Как сделать деревянный манекен

Как сделать деревянный манекен

Наверное, каждый человек, серьезно изучающий Вин Чунь когда нибудь хотел приобрести собственный деревянный манекен, чтобы заниматься не только в зале, но и дома, в свободное время. Однако цена на качественные манекены доходит до 600 долларов и выше. Поэтому многим людям целесообразнее (и интереснее) сделать тренажер своими руками. Эта статья описывает процесс изготовления деревянного манекена в условиях «кустарной» мастерской с применением минимального количества инструментов.

1. Подготовка материалов для изготовления
1.1. Выбор древесины

Дерево — один из самых популярных строительных и поделочных материалов.
Но древесина имеет ряд недостатков: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева.

Физические свойства древесины — это цвет, блеск, теплопроводность, разбухание и усушка, коробление, влажность.

Механические свойства — это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость.
Рисунок, образуемый слоями древесины, называется текстурой. У различных пород дерева текстура неодинакова.
У дуба, сосны и ряда других пород она выражена довольно ярко и отличается красивым рисунком, у липы, ольхи, березы — почти незаметна. Текстура дерева особенно сильно выявляется при полировании, лакировании, травлении.
У отдельных пород древесина внутри отмирает и имеет более темный цвет, чем остальная древесина. Эту часть ствола называют ядром. Ядро — наиболее ценная и прочная часть древесины. Породы, в которых оно образуется, — называют ядровыми. Вокруг ядра расположен слой светлой древесина называемый заболонью. Это — живая древесина, насыщенная влагой, и имеющая меньшую прочность в сравнении с ядровой древесиной.
Породы, в которых явного различия между ядром и заболонью нет, называют безъядровыми. Они делятся на спелодревесные и заболонные.

Спелодревесные породы — те, у которых древесина внутри ствола почти полностью отмирает, но не отличается по цвету от заболони.

Заболонные породы — те, у которых древесина в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони

Из пород, пригодных для изготовления деревянного манекена в средней полосе России наиболее распространены:
Сосна — ядровая порода. Ядро красно-бурое. Заболонь бело-желтого цвета. Древесина мягкая, легкая, прочная в направлении волокон, но легко раскалывается в радиальном и тангенциальном направлениях. Поэтому при выборе материала (особенно для рук) следует большее внимание уделить прямослойности волокон. Обладает ярко выраженной красивой фактурой, однако плохо окрашивается и протравливается из-за наличия смоляных ходов. На срезе — четкие годовые кольца. Устойчива к гниению. Очень широко применяется в строительстве и мебельном производстве.

Береза — заболонная порода. Древесина белая с легким желтоватым оттенком, однородная. Текстура не выражена. Отличается средней прочностью, упругостью. Древесина березы относительно легко обрабатывается, красива при полировании и морении. Одна из наиболее распространенных пород, часто идет на дрова, поэтому проблем с закупкой материала возникать не должно.

Дуб — ядровая порода. Ядро темно-красное или желто-коричневое, заболонь светло-желтая. Древесина дуба крепкая, твердая, характеризуется высокой прочностью и стойкостью против гниения. Дуб всегда используется там, где требуется особая прочность. У древесины дуба красивая текстура.
Недостатком дуба является т.н. годовое кольцо — кольцо трухи, образующееся между ядром и заболонью, и сильно снижающее поделочные свойства древесины. Дуб, не имеющий годового кольца стоит гораздо дороже (ок. 16000 руб/м³ против 4500 руб. за дуб с годовым кольцом), и растет в Курской области и на Кавказе. При использовании дуба в качестве основы деревянного манекена можно приобрести бревно большего размера и сколоть лишнюю древесину по годовому кольцу с помощью топора и клиньев.
Кроме того, дуб подвержен растрескиванию, поэтому необходимо использовать только тщательно высушенные заготовки. Однако и при наличии трещин можно сделать качественный манекен, стилизовав его «под старину».
Очень ценится мореный дуб. Этот дуб необыкновенно тверд и прочен. Дуб естественного морения получается из дубовых стволов, находящихся десятилетиями в воде, при этом стволы приобретают черный или темно-коричневый цвет. Обычно мореный дуб используется в кораблестроении. Недостатки этого материала — большая редкость и дороговизна, а также сложность обработки.

Клен — одна из наиболее красивых древесных пород. Клен — порода заболонная. Древесина клена белого цвета, однородная. Хорошо заметны границы годичных колец, на всех срезах видны узкие сердцевидные лучи, которые темнее древесины. Древесина крепкая и твердая, прочная и тяжелая, мало разбухает. Она хорошо поддается обработке резаньем, причем срезы получаются очень четкие. Древесина клена сучковатая, требует тщательного отбора.

Ясень — ядровая порода. Ядро светло-бурое, с коричневым оттенком. Заболонь розовая или желтоватая. Переход от заболони к ядру нечеткий.
Древесина ясеня очень прочная и крепкая, обладает высокими физическими и механическими свойствами, имеет очень красивую текстуру, напоминающую древесину дуба. Высокая ударная вязкость, гибкость обуславливает применение ясеня при производстве спортивного инвентаря — теннисных ракеток, весел, луков.
Идеальный материал для изготовления пружинящего каркаса деревянного манекена.

Тополь — порода заболонная. Древесина тополя мягкая, легкая, однородная, годичные кольца хорошо видны на всех срезах. При сушке почти не коробится и не трескается, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Слабая подверженность тополя растрескиванию очень важна, однако недостаточная прочность не позволяет использовать его для чего-нибудь, кроме «тела» деревянного человека.
Исходя из проекта можно изготовить манекен как из одной породы древесины, так и из разных, наиболее подходящих для конкретной детали.
На основное бревно манекена можно брать практически любую породу. Главное условие — хорошо высушенная древесина, иначе неминуемы трещины. Фактура и цвет — дело вкуса.
На руки и ногу, подвергающихся значительным механическим нагрузкам, необходимо брать только лучшую древесину твердых пород — дуб, клен, ясень, вяз. Береза и сосна могут сломаться, особенно если заготовка выпилена под углом к волокнам. В любом случае недопустимо наличие сучков, свилеватости и других пороков древесины.
Опорную раму (если она предусматривается) также лучше выполнять из твердых, гибких и упругих пород древесины — особенно это касается пружинных брусков.
Наиболее подходящие породы — ясень, вяз и дуб.

1.2 Сушка древесины.

Тщательная сушка в первую очередь необходима «телу» деревянного манекена. С покупкой просушенного бревна обычно возникают определенные сложности, а для других деталей можно легко купить сухие качественные пиломатериалы.

Существует несколько способов сушки древесины.

Самый простой способ — атмосферная сушка. Сушат древесину в тени, под навесом, защищающим от дождя и солнечных лучей, и на сквозняке. Заготовку укладывают на деревянные, кирпичные или металлические подставки высотой не менее полуметра от земли. Воздух должен свободно обтекать заготовку со всех сторон. При сушке на воздухе на торцах всегда образуются трещины. Чтобы этого избежать, рекомендуется, торцы забелить раствором мела, или закрасить масляной краской, или несколько раз пропитать горячей олифой. Заготовки должны быть большей длинны, чем изделие, чтобы можно было спилить растрескавшиеся торцы. На воздухе древесина высыхает до влажности 15-18%, затем ее нужно досушить в помещении вдали от отопительных приборов.

Атмосферная сушка проста и доступна, но медленна, — древесина сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от породы и размера заготовки.

Для ускорения процесса сушки на деревообрабатывающих предприятиях применяют специальные сушильные камеры. Высушенная в них древесина имеет влажность 8-12% и подходит для столярных, резных и токарных работ. Покупка высушенного цилиндрованного бревна избавляет от необходимости сушить его самому, риска возникновения трещин, а также здорово упрощает дальнейшую обработку. Единственный минус — очень большая цена.

Хорошо известен такой способ сушки, как зарывание древесины в стружки, сухую землю или песок. Изделие высыхает более равномерно, чем на воздухе, тем самым образуется меньше трещин.

Применяют еще один способ сушки — на цементном полу. Этот способ основан на способности бетона втягивать в себя влагу. Заготовку кладут на сухой цементный пол и поворачивают так, чтобы она по возможности плотнее прилегала к полу всеми гранями.(сам с помощью песка, стружек или цемента сушить древесину не пробовал, об эффективности этих способов ничего сказать не могу)
Помните, что хорошо просушенная древесина — залог качественного изделия.

2. Изготовление деревянного манекена
2.1 Принципиальная схема

Деревянный манекен Вин Чунь представляет собой цилиндрический деревянный столб высотой от 150 до 190 см и около 20 — 25 см в диаметре. Составными частями манекена являются: две «верхние руки», которые вставляются в два отверстия в верхней части «туловища», третья рука, называемая «средней рукой», расположена под двумя верхними руками; и «нога» манекена, согнутая в «коленном суставе» и расположенная под «средней рукой». Все эти элементы вместе составляют «тело» манекена. Изначально деревянный манекен жестко закреплялся на полу или вкапывался в землю. Позднее конструкция усложнилась, и в наше время тело чаще всего крепится на каркасе из двух брусьев, проходящих через отверстия в верхней и нижней частях столба. Брусья закрепляются на двух перпендикулярных прямоугольных столбах, называемых упорными. Уже эти столбы фиксируются к стене, к полу или вкапываются в землю. Кроме этих, встречаются и другие конструкции. (например закрепление манекена на пружине, вращающемся основании и т.д.)

Деревянный манекен в Вин Чунь сконструирован в соответствии со спецификой этого стиля. Он помогает исправить неправильные движения, так же как транспортир (угломер) помогает выпрямить угол. Поэтому манекен — довольно таки индивидуальный предмет, и его размеры могут варьироваться в зависимости от роста и комплекции обладателя.
В любом случае перед изготовлением следует продумать конструкцию и нарисовать чертеж.

2.2 Изготовление «тела»

Изготовление тела будущего манекена является, пожалуй, самой трудоемкой частью всего процесса. Главная задача состоит в том, чтобы придать бревну цилиндрическую форму (как известно у комля дерево толще). Обработка проводится в следующей последовательности:

1. Топором снимается кора и отрубаются сучья. Стесываются явно выступающие участки. В случае, если вы используете дуб с годовым кольцом, необходимо сколоть лишнюю древесину, и изготавливать манекен только из ядра.

2. Фуганком или рубанком (лучше электрическим) выводится цилиндрическая форма столба. Для контроля размеров целесообразно использовать лекала из прочного картона, или пластика. При закреплении манекена на стене, в зависимости от проекта, можно стесать заднюю сторону бревна.

3. Грубой шкуркой (зерно 40-60) столб начерно шкурится. Ошкуривание по возможности стоит производить вибрационными или ленточными шлифовальными машинками. Болгарка (насадка-липучка) оставляет зарубки, но годится для первого этапа обработки. Кроме того от нее возникает очень много пыли. Древесная пыль в больших количествах взрывоопасна, и в любом случае вредна для дыхания. Особенно это касается твердых пород. Используйте респиратор!

4. Более тонкой шкуркой (зерно 100 и мельче) столб окончательно ошкуривается. После ошкуривания изделие можно намочить водой и дать ему высохнуть, а затем вручную отполировать грубым сукном, войлоком, или очень мелкой шкуркой. Вода при испарении приподнимает шероховатости древесины, и поверхность получается очень гладкая.

2.3 Изготовление «рук» и «ноги».

Существует множество различных конструкций рук и ног деревянного манекена той или иной степени сложности изготовления.

«Руки»
Самый простой вариант — жестко закрепленные в теле палки. Такая конструкция удобна при установке манекена вплотную к стене. Главный недостаток заключается в том, что руки не имеют хода ни в одной плоскости. Не рекомендую использовать в качестве рук черенки от лопат, особенно при массовых занятиях — они быстро ломаются.
Более сложные варианты имеют встроенные, либо вынесенные пружины, которые обеспечивают движения «рук» в продольной плоскости. Часто палки делают квадратными в сечении, и вставляют в отверстия несколько большего размера. Такие руки имеют ход и в поперечной плоскости. Сложность изготовления таких рук заключается в необходимости долбить отверстия под них вручную стамеской.

«Нога»
1. Конструкция, сваренная из железной трубы. Иногда дополнительно закрепляется к полу для повышения устойчивости стационарного манекена. В большинстве случаев обматывается тросом, или обтягивается каким нибудь мягким материалом.
2. Деревянная нога, собранная из нескольких кусков «в лапу». Целесообразно изготавливать только из твердых пород древесины, а то развалится в коленном суставе.
3. Цельная деревянная нога. Необходимо очень тщательно отбирать заготовку с учетом изгиба ноги. Сучья очень нежелательны.

Изготовление
Первый этап — изготовление непосредственно «рук». Последовательность действий такая же, как и при изготовлении «тела». Если заготовки квадратные в сечении — они стесываются рубанком до восьмигранника, затем грани выравниваются до круга грубой шкуркой.

Длина выступающих из тела части «рук» = длине вашего предплечья со сжатым кулаком от костяшек пальцев до локтя. Толщина подбирается индивидуально.
Нога изготавливается в соответствии с выбранной конструкцией. Она, как правило, в три раза толще рук. Хотя это не имеет столь принципиального значения.
Очень важный момент — расположение рук относительно тела манекена. Если фронтально встать напротив чуть согнув ноги в коленях концы верхних рук должны упираться и плечи немного выше подмышек, а нижняя — в пупок.

Пример неправильного изготовления — слишком большей горизонтальный угол между верхними руками. Концы верхних рук должны находиться на одной высоте. А поскольку при таком расположении они должны неминуемо пересечься внутри бревна, отверстия под палки сверлят одно над другим, но под углом, а не горизонтально. Левая верхняя рука закрепляется выше, чем правая, но наклонена чуть вниз, а правая наоборот, вверх. Таким образом, руки расходятся внутри бревна, а их концы находятся на одной высоте. Естественно, это требует большей точности при изготовлении. Нижняя рука закрепляется горизонтально.

Читайте также:  Как кроить трикотаж: пошаговая инструкция

Сначала необходимо просверлить дырки тонким сверлом (5-6 мм), и вставить в эти дырки проволоку. С ее помощью проверяются все необходимые углы. При ошибке угол сверления корректируется. В дальнейшем по диаметру рук подбирают бур (от 700 р. и выше), перку (от 50 р.) или сверло — балеринку (позволяет сверлить отверстия переменного диаметра, 150 р.). При этом ранее просверленное отверстие служит в качестве направляющего.

В том случае, если руки имеют квадратное сечение, отверстия под них выдалбливаются стамесками вручную на глаз. Стамесками же продалбливаются отверстия и под пружинные брусья.
После того, как все элементы манекена изготовлены, ошкурены и отполированы, они покрываются морилкой и лаком. Металлические части окрашиваются. Если вы точно не уверены в выборе цвета, его лучше проверить на черновой заготовке, причем при нанесении в несколько слоев насыщенность цвета меняется.

После высыхания манекен еще раз полируется войлоком, собирается и устанавливается.
Фотографии деревянного манекена, изготовление которого было показано на фото. Если захотите сделать подобный вариант, обязательно проложите между стеной и манекеном толстый слой мягкой резины, и поинтересуйтесь мнением соседей по поводу занятий
Лучше для расположения такого манекена подходят межкомнатные стены, или лоджия.

Деревянный манекен Вин-Чунь своими руками

Любой человек, который изучает Вин-Чунь, желал бы иметь свой деревянный манекен, чтобы иметь возможность проводить занятия не только в спортивном зале, но и у себя дома. Но, стоимость качественных Вин-Чунь из дерева очень высока. Поэтому, имеется хорошая возможность приготовить деревянный манекен у себя дома.

Далее рассмотрим: как сделать деревянный манекен Вин-Чунь при использовании минимального числа материалов и самого обычного инструмента.

Подготовка материала

Дерево является самым востребованным и популярным материалом для выполнения Вин-Чунь своими руками, потому как имеет массу преимуществ при использовании.

Помимо значительного числа достоинств, этот материал имеет и ряд недостатков: может усыхать с течением времени, коробиться, а также трескаться. Поэтому, когда для изготовления Вин-Чунь используется дерево, необходимо полностью брать во внимание механические характеристики этого материала. Эти параметры в основном зависят от используемой породы древесины.

Основные физические характеристики дерева, которые необходимо учитывать — это блеск, теплопроводность, цвет, а также усушка и характеристики влажности.

Важные механические параметры древесины, которые потребуется учитывать — это упругость, а также хрупкость и прочность.

Сушка дерева

Общий способ сушки. Для того чтобы максимально качественно сделать Вин-Чунь, потребуется качественно просушить используемый для этих работ материал. Если вы приобретаете уже просушенное бревно, тогда с этим материалом могут быть некоторые проблемы и сложности, поэтому необходимо точно знать, как просушивать определённый вид древесины.

Самый простой из часто используемых методов сушки дерева — это атмосферная сушка, которая достаточно проста и эффективна. На открытом воздухе, дерево может высохнуть до 16-19% влажности. После этого, материал имеется возможность досушить в некоторой удалённости от отопительного оборудования.

Другой способ сушки дерева – зарыть заготовку в стружку, песок или сухую землю. Это приведёт к более равномерному высыханию, снижая риск образования трещин.

Прослушивание на зацементированном полу, способствует высыханию изделия, бетонная поверхность способна втягивать в себя влагу. Положите на цементный пол заготовку, развернув таким образом, чтобы главная часть плотно соприкасалась с полом всеми боками. Чем лучше вы просушите заготовку, тем качественнее получится манекен.

Схема

Манекен Вин-Чунь — это цилиндрический столб, который выполняется из определённой породы древесины, как правило, высотой от 140 до 195 см и от 25 до 30 см в диаметре. Основными деталями этого изделия считаются: две «руки», которые расположены вверху и так называемого туловища, следующая «рука» называется средней и находится под верхними «руками».

Эти детали создают, «тело» манекена. Его рекомендуется надёжно закрепить на полу или на специальных брусьях. Они устанавливаются на двух надёжных столбах, которые называют упорными. На представленном фото имеется возможность, наглядно увидеть, как будет выглядеть полностью готовый деревянный Вин-Чунь.

Создание основы, затребует от вас немало сил. Главнейшая из задач – изготовление нужной формы бревно (цилиндрическая форма). Пошаговая инструкция:

Избавьтесь от коры и отрубите сучья. Заметно выступающая поверхность убирается.

Соответственным инструментом (рубанком, фуганком) соорудите бревно в форме цилиндра. Не ошибитесь с мерками, воспользуйтесь прочнейшим лекалом. Желательно пластиковым или картонным. Уберите заднюю часть изделия, если ваша задумка должна крепиться на стену.

Грубоватой шкурой (зерно 40-60) ствол тщательно ошкуривается. По возможности, проведите ошкуривание вибрационными или ленточными приспособлениями.

Шкуркой потоньше (зерно 100 и меньше) проведите полное очищение бревна. Проделав работу, намочите заготовку и подождите высыхания. Сухую поверхность бревна, отполируйте тканью.

Делая руки, следуйте той же схеме что и при изготовлении основы манекена. Если заготовки квадратные в сечение – придайте им форму восьмигранника, а потом форму круга. Длинна рук манекена ровняется длине предплечья сжатым кулаком. От костяшек пальцев до локтя. Толстота выбирается самостоятельно. Создание ноги зависит от выбранной конструкции. Они должны быть толще рук. Один из важнейших мгновений – расстановка рук предмета. Приняв позу напротив и согнув ноги, окончания высших палок обязаны быть нацелены в плечи, а нижняя нацелена в область пупка.

Распространённая ошибка – большой горизонтальный угол между высшими руками. У окончаний верхних рук обязательна одна высота. В таком размещение они непременно пересекаются внутри тела манекена. Дырочки нужно высверливать друг над другом, но не горизонтально, а под углом. Рука по левую сторону, крепится выше правой, с наклоном вниз, а её противоположная сторона наоборот – вверх. Нижнюю часть закрепить требуется в положение горизонта. Проделайте отверстия тоненьким сверлом, после чего вставьте в них проволоку. Так вы проверите правильность углов.

Изготовив все части манекена, обработав и отполировав, покройте их лаком и морилкой. Высохнув, он обрабатывается войлоком, собирается и устанавливается.

116 Движений Вин Чун Ип Мана

«История деревянного манекена уходит к временам храма Сил Лим (Шаолинь), к тому времени, когда на храм напали маньчжуры, которые его сожгли. В храме был коридор, в котором были установлены 108 деревянных манекенов. Ученики, которые подвергались испытанию, должны были двигаться по этому коридору и демонстрировать определённые техники на каждом манекене за строго определённое время, которое отмерялось горящей свечой. Манекены были устроены таким образом, что ученик должен был показать 108 позиций рук и ног прежде, чем он достигал конца коридора. Каждый очередной манекен имитировал нового противника. Когда храм был сожжён, большинство знаний относительно установки и конструкции манекенов было утрачено».

Ип Ман

  • Мастер Вин Чун.
  • Популяризовал Вин Чун в Гонконге, обучив около 1000 человек.
  • Усовершенствовал деревянный манекен до подвижной навесной конструкции.
  • Легендарный ученик – Брюс Ли.

Техника Вин Чун передавалась только немногим, тщательно отобранным ученикам. Одним из них был Ип Ман. С юных лет он начал изучать систему Вин Чун, а в последствии стал Мастером боевых искусств. Ип Ман — один из немногих, изучивших подлинную систему Вин Чун. Он стал выдающимся Мастером этого стиля, гением в современном мире боевых искусств. Помимо создания китайского кунг-фу и способствованию его развития во многих странах мира, он воспитал множество учеников. В пожилом возрасте, за несколько лет до смерти, когда Мастер Ип Ман «закрыл свою дверь» (прекратил обучение учеников), он решил заснять на пленку всю серию техники деревянного манекена, чтобы показать правильный способ ее исполнения. Цикл фотографий техники деревянного манекена был не полон, так как Мастер Ип Ман предназначал их для узкого круга последователей стиля.

В молодости Ип Мана приемы с манекеном содержали 140 движений, разделенных на 10 частей для практических целей. Позже Мастер Ип Ман переехал в Гонконг, открыл школу и начал обучать учеников (до этого Вин Чун кунг-фу был секретным стилем кунг-фу). Он решил, что техника деревянного манекена слишком громоздка и сложна, поэтому сократил ее до 108 движений и в конце концов, экспериментируя годами, перестроил комплекс в 116 движений.

Фотографии техники деревянного манекена разошлись по свету и она уже не является тайной.

Бесконечная Практика

116 движений мастера Ип Мана – это базовый комплекс работы на деренвянном манекене в системе Вин Чун. Мастер Ип Ман сократил комплекс движений из 140 до 108, затем остановился на 116 движений. Этот комплекс работы он получил от своего третьего учителя Леун Бика. Леунг Бик от своего учителя Леун Цзана. На этом отрывки истории о технике заканчиваются. Бытует мнение, что деревянный манекен был создан между 1830 и 1850 г. в школе Мастера Ленг Цзана, однако этот фактор опровергли, когда нашли доказательства существования деревянного манекена у Нгу Мэй (основатель Вин Чун) в горах. Деревянный манекен был создан за долго до основания Вин Чун в монастыре Сил Лим.

Стиль – это шаблон, а шаблон – это ограничения. Каждый человек уникален и его боевое искусство уникально. Рассмотрите форму мастера Ип Иана, как один из возможных комплексов работы.

СЕКЦИЯ 1

Начинается комплекс из левой предбоевой стойки. Боевые стойки:

  • Рука захватывающая шею
  • Правый Бон Сао
  • Правый и левый Тан Сао + Обманчивая ладонь
  • Высокий и Низкий Ган Сао
  • Квун Сао

Акцент делается на работу ног.Изображения движенияИзображения элементаПрименение
Ицзи Ким Ен Ма
Левостороння фронтальная позиция
Лап Сао
Правый Бон Сао
Правый Тан Сао + Левый Вун Джун
Гуэнь Сау с поворотом на право
Квун Сао – Блок Тан Сао + Нижний Бон Сао
Левый Тан Сао + Правый Вун Джун
Гуэнь Сау с поворотом на лево
Правый Кау Сао + Левый Ток Сао
Левый Джут Сао + Правый Вун Джун(Ян Джун)

СЕКЦИЯ 2

Десять движений, начинающихся из правой предбоевой стойки.


Что такое чонг

Приветствую Всех посетителей моего сайта! Меня зовут Дмитрий Затуло, я родился в 1967 году. В 10 лет я начал мою практику единоборств. Начало было в греко-римской борьбе, потом было каратэ стиля Сетокан, затем Самбо+Дзюдо и каратэ параллельно (подпольно) с ними.

В 1987 году я начал мою практику Винг Чун кунг фу. Мой первый Си Фу – Игорь Семенов из Коломны. Потом я ездил в Польшу и изучал там Винг Тсун гонг фу стиля Ченг Квонг. До 2005 года я практиковал Винг Чун направления ГМ Ип Ман и Винг Чун коннекшен стайл. Практиковал и преподавал одновременно. В 2005 году я познакомился с Си Фу Майклом Танг (Гонконг). С этого времени я практикую Сиу Лам Венг Чун семьи Танг (мужской стиль).

Параллельно я практиковал и преподавал АРБ (армейский рукопашный бой) и являюсь тренером высшей категории в этом виде спорта.

Чонги я начал строить практически с начала моей практики кунг фу. Я написал это небольшое вступление для того чтобы сказать о том, что я строю манекены которые хорошо умею использовать.

Это фото сделано в Гонконге в 2009 году. Я ремонтирую манекен Грандмастера Танг Йик (Учителя моего Си Фу). Этот манекен был сделан в середине 20 века и помнит и Грандмастера Ип Ман то же. Оба эти человека были родом из Фошань и продолжили свое общение и тренировки в Гонконге.

Это один из двух манекенов которые я использую сам вместе с моими студентами в нашей практике. Я прошу не судить меня строго. Этому “бревну” почти 25 лет. Изначально это был просто сырой ствол ели. Ни какой обработки кроме удаления коры и пробивки отверстий. Естественная сушка в процессе эксплуатации. Чи, кровь и пот – все в нем и на нем. Недавно я спроектировал для моего ДРУГА новую раму. Цель – добиться хороших рабочих качеств при максимально компактном размере. В итоге все получилось как надо. Пружинный эффект реализован.

Что такое ЧОНГ?

Чонг это универсальный инструмент для выработки определенных качеств заложенных в систему ВЧ (Винг Чун или Венг Чун) изначально. Чонг можно сравнить с точильным камнем при помощи которого практик ВЧ оттачивает и шлифует свое оружие – свое тело. Но как говорится -“можно и рубанком заколачивать гвозди” 🙂 Я сказал это о том, что тренироваться можно на различных конструкциях. Вопрос только в том, что правильные результаты получаются только при использовании правильного “инструмента”. Я за время моей практики видел много различных “чонгов”.

Чонг это гениальная конструкция. Вероятно практикам ВЧ надо бы поставить памятник изобретателю этого устройства. Чонг изначально сильнее любого практика. Он имеет более короткое время реакции-ответа чем человек на действия практика. Он дает немного слабины, а затем максимально жестко упирается, дает сдачи. Вот поэтому начинающие практики набивают синяки и шишки в начале своего общения 🙂 В начале практик ВЧ часто идет “напролом” не понимая того, что суть практики в работе по ответной реакции. Хотя, и имея хороший опыт применения ВЧ практик может и должен выпускать силу, но это сила короткого ЩЕЛЧКА (на 5 сантиметров внутрь “тела”). Правильная практика на Чонге это постоянное чередование “сброса” и прилипания – мягкого контроля. Суть ВЧ в постоянном изменении, в контроле ситуации и использовании его.

Читайте также:  Как сшить вязаную шапку

Как отличить настоящий манекен от копии?

В настоящий момент в интернете есть множество предложений по продаже деревянных манекенов Вин Чун. Многие из них выполнены на очень приличном уровне в смысле столярного изделия. Я с полной ответственностью заявляю, большинство этих изделий являются лишь стилизованными под Чонг копиями абсолютно не пригодными для тренировки. Настоящий Чонг обладает ПРУЖИННЫМ ЭФФЕКТОМ. Это касается как стационарных конструкций так и конструкций свободно стоящих. Отсутствие ПРУЖИННОГО ЭФФЕКТА не дает практику ответной реакции тренажера, а именно по ответному движению строится работа в стиле Вин Чун. Кроме того, использование “мертвой” конструкции опасна для суставов практика, так как происходит сильная отдача. Либо “мертвая” конструкция достаточно легка по весу и не позволяет производить необходимый сброс силы, попросту падая.

Убедительная просьба к всем Чонгостроителям! Стройте пожалуйста настоящие ЖИВЫЕ манекены Вин Чун, а не предметы интерьера или садовую мебель!

Какие Чонги я строю сейчас и сколько они стоят?

Так называемая “классика”. Классический манекен ВЧ в его современной интерпретации. Рама доработана с учетом размещения манекена в малогабаритной квартире. Крепится на стену при помощи 4х анкерных болтов (можно к полу то же). Легко регулируется по высоте. Пружинный Эффект регулируется при помощи “рессор” на которых висит тело манекена. Верхние руки манекена изготовлены по композитной технологии и поэтому ломаются очень тяжело. Нога выклеена из цельнокроеных деталей. Размеры могут корректироваться в зависимости от версии ВЧ. Цена данного изделия начинается с 26000 р. с учетом скидок.

Компактная “классика”. Обладает практически всеми качествами предыдущей модели, но имеет размер рамы всего в квадратный метр. Кроме того, может быть оборудована для почти бесшумной работы. Благодаря подобранным рессорам сила удара рассеивается по площади. Минимальное беспокойство для соседей 🙂 Эта модель стоит от 15000 р..

Так называемая модель в стальном “стакане”. Очень компактное и удобное для маленьких помещений решение. Платформа подбита резиной и не портит пол. Легко разбирается и собирается. Легко помещается в обычный автомобиль для перевозки. Эта модель стоит от 23000 р..

Кроме этой модификации я изготавливаю похожие модели на овальной или угловой платформе. Они более устойчивы и на них возможно работать практически в “полный контакт”. Цена от 26000 р. с учетом скидок.

В этом начале рассказа я использовал фотографии только моих работ сделанные в моей студии без использования ретуши. Все как есть.

Компактный манекен с пружинными руками для самостоятельной практики Чи Сао. Стоимость от 10000 р.

Мишени для манекена. Комплект из трех мишеней для установки на ударные зоны деревянного манекена Вин Чун. Наполнитель мишеней состоит из нескольких слоев различного материала и позволяет наносить удары в полный контакт. Прочная и легкая в установке конструкция. Крепится на ремни с полукольцами. Полная стоимость комплекта 8000 р., отдельно две верхних мишени 5000 р., нижняя мишень 3000 р.. Возможно изготовление мишеней по чертежам (эскизам) заказчика.

Почему Чонг столько стоит?

Этот вопрос мне задают постоянно. Сегодняшний день не исключение.

Мой ответ. Считайте и плюсуйте. Я заказываю материал с наилучшим соотношением цена – качество. В итоге я строю манекен из наилучшего сухого материала с использованием старых традиций и современных технологий. В настоящий момент все манекены моей работы исполняются по технологии сухого клееного бруса. Это касается даже моделей для начинающих. Модели для больших залов (так называемые профессиональные) дополнены внутренней стальной стяжкой тела манекена. Руки и нога сделаны из многослойной “рессоры” с использованием различных сортов дерева. Усилен пружинный эффект. Практически все изделия покрыты многослойным яхтным лаком.

Маленький итог. Если кто то предлагает Вам изделие по цене заборной доски – то оно и сделано из этих досок.

И еще один вопрос и ответ на него – если Вы покупаете манекен из дуба то задумайтесь – дубовое бревно нужного диаметра это минимум 300 лет роста. Представьте сколько может стоить в реальности такое изделие?

Я называю реальную отправную цену на каждое мое изделие. Я строю манекен для каждого моего заказчика. Поэтому окончательная стоимость заказа рождается в процессе обсуждения.

Несколько вопросов к возможному заказчику (покупателю) деревянного манекена:

  • какое боевое искусство вы практикуете?
  • какие варианты установки манекена возможны для вас? (стена, пол, без крепления?)
  • планируете ли вы тренироваться на манекене в полный контакт?
  • ваш рост и длина руки от локтевого сгиба до сгиба запястья?
  • предпочтительная форма ноги? гладкая или с коленом?

Исходя из ответов на эти вопросы зачастую формируется окончательная цена изделия.

И ещё, нет манекена для “начинающего” и манекена для “мастера”. Конструкция манекена едина, различны только комплектация и варианты отделки.

Боевой Буратино: Манекен винг-чун

Есть красивая легенда о том, что в знаменитом монастыре Шаолинь, считающемся колыбелью всех основных стилей китайского ушу, существовал коридор, вдоль которого были выстроены движущиеся манекены. Они рубили настоящими мечами, били огромными дубинами, стреляли острыми стрелами. Сдавая экзамен на степень мастера, ученик должен был пройти этот коридор с механическими бойцами, не знающими ни жалости, ни сострадания. Согласно той же легенде, удавалось это немногим.

Долгие века мастера боевых искусств Востока хранили тайну тренировок на манекенах. Лишь в XX веке часть информации о «деревянных людях» по крупицам просочилась в Европу. Даже легендарный Брюс Ли, король кунг-фу, по свидетельствам его современников, не знал всех тайн работы на манекенах. Он неоднократно приезжал к своему учителю по стилю винг-чун Ип Ману, чтобы просить его раскрыть секреты тренировок на Мок Джонг — манекене в стиле винг-чун. Однако старый мастер не стал открывать «Маленькому Дракону» знание, которого тот, по его мнению, был недостоин.

Манекенов разных конструкций вбоевых искусствах великое множество. В каждом стиле единоборств их конструкция и принципы работы строго подогнаны под технику рукопашного боя, существующую вкаждой конкретной школе боевых искусств. Пожалуй, самый известный манекен — это Мок Джонг, «деревянный человек» китайского стиля винг-чун кунг-фу. Мок Джонг — это лишь одно из его названий. Он сочетает в себе основные черты всех других манекенов боевых искусств Востока, и на его примере можно понять сам смысл существования таких конструкций в единоборствах.

Винг-чун — это оригинальный стиль кунг-фу, техника которого основана на изощренной работе рук в атаке и защите. Также винг-чун знаменит своими упражнениями в развитии тактильной чувствительности рук «чи сао», позволяющими контролировать движения противника и одерживать победу без чрезмерных усилий.

Деревянный манекен винг-чун имеет форму и размеры, которые не меняются, по разным оценкам, вот уже около 300 лет. Отрезок бревна примерно в рост человека имитирует тело противника, а врезанные в него четыре деревянных бруска символизируют руки и ноги. Назначение двух верхних брусков — дать бойцу возможность отрабатывать защитные приемы от рук, «наносящих» удары по верхнему уровню и в голову. Брусок, торчащий посередине, позволяет тренировать защиту от удара рукой или ногой в корпус. Инаконец, выставленная вперед «нога» Мок Джонг заставляет работающего на манекене бойца учитывать, что противник не столб и тоже может двигаться и наступать, выполняя шаг вперед.

Основной секрет манекена винг-чун — это подвижные «конечности». Во время работы они постоянно слегка меняют свое положение. Тренируясь, боец не просто ударяет по статичным деталям, а «обрабатывает» конечности воображаемого противника, реагирует, контролирует его намерения в соответствии с принципами стиля винг-чун. Работая с манекеном, ученик вырабатывает особую тактильную мягкость в приемах: скорость его рук молниеносна, но он не наносит сильных ударов по твердому дереву, не повреждает собственные кисти. В бою мастер винг-чун не бьет противника по рукам, а деликатно уклоняется от ударов, отводит их всторону, перенаправляет и контролирует силу оппонента.

Дело мастера боится

Общая черта всех манекенов для восточных единоборств, которая присутствует и в Мок Джонг, заключается в том, что на них бойцы никогда не отрабатывают удары в полную силу. Для этого есть другие снаряды: мешки, настенные подушки с песком, горохом или опилками. Поэтому боксерские снаряды ни в коем случае нельзя считать упрощенной формой манекенов. «Деревянный человек» решает свою уникальную задачу — позволяет бойцу ощутить реальность взаимодействия с живым противником, отработать комбинации атак изащит с учетом того, что уоппонента тоже есть руки и ноги.

Практически все школы боевых искусств считают, что освоение манекена возможно лишь тогда, когда ученик уже достаточно успешно освоил базовую технику рукопашного боя. Многие из тех, кто занимается восточными единоборствами, просто не доходят до освоения секретов работы на «деревянном человеке». Не хватает терпения, трудолюбия, времени, а часто и желания самого мастера. Говорят, так оно и получилось с Брюсом Ли. Старому мастеру Ип Ману, который обучал Брюса технике кунг-фу с подросткового возраста, не понравилось то, что Ли обрушивался с критикой на традиционные китайские стили единоборств, открыто учил «некитайцев» всему, что знал, ивообще вел себя недостаточно почтительно.

Школы боевых искусств Востока, особенно в древности, часто имели очень закрытые организационные структуры. Некоторые из них напоминали секты, в которых мастер почитался как бог, и в таких школах практически все зависело от личности наставника. Правда, подобные традиции в большинстве своем уже отошли в прошлое, исегодня боевые искусства во многих случаях превратились в коммерческие машины. Но как бы то ни было, секреты техники на манекенах до сих пор считаются уделом только продвинутых учеников. Традиция есть традиция.

Но есть в этом и доля восточного лукавства. Если смотреть на манекен без оглядки на многовековые традиции, то ничего невероятного исверхъестественного в нем нет. Еще в Древнем Риме для тренировок гладиаторов использовались вкопанные столбы, по которым бойцы наносили удары деревянными мечами. В знаменитом фильме «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли можно увидеть, как в гладиаторских школах применялись вращающиеся манекены с привязанными к ним железными шарами на цепи, от которых при движении должен был защищаться будущий гладиатор.

Всем, кто занимался военным делом с древних времен, независимо от страны и континента, рано или поздно приходила в голову мысль заменить живого человека на механического, чтобы улучшить мастерство бойца, сохранить или изобрести секретные приемы, недоступные для чужого глаза. Было бы неверно считать применение манекенов исключительной прерогативой Востока.

Превзойти Брюса Ли

Важнейшая особенность, которая отличает работу на манекене от тренировки на других снарядах, заключается в том, что приемы на манекене практически полностью переносятся на живого человека без каких-либо существенных изменений. Неоднократно замечено, что после того как ученик школы боевых искусств начинает тренироваться на манекене, его результаты в освоении техники рукопашного боя резко улучшаются. Многие турнирные бойцы специально осваивают технику работы на манекене, чтобы улучшить свои шансы в реальных боях.

Приступая к изучению приемов работы на манекене, ученик осваивает несколько простых комбинаций и пробует выполнять их максимально свободно и расслабленно. Параллельно каждый прием переносится на живого партнера. Так шаг за шагом ученик постигает смысл работы с «деревянным человеком».

Первое чувство, которое испытывает ученик при знакомстве с манекеном, — это скованность. Постепенно упражнения выполняются все более естественно, а манекен все меньше стесняет движения. В качестве награды за годы тренировок приходит полная свобода, в которой боец полностью управляет скоростью и траекторией движений, будучи полностью расслабленным.

Работа с боевым манекеном — это нелегкий труд. И все же многие, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с этим уникальным искусством, надолго заболевают им. Результат того стоит. В конце концов, это редкая возможность хоть в чем-то превзойти великого Брюса Ли.

Автор — мастер боевых искусств, эксперт-инструктор по рукопашному бою и безопасности, ведущий рубрики «Школа выживания» в телепрограмме «Военная тайна»

Как сделать деревянного человека

Наверное, каждый человек, серьезно изучающий Вин Чунь когда нибудь хотел приобрести собственный деревянный манекен, чтобы заниматься не только в зале, но и дома, в свободное время. Однако цена на качественные манекены доходит до 600 долларов и выше. Поэтому многим людям целесообразнее (и интереснее) сделать тренажер своими руками. Эта статья описывает процесс изготовления деревянного манекена в условиях «кустарной» мастерской с применением минимального количества инструментов.

1. Подготовка материалов для изготовления

1.1. Выбор древесины

Дерево — один из самых популярных строительных и поделочных материалов.
Но древесина имеет ряд недостатков: она может коробиться, усыхать, набухать, трескаться, что ведет к изменению формы изделия и становится причиной брака. Поэтому любое изделие из древесины всегда изготавливается с учетом ее физико-механических свойств. Эти свойства зависят от породы дерева.
Физические свойства древесины — это цвет, блеск, теплопроводность, разбухание и усушка, коробление, влажность.
Механические свойства — это прочность, упругость, пластичность, вязкость, хрупкость, твердость, износостойкость.
Рисунок, образуемый слоями древесины, называется текстурой. У различных пород дерева текстура неодинакова.
У дуба, сосны и ряда других пород она выражена довольно ярко и отличается красивым рисунком, у липы, ольхи, березы — почти незаметна. Текстура дерева особенно сильно выявляется при полировании, лакировании, травлении.
У отдельных пород древесина внутри отмирает и имеет более темный цвет, чем остальная древесина. Эту часть ствола называют ядром. Ядро — наиболее ценная и прочная часть древесины. Породы, в которых оно образуется, — называют ядровыми. Вокруг ядра расположен слой светлой древесина называемый заболонью. Это — живая древесина, насыщенная влагой, и имеющая меньшую прочность в сравнении с ядровой древесиной.
Породы, в которых явного различия между ядром и заболонью нет, называют безъядровыми. Они делятся на спелодревесные и заболонные.
Спелодревесные породы — те, у которых древесина внутри ствола почти полностью отмирает, но не отличается по цвету от заболони.
Заболонные породы — те, у которых древесина в центре не отмирает и ничем не отличается от заболони

Читайте также:  Как связать лягушку: пошаговая инструкция

Из пород, пригодных для изготовления деревянного манекена в средней полосе России наиболее распространены:
Сосна — ядровая порода. Ядро красно-бурое. Заболонь бело-желтого цвета. Древесина мягкая, легкая, прочная в направлении волокон, но легко раскалывается в радиальном и тангенциальном направлениях. Поэтому при выборе материала (особенно для рук) следует большее внимание уделить прямослойности волокон. Обладает ярко выраженной красивой фактурой, однако плохо окрашивается и протравливается из-за наличия смоляных ходов. На срезе — четкие годовые кольца. Устойчива к гниению. Очень широко применяется в строительстве и мебельном производстве.
Береза — заболонная порода. Древесина белая с легким желтоватым оттенком, однородная. Текстура не выражена. Отличается средней прочностью, упругостью. Древесина березы относительно легко обрабатывается, красива при полировании и морении. Одна из наиболее распространенных пород, часто идет на дрова, поэтому проблем с закупкой материала возникать не должно.
Дуб — ядровая порода. Ядро темно-красное или желто-коричневое, заболонь светло-желтая. Древесина дуба крепкая, твердая, харак¬теризуется высокой прочностью и стойкостью против гниения. Дуб всегда используется там, где требуется особая прочность. У древесины дуба красивая текстура.
Недостатком дуба является т.н. годовое кольцо — кольцо трухи, образующееся между ядром и заболонью, и сильно снижающее поделочные свойства древесины. Дуб, не имеющий годового кольца стоит гораздо дороже (ок. 16000 руб/м³ против 4500 руб. за дуб с годовым кольцом), и растет в Курской области и на Кавказе. При использовании дуба в качестве основы деревянного манекена можно приобрести бревно большего размера и сколоть лишнюю древесину по годовому кольцу с помощью топора и клиньев.
Кроме того, дуб подвержен растрескиванию, поэтому необходимо использовать только тщательно высушенные заготовки. Однако и при наличии трещин можно сделать качественный манекен, стилизовав его «под старину».
Очень ценится мореный дуб. Этот дуб необыкновенно тверд и прочен. Дуб естественного морения получается из дубовых стволов, находящихся десятилетиями в воде, при этом стволы приобретают черный или темно-коричневый цвет. Обычно мореный дуб используется в кораблестроении. Недостатки этого материала — большая редкость и дороговизна, а также сложность обработки.
Клен — одна из наиболее красивых древесных пород. Клен — порода заболонная. Древесина клена белого цвета, однородная. Хорошо заметны границы годичных колец, на всех срезах видны узкие сердцевидные лучи, которые темнее древесины. Древесина крепкая и твердая, прочная и тяжелая, мало разбухает. Она хорошо поддается обработке резаньем, причем срезы получаются очень четкие. Древесина клена сучковатая, требует тщательного отбора.
Ясень — ядровая порода. Ядро светло-бурое, с коричневым оттенком. Заболонь розовая или желтоватая. Переход от заболони к ядру нечеткий.
Древесина ясеня очень прочная и крепкая, обладает высокими физическими и механическими свойствами, имеет очень красивую текстуру, напоминающую древесину дуба. Высокая ударная вязкость, гибкость обуславливает применение ясеня при производстве спортивного инвентаря — теннисных ракеток, весел, луков.
Идеальный материал для изготовления пружинящего каркаса деревянного манекена.
Тополь — порода заболонная. Древесина тополя мягкая, легкая, однородная, годичные кольца хорошо видны на всех срезах. При сушке почти не коробится и не трескается, хорошо обрабатывается режущими инструментами. Слабая подверженность тополя растрескиванию очень важна, однако недостаточная прочность не позволяет использовать его для чего-нибудь, кроме «тела» деревянного человека.
Исходя из проекта можно изготовить манекен как из одной породы древесины, так и из разных, наиболее подходящих для конкретной детали.
На основное бревно манекена можно брать практически любую породу. Главное условие — хорошо высушенная древесина, иначе неминуемы трещины. Фактура и цвет — дело вкуса.
На руки и ногу, подвергающихся значительным механическим нагрузкам, необходимо брать только лучшую древесину твердых пород — дуб, клен, ясень, вяз. Береза и сосна могут сломаться, особенно если заготовка выпилена под углом к волокнам. В любом случае недопустимо наличие сучков, свилеватости и других пороков древесины.
Опорную раму (если она предусматривается) также лучше выполнять из твердых, гибких и упругих пород древесины — особенно это касается пружинных брусков.
Наиболее подходящие породы — ясень, вяз и дуб.
1.2 Сушка древесины.

Тщательная сушка в первую очередь необходима «телу» деревянного манекена. С покупкой просушенного бревна обычно возникают определенные сложности, а для других деталей можно легко купить сухие качественные пиломатериалы. Существует несколько способов сушки древесины.
Самый простой способ — атмосферная сушка. Сушат древесину в тени, под навесом, защищающим от дождя и солнечных лучей, и на сквозняке. Заготовку укладывают на деревянные, кирпичные или металлические подставки высотой не менее полуметра от земли. Воздух должен свободно обтекать заготовку со всех сторон. При сушке на воздухе на торцах всегда образуются трещины. Чтобы этого избежать, рекомендуется, торцы забелить раствором мела, или закрасить масляной краской, или несколько раз пропитать горячей олифой. Заготовки должны быть большей длинны, чем изделие, чтобы можно было спилить растрескавшиеся торцы. На воздухе древесина высыхает до влажности 15-18%, затем ее нужно досушить в помещении вдали от отопительных приборов.
Атмосферная сушка проста и доступна, но медленна, — древесина сохнет от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от породы и размера заготовки.
Для ускорения процесса сушки на деревообрабатывающих предприятиях применяют специальные сушильные камеры. Высушенная в них древесина имеет влажность 8-12% и подходит для столярных, резных и токарных работ. Покупка высушенного цилиндрованного бревна избавляет от необходимости сушить его самому, риска возникновения трещин, а также здорово упрощает дальнейшую обработку. Единственный минус – очень большая цена.
Хорошо известен такой способ сушки, как зарывание древесины в
стружки, сухую землю или песок. Изделие высыхает более равномерно, чем на воздухе, тем самым образуется меньше трещин.
Применяют еще один способ сушки – на цементном полу. Этот способ основан на способности бетона втягивать в себя влагу. Заготовку кладут на сухой цементный пол и поворачивают так, чтобы она по возможности плотнее прилегала к полу всеми гранями.(сам с помощью песка, стружек или цемента сушить древесину не пробовал, об эффективности этих способов ничего сказать не могу)
Помните, что хорошо просушенная древесина – залог качественного изделия.

2. Изготовление деревянного манекена

2.1 Принципиальная схема

Деревянный манекен Вин Чунь представляет собой цилиндрический деревянный столб высотой от 150 до 190 см и около 20 – 25 см в диаметре. Составными частями манекена являются: две «верхние руки», которые вставляются в два отверстия в верхней части «туловища», третья рука, называемая «средней рукой», расположена под двумя верхними руками; и «нога» манекена, согнутая в «коленном суставе» и расположенная под «средней рукой». Все эти элементы вместе составляют «тело» манекена. Изначально деревянный манекен жестко закреплялся на полу или вкапывался в землю. Позднее конструкция усложнилась, и в наше время тело чаще всего крепится на каркасе из двух брусьев, проходящих через отверстия в верхней и нижней частях столба. Брусья закрепляются на двух перпендикулярных прямоугольных столбах, называемых упорными. Уже эти столбы фиксируются к стене, к полу или вкапываются в землю. Кроме этих, встречаются и другие конструкции. (например закрепление манекена на пружине, вращающемся основании и т.д.)

Деревянный манекен в Вин Чунь сконструирован в соответствии со спецификой этого стиля. Он помогает исправить неправильные движения, так же как транспортир (угломер) помогает выпрямить угол. Поэтому манекен – довольно таки индивидуальный предмет, и его размеры могут варьироваться в зависимости от роста и комплекции обладателя.
В любом случае перед изготовлением следует продумать конструкцию и нарисовать чертеж.

2.2 Изготовление «тела»
Изготовление тела будущего манекена является, пожалуй, самой трудоемкой частью всего процесса. Главная задача состоит в том, чтобы придать бревну цилиндрическую форму (как известно у комля дерево толще). Обработка проводится в следующей последовательности:
1. Топором снимается кора и отрубаются сучья. Стесываются явно выступающие участки. В случае, если вы используете дуб с годовым кольцом, необходимо сколоть лишнюю древесину, и изготавливать манекен только из ядра.
2. Фуганком или рубанком (лучше электрическим) выводится цилиндрическая форма столба. Для контроля размеров целесообразно использовать лекала из прочного картона, или пластика. При закреплении манекена на стене, в зависимости от проекта, можно стесать заднюю сторону бревна.
3. Грубой шкуркой (зерно 40-60) столб начерно шкурится. Ошкуривание по возможности стоит производить вибрационными или ленточными шлифовальными машинками. Болгарка (насадка-липучка) оставляет зарубки, но годится для первого этапа обработки. Кроме того от нее возникает очень много пыли. Древесная пыль в больших количествах взрывоопасна, и в любом случае вредна для дыхания. Особенно это касается твердых пород. Используйте респиратор!
4. Более тонкой шкуркой (зерно 100 и мельче) столб окончательно ошкуривается. После ошкуривания изделие можно намочить водой и дать ему высохнуть, а затем вручную отполировать грубым сукном, войлоком, или очень мелкой шкуркой. Вода при испарении приподнимает шероховатости древесины, и поверхность получается очень гладкая.

2.3 Изготовление «рук» и «ноги».
Существует множество различных конструкций рук и ног деревянного манекена той или иной степени сложности изготовления.

«Руки»
Самый простой вариант – жестко закрепленные в теле палки. Такая конструкция удобна при установке манекена вплотную к стене. Главный недостаток заключается в том, что руки не имеют хода ни в одной плоскости. Не рекомендую использовать в качестве рук черенки от лопат, особенно при массовых занятиях – они быстро ломаются.
Более сложные варианты имеют встроенные, либо вынесенные пружины, которые обеспечивают движения «рук» в продольной плоскости. Часто палки делают квадратными в сечении, и вставляют в отверстия несколько большего размера. Такие руки имеют ход и в поперечной плоскости. Сложность изготовления таких рук заключается в необходимости долбить отверстия под них вручную стамеской.
«Нога»
1. Конструкция, сваренная из железной трубы. Иногда дополнительно закрепляется к полу для повышения устойчивости стационарного манекена. В большинстве случаев обматывается тросом, или обтягивается каким нибудь мягким материалом.
2. Деревянная нога, собранная из нескольких кусков «в лапу». Целесообразно изготавливать только из твердых пород древесины, а то развалится в коленном суставе.
3. Цельная деревянная нога. Необходимо очень тщательно отбирать заготовку с учетом изгиба ноги. Сучья очень нежелательны.

Изготовление
Первый этап – изготовление непосредственно «рук». Последовательность действий такая же, как и при изготовлении «тела». Если заготовки квадратные в сечении – они стесываются рубанком до восьмигранника, затем грани выравниваются до круга грубой шкуркой.

Длина выступающих из тела части «рук» = длине вашего предплечья со сжатым кулаком от костяшек пальцев до локтя. Толщина подбирается индивидуально.
Нога изготавливается в соответствии с выбранной конструкцией. Она, как правило, в три раза толще рук. Хотя это не имеет столь принципиального значения.
Очень важный момент – расположение рук относительно тела манекена. Если фронтально встать напротив чуть согнув ноги в коленях концы верхних рук должны упираться и плечи немного выше подмышек, а нижняя – в пупок.
Пример неправильного изготовления – слишком большей горизонтальный угол между верхними руками. Концы верхних рук должны находиться на одной высоте. А поскольку при таком расположении они должны неминуемо пересечься внутри бревна, отверстия под палки сверлят одно над другим, но под углом, а не горизонтально. Левая верхняя рука закрепляется выше, чем правая, но наклонена чуть вниз, а правая наоборот, вверх. Таким образом, руки расходятся внутри бревна, а их концы находятся на одной высоте. Естественно, это требует большей точности при изготовлении. Нижняя рука закрепляется горизонтально.
Сначала необходимо просверлить дырки тонким сверлом (5-6 мм), и вставить в эти дырки проволоку. С ее помощью проверяются все необходимые углы. При ошибке угол сверления корректируется. В дальнейшем по диаметру рук подбирают бур (от 700 р. и выше), перку (от 50 р.) или сверло — балеринку (позволяет сверлить отверстия переменного диаметра, 150 р.). При этом ранее просверленное отверстие служит в качестве направляющего.
В том случае, если руки имеют квадратное сечение, отверстия под них выдалбливаются стамесками вручную на глаз. Стамесками же продалбливаются отверстия и под пружинные брусья.
После того, как все элементы манекена изготовлены, ошкурены и отполированы, они покрываются морилкой и лаком. Металлические части окрашиваются. Если вы точно не уверены в выборе цвета, его лучше проверить на черновой заготовке, причем при нанесении в несколько слоев насыщенность цвета меняется.
После высыхания манекен еще раз полируется войлоком, собирается и устанавливается.
Фотографии деревянного манекена, изготовление которого было показано на фото. Если захотите сделать подобный вариант, обязательно проложите между стеной и манекеном толстый слой мягкой резины, и поинтересуйтесь мнением соседей по поводу занятий
Лучше для расположения такого манекена подходят межкомнатные стены, или лоджия.

Ссылка на основную публикацию