Как сделать деревянного человека

Деревянный манекен Вин-Чунь своими руками

Любой человек, который изучает Вин-Чунь, желал бы иметь свой деревянный манекен, чтобы иметь возможность проводить занятия не только в спортивном зале, но и у себя дома. Но, стоимость качественных Вин-Чунь из дерева очень высока. Поэтому, имеется хорошая возможность приготовить деревянный манекен у себя дома.

Далее рассмотрим: как сделать деревянный манекен Вин-Чунь при использовании минимального числа материалов и самого обычного инструмента.

Подготовка материала

Дерево является самым востребованным и популярным материалом для выполнения Вин-Чунь своими руками, потому как имеет массу преимуществ при использовании.

Помимо значительного числа достоинств, этот материал имеет и ряд недостатков: может усыхать с течением времени, коробиться, а также трескаться. Поэтому, когда для изготовления Вин-Чунь используется дерево, необходимо полностью брать во внимание механические характеристики этого материала. Эти параметры в основном зависят от используемой породы древесины.

Основные физические характеристики дерева, которые необходимо учитывать — это блеск, теплопроводность, цвет, а также усушка и характеристики влажности.

Важные механические параметры древесины, которые потребуется учитывать — это упругость, а также хрупкость и прочность.

Сушка дерева

Общий способ сушки. Для того чтобы максимально качественно сделать Вин-Чунь, потребуется качественно просушить используемый для этих работ материал. Если вы приобретаете уже просушенное бревно, тогда с этим материалом могут быть некоторые проблемы и сложности, поэтому необходимо точно знать, как просушивать определённый вид древесины.

Самый простой из часто используемых методов сушки дерева — это атмосферная сушка, которая достаточно проста и эффективна. На открытом воздухе, дерево может высохнуть до 16-19% влажности. После этого, материал имеется возможность досушить в некоторой удалённости от отопительного оборудования.

Другой способ сушки дерева – зарыть заготовку в стружку, песок или сухую землю. Это приведёт к более равномерному высыханию, снижая риск образования трещин.

Прослушивание на зацементированном полу, способствует высыханию изделия, бетонная поверхность способна втягивать в себя влагу. Положите на цементный пол заготовку, развернув таким образом, чтобы главная часть плотно соприкасалась с полом всеми боками. Чем лучше вы просушите заготовку, тем качественнее получится манекен.

Схема

Манекен Вин-Чунь — это цилиндрический столб, который выполняется из определённой породы древесины, как правило, высотой от 140 до 195 см и от 25 до 30 см в диаметре. Основными деталями этого изделия считаются: две «руки», которые расположены вверху и так называемого туловища, следующая «рука» называется средней и находится под верхними «руками».

Эти детали создают, «тело» манекена. Его рекомендуется надёжно закрепить на полу или на специальных брусьях. Они устанавливаются на двух надёжных столбах, которые называют упорными. На представленном фото имеется возможность, наглядно увидеть, как будет выглядеть полностью готовый деревянный Вин-Чунь.

Создание основы, затребует от вас немало сил. Главнейшая из задач – изготовление нужной формы бревно (цилиндрическая форма). Пошаговая инструкция:

Избавьтесь от коры и отрубите сучья. Заметно выступающая поверхность убирается.

Соответственным инструментом (рубанком, фуганком) соорудите бревно в форме цилиндра. Не ошибитесь с мерками, воспользуйтесь прочнейшим лекалом. Желательно пластиковым или картонным. Уберите заднюю часть изделия, если ваша задумка должна крепиться на стену.

Грубоватой шкурой (зерно 40-60) ствол тщательно ошкуривается. По возможности, проведите ошкуривание вибрационными или ленточными приспособлениями.

Шкуркой потоньше (зерно 100 и меньше) проведите полное очищение бревна. Проделав работу, намочите заготовку и подождите высыхания. Сухую поверхность бревна, отполируйте тканью.

Делая руки, следуйте той же схеме что и при изготовлении основы манекена. Если заготовки квадратные в сечение – придайте им форму восьмигранника, а потом форму круга. Длинна рук манекена ровняется длине предплечья сжатым кулаком. От костяшек пальцев до локтя. Толстота выбирается самостоятельно. Создание ноги зависит от выбранной конструкции. Они должны быть толще рук. Один из важнейших мгновений – расстановка рук предмета. Приняв позу напротив и согнув ноги, окончания высших палок обязаны быть нацелены в плечи, а нижняя нацелена в область пупка.

Распространённая ошибка – большой горизонтальный угол между высшими руками. У окончаний верхних рук обязательна одна высота. В таком размещение они непременно пересекаются внутри тела манекена. Дырочки нужно высверливать друг над другом, но не горизонтально, а под углом. Рука по левую сторону, крепится выше правой, с наклоном вниз, а её противоположная сторона наоборот – вверх. Нижнюю часть закрепить требуется в положение горизонта. Проделайте отверстия тоненьким сверлом, после чего вставьте в них проволоку. Так вы проверите правильность углов.

Изготовив все части манекена, обработав и отполировав, покройте их лаком и морилкой. Высохнув, он обрабатывается войлоком, собирается и устанавливается.

Боевой Буратино: Манекен винг-чун

Есть красивая легенда о том, что в знаменитом монастыре Шаолинь, считающемся колыбелью всех основных стилей китайского ушу, существовал коридор, вдоль которого были выстроены движущиеся манекены. Они рубили настоящими мечами, били огромными дубинами, стреляли острыми стрелами. Сдавая экзамен на степень мастера, ученик должен был пройти этот коридор с механическими бойцами, не знающими ни жалости, ни сострадания. Согласно той же легенде, удавалось это немногим.

Долгие века мастера боевых искусств Востока хранили тайну тренировок на манекенах. Лишь в XX веке часть информации о «деревянных людях» по крупицам просочилась в Европу. Даже легендарный Брюс Ли, король кунг-фу, по свидетельствам его современников, не знал всех тайн работы на манекенах. Он неоднократно приезжал к своему учителю по стилю винг-чун Ип Ману, чтобы просить его раскрыть секреты тренировок на Мок Джонг — манекене в стиле винг-чун. Однако старый мастер не стал открывать «Маленькому Дракону» знание, которого тот, по его мнению, был недостоин.

Манекенов разных конструкций вбоевых искусствах великое множество. В каждом стиле единоборств их конструкция и принципы работы строго подогнаны под технику рукопашного боя, существующую вкаждой конкретной школе боевых искусств. Пожалуй, самый известный манекен — это Мок Джонг, «деревянный человек» китайского стиля винг-чун кунг-фу. Мок Джонг — это лишь одно из его названий. Он сочетает в себе основные черты всех других манекенов боевых искусств Востока, и на его примере можно понять сам смысл существования таких конструкций в единоборствах.

Винг-чун — это оригинальный стиль кунг-фу, техника которого основана на изощренной работе рук в атаке и защите. Также винг-чун знаменит своими упражнениями в развитии тактильной чувствительности рук «чи сао», позволяющими контролировать движения противника и одерживать победу без чрезмерных усилий.

Деревянный манекен винг-чун имеет форму и размеры, которые не меняются, по разным оценкам, вот уже около 300 лет. Отрезок бревна примерно в рост человека имитирует тело противника, а врезанные в него четыре деревянных бруска символизируют руки и ноги. Назначение двух верхних брусков — дать бойцу возможность отрабатывать защитные приемы от рук, «наносящих» удары по верхнему уровню и в голову. Брусок, торчащий посередине, позволяет тренировать защиту от удара рукой или ногой в корпус. Инаконец, выставленная вперед «нога» Мок Джонг заставляет работающего на манекене бойца учитывать, что противник не столб и тоже может двигаться и наступать, выполняя шаг вперед.

Основной секрет манекена винг-чун — это подвижные «конечности». Во время работы они постоянно слегка меняют свое положение. Тренируясь, боец не просто ударяет по статичным деталям, а «обрабатывает» конечности воображаемого противника, реагирует, контролирует его намерения в соответствии с принципами стиля винг-чун. Работая с манекеном, ученик вырабатывает особую тактильную мягкость в приемах: скорость его рук молниеносна, но он не наносит сильных ударов по твердому дереву, не повреждает собственные кисти. В бою мастер винг-чун не бьет противника по рукам, а деликатно уклоняется от ударов, отводит их всторону, перенаправляет и контролирует силу оппонента.

Дело мастера боится

Общая черта всех манекенов для восточных единоборств, которая присутствует и в Мок Джонг, заключается в том, что на них бойцы никогда не отрабатывают удары в полную силу. Для этого есть другие снаряды: мешки, настенные подушки с песком, горохом или опилками. Поэтому боксерские снаряды ни в коем случае нельзя считать упрощенной формой манекенов. «Деревянный человек» решает свою уникальную задачу — позволяет бойцу ощутить реальность взаимодействия с живым противником, отработать комбинации атак изащит с учетом того, что уоппонента тоже есть руки и ноги.

Практически все школы боевых искусств считают, что освоение манекена возможно лишь тогда, когда ученик уже достаточно успешно освоил базовую технику рукопашного боя. Многие из тех, кто занимается восточными единоборствами, просто не доходят до освоения секретов работы на «деревянном человеке». Не хватает терпения, трудолюбия, времени, а часто и желания самого мастера. Говорят, так оно и получилось с Брюсом Ли. Старому мастеру Ип Ману, который обучал Брюса технике кунг-фу с подросткового возраста, не понравилось то, что Ли обрушивался с критикой на традиционные китайские стили единоборств, открыто учил «некитайцев» всему, что знал, ивообще вел себя недостаточно почтительно.

Читайте также:  Кукла Тильда: шьем самостоятельно

Школы боевых искусств Востока, особенно в древности, часто имели очень закрытые организационные структуры. Некоторые из них напоминали секты, в которых мастер почитался как бог, и в таких школах практически все зависело от личности наставника. Правда, подобные традиции в большинстве своем уже отошли в прошлое, исегодня боевые искусства во многих случаях превратились в коммерческие машины. Но как бы то ни было, секреты техники на манекенах до сих пор считаются уделом только продвинутых учеников. Традиция есть традиция.

Но есть в этом и доля восточного лукавства. Если смотреть на манекен без оглядки на многовековые традиции, то ничего невероятного исверхъестественного в нем нет. Еще в Древнем Риме для тренировок гладиаторов использовались вкопанные столбы, по которым бойцы наносили удары деревянными мечами. В знаменитом фильме «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли можно увидеть, как в гладиаторских школах применялись вращающиеся манекены с привязанными к ним железными шарами на цепи, от которых при движении должен был защищаться будущий гладиатор.

Всем, кто занимался военным делом с древних времен, независимо от страны и континента, рано или поздно приходила в голову мысль заменить живого человека на механического, чтобы улучшить мастерство бойца, сохранить или изобрести секретные приемы, недоступные для чужого глаза. Было бы неверно считать применение манекенов исключительной прерогативой Востока.

Превзойти Брюса Ли

Важнейшая особенность, которая отличает работу на манекене от тренировки на других снарядах, заключается в том, что приемы на манекене практически полностью переносятся на живого человека без каких-либо существенных изменений. Неоднократно замечено, что после того как ученик школы боевых искусств начинает тренироваться на манекене, его результаты в освоении техники рукопашного боя резко улучшаются. Многие турнирные бойцы специально осваивают технику работы на манекене, чтобы улучшить свои шансы в реальных боях.

Приступая к изучению приемов работы на манекене, ученик осваивает несколько простых комбинаций и пробует выполнять их максимально свободно и расслабленно. Параллельно каждый прием переносится на живого партнера. Так шаг за шагом ученик постигает смысл работы с «деревянным человеком».

Первое чувство, которое испытывает ученик при знакомстве с манекеном, — это скованность. Постепенно упражнения выполняются все более естественно, а манекен все меньше стесняет движения. В качестве награды за годы тренировок приходит полная свобода, в которой боец полностью управляет скоростью и траекторией движений, будучи полностью расслабленным.

Работа с боевым манекеном — это нелегкий труд. И все же многие, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с этим уникальным искусством, надолго заболевают им. Результат того стоит. В конце концов, это редкая возможность хоть в чем-то превзойти великого Брюса Ли.

Автор — мастер боевых искусств, эксперт-инструктор по рукопашному бою и безопасности, ведущий рубрики «Школа выживания» в телепрограмме «Военная тайна»

Изготовление фигурок из дерева своими руками

Едва кто с уверенностью сможет назвать период возникновения изделий, выполненных из дерева. Известно, что изначально мастерами создавались идолы, изображавшие зверей или небесные светила. Фигурки из дерева в основном служили талисманами. И сегодня умельцы продолжают ремесло — резьбу по дереву.

При создании фигур животных из дерева теории мало, работа требует опыта. Мастера рекомендуют начинать с простых образцов. Ознакомиться с материалами и инструментами, выполнить заготовку из пластилина или глины. После освоения основных приёмов резьбы приступать к созданию фигур из дерева. Для работы создают комфортные условия. Стол должен быть удобным, освещение достаточным. Для безопасности заготовку фиксируют верстаком.

Выбор материала

Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал. В основном при работе используют породы древесины:

  • липу;
  • осину;
  • берёзу;
  • сосну;
  • дуб или ясень;
  • ольху;
  • яблоню или грушу;
  • клён;
  • рябину;
  • лиственницу;
  • можжевельник.

Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.

Характеристики инструментов

Для создания фигурок из дерева используют инвентарь:

  • Нож с коротким и скошенным лезвием. Резаком вырезаются крупные и мелкие детали, выполняют резьбу в тех местах, куда доступ ограничен.
  • При создании орнаментов работают с ножом-косяком.
  • Стамески плоской, полукруглой или загнутой формы используются при формировке углублений.
  • Стамесками, оснащёнными копьеобразным лезвием, вырезаются мелкие детали.

Ножи держат постоянно острыми, так как при резьбе по дереву необходима точность. При затачивании лезвий работают со специализированными брусками или крупной наждачной бумагой. Для правки инвентаря используют кожаный ремень

. Резчики также работают с дрелью, шлифовальной машиной, пилой, киянкой, рашпилями и наждачной бумагой.

Выполнение заготовки

Изначально определяются с размером изделия. Для создания маленьких фигурок используют сучки. Из колоды получают ростовые фигуры. Из полена мастера вырезают, не прилагая особых усилий, садового гнома. Из массивных брёвен создают скульптуры масштабных размеров. На заготовках не допускаются повреждения и сколы. Тем, кто планирует создавать фигурки из дерева своими руками, резчики по дереву рекомендуют изначально работать с прямоугольными брусками, так как на такую форму проще наносить рисунок.

Создание деревянных фигур

После выбора материала и подготовки инструмента приступают к работе. Фигуры из дерева создают, выполняя следующие этапы:

  • Рисуют эскиз. На лист бумаги карандашом наносят эскиз животного. Мастера рекомендуют изображать вид спереди, сзади и сбоку.
  • Рисунок с кальки переносят на деревянный брусок.
  • Выбирают инструмент в зависимости от фигуры животного.
  • При помощи ножовки или топорика обрезают лишний материал. Выполняют это до тех пор, пока из бруска не получат требуемую форму.
  • Приступают к вырезанию мелких деталей. Чтобы не допустить ошибок, на заготовку карандашом наносят контур.
  • Ножом для резьбы вырезают каждую часть фигурки. Для удобства начинают работать с углами.
  • Срезая слой за слоем материал, придают форму заготовке.
  • Прорабатывают углубления и формируют края.

Завершают работу наждачной бумагой. Отшлифовывают фрагменты, которые должны быть гладкими. При помощи абразива на поверхности образуют мех или чешую. Для защиты готовую фигуру животного из дерева обрабатывают специальным составом. Оставляют сохнуть.

Обработка фигурок

Отделку изделий выполняют разными способами. Покрывают лаком, морилкой или используют разные техники. Морилку не покупают, раствор готовят в домашних условиях. Водная морилка состоит из воды и йода. В воду добавляют несколько капель красителя. Коричневую настойку получают добавлением в воду раствора марганцовки. Для правильной работы с морилкой пробно на брусок наносят один слой средства. На изделии после сушки проявятся шероховатости. Устранив дефекты, изделие покрывают следующим слоем морилки, закрепляют фигурку лаком или варят в масле.

Специалисты утверждают, что изделия из ценных или красивых пород не покрывают, а наносят масло. При работе с эбеновым чёрным деревом покрытие не наносят, чтобы не испортить материал. Фигурку полируют при помощи сухого хвоща.

Wooden Dummy Service

Первые разработки деревянных манекенов появились в 2007 году. Пробный вариант был сделан из дерева тополь, в 2008 году. На изготовление одной единици, уходило 3 месяца. Работа велась с цельным массивом – это трудоемкий процесс производства. В 2009 году, был разработан и изготовлен первый деревянный манекен Мастера Ип Мана, который по праву заслужил доверие. Позже, в этом же году, был разработан первый деревянный манекен свободной установки. С 2009 г. по 2010 г. &#8212 период изготовления цельных массивов, время изготовление одной единицы достигало 10 дней. В декабре 2010 года, WDS столкнулось с непоправимым фактором производства &#8212 коробление стержня в процессе эксплуатации при перепаде температур, что приводило к дефекту конструкции. Коробление – процесс потрескивание древесины с протяжением времени. Вначале 2011 года, эта проблема была решена “арочной технологией” сборки, коробление отсутствует, дефектов не наблюдается, стержень стал легче и практичней, уменьшился общий вес конструкции. В середине 2011 года изготовление цельных массивов осталось в прошлом, а арочная технология используется по сей день. Время изготовление одной единицы сократилось до 5 дней. Сервис деревянных манекенов не останавливается и продолжает совершенствовать модели.

Преимущества арочной технологии:

  • Отсутствие коробления в процессе эксплуатации.
  • Отсутствие трещин и дефектов, за счет специального отбора досок.
  • Применяется 32-ух шиповое соединение.
  • Уменьшился общий вес конструкции, что позволило обеспечить легкую подвижность в новых моделях и транспортировку.
  • Увеличился срок эксплуатации.
Деревянные манекены (бревна), изготавливаются по арочной технологии. Арочная технология &#8212 это технология изготовления средневековых пушек в конце XVI века. Такую же технологию WDS использует сегодня, разница в том, что средневековые пушки стягивали кольцами во избежание разрыва при стрельбе, на WDS стержень собирается с расчетом на сжатие (на удары). Стержень внутри полый и состоит из восьми аркообразных досок, очень прочный и по всем характеристикам качества вытеснил цельный массив с производства. Проблема цельных массивов заключалась в короблении бревна, множеством дефектов, не всегда качественными бревнами после прохождения сушильных камер. Основная причина изменения технологии – коробление бревна в процессе эксплуатации. Сегодня изготовление деревянных манекенов, приняло новый вид и новые технологии сборки.

Когда, Брюс Ли бился за право учить не китайцев, он сражался в традиционном стиле Вин Чун и с трудом выиграл бой, но был сильно разочарован и создал систему Тао Джит Кун До. Виной всему стиль, который может не соответствовать определенному типу индивидуума, даже если он кажется идеальным. Брюс Ли — критиковал все стили и ограничения, а своих учеников тренировал с индивидуальным подходом. Он часто повторял своим ученикам: “Человек творящий — творит сам. Это всегда важнее, чем устоявшийся стиль или система.” Из-за данного фактора, мы прекращаем посещать секции и ищем свой путь развития.

Знаменитая фраза Броса Ли: «Не используй никаких способов в качестве способов, не имей никаких границ в качестве границ» вошла в историю и пользуется народной популярностью. Поэтому, в повседневной жизни, мы постоянно находимся в поиске боевого искусства, которое нам в точности соответствует. Поэтому, мы так часто переходим из одной секции в другую. Если вы остановились на одном стиле – вы ограничили себя этим стилем.

Истинное боевое искусство лежит вне стиля, оно внутри нас.

Ежедневные практики Брюса Ли включали в себя работу на деревянном манекене. Кто учил Брюса Ли работать на манекене? На фотографии, деревянный манекен Брюса Ли был выполнен не совсем корректно, однако манекен был в рабочем состоянии – это значит, что Брюс Ли много работал на нем. Ответ на вопрос находится в книге под редакцией Джона Литтла – «Джит Кун До»: “Брюс Ли сам научился работать на манекене, разработав свою технику опираясь на базовые навыки”. Простым языком говоря: Брюс Ли выражал себя на деревянном манекене.

Нет определенной теории работы на деревянном манекене. Подтверждение тому – Сил Лим (Монастырь Шаолинь – основан в 495 году индийским буддийским монахом Бхадра), где деревянный манекен появился за долго до основания Вин Чун, как самостоятельного стиля.

Одним из величайших дарований древности, улучшающий все качества самопознания себя как бойца и просто человека, стал деревянный манекен.

  • Деревянный манекен поможет отработать движения и скорректировать работу.
  • Это один из инструментов расширяющий кругозор и видение боевых искусств, на котором нет ограничений в работе.
  • Вся практика зависит от самого человека, независимо от того, какие навыки уже имеются.
  • Появляется открытая возможность в самопознании и самовыражении.
  • Человек выходит за рамки ограничений, сколько и где тренироваться.
  • Манекен широко используется в системе Вин Чун.

Одним из самых важных качеств — человек находит свой, уникальный подход к тренировке, развивается самопознание. Самостоятельный подход, не соизмерим ни с каким стилем. Человек совершенствуется и развивает не только свой собственный подход, а и дух, разум, без границ и способов.

Сегодня сотни людей используют деревянный манекен производства Wooden Dummy Service, в совершено новом, самостоятельном подходе и эти подходы, индивидуальны для каждого.

Используя регулярно деревянный манекен, вы значительно поднимите свой навык единоборств. Манекен станет для вас незаменимым инструментом в самопознании и самовыражении.

  • Прошлые версии деревянных манекенов из цельного дерева сняты с производства.
  • Причина: наличие дефектов и коробление центральных стержней в процессе эксплуатации.
  • Коробление – протрескивание древесины в период перепада температур.


Как вырезать фигурки из дерева своими руками: мастер-класс

Как часто, заглядывая в чужой сад, можно увидеть садовые украшения из дерева, служащие поилками для птиц, кормушками, просто акцентами садовых идей. Кто не мечтает украсить дачу на зависть соседям? Или просто иметь на своих ключах оригинальный брелок из натурального материала? Некоторые платят деньги, а кто-то хочет не только сэкономить на этом, но и, возможно, заработать.

Разнообразие резных фигурок

Часто фигурки из дерева можно увидеть и на рабочем столе у коллег. Часы или подставка для ручек не только украшают рабочее место, но и успокаивают своей неповторимой природной текстурой. Также модницы всех возрастов носят украшения из дерева – браслеты, колье, ожерелья с цветами, зодиакальными знаками или тотемными животными. Фигурки большего размера могут стать неповторимым украшением интерьера: уютные кошечки, мудрые совы, притягивающие достаток черепахи, а также символичные цветы или пейзажи. Абажуры, настольные лампы, часы, рамки для фото, всевозможные полочки – все это так хочется иметь в собственном интерьере любой хозяйке, особенно если это сделано в единственном экземпляре! Все эти вещи можно сделать своими руками, приложив некоторое старание и терпение.

Подготовка к работе

Стоит помнить, что, решившись делать фигурки из дерева своими руками, можно забыть про чистоту в доме. Именно поэтому для работы с деревом стоит выделить отдельную комнату или отделить угол в помещении, где можно будет заниматься делом в удовольствие. Обязательно нужен стол как площадка для работы, шкафчик для хранения инструментов и материала, место для складирования готовых деталей. Если все это у вас уже есть, приступаем к следующему этапу.

Инструменты для работы с деревом

Приобрести инструменты для работы по дереву сейчас не составит особого труда. Чтобы работать непосредственно с деревом, пригодятся топор, пила, желательно с несколькими видами полотен; дрель, рубанок. Это минимальное число инструментов, которые обязательно пригодятся желающим начать работать с деревом. Также можно приобрести небольшой верстак, чтобы можно было фиксировать само изделие, или работающий электрический инструмент. Более опытные резчики по дереву набирают инструменты, которые облегчают им работу, к примеру, электролобзики, болгарки, электрорубанки, электродрели. Начинающим мастерам такие инструменты не принесут никакой пользы, так как дерево нужно вначале почувствовать руками. Для создания фигурок из дерева пригодятся все инструменты, которыми уже владеет начинающий мастер.

Инструменты для резьбы

Здесь же рассмотрим, что именно может понадобиться для изготовления фигурок, резьбы по дереву. Самым примитивным инструментом, который может помочь освоить непростое мастерство резчика, является нож. Для начала пригодятся всего два – перочинный и нож-косяк. Этими инструментами можно сделать простые фигурки, которые способен изготовить даже новичок. Когда захочется совершенствоваться, можно приобрести более профессиональные инструменты. Набор стамесок с различным изгибом и углом заточки прекрасно подойдет для такой работы. Их названия: угловая, клюкарза, прямая, косая, полукруглая. Также они бывают не только разных видов, но отличаются размером, радиусом изгиба, углом заточки. Такие тонкости помогают мастеру делать резьбу более рельефной и живой.

Дерево, пригодное для резьбы

Какое же дерево можно порекомендовать новичку? Для мастера нет большой разницы, какую древесину обрабатывать. Он знает, какие инструменты пригодятся для определенной породы. А вот начинающим резчикам стоит остановиться на мягких породах деревьев. Липа, каштан, тополь, кедр, осина и ольха станут отличным материалом для непрофессионалов. Зачастую на фото фигурок из дерева можно увидеть красивую рельефную окраску. Такие узоры могут дать как твердые, так и мягкие породы деревьев. Именно поэтому мастер придирчиво рассматривает и выбирает для своей работы материал. Хвойные деревья нужно уметь просушить, так как они могут потрескаться. Самые опытные мастера для своих работ берут дубовые материалы. Это дерево сложно обработать, но само изделие из него будет долгие годы радовать своего хозяина.

Где найти материал?

Если есть желание начать изготавливать фигурки животных из дерева, то стоит озадачиться подбором материала. Гуляя по парку или лесу, выпиливая старые деревья в саду, стоит рассматривать коряги, полешки, пенечки, корни не как досадную помеху, а как возможный материал для обработки. Иногда из одного полена можно выточить замечательную фигурку. А если фантазия просит чего-то более объемного, несколько деталей, скрепленных между собой, образуют отличную скульптуру из дерева. Когда наука будет освоена, можно заказать материал в специальных мастерских, где для покупателя обрабатывают древесину должным образом.

Рисуем эскиз

Если изготовление фигурки из дерева – дело решенное, стоит продумать, что именно должно получиться в итоге. Настоящие мастера, рассматривая дерево, могут предложить сразу несколько вариантов его обработки и тут же приняться за работу. Они видят в материале потенциал с высоты своего опыта. Однако для начинающих резчиков стоит сначала прорисовать свой замысел на бумаге, стараясь вместить свою задумку в выбранный материал. Далее с бумаги переносим рисунок на заготовку. Еще раз детально прорисовываем его уже на дереве. Стоит отметить, что рисунок должен быть немного меньше заготовки. Даже очень опытные мастера не обрезают сразу все лишние детали, так как за них удобнее закрепить изделие.

Черновая работа

Перед тем как вырезать из дерева фигурку, нужно материал привести в нужный вид – отпилить по размеру, убрать кору, если она есть, и хорошо зачистить неровности. При переносе рисунка на дереве отмечаются основные линии, которые будут вырезаться первыми. Если эта фигурка человека, стоит определить, где голова, ноги, руки, туловище. Если это животное или некая абстракция, то также стоит отметить самые широкие и узкие места в фигурке. Излишки выпиливаются. Это называется грубая обработка. Ее предназначение – оставить на руках мастера готовую к детальной обработке форму. И на данном этапе не стоит срезать абсолютно весь излишек, так как иногда для большего правдоподобия может понадобится рельефная обработка. Но даже если изделие не предусматривает ничего подобного, стоит помнить, что это только первый этап обработки фигурки.

Детальная проработка

Когда на руках оказалась готовая форма, снова пригодятся эскиз и карандаш. Теперь на готовую болванку нужно нанести детальный рисунок. Исходя из него, начинается ювелирная работа резчика. Перед началом работы каждый мастер затачивает все инструменты. Заточка производится под внимательным оком мастера. На наждачном круге затачивается полотно с обеих сторон. При заточке лезвие опускается в воду, остужается, затем вынимается, дальше продолжается заточка с капелькой воды на самом кончике лезвия. Нужно внимательно следить за ней, так как когда она испаряется, это говорит о том, что лезвие вновь пора опускать в воду.

После делается доводка лезвия на алмазном круге или корундовом, при этом вал вращается в обратную сторону от инструмента. И, наконец, нужно править острие с помощью войлочного или кожаного круга, смазанного пастой ГОИ. Как можно увидеть на представленных в статье фото, фигурки из дерева своими руками можно обрабатывать как ножом, так и целым набором инструментов. По рисунку вырезается контур основы фигурки, затем детально прорабатывается стамесками и остальными резаками.

Заключительная обработка фигурки

Фигурки из дерева, обработанные стамесками, не считаются законченными. Шероховатости и неровности остаются даже при самой тщательной обработке. Иногда при работе на изделии появляются трещины. Все это нужно зашпаклевать. Шпаклевку можно приготовить самостоятельно из мелких опилок и клея ПВА. Место заделывания нужно промазать олифой, подсушить примерно 6-8 часов, только после этого тщательно замазать трещины и оставить еще на сутки-двое. После этого сначала выровнять заделанные места, а уже затем шкуркой зачистить все изделие. При желании изделие можно обжечь с помощью газовой горелки или паяльной лампы.

В таком случае изделие приобретает теплые натуральные древесные оттенки. Можно использовать морилку или специальные текстурно-лаковые смеси, которые предохраняют древесину от поражения паразитами и агрессивной окружающей среды. Несколько слоев лака, распределенных и высушенных по технологии, предлагаемой его производителем, придадут благородный блеск изделию и позволят сохранить изделие как можно дольше.

Если сразу не получилось сделать задуманную фигурку, стоит снизить планку и начать с более простого. Мастерство постигается постепенно, от простого к сложному. Через некоторое время нужные навыки будут наработаны, и дело станет настоящим хобби.

Художник-самоучка создаёт невероятно красивые скульптуры из дерева. ФОТО

Искусство резьбы он освоил за полтора года

Владислав Яременко родом из Житомирской области. Каждый год он приезжает на несколько месяцев в Тверскую область, чтобы навестить брата и посвятить всё свободное время любимому хобби – резьбе по дереву.

По таланту и успехи

Владислав признаётся, что у него нет никакого художественного образования, однако он всегда хорошо рисовал и лепил из пластилина. Деревом же занялся случайно: однажды приехал в гости к брату, где ему представилась возможность пройтись пилой по дереву.

Картины, нарисованные Владиславом

«Вообще я каменотёс. Но дерево теплее, мягче, приятнее, поэтому вот уже второй год в летний сезон я переключаюсь на него. Сама обстановка в Тверской области располагает к творчеству. Два года назад брат сказал: «Приезжай, попробуй». Вот я и попробовал. С этого всё и началось», – рассказывает мужчина.

По словам художника-самоучки, идеей попробовать свои силы именно в работе с деревом он загорелся после просмотра программы «Виртуозы пилы». Он сразу почувствовал, что тоже может делать нечто подобное. И внутренне чутьё его не подвело.

Слава о рукастом госте мигом облетела все окрестности и заказы посыпались, как из рога изобилия. Теперь каждое лето Владислав проводит в обществе пилы и древесины. Несмотря на восхищённые отзывы покупателей и «мастеров по цеху», в выставках он не участвует.

«Моя выставка – это трасса «Питер-Москва», где я продаю свои работы. Здесь знакомлюсь с людьми, общаюсь, получаю обратную связь. Вот, к примеру, однажды остановился мужчина, посмотрел на мои работы и сказал: «Знали бы вы, какие бездари у нас учатся! А у вас абсолютное чувство объёма». Потом выяснилось, что он – скульптор, закончил факультет скульптуры в академии в Москве. Было, конечно, приятно, что мои работы так высоко оценил профессионал», – рассказывает мастер.

В мире животных

Излюбленная тема работ Владислава – это животные. Сам себя он, кстати, называет именно художником-анималистом, большим любителем природы и всего, что с ней связано.

Однако не так давно мужчина начал вырезать ещё и лики святых. Получается, кстати, невероятно красиво:

Как говорит художник, все образы рождаются в голове. Правда, на творчество остаётся не так уж много времени.

«Поначалу я делал то, что мне нравится. А потом пошли заказы, и не очень интересно даже стало работать: хочется создавать что-то своё, а уже привязан к заказу», – сетует Владислав.

На изготовление одного большого медведя уходит примерно месяц. С фигурками поменьше дело обстоит быстрее: некоторые поделки делаются за один-два дня.

Стоимость работ разная. Она зависит от объёма, сложности работы и времени, затраченного на неё. К примеру, цена на большого мишку варьируется от 60 до 80 тысяч рублей. Но мастер всегда старается идти на встречу людям. Особенно тем, кто не может позволить себе произведение искусства за такую сумму:

«Однажды остановились пожилые люди, москвичи, и говорят: хотим мишку, но за восемь тысяч. Ну, я им сделал мишку за восемь. Мне ведь не трудно, а людям приятно».

Волшебный брусок

Для габаритных скульптур из дерева Владислав использует тополь: он имеет массу, объём и, в отличие от хвойных пород, не лопается. Для фигурок поменьше используется липа.

Основной инструмент мастера – это бензопила: 95% всех работ выполняется именно ею. Последние штрихи наносятся резаком, шлифовальными машинкам и кисточками, если изделие требует покраски.

Скульптуры художника-самоучки покупают как для дачных участков, так и для украшения домов. И, если в домашних условиях изделия не требуют особого ухода, то при размещении их на улице нужно учитывать несколько моментов. Самое главное – не ставить поделку на траву. В противном случае, через два-три года она начнёт обрастать грибами и гнить. Идеальный вариант – разместить её на камнях или гальке и не забывать ежегодно обрабатывать пропиточным маслом. При соблюдении этих условий деревянная скульптура будет радовать глаз 20-30 лет.
Владислав отмечает, что резьба по дереву для него – настоящее удовольствие, а главный залог успеха в любом начинании – хорошее настроение:

«Нужно подходить с хорошим настроением к любой, даже самой сложной работе. Включаешь мозги, берёшь в руки бензопилу, и всё получается как-то само собой».

Пришёл, увидел, победил

После окончания летнего сезона Владислав покидает Россию. Как говорит художник, на Украине заниматься резьбой по дереву не представляется возможным: нет условий для работы, да и спрос оставляет желать лучшего. На вопрос о том, не хотел бы он переехать в Россию и полностью посвятить себя любимому делу, отвечает так: «Не буду зарекаться… Если дальше пойдёт всё успешно, то возможен и переезд».
Что касается творческих планов, то их у художника очень много.

«У меня пенёк там стоит такой большущий, три человека, наверное, не обхватят. Я уже второй год езжу, смотрю на него, и до сих пор не приступил к работе. Хочется сделать что-то такое грандиозное, чтобы было много фигур: звери, возможно, даже какая-то фигура человека там будет», – говорит Владислав.

И, напоследок, дельный совет от художника тем, кто мечтает работать с деревом, но никак не решится:

«Надо чувствовать в себе, что ты это можешь: если ты умеешь рисовать, если у тебя есть чувство объёма, если можешь слепить из пластилина кого и что угодно, то дело за малым: просто подпоясался и пошёл. Я, например, так и сделал: пришёл, увидел, победил!»

Читайте также:  Как вязать в полоску
Ссылка на основную публикацию