Как сделать байдарку: пошаговая инструкция

Каяк своими руками

Каяк – это один из видов лодок. Он прекрасно подходит для условий рыбалки и не только. Его реально использовать и для туристических походов и просто для прогулок по рекам или озерам. Это связано с тем, что в сравнении с другими аналогами, эта лодка имеет ряд преимуществ.

Каяк не так сложно сделать своими руками, поэтому нет необходимости в его покупке, хотя такой вариант также можно рассматривать. Информация в данной статье направлена на то, чтобы хоть как-то помочь тем, кто решил сделать каяк своими руками.

Необходимость каяка для рыбака

Лодки нужны рыболовам, чтобы перемещаться по водоемам в поисках перспективных мест, а также ловли рыбы, из этих плавсредств. Наличие лодки делает процесс рыбалки более динамичным и результативным. Это связано с тем, что расширяется акватория рыбалки и становятся доступными самые недоступные участки водоема. Каяки пользуются гораздо большей популярностью среди рыболовов, по сравнению с другими видами подобных плавсредств, благодаря лучшим техническим характеристикам.

Это связано с целым рядом достоинств, о которых имеет смысл поговорить. Например:

  1. Они удобные в эксплуатации, что связано с безопасностью как нахождения в лодке, так и при перемещении внутри нее.
  2. Устойчивость лодки играет очень важную роль, особенно, когда нужно вытащить из воды крупный экземпляр или покинуть лодку, переместившись в воду. В любой момент можно так же легко залезть в лодку из воды.
  3. Из нее не нужно вычерпывать воду, поскольку она сама вытечет из лодки через отверстия, которые расположены выше уровня дна.
  4. Правильно сделанная конструкция, никогда не затонет, даже если она и перевернется по каким-то причинам, благодаря наличию специальных перегородок.
  5. Каяк легко транспортировать на любые расстояния, поскольку он не влияет на аэродинамические свойства автомобиля.
  6. Это плавсредство не требует особых условий для хранения. Его достаточно подвесить, как можно выше в гараже или другом помещении.

Что лучше: купить каяк или сделать самому?

Если средства позволяют, то лучше его купить. К сожалению не все рыболовы способны на это из-за отсутствия средств. Многие из них приступают к самостоятельному изготовлению чисто из интереса. Кроме того, что лодка обойдется дешевле, это занятно, да и появляется чувство гордости за свои дела. И хотя потребуется немало средств и времени, все же это вполне реальное и осуществимое занятие. Самостоятельное изготовление всегда связано с рядом преимуществ. Кроме того, что это очень интересно и поучительно, всегда можно рассчитывать на получение качественного изделия, отвечающего тем требованиям, которые заявлены. Задача сильно упрощается еще и тем, что не трудно найти нужную схему, необходимый материал, а также обзавестись необходимым инструментом.

Каяк для рыбалки своими руками

Что нужно иметь?

В первую очередь следует определиться с наличием инструментов и материалов. Для подобных работ нужно иметь следующие инструменты и материалы:

  1. Электрический лобзик.
  2. Электрическая шлифовальная машина ленточного типа.
  3. Электрическая дрель и электрический шуруповерт.
  4. Строительный фен.
  5. Ножницы различных размеров с хорошей заточкой режущей кромки.
  6. Строительный нож с острым лезвием.
  7. Плоскогубцы и кусачки.
  8. Около 4-х листов фанеры, толщиной не меньше 4-х мм, соответствующего качества.
  9. Стеклоткань, размерами до 20-ти метров квадратных.
  10. Водостойкий лак – до 1,5 литра.
  11. Аэросил А300 – около 120 граммов. Его нужно добавить в эпоксидную смолу за сутки до начала ее использования.
  12. Эпоксидная смола – до 10 кг.
  13. Шпатель гибкий из резины, для работы с эпоксидной смолой.
  14. Прочная соединительная проволока.
  15. Одноразовые пластиковые стаканчики.
  16. Кисти различного размера – до 5-ти штук.
  17. Растворитель до 0,5 литра.
  18. Отвердитель для эпоксидки – до 5-ти кг.
  19. Перчатки резиновые одноразовые.
  20. Несколько штук деревянных палочек, похожих на те, что используются для мороженого.
  21. Груз.
  22. Малярная лента.
  23. Рабочие чертежи, которые необходимы для строительства лодки. Их можно найти в Интернете и скачать, а потом перерисовать в масштабе 1:1, что сильно упростит процесс строительства. Достаточно будет перенести рисунок на фанеру и вырезать заготовки электрическим лобзиком.

Заготовка материалов

Основными материалами является фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. При приобретении следует обращать внимание на их качество. Об особенностях этих материалов указано ниже по тексту.

Фанера

Для изготовления каяка нужна фанера, которая отличается соответствующими размерами (2240х1120мм) и которая не продается в наших магазинах. Поэтому, придется обратиться за помощью к Интернету и оформить соответствующий заказ через него, хотя и это не дает никаких гарантий.

Даже через интернет подобные листы трудно приобрести, поскольку не все организации осуществляют подобную торговлю. Это связано с тем, что фанера подобных размеров не пользуется большим спросом из-за проблем с транспортировкой.

Несмотря на это, имеются компании, которые осуществляют продажу подобных видов товаров через Интернет.

Примером может служить компания «Пенрус». Для изготовления каяка подойдет 2 вида фанеры. Например:

  1. «ЛауроВермельо», которая производится в Бразилии. Считается очень качественным материалом, на котором практически не найдешь дефектов или сучков. Фанера отличается особой прочностью, а ее толщина практически одинаковая по всей плоскости.
  2. «Амесклао», которая является аналогом китайского производителя. Цена фанеры несколько ниже, но и качество несколько хуже.

При этом, не имеет значения, какой цвет имеет фанера, поскольку это на процесс строительства не повлияет. После окончания строительства каяк можно покрасить в любой, самый привлекательный цвет. Для изготовления лодки подойдет цвет «Жотоба».

Стеклоткань

Качество этого материала так же играет значительную роль в процессе самостоятельного изготовления подобного плавсредства. При выборе материала основными критериями считаются:

  1. Технологический процесс изготовления требует использования стеклоткани с удельным весом порядка 130 граммов на метр квадратный.
  2. Гораздо чаще встречается материал с удельным весом 100 или 200 граммов на квадратный метр. В таком случае следует остановить свой выбор на материале с удельным весом 200 граммов на метр квадратный. В результате реально получить качественное и прочное изделие.
  3. Для получения качественного конечного результата следует брать те отрезки ткани, которые не имеют изгибов, так как они будут мешать получению ровной поверхности. Ткань с поперечными следами изгибов принесет много проблем в процессе вскрытия ее эпоксидной смолой.

Эпоксидная смола

Как было указано выше, потребуется около 10 кг эпоксидной смолы, хотя во многих инструкциях указывается меньший расход материала. В данном случае лучше опираться на результаты, полученные практическим путем, а они свидетельствуют, что расход окажется порядка 10-ти килограммов. Если и останется ее, то не так много, а если не хватит, то это может сказаться на качестве изделия, поскольку эпоксидная смола твердеет достаточно быстро. Лучше, если вся поверхность лодки покроется за один заход, без остановки процесса нанесения эпоксидной смолы.

Для работы подойдет эпоксидка «Этал-370», для которой подойдет затвердитель «Этал-47Ф5». Если оценивать соотношение цены к качеству и ее основным техническим данным, то это самый подходящий технический продукт.

Этапы строительства

Для начала следует заняться подготовкой рабочего места, материалов и инструментов. Учитывая размеры лодки, для ее строительства подойдет автомобильный гараж. В любом случае места должно быть достаточно, да и работы с эпоксидной смолой требуют особых условий.

Строительство подобного плавсредства состоит из таких технологических этапов:

  1. На основании имеющихся чертежей занимаются изготовлением всех составных частей. Для этого используется электрический лобзик и другие инструменты.
  2. Осуществляется сборка отдельных частей деталей, для чего используют малярную ленту.
  3. В первую очередь собирают деки и нижнюю часть будущего каяка.
  4. После того, как окажутся готовыми обе части изделия, их соединяют вместе и оценивают, насколько они подходят одна к другой.
  5. На внутренние поверхности обеих частей наносится слой эпоксидной смолы.
  6. Внизу лодки формируется отсек непотопляемости, который состоит из нескольких перегородок. Их так же следует обработать эпоксидкой.
  7. После этого осуществляют подгонку деки и нижней части конструкции еще раз. В результате они должны идеально подойти друг к другу.
  8. Если все нормально, то обе части склеивают и обрабатывают эпоксидкой места стыков. После этого, вся поверхность лодки вскрывается слоем эпоксидной смолы.
  9. На этом этапе формируют лючки.
  10. Окончательный этап – это поклейка стеклоткани на всю поверхность плавсредства. При этом, нужно следить за качеством поклейки стеклоткани. После того, как эпоксидная смола застынет, постройку желательно зашлифовать, после чего покрасить в любой цвет.

Испытания

В результате постройки должно получиться сравнительно легкое плавсредство, которое легко транспортируется к водоему с помощью легковой машины. Здесь, на водоеме, нужно приступить к ходовым испытаниям, построенной своими руками, уникальной лодки.

Задача предстоящих испытаний – это проверка технических характеристик по таким критериям:

  1. Простота в управлении.
  2. Скорость передвижения, как без груза, так и с грузом.
  3. Максимальная грузоподъемность каяка.

Насколько известно, готовое изделие должно легко перевозить груз в 120 килограммов, без ущерба посадки и управляемости. Главное, чтобы лодка нигде не пропускала воду. Как показывает практика, изделия, созданные по такой технологии, легко ремонтируются и обладают высокой прочностью, не смотря на свою легкость.

Делаем байдарку своими руками

Покажем, как сделать байдарку своими руками и что для этого потребуется. Необходимые инструменты и материалы.

Для тех, кто любит путешествовать по рекам, маленькая и легкая одноместная лодка – лучший вариант . Ее легко перенести через мелководье, она пройдет в самых недоступных местах.

Путешественник на байдарке или каяке увидит таинственные и красивые места, в которые невозможно попасть по суше или на большой лодке.

В продаже есть байдарки, но довольно дорогие — не всем по карману, поэтому целесообразно рассмотреть возможность построения такого дополнения к снаряжению своими руками.

Подробнее про самодельные байдарки

Это не так сложно, как может показаться. В сети есть чертежи и раскладки деталей. Основной материал – фанера.

Можно также рассмотреть покупку готового комплекта для изготовления байдарки – это набор деталей для определенной модели, который нужно аккуратно собрать по технологии, описанной ниже.

Раскрой деталей производится на станках с ЧПУ, что делает сборку легкой, а подгонку деталей – минимальной. Стоимость начинается с 9000 рублей.

Изготовление байдарки своими руками

Мало весит за счет деревянного каркаса, удобна, обойдется недорого. После подсчета затрат на материалы становится бесспорным факт, что байдарка, сделанная своими руками – это экономичный вариант решения проблемы.

Что потребуется

Правильная подготовка к работе – это половина самой работы, поэтому важно правильно собрать материалы. От этого зависит конечный результат.

Для первого опыта лучше рассмотреть фанерные байдарки с небольшим количеством мелких деталей – их проще всего собрать по чертежу своими руками.

Правильная заготовка материалов

Все деревянные материалы должны быть хорошо просушены.

  • Фанера толщиной от 4 мм
  • Хомуты
  • Стеклоткань до 20 м 2
  • Яхтный лак высокого качества.
  • Эпоксидная смола — мешок на 10 кг
  • Отвердитель для смолы – до 5 кг
  • Аэросил – для улучшения качеств смолы, добавляют за сутки до начала работы
  • Растворитель – одна бутылка 0,5-1 литра.
  • Малярная лента.

Чертеж лодки подбирается в сети. При разметке листа нужно опираться на него: рассчитывать по масштабу расстояния (на чертежах обычно приводятся и реальные параметры), изгибы деталей в натуральную величину. Для рыбака-любителя самым простым для воспроизведения своими руками вариантом является байдарка типа каяка.

Читайте также:  Как научиться вышивать лентами

Необходимые инструменты

  • Инструменты для работы с деревом и фанерой (пила, электроножовка, лобзик)
  • Шлифмашина
  • Шуруповерт
  • Строительный фен
  • Дрель, сверла разного диаметра, зенкеры
  • Строительный нож
  • Кусачки, плоскогубцы
  • Резиновый шпатель для работы с эпоксидкой
  • Прочная проволока для соединения
  • Кисти, одноразовые стаканчики
  • Шпатель из резины для работы со смолой
  • Рабочие и одноразовые перчатки

Пошаговая инструкция

  • На фанере производится разметка по чертежу, прорисовываются детали.

  • Все части байдарки выпиливаются лобзиком или пилой

  • Для понимания конструкции можно сделать разборный макет по чертежу.
  • Вырезанные части раскладываются согласно чертежу и скрепляются проволокой.

Стыки проклеиваются полосками стеклоткани – это необходимо, чтобы не вытекала смола. После ее застывания полоски снимаются.

Для надежности стыки несколько раз промазываются смолой с опилками – в несколько слоев, каждый последующий накладывается после высыхания предыдущего.

Можно для усиления приклеить брус по верхнему краю байдарки с соответствующими срезами на местах стыков.

Устанавливаются сиденья. Они, как и брус, приклеиваются смолой.

В задней части устанавливается герметично обработанный ящик с крышкой.

Сборка каркаса

Верхнюю часть (деку) и нижнюю собирают отдельно.

Собранные части составляют вместе, чтобы оценить, насколько их можно подогнать друг к другу. Убирают неровности, готовят стыки верха и низа.

В нижней ставят перегородки – отсеки непотопляемости, которые затем также нужно покрыть эпоксидной смолой.

Все внутренние поверхности также покрываются смолой.

Если подгонка не требуется, деку и нижнюю части соединяют – они должны полностью совместиться.

Их скрепляют, склеивают, затем покрывают эпоксидкой по стыкам.

Остальные этапы работы

  • После высыхания стыков и швов собранный каркас покрывается смолой. На этом этапе нужно устанавливать люки, ящички.

  • Последний этап – оклейка каркаса стеклотканью на смолу. Важно контролировать поверхность, на ней не допускаются складки и пузыри.

  • После просыхания лодка слегка шлифуется и покрывается краской любого цвета.
  • При желании краску можно укрепить слоем яхтного лака.

Возможные проблемы и нюансы

  • Изготовление лодки своими руками потребует помещения с достаточной площадью – можно использовать гараж, сарай.
  • Не стоит экономить на количестве эпоксидки – для получения прочного покрытия желательно обработать всю поверхность лодки за один раз. Поэтому покупать нужно с запасом, не меньше 10 кг – некоторые руководства указывают меньшее количество, но в результате может не хватить.
  • По технологии стеклоткань должна иметь плотность не менее 130, но это минимальная величина. Меньше 130 – это уже потеря прочности и надежности. Поэтому лучше брать большую, например, 200.
  • На ткани не должно быть заломов и загибов — поверхность должна быть ровной. Только в этом случае создание эпоксидного покрытия пройдет без проблем и с хорошим результатом.
  • Могут возникнуть сложности с фанерой – для байдарки типа «каяк» понадобятся габаритные листы фанеры, которые сложно найти. Не все магазины торгуют ими из-за сложности транспортировки. Поэтому придется сопоставлять размеры деталей для байдарки своими руками на чертежах с фанерой, которая есть в продаже, либо быть готовым к поиску материалов с нужными параметрами.

Испытания готовой байдарки

Если все этапы пройдены максимально точно, материалы соответствуют требованиям, то получится легкая, маневренная лодка.

Спустив свой корабль на воду, следует оценить:

  • управление – насколько удается ею оперативно управлять
  • скорость – она высокая даже с человеком и грузом
  • нет ли протечек воды.

Последний пункт можно поставить на первую позицию

Где купить фанеру нестандартного размера?

Для этого придется подать объявление на торговых площадках интернета и дождаться отклика продавца. Это не всегда быстро дает результат, поэтому можно присмотреть запасной вариант для чертежа для байдарки своими руками из фанеры стандартного размера.

Какую лодку выбрать?

Зависит от собственных планов – для походов и путешествий понадобятся объемы для багажа и припасов. Для путешествия вдвоем подойдет катамаран – это две скрепленные байдарки. Для рыбалки рассмотрите каноэ – вариант без лишних сложностей, который доступен для начинающего корабельного мастера.

Какая лодка лучше?

Самые простые конфигурации сделать относительно легко. Для продвинутых мастеров в сети есть сложные профессиональные чертежи и советы, как сделать байдарку, требующие большего количества материалов и определенных навыков.

Сколько стоит готовая байдарка?

Стоимость надувных и каркасных байдарок начинается от 27000 рублей.

Выводы

Изготовление плавучего средства самостоятельно экономит средства. Самодельную лодку, в которой известен каждый шов, просто отремонтировать в случае повреждения.

Это не сложнее, чем изготовить предмет мебели , но при работе следует помнить, что на середине реки от байдарки своими руками может зависеть жизнь.

Самодельная туристическая байдарка «Сирена» – как сделать байдарку

Многие туристы-водники хотели бы иметь байдарку-одиночку — легкую, прочную, с хорошими маневренными и ходовыми качествами, с привлекательным внешним видом и непременно универсальную, т. е. одинаково пригодную как для воскресных прогулок, так и для сложных походов. Однако промышленность наша байдарок-одиночек для продажи в магазинах пока не выпускает вообще. Приходится ломать голову, как сделать байдарку, конструировать и строить байдарку своими силами.

Нам кажется, что всеми нужными качествами обладает сделанная нами самодельная туристическая разборная байдарка «Сирена» с мягкой обшивкой на деревянно-металлическом каркасе. Восемь таких самодельных байдарок, построенных уфимскими туристами в 1970—1971 гг., успешно прошли все испытания и использовались в походах 3 и 4 категории сложности, в том числе по Саянским рекам.

Основные данные туристической байдарки «Сирена»
Длина, м4,00
Ширина, м0,65
Высота борта, м0,20
Осадка при полной нагрузке, м0,14

Благодаря хорошей грузоподъемности «Сирены» (140 кг) турист может взять с собой полный комплект снабжения и запасы для месячного похода. Вес байдарки в упаковке — 16 кг, габариты пакета 1150х400х150 мм.

Конструкция самодельной туристической байдарки


1 — ахтерштевень, фанера δ=8—9; 2 — концевая секция кильсона: 3 — средняя секция кильсона;
4 — мидельвейс 15х18х1030; 5 — фальшборт 40х16х1150, клееный из фанеры; 6 — спинка;
7 — шпангоут; 8 — оболочка, ткань М-72; 9 — брус 12х34х1030; 10, 11 — стрингер 15х15х1030;
12 — форштевень, фанера δ=8—9.

Приводим эскизы, необходимые для самостоятельной постройки туристической байдарки типа «Сирена». Чтобы сделать байдарку потребуются следующие материалы: сухая мелкослойная древесина (на стрингера и привальные брусья — сосна, на кильсон и мидельвейсы — лиственница); обрезки листовой дюрали толщиной 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 3 и 4 мм; обрезки нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т толщиной 0,8 и 3 мм и пруток диаметром 8 мм; фанера марки БС-1 толщиной 5, 7 и 9 мм. В качестве крепежа используются алюминиевые заклепки длиной 20—30 мм и диаметром 3 и 4 мм, а также шурупы обязательно с антикоррозионным покрытием. На оболочку идет около 5 м² прорезиненной ткани марки М-72 или 500; кроме того, понадобятся на деку такая же ткань, брезент или парусина, двухметровый кусок резинового шланга с внутренним диаметром 35—40 мм и толщиной стенки 2—3 мм и резиновый шнур диаметром 5 мм, длиной 1,2 м (можно использовать спортивную скакалку).

Жесткий каркас состоит из пяти шпангоутов, двух штевней, четырех секций кильсона (килевой фермы), четырех стрингеров, двух привальных брусьев, фальшборта и мидельвейса.


Разметка: а — штевней и б — шпангоутов; в — два варианта сечения шпангоута.

Размеры поперечных сечений самодельной туристической байдарки
(по обшивке)

Номер шпангоутаВысотыПолушироты
hh1h2h3a1a2a3a4a5
15318727555116183210
213743509018728131035
3106027090195305325190
4117233090191297320190
55288326555126203240

Детали продольного набора самодельной туристической байдарки


Позиции 1 — 12 обозначены на сборочном чертеже корпуса.
13 — язычок δ=4; 14 — овальная планка δ=2, дюраль Д16АТ: 15 — замок привального бруса; 16 — концевая планка стрингера и привального бруса; 17 — обойма крепления привальных брусьев к штевням; 18 — замок мидельвейса, нерж. сталь; 19 — угольник мидельвейса; 20 — обойма крепления кильсона к штевням, нерж. сталь; 21 — клиновая накладка, дюраль Д16АМ; 22 — боковые рейки кильсона; 23 — средняя рейка кильсона; 24 — поперечина δ=5, фанера; 25 — поперечина 5х25, фанера; 26 — язычок кильсона; размеры в скобках указаны для язычка стрингера; 27 — замок кильсона, δ=1,5 (для стрингера δ=0,8); 28 — рейка средней секции кильсона; 29 — шпангоут; 33 — заполнитель; 31 — скоба крепления фальшборта на шп. 3 и 4, дюраль Д1; 32 — скоба крепления мидельвейса на шп. 2 и 1, дюраль Д1; 33 — винт крепления привального бруса; 34 — скоба, фиксирующая стрингер на шпангоуте, дюраль Д1; 35 — защелка кильсона, дюраль Д1; 36 — винт защелки, нерж. сталь; 37 — штырек; 35 — держатель спинки; 39 — кормовой фальшборт, фанера δ=7; 40 — защелка фальшборта, Д16АТ; 41 — угольник из дюраля δ=2; 42 — петля фальшборта.

Привальные брусья и стрингера собираются по длине из четырех частей (по 1,03 м каждая) с помощью простейших язычковых замков. К восьми рейкам стрингеров приклепываются замки (дет. 27) к одному концу и язычки (дет. 26) к другому. У остальных восьми заготовок один конец остается свободным, к четырем приклепываются замки и к четырем — язычки. На заготовки привальных брусьев ставятся замки 15 из нержавейки и язычки 13 из дюраля.

Шпангоут и детали крепления набора к нему

Кильсон представляет собой ферму из трех продольных реек, соединенных поперечными планками. Замки и язычки для соединения секций кильсона, как и мидельвейса, изготовляются из нержавеющей стали. На все рейки двух средних секции кильсона приклепываются замки и язычки, на рейки двух концевых секций — только замки и только язычки. Собирать кильсон нужно на какой-либо ровной поверхности, предварительно наметив на ней положения ДП — осевой линии и шпангоутов 2 и 4 (для средних секций). Планки-поперечины кильсона длиной 200 и шириной 25 мм выпиливаются из 5-миллиметровой фанеры. К рейкам они крепятся шурупами и на водостойком клее (лучше всего на эпоксидной смоле ЭД-5).

Секции кильсона

У штевней боковые рейки 22 кильсона приподнимаются и ложатся на клиновую накладку 21. Средняя рейка обрезается под накладкой, как показано на чертеже, и подгоняется окончательно уже во время подгонки и установки штевня. Отступя от накладки на 100—120 мм, боковые рейки нужно обрезать «на ус» с внутренней стороны, но таким образом, чтобы штевень не болтался, а входил плотно.

Штевни выпиливаются из хорошей 8—9-миллиметровой фанеры. Для крепления реек кильсона на штевнях крепятся обоймы 20.

Крепление кильсона к штевням

Шпангоуты самодельной туристической байдарки лучше всего согнуть из дюралевой трубки диаметром 14—15 мм. Трубку можно заменить П-образным профилем, который изготовляется из листового дюраля Д1 толщиной 1,5 мм; только один средний шп. 3 желательно изготовить усиленным — из 2-миллиметрового дюраля.

Читайте также:  Свадебные фужеры: пошаговая инструкция

Сначала из полосы делается П-образный профиль. Для гибки его по обводу шпангоута необходимо заготовить стальные оправки-шаблоны, вырезанные по плазовой разметке для каждого шпангоута отдельно (от ДП на один борт, так как шпангоуты собираются каждый из двух частей). Профиль изгибается по оправке при помощи вращающегося ролика.

Изготовление шпангоутов байдарки


1 — металлическая оправка, δ=10; 2 — заготовка шпангоута; 3 — ролик.

Половины шпангоута склепываются между собой на вставках из дюраля Д16АМ и заполнителях из фанеры. К верхней части шп. 2 и 4 одновременно приклепывается скоба 32 для крепления конца мидельвейса. На все шпангоуты ставятся скобы 34 для фиксации положения стрингеров, а на шп. 1 и 5 дополнительно на верхнюю точку — скобы для посадки мидельвейса. Крепление шпангоутов к кильсону предусмотрено с помощью вертушек 35 (размеры в скобках — для шп. 1 и 5).

Винты 33 (на шп. 3 — штифты) для крепления привального бруса вытачиваются из нержавейки. На сами привальные брусья ставятся на заклепках овальные планки 14. Для правильной их установки необходимо собрать — соединить между собой две центральные секции привальных брусьев и от стыка отложить в обе стороны по 400 мм. На секции бруса с замком овал разворачивается на 180°. Для крепления к шп. 3 в язычке привального бруса сверлится (по месту) отверстие под штифт 37.

Закрепив привальные брусья сначала на трех средних шпангоутах, можно разметить места установки овальных планок для присоединения к шп. 1 и 5. Для этого надо пристыковать концевые части привальных брусьев и, прижав их к концевым шпангоутам, отметить точки соприкосновения привального бруса с винтом.

К заготовке мидельвейса приклепывается крючок 19 и замок 18, у штевней крепится язычок и по месту устанавливается вилка 17.

Концевые звенья привальных брусьев стрингеров и мидельвейсов приклепываются к штевням (привальный брус при помощи накладки 16). Перед тем как сверлить отверстия под заклепки, необходимо собрать весь каркас, притянув стрингера шпагатом.

Соединяемые в носу петлей боковые стенки фальшборта выклеиваются на водостойком клее по шаблону (радиус 1200 мм) из полос 7- и 10-миллиметровой фанеры. По нижней кромке заготовок предварительно выбирается паз для протягивания шнура деки. Для соединения со шпангоутами в фальшбортах необходимо по месту сделать прорези, в которые заходят концы скоб 31, установленных на шп. 3 и 4. Подогнав фальшборты по скобам, следует приклепать защелки 40. Затем ставится задник 39, присоединяемый на уголках из дюраля.

Для изготовления оболочки нужно подготовить цельное полотнище длиной 4,2 м и шириной не менее 0,91 м. Полотнище накладывается на днище собранного каркаса; края материала, выступающие за привальные брусья, стягиваются крепкими нитками Материал в носу и корме прорезается по ДП и производится подгонка по штевням.

Установка каркаса для разметки оболочки (а) и раскрой деки (б)

Оконечности оболочки упрочняются: по соединению изнутри и снаружи наклеиваются метровые куски разрезанного вдоль на две части резинового шланга. Теперь, не снимая с каркаса склеенной оболочки, можно приступить к выкраиванию и присоединению деки. Дека состоит из четырех частей; в две средние по периметру выреза кокпита вшивается резиновый шнур для обтягивания по фальшборту, затем к ним пришиваются концевые части. Дека сшивается с низом оболочки, после чего шов проклеивается герметизирующей полоской.

Заделка оболочки на штевнях

1 — оболочка (на виде сбоку часть левого борта отогнута); 2 — наружный шланг; 3 — внутренний шланг; 4 — перекрой бортовин в оконечностях сверху — под декой.

Спинку можно прикрепить к фальшборту при помощи овальных планок 14 и стержней 38. Упор для ног проще всего сделать в виде фанерной площадки размером 180х240, прикрепленной к шп. 2 подгоняемыми по месту растяжками из проволоки диаметром 3 мм.

Фальшборт и детали крепления

Приводим эскиз простого весла для байдарки, изготовляемого из дерева; лопасти вырезаются из 5-миллиметровой фанеры. Соединительные втулки советуем сделать из дюраля (наружная) и латуни (внутренняя).

Эскиз байдарочного весла

При сборке байдарки сначала нужно собрать обе половины каркаса и вставить их по очереди в оболочку. Затем закрываются замки кильсона, вставляется средний шпангоут (шп. 3) и концы мидельвейсов крепятся к шп. 2 и 4. Последняя операция — заводятся в пазы фальшбортов края деки с зашитым шнуром, фальшборт крепится к шпангоутам.

В. Н. Грушевский, Г. Г. Ничков, «КиЯ», 1972 г.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Изготовление каяка своими руками

Каяк – является традиционным водным транспортным средством народов, населяющих просторы Арктики. Для движения используются вёсла. Разделяются на трёх, двух и одновёсельную модель.

При изготовлении традиционных моделей использовались кожи моржей и тюленей, надетые на деревянные или костяные каркасы. Для придания водонепроницаемости швам применяли китовые усы и жилы.

В наше время для изготовления используются промышленные способы с применением новейших материалов и технологий.

В данной статье мы рассмотрим, как сделать каяк собственными руками.

Как сделать каяк?

Для изготовления каяка можно использовать фанеру. Для сборки без каркасного каяка подойдёт метод склей и сшей, который будет подробно рассмотрен в данной статье.

Сборка по данной методике потребует мало времени и сил.

Как построить байдарку своими руками?

Огромную популярность у туристов приобрели байдарки «Росинка», созданные ещё в советское время. Много лет подряд они занимают почётное место в спорте, туризме, рыбалке.

Сравнительная простота конструкции и лёгкость изготовления позволила занять ей почетное, лидирующее место у людей желающих изготовить байдарку самостоятельно.

Сборка байдарки (каяка)

Последовательность сборки байдарки «Росинка»:

  1. Устанавливаются на стапеле шпангоуты из фанеры.
  2. Укладывается киль на шпангоуты в специально предназначенные для этого пазы, с заранее прикреплённым форштевнем и ахтерштевнем. Углы присоединяются к килю.
  3. Укладываем на свои места скуловые брусья, привальные и стрингеры днищевые.
  4. Перед тем как приступить к обшивке следует подогнать все выступающие брусья для того что бы обшивка плотно легла на борт.
  5. Закончив подгонку можно приступать к крепежу обшивки.
  6. Устанавливаем палубу. Обрезаем пилой и обрабатываем рубанком транцы, шпангоуты, переборки по линии палубы.

Между привальным брусом и карленгсом ставим так называемые «сухари» — это бруски из дерева равные расстоянию между карленгсом и привальным брусом. Проводим стыковки палубного настила и крепим его при помощи клея и мелких шурупов.

Устанавливаем комингс по периметру кокпита

При желании можно облегчить одноместное судно, для этого стоит просто сделать корпус короче, исключая средний шпангоут. Кроме того у данного вида лодки шпангоуты можно в принципе удалить достаточно будет оставить 2 переборки попкита.

Работа с корпусом закончена, после этого изготовляем сиденья, спинки, елани, рулевое устройство и руль.

Вёсла можно сделать самому или приобрести в магазине.

Помимо этого данный вид байдарки предусматривает возможность установки паруса, но это потребует дополнительных поплавков вдоль борта.

В палубе под мачту делают усиленное дополнительными накладками отверстие, а на килевую часть гнездо для штопора мачты.

Есть возможность установки мотора, с этой целью на краях кокпита следует смонтировать узлы для крепления маломощного мотора. Таким образом, вы получаете универсальную лодку.

Выбор лодки

После того как разобрались в строительстве классической байдарки рассмотрим подробнее возможность строительства каяка из фанеры.

Можно воспользоваться бесплатной программой для составления чертежей каяка, однако у неё есть некоторые недостатки, такие как отсутствие развёртки поверхности. Кроме того наличие платных чертежей лодок до 3 метров практически отсутствует.

Так что рассмотрим возможность строительства каяка модели Wood Duck 10.

Закупка материалов

Великолепного качества, в масштабе 1 к 1. Останется только раскатать на фанерных листах и сделать перенос деталей.

Имеется возможность приобрести и остальные комплектующие на сайте этой компании, но откровенно говоря, цены у них не померные и для экономии можно попробовать найти материалы у отечественных компаний.

Фанера

В спецификации указано, что фанера должна быть «морская» размера только 2240 на 1220 миллиметров. К сожалению, в обычных строительных магазинах и торговых точках данный вид фанерных листов приобрести практически невозможно.

Приобрести можно через интернет, торговлей занимается компания Пенрус.

Для строительства идеально подойдут 2 варианта:

  1. «Амесклао» китайского производства.
  2. «Лауро Вермельо» бразильского изготовления.

Из эстетических соображений воспользуемся цветовой расцветкой «Жатоба».

Как показала практика, фанера производства Бразилии оказалась по качеству намного лучше, нежели китайский материал. Отличается равномерной толщиной по всей плоскости, обладает хорошей жесткостью и отсутствием сучков.

Стеклоткань

Проект предусматривает использование стеклоткани с удельным весом 130 грамм на метр квадратный, однако широко представленные производители не предусматривают выпуска такого формата материала.

В идеале следует приобретать ровно упакованные отрезки, так как упаковка в пачки приводит к образованию деформаций и сгибов, с которыми впоследствии могут возникнуть проблемы при покрытии смолой.

Смола эпоксидная

Отличным вариантом, подходящим по цене и техническим характеристикам является смола Этал-370 и отвердитель Этал-47Ф5. Единственным недостатком можно отметить недостаточная прозрачность при высыхании.
Итак, подведём итог по закупке материалов:

  • Фанера «Амесклао» 1шт.
  • Фанера «Лауро Вермельо» 1шт.
  • Э-З-200 стеклоткань 20 метров.
  • Аэросил А300 120 грамм.
  • Отвердитель 5 килограмм.
  • Смола 10 килограмм.
  • Лак 1.5 литра Marshal Protex Yat Vernik.
  • Разбавитель 0.5 литра Marshal.

Постройка

Начинать сборку лодки следует с переноса деталей с чертежа на фанерные листы в натуральную величину. Для этого накладывается чертёж на фанерные листы, и с помощью шила, лекала, линейки, и простого карандаша делается разметка.

После того как листы размечены можно приступить к распилу для этой цели можно использовать лобзик с пилкой малого размера однако практика показала что пила для фанеры лучше подойдёт для этой цели.

Далее производим сборку согласно чертежу при помощи медной проволоки при отсутствии таковой можно воспользоваться металлической проволокой не более 1 миллиметра в сечении.

Можно воспользоваться крестиками для плитки для выравнивания стыков в носовой и кормовой части.

Придаем лодке форму и проклеиваем

Смолой с наполнителем производится забивка швов изнутри лодки и проклейка.

В качестве наполнителя рекомендуют использовать древесную пыль, но в случае отсутствия таковой можно воспользоваться аэросилом и тиксотропной добавкой для смолы.

В оригинале рекомендуется всё же пыль древесная.

Далее производим обработку наружного борта и закругление швов, а так же подгонку нижних и боковых частей корпуса так как они будут составными из-за того что листы фанеры короче чем длинна лодки.

Проект предусматривает соединение на ус, однако можно сделать и встык, но это приведёт к утолщению шва.

Далее после всех проделанных операций можно приступить к раскройке стекловолокна по размерам и пропитке пред оклейкой.

Сборка палубных реек в оригинале предусматривает использование кедровых пород дерева. Так как данный материал найти практически невозможно, поэтому можно использовать оставшуюся фанеру после распила деталей.

Для временного крепления можно использовать клеевой пистолет.

После всех вышеперечисленных операций можно приступать к оклейке стеклотканью снаружи и изнутри.
Когда оклейка окончена и клей застыл, приступаем к монтажу пяточных упоров.

Читайте также:  Как сделать нюхательный табак

Сделать их можно используя мебельные винты, а к корпусу приклеить.

Испытания

Итак, сборка закончена, можно приступить к испытаниям.

Транспортировку можно осуществлять на самодельном багажнике вследствие малого веса каяка. Лодка на воде показала отличные характеристики управляемости, скорости, и грузоподъемности, прекрасно держится на плаву при нагрузке 120 килограмм.

Сравнение с эталоном

Внешний вид:

  • При сравнении фабричной модели и самодельной в глаза бросается метод нанесения лака.
  • Вес отличается на 5 килограмм вследствие использования разных видов фанеры. В оригинале масса составляет 16 килограмм.
  • Палуба всё-таки выглядит несколько аляповатой, за счёт использования разных видов реек.
  • Использование непрозрачного отвердителя существенно влияет на конечный цвет дерева.

Ошибки и неудачи

По сравнению со строительством лодки из фанеры данная модель является довольно трудоёмким и затратным по времени. Есть резон приобрести максимум зарубежных материалов, несмотря на стоимость.

Повышенная плотность стекловолокна привела к существенному увеличению конечного изделия, присутствует процент дефектов за счёт неправильной укладки стеклоткани.

Использование фанерных реек значительно удешевило строительство, но внесло существенное искажение внешнего вида.

Смола и отвердитель постоянно образовывают пузырьки, от которых сложно избавится.

Несмотря на все сложности, и недостаток качественных материалов, приличную лодку можно построить без существенных капиталовложений и минимальных затрат времени.

Как сделать каяк для рыбалки своими руками

Каяк для рыбалки представляет собой плавательное средство, которое отличается небольшим весом и высокой маневренностью. Оно способно развивать большую скорость, беспрепятственно проходя между зарослями камышей и в других труднодоступных местах.

Что собой представляет каяк

Промышленные предприятия, которые выпускают каяки, взяли за основу плавсредства, используемые народами Севера. Лодки были усовершенствованы, и теперь рыбаки могут приобрести туристическую версию.

По своим характеристикам судно отличается от надувных, алюминиевых и пластиковых лодок. Для его изготовления используется технология литья. Корпус напоминает капсулу закрытого типа, она защищена от проникновения воды. Часто компании используют для выпуска каяков полиэтилен, состоящей из 3 слоев. Такой материал обладает положительной плавучестью. Это гарантирует, что плавсредства никогда не утонут.

В каяке можно перевозить груз небольшого размера, для его транспортировки сделаны багажные камеры. Чтобы рыбак не уставал, производители оборудуют плавсредства упорами для ног. Весла крепятся по бокам с помощью фиксаторов, поэтому их можно отпустить, дав отдых рукам.

В магазине выбираем рыболовный каяк, обращая внимание на его габариты. На скоростные показатели и маневренность оказывают влияние длина и ширина. Чем больше судно, тем оно быстрее. При уменьшении размеров снижается его устойчивость на воде.

В магазине можно приобрести надувной каяк для рыбалки. Если планируется рыбная ловля на небольших каналах, реках и маленьких озерах, можно выбрать каяк длиной от 3,5 до 3,7 м.

Каяк используется не только для туризма, но и для охоты и рыбалки, для моря подходят модели длиной более 4 м с высокой посадкой. Дело в том, что короткие суда не рассчитаны на большую волну. При сильном боковом ветре их устойчивость по курсу снизится, а скорость передвижения будет маленькой.

Чем больше водоем, тем длиннее должен быть каяк. Ширина плавсредства подбирается индивидуально, она зависит от физической формы рыбака и его веса. Важным параметром является грузоподъемность. Она определяется по следующей формуле: вес каякера плюс 40 кг.

Преимущества использования на рыбалке

Рыболовные каяки отличаются следующими преимуществами:

  1. Его не нужно регистрировать, нет необходимости иметь при себе права.
  2. Не требуется проходить техосмотр.
  3. Его можно хранить в гараже, повесив на стену.
  4. Доступная стоимость.
  5. Удобное сиденье, которое позволяет рыбаку несколько часов находиться в одном положении на воде.
  6. Есть держатель для удилищ. В наличии фиксаторы для датчика эхолота, якоря и якорного линя.
  7. Судно легко транспортировать на машине.

Высокая скорость позволяет покрывать большие расстояния в течение светового дня. Бесшумный ход дает возможность подбираться к пугливой рыбе.

Достоинства и недостатки самодельного плавсредства

Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.

Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.

Как сделать каяк своими руками

Рыбаков часто интересует, как сделать байдарку самому. Строительство плавсредства начинается с покупки материалов. Понадобятся следующие инструменты:

  • электролобзик;
  • шлифовальная машина;
  • шуруповерт и дрель;
  • строительный фен;
  • кусачки;
  • плоскогубцы.

Для того чтобы сделать рыбацкий каяк своими руками, потребуются 4 листа фанеры, нож и шпатель. Для покрытия корпуса подходят стекловолокно или полиэтиленовые пленки.

Чертежи и схемы

Ускорить строительство помогут схемы. Их можно сделать самостоятельно, но лучше использовать готовые чертежи шпангоутов байдарок.

Можно по схеме сделать каяк для рыбалки своими руками из пенопласта, фанеры или других материалов. Из дерева выдалбливают каноэ, домашних стройматериалов достаточно для выполнения работы. Осуществляя сборку, следует уделить внимание стыкам и швам.

Материалы

Для изготовления каяка потребуется фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Прочность судна зависит от качества используемых материалов, поэтому нужно покупать листы фанеры без сучков и других дефектов.

Стеклоткань должна иметь удельный вес от 130 до 200 г/м². Для склеивания стоит брать отрезы материала без изгибов. Если они будут, то покрыть судно эпоксидной смолой будет сложнее.

Для изготовления каяка требуется 10 кг эпоксидной смолы. Этого количества хватит, чтобы покрыть поверхность изделия на 1 раз. Лучше всего приобрести «Этал-370». Будет нужен и отвердитель, для этой цели подходит «Этал-47 F5».

Порядок выполнения работ

Лучше всего строить судно в гараже, процесс можно разделить на следующие технологические этапы:

  1. Нанесение разметки и выпиливание элементов каяка. Для ускорения процесса строительства используют электрический лобзик.
  2. Сборка деталей на малярную ленту.
  3. Фиксация деков и нижней части изделия.
  4. Соединение частей конструкции в единое целое. При необходимости выполняется подгонка элементов друг к другу.
  5. Изнутри детали покрывают эпоксидной смолой.
  6. В нижней части лодки делают отсек, состоящий из нескольких перегородок. Он сделает судно непотопляемым. Все элементы также покрывают эпоксидным материалом.
  7. Еще раз выполняют подгонку нижней части лодки и деки, между ними не должно быть зазоров. После этого приступают к склеиванию всех элементов, места стыков покрывают эпоксидной смолой.
  8. Устройство люка.
  9. Конструкцию покрывают стеклотканью.

После застывания эпоксидной смолы поверхность каяка шлифуют, а потом окрашивают в выбранный цвет.

Ходовые испытания

Когда самодельное плавсредство будет готово, начинается этап ходовых испытаний. Они необходимы для того, чтобы проверить его технические характеристики.

Если все было сделано правильно, каяк не будет пропускать воду. Он должен быть прост в управлении, перевозить минимум 120 кг груза, устойчиво держаться на воде и быть маневренным.

Как построить байдарку и каяк своими руками

Активные виды отдыха приобретают все большую популярность. Но многих останавливает при принятии решения заняться тем или иным видом активного отдыха стоимость оборудования, которое необходимо приобрести чтобы чувствовать себя максимально комфортно.

Приобретать байдарку или каноэ в магазине довольно накладно, а вот сделать своими руками вполне возможно. Наиболее простым и быстрым в сборке будет каяк, который требует минимальное количество инструментов и материалов.

Активные виды отдыха приобретают все большую популярность. Но многих останавливает при принятии решения заняться тем или иным видом активного отдыха стоимость оборудования, которое необходимо приобрести чтобы чувствовать себя максимально комфортно.

Приобретать байдарку или каноэ в магазине довольно накладно, а вот сделать своими руками вполне возможно. Наиболее простым и быстрым в сборке будет каяк, который требует минимальное количество инструментов и материалов.

Для того чтобы приступить к сборке необходимого инвентаря потребуется заранее запастись материалами и инструментами. В процессе сборки понадобятся:

  • дрель, шуруповерт, электролобзик, ленточная шлифовальная машинка, но при необходимости их можно заменить более привычным ручным инструментом, выполняющим те же функции;
  • нож, ножницы, пассатижи, кусачки – понадобятся непосредственно для сборки конструкции;
  • эпоксидная смола – позволит герметизировать корпус лодки по швам и надежно скрепить листы фанеры;
  • фанера не менее 3 миллиметров толщиной – понадобится 4 стандартных листа;
    вязальная проволока – необходима для фиксирования отдельных деталей конструкции в процессе сборки;
  • стеклоткань – позволит сделать швы более прочными, чтобы не мучиться с ее нарезкой приобретать необходимо уже готовую ленту 3-4 сантиметра шириной;
  • водостойкий лак, которым после изготовления конструкции полностью покрывается каяк чтобы древесина не разбухала в воде и не теряла свои формы.
  • Дополнительно могут пригодиться различные защитные приспособления (перчатки, маска, очки), которые позволяют выполнить работу не только качественно, но и безопасно для исполнителя.

Сборка байдарки (каяка)

Перед тем как приступить к раскрою деталей будущей лодки, необходимо подготовить фанеру. Стандартные размеры 1 листа обычно составляют 1,5 на 1,5 метра, а для изготовления каяка необходимы полосы длиной 2,8 и шириной 0,75 метра. Их можно приобрести либо сразу у производителя, что обычно бывает совсем непросто, либо изготовить самостоятельно.

Для изготовления бортов листовую фанеру раскраивают на полосы по 0.75 метра. Для стыковки при помощи шлифовальной машинки снимают угловую фаску, точно подгоняя соседние листы. Из полос собирают один лист длиной 3,6 – 3,8 метра и проклеивают стыки эпоксидной смолой. Поверх шва для придания ему жесткости укладывается промазанная эпоксидной смолой стекловолоконная лента. Места стыков можно зафиксировать строительными скобами, а для качества склейки они прижимаются тяжелым грузом и оставляются до полного высыхания клея.

Пока происходит склейка материалов для борта можно продолжить распил фанеры на остальные детали корпуса будущей лодки. Нам понадобятся:

  • 4 перегородки для разделения внутреннего пространства корпуса, которые придадут жесткость конструкции и не позволят затонуть при получении пробоины;
  • заготовка для палубы;
  • 4 заготовки для соединения палубы и бортов.

Придаем лодке форму и проклеиваем

После того как листы фанеры склеены, при помощи лобзика им придается необходимая форма. Затем заготовки бортов слаживаются рядом и начинают соединяться при помощи вязальной проволоки. Предварительно в месте соединения необходимо проделать отверстия дрелью. Соединять конструкцию необходимо от середины.

Форму будущей лодки придадут вырезанные заранее 4 переборки. Затем шов проклеивается при помощи стеклоткани и эпоксидной смолы с обеих сторон.
Когда корпус полностью высох на нем крепиться палуба и 4 боковые заготовки, которые обеспечивают герметичность каяка. Затем в палубе при помощи лобзика делается посадочное отверстие, которое дополнительно обклеивается стеклотканью.

После того как конструкция полностью высохла, ее проклеивают снаружи стеклотканью с эпоксидной смолой и после полного высыхания обрабатывается водостойким лаком.

Для того чтобы в каяке было удобно сидеть в корпусе под отверстием для посадки крепится лист фанеры, который и будет выполнять роль сидения.

Вот и всё! Сделать байдарку своими руками подсилу практически любому человеку, умеющему пользоваться стандартным набором инструментов. В конце предлагаем небольшое наглядное видео о том, как можно построить каяк из фанеры.

Ссылка на основную публикацию