппорт еще 1 раз от *звездочки, далее вяжем 7 столб. с/накид. в арку предыдущего ряда, затем 1 возд.петлю и 1 столб. с/накидом в последнюю петлю. Ряд окончен.

Далее ряды повторяются с 1 по 4.
Провязав 12 рядов, должно получиться вот так.

Вот такая подробная расшифровка схемы узора для начинающих вязать крючком.
Подсказка
Прежде чем будете вязать изделие большого формата, свяжите небольшой образец. Можно 10×10 см. Этим вы определите, соответствуют ли нити выбранному крючку. Этот же образец поможет правильно рассчитать количество петель и рядов. Для этого подсчитайте количество петель и рядов, набранных на 10 см.
Как видите, читать схемы вязания крючком совсем не сложно.

Напоминаем, что крючок для вязания подбирается в зависимости от толщины пряжи. Иначе изделие может получиться слишком плотным или наоборот, рыхлым. Для новичков лучше брать акриловые скрученные нити и средние крючки, размером 3,0 — 3,5. Самые простые изделия для начала — это небольшие квадраты. Для их вязания можно использовать любые виды узоров.
Удачи и приятного отдыха!

Другие статьи на эту тему

Уроки вязания крючком для начинающих

Воздушная петля

Условные обозначения петель при вязании крючком

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Как читать схемы вязания крючком

Приветствую всех читателей my-crochet.ru

Из этой статьи вы узнаете, как читать схемы вязания крючком.

Поверьте, очень легко научиться вязать, если руководствоваться схемами. Тем более при вязании крючком схемы употребляются очень часто. Оно и понятно, в схемах настолько все наглядно, что зачастую можно даже обойтись и без описания, нужно лишь знать условные обозначения и уметь вязать основные элементы.

Итак, как же читать схему вязания крючком. Вот основные правила:

– схемы читаются снизу вверх, если вязание идет прямыми и обратными рядами, и от центра к краям, если вы вяжете по кругу.

– все нечетные ряды – лицевые (1-й, 3-й, 5-й и т.д.) читаются справа налево, четные ряды – изнаночные (2-й, 4-й, 6-й и т.д.) читаются соответственно слева направо.

Круговые ряды читают справа налево, т.е. против часовой стрелки. На схемах очень часто ряды пронумерованы, а в моих мастер-классах, ряды различаются и по цвету.

– В вязании есть такое понятие как раппорт. Раппорт – это повторяющаяся часть узора. Раппорт может повторяться и на схеме и в описании, заключен он между двумя звездочками (*. *). Вязание начинается с петель до раппорта, затем вяжется раппорт столько раз сколько нужно, чтобы связать изделие нужной ширины и заканчивается вязание петлями после раппорта.

Теперь потренируемся как читать схему на примере этого узора и попробуем его связать.

Этот узор вяжется рядами в прямом и обратном направлениях, с помощью воздушных петель и столбиков с накидом. Номера рядов проставлены слева и справа от схемы, а также указаны стрелки направления нашего вязания. На схеме обозначен горизонтальный раппорт, который говорит о том, что количество петель вязания должно быть кратно 10 п. + петли подъема, о которых не нужно забывать, и вертикальный раппорт, который показывает высоту рядов для образования узора.

Начинаем! Набираем цепочку из 30 воздушных петель + 3 воздушные петли подъема + 1 воздушная петля по схеме узора, итого 34 в.п. Помним, что цепочка из воздушных петель за ряд не считается.

Приступаем к вязанию 1 ряда, который как вы уж знаете, читается справа налево. В 4 от крючка петлю цепочки вяжем 1 ст. с/н.

Следующий этап – вяжем 1 в.п., далее нам нужно пропустить 3 петли и в 4-ю *связать столбик с накидом, а рядом с ним еще 2 таких же столбика.

Далее 1 в.п., пропускаем 3 петли, в 4-ю вяжем 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н,

снова вяжем 1 в.п., 3 петли пропускаем*, повторяем от * 1 раз,

далее в следующие петли вяжем 3 ст. с/н, затем пропускаем 3 петли и в последнюю петлю ряда вяжем 1 ст. с/н, 1 в.п., 1 ст. с/н.

В конце первого ряда делаем 3 воздушные петли подъема, которые являются началом 2 ряда,

переворачиваем наш образец и продолжаем вязание. Помним, что второй ряд читается слева направо.

После того, как связали 3 в.п. подъема вяжем 3 ст. с/н, в арку состоящую из 1 в.п. предыдущего ряда,

затем *1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда,

1 в.п., 7 ст. с/н в арку предыдущего ряда*,

повторяем 1 раз от *, далее вяжем 1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда, 1 в.п., 3 ст. с/н в арку предыдущего ряда и 1 ст. с/н в последнюю петлю ряда.

3 ряд: 3 в.п., 1 ст. с/н,

1 в.п., *далее в столбик с накидом предыдущего ряда вяжем 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н,

далее 1 в.п., 3 ст. с/н в средние столбики с накидом предыдущего ряда,

затем 1 в. п.*, повторяем 1 раз от *, затем вяжем в столбик с накидом предыдущего ряда 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н, далее 1 в.п., 2 ст. с/н. Вот мы связали и 3 ряд.

4 ряд: 4 в.п., *7 ст. с/н в арку предыдущего ряда,

1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда,

затем 1 в.п.*, повторяем 1 раз от *, далее вяжем 7 ст. с/н в арку предыдущего ряда, затем 1 в.п. и 1 ст. с/н в последнюю петлю.

Ну а дальше ряды с 1 по 4 повторяются. Я связала 12 рядов, вот такой узор у меня получился.

Как читать схемы вязания крючком

Интересное по теме

Кукла-перевёртыш Эльза из «Холодного сердца»

Брошка-тыква, вязаная крючком

Тыква, вязанная крючком — три варианта воплощения

Читатель сайта Сами-с-руками, Юлия, просила помочь научиться читать схемы вязания крючком. С превеликим удовольствием я решила помочь в этом деле. Вязать крючком, руководствуясь схемами очень просто и быстро. Это только с виду они кажутся зловещими 🙂 поверьте, это не так!

Перед тем как мы приступим к разбору одной из схем, которые я опробовала на себе приведу несколько простых правил, знание которых поможет нам с легкостью читать схемы вязания.

Правила чтения схем по вязанию крючком:

Во-первых, мы должны знать условные обозначения петель, зачастую это общепринятые знаки, но могут быть несущественные отличия, во всяком случае, в любом журнале или книге, они приводятся сразу после описания, или собраны все вместе в конце издания.

Во-вторых, прочтение схем начинается снизу, направление обычно идет прямыми и обратными рядами, для удобства ряды нумеруются и указывается направление вязание. Начинаем вязание первого ряда справа налево.

В-третьих, в схеме может быть рапорт — повторяющаяся часть узора. Обычно он заключен звездочками или стрелочками начала и конца. Вязание начинается с петель до рапорта, затем провязывается сам рапорт с таким количеством повтором, которые необходимы для ширины вашего изделия; заканчивается рапорт петлями после него.

В-четвертых, переход с одного ряда на другой обозначается петлей перехода, обычно этой петлей служит — воздушная петля, их необходимое количество всегда указано на схеме.

Преступим теперь непосредственно к разбору схемы вязания крючком. В качестве примера я взяла схему из японского журнала, которая стала основой вязания вот такой повязки на голову:

Читайте также:  Как сшить модную блузку

Представленный узор вяжется в прямом и обратном направлении, ряды пронумерованы, также указано направление вязания. Перед началом каждого ряда мы выполняем воздушные петли подъема, которые показывают нам высоту рядов данного узора.

Изучим основные обозначения петель для этой схемы. Основные элементы:

  • воздушная петля (ВП);
  • столбик с одним накидом (СН);
  • столбик с 2-мя накидами (С2Н);
  • пышный столбик (ПшС);
  • столбик без накида (СБН).

Как выполняются эти элементы указано на рисунках ниже соответственно.

Как читать схемы вязания крючком:

Набираем цепочку из 29 воздушных петель + 3 воздушные петли подъема.

Переворачиваем вязание начинаем вязать нулевой ряд, я назвала его так потому, что на схеме от чего-то он не пронумерован.

В 8 от крючка петлю цепочки вяжем *ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем СН, 3 ВП, СН. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 3 ВП, в четвертую провязываем СН.* Пропускаем 3 ВП повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Разворачиваем вязание, теперь у нас начинаются пронумерованные ряды.

1 ряд: 3 ВП подъема, ПшС, * <С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н>— вывязываем из арки из трех ВП, <ПшС, 1 ВП, ПшС>вывязываем из СН предыдущего ряда *, повторяем от * до *; из последней ВП подъема предыдущего ряда вывязываем ПшС и 1 СН.

Делаем 3 ВП подъема, которые являются началом предыдущего ряда, переворачиваем вязание.

2 ряд: ПшС, *2 ВП, СБН, в 1-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 4-ую ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП,* <ПшС, ВП, ПшС>из ВП веера из 2 ПшС предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ПшС, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

3 ряд: ВП, ПшС, 2ВП,*2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, <ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС>из ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, <ПшС, ВП, СН>— из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

4 ряд: <ПшС, ВП, ПшС>— из 1-ой ВП предыдущего ряда, 2 ВП, *СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, <ПшС, ВП, ПшС, ВП>— 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вяжем от * до *, <ПшС, ВП, ПшС, СН>— из последней ВП веера предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

5 ряд: ВП, СН из СН предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>— из 1-ой ВП предыдущего ряда, СН вывязываем из арки с 3 ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из первой ВП веера предыдущего ряда, <СН, 3 ВП, СН>— из второй ВП веера предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН вывязываем из второй арки с 3 ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из первой ВП веера предыдущего ряда, <СН, ВП, СН>— из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 4 ВП подъема, поворачиваем вязание.

6 ряд: ВП, <С2Н, ВП, С2Н>— из первой ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>— из СН предыдущего ряда, далее из арки из трех ВП предыдущего ряда провязываем 5 С2Н чередуя их ВП, закончить должны С2Н, <ПшС, ВП, ПшС>— из СН предыдущего ряда, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

7 ряд: 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС>— из ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, 1 ВП, полустолбик.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

8 ряд: СБН в полустолбик предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 1-ую арку предыдущего ряда, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС>из ВП между пышными столбиками предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю арку из 3 ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен, делаем 2 ВП подъема, поворачиваем вязание.

9 ряд: 2 ВП, СБН в 1 арку из 3 ВП, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС, ВП>— 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вместо 1 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда*, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ВП, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

10 ряд: * <ПшС, 1 ВП, ПшС>— из 1-ой ВП веера предыдущего ряда, <СН, 3 ВП, СН>из 2-ой ВП веера предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН из арки с 3-мя ВП предыдущего ряда*, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Продолжаем вязание до нужной нам длины повторяя ряды с 1 по 10.

Надеюсь этот мастер-класс по чтению схемы вязания крючком оказался Вам полезным. Умение читать схемы вязания крючком намного облегчает весь процесс, я бы даже сказала что убыстряет, после повторения рапортов, рисунок как бы отпечатывается у вас в голове, и вы с легостью и быстротой повторяете петельки, не задумываясь.

Азы владения крючком

Несмотря на мнение большинства, овладеть искусством вязания с помощью крючка является не таким трудным занятием. Многие предпочитают только спицы ввиду якобы простоты в сравнении с крючком, но это далеко не так, потому как готовые работы получаются более утончёнными и интересными.

Работы рассматриваемой тематики, как известно, имеют малое растяжение, соответственно, для выполнения желаемого полотна используются не только нити на основе шерсти, но и на хлопчатобумажном волокне.

Как и в случае вязания при помощи спиц, крючки для вязания принято различать по номерам. Цифра, указанная там означает диаметр в миллиметрах (номер четыре приравнивается к четырём миллиметрам). В том случае, если нить довольно плотная, то, несомненно, диаметральный размер должен быть больше.

Однако существует также тунисское вязание, при котором используются крючки длиннее стандартных в два раза, ввиду расположения всех петель по ширине. В разрезе подобных приспособлений различают циркулярные, состоящие из пятнадцатисантиметрового крючка и лески для его удлинения. Их размер также имеет диаметрально-цифровой смысл. Работы, созданные с помощью таких длинных крючков, отличаются красотой, практичностью, не меняют форму после стирок, а также требуют минимального количества пряжи.

Тунисское исполнение различных вещей может быть сопряжено с вкраплением бисера. В этом случае вначале набираются петли на крючок без бисера, а на обратном пути с использованием бусинок. Заранее определившись с размерами и формой будущего творения, легко создаются косметички, чехлы для телефонов и другие дивные предметы для повседневности.

Вязание крючком по своей сути начинается с одной петли, которую нужно обозначить на кончике нитки, идущей от мотка. Петлю нужно аккуратно зажать в левой руке большим и указательным пальцами, рабочая нить при этом кладётся на указательный палец. Правой рукой необходимо удержать непосредственно сам крючок, в точности как держат карандаш. Затем следует введение в петлю, захват нити и протягивание. Таким образом, образуется первая петля, именуемая воздушной. Все последующие действия идут повторением предыдущих, компонуя целую цепочку воздушных петель, которые впоследствии будут являться фундаментом для будущей композиции.

Далее можно приступить к освоению полустолбика, основой которого послужит цепочка из нескольких рассмотренных ранее петель. В первом ряду работа ведётся сразу со второй петлёй, не считая ту, которая расположена на крючке, а потом, захватывая активную (рабочую) нить, протягивается в петлю цепи и на крючке, и т.д.

Научившись этим изначальным навыкам, можно впоследствии приступать к более сложным узорам в работе с крючком, полагаясь на разные источники и собственную фантазию.

Обозначения при вязании крючком

Основные виды петель

Воздушная петля (в. п.):

в п. продеть крючок, накинуть на него нить и протянуть через п.

Столбик без накида (ст. б/н):

крючок ввести в п. цепочки или нижнего р. и вытянуть новую п., захватить нить и провязать 2 п. на крючке в один прием.

Полустолбик с накидом (полуст. с/н):

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать в один прием

Столбик с накидом (ст. с/н):

сделать на крючок накид, ввести его в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать попарно в 2 приема.

Столбик с 2 (3, 4) накидами:

(ст. с 2/н ), с 4/н сделать на крючок 2 (3,4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 4 (5, 6) п. на крючке провязать попарно в 3 (4, 5) приема.

Столбик артесаналь с накидом (ст. арт. с/н):

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид, последующие п. провязывать попарно.

Столбик артесаналь с 2 (3, 4) накидами

(ст. арт. с 2/н, с 3/н, с 4/н): сделать на крючок 2 (3, 4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид. последующие п. провязывать попарно.

связать 3 в. п., ввести крючок в первую в. п. и провязать ст. б/н.

Соединительный столбик (соед. ст.):

крючок ввести в п. цепочки, захватить нить и протянуть ее через п. цепочки и п. на крючке.

Ссылка на основную публикацию