Как сделать рыцарские доспехи

Изготовление доспехов. Создание готического нагрудника для косплея рыцаря

-Начало работы-

Запаситесь терпением! Изготовление нагрудника может отнять у вас много (очень много) времени и нервов.

Ну что же.. приступим.
Я долго думал, с чего начать работу. Картон слишком мягкий, выдержать выпуклую форму не получается.
В итоге пришла следующая мысль: “А если сделать сперва из проволоки? Скелет своего рода.”
Сразу скажу, что я всё делал без линейки, никаких размеров дать не могу. Всё на глаз и с последующей примеркой на себя. В конце концов у меня получилось нечто вроде этого. Соединял я всё изолентой.

Когда “нагрудник” стал более менее симметричным можно приступать к обшивке. В качестве обшивки я использовал старый добрый зелёный картон. Кто следил за моими предыдущими постами, тот знает, что у меня его хоть завались.
Обшиваем следующим образом: вырезаем длинную полосу картона и загинаем с двух сторон, затем степлерим. Каждую следующую полосу прихватываем к предыдущей.

Бочины нагрудника вырезал на глаз. Главное, чтобы руки свободно двигались и ничего не мешало.
Важно! Проверьте, что бы руки свободно двигались даже в толстой одежде.

-Оклейка-

Каркас вроде как готов, самое сложное позади (ага, почти). Дальше можно приступать к оклейке нагрудника многочисленными слоями бумаги. Режем А4 на квадраты 7х7 см.(можно и больше) и обклеиваем.
После 5-7 слоёв бумаги нагрудник стал таким:

Затем я приклеил “кант-юбку” нагрудника. Сделать ее очень просто. Приклеиваем короткие полосы картона у основания нагрудника, а затем загинаем их под 45° и после этого обклеиваем бумагой. Вы можете заметить черную нить, которая опоясала нагрудник. Она сжимает его, что бы после высыхания он остался в такой форме.

Далее мы начинаем создавать каркас для латной юбки. (Ей я посвящу отдельную статью ибо она сложна в изготовлении и заслуживает поста)
Нарезаем длинные полосы и приклеиваем к нагруднику.

После этого при помощи степлера крепим горизонтальные полосы юбки.
Очень важно! Обязательно заужайте юбку к низу. Старайтесь, что бы получилась как можно более сферическая форма.

Как и нагрудник, обклеиваем юбку 5-7 слоями бумаги. После этого она будет примерно такой:

Ответственный шаг! Аккуратно отрезаем юбку и выравниваем основание нагрудника.
Заготовку латной юбки можно отложить. Она нам пока что не нужна.

Наверняка вы заметили красные полосы на нашем нагруднике. Рисуем точно так же – это будущее ребро жесткости (полоса в центре просто ориентир).

Вот нам и пригодились наши красные полосы. Из папье-маше делаем треугольное ребро жесткости от области ключиц и до конца бочин нагрудника. Вам понадобиться много массы папье-маше.

Когда всё как следует высохнет, нужно обклеить бумагой и ребро жесткости, чтобы оно имело законченный вид.

Теперь мы должны просверлить отверстия для ремней, благодаря которым наш нагрудник будет держаться на груди.

Сверлим по 4 отверстия в области плеч и на бочинах под руками, а также 8 отверстий на юбке нагрудника по 2 отверстия на одинаковой дистанции друг от друга.

-Облицовка-

Используем специальную сетку вроде этой. Можно купить в любом строительном магазине.

Обклеиваем весь нагрудник вместе с ребром жесткости. Я его не обработал и потом мне это аукнулось. Не повторяйте моих ошибок.

Далее используем шпаклевальную гладь. Покупается там, где и сетка – в любом строительном.

Наносим гладь на нагрудник двумя слоями. Первый для замазки всех неровностей нагрудника. Когда он высохнет – затираем наждачной бумагой все погрешности. Второй слой должен быть намного тоньше. Ним мы заделываем самые заметные впадинки. После полного высыхания всё шлифуем. Должно получится приблизительно так:
Важно! Не забудьте обновить отверстия в нагруднике пока гладь ещё сырая!

-Покраска-

Ну вот, почти конец.
Черной краской (подойдёт любая) красим нагрудник. Мда уж.. выглядит не очень, но это пока что.

Используем краску “Суперхром” из любого строительного магазина.

Красим нагрудник 2-3 слоями с промежутками в 5 минут. После финальной покраски ждём полчаса для уверенности.

-Ремни и карабины-

В любом швейном магазине можно приобрести вот такие отличные ремни (5 см шириной) и соответствующие карабины к ним. Купите карабины с зубчиками для регулировки.

Проделываем отверстия в ремнях и пришиваем их к карабинам и нагруднику.
Я разместил карабины внизу ибо так удобнее надевать нагрудник самостоятельно, к тому же массивные карабины на плечах будут цепляться за наплечники (те, что мы создавали в прошлой статье)

-Примечания-

—У меня спрашивали: “Подойдут ли стикеры для обклеивания изделий?” Нет, ребята, стикеры не подойдут. Они тоньше, а значит их нужно больше. Кроме того, придётся обрезать липкую кромку на каждом стикере (а их могут быть сотни. ) В противном случае клей ПВА смешается с клеем стикеров и превратиться в кашу. Не советую так делать.
—Помните, я упомянул, что мне аукнется лень (это когда я не стал покрывать сеткой ребро жесткости)? Так вот гладь треснула в двух местах на ребре жесткости. Это никак не повлияло на состояние нагрудника, а вот меня огорчило. Пришлось реставрировать.
—Если режете текстильный ремень, то сразу же прижигайте место отрезания иначе он начнет сататься. Это касается и отверстий в ремне. Лучше не пробивать их, а прожигать разогретым шилом.
Вот и всё! Удачных вам поделок!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Изготовление доспехов.

На одном из московских заводов, трудятся десять мастеров. Шум стоит жуткий — здесь вручную куют доспехи. Сейчас такую амуницию заказывают участники турниров по историческому средневековому бою со всего мира: чаще всего из Америки и Италии. Спрос давно превысил предложение, и ждать свой заказ приходится от нескольких месяцев до полугода.

Реконструкция доспеха Западной Европы XIV века, изготовлено специально для исторических средневековых боев. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов

Историческая реконструкция — широкое международное движение со своими корнями, историей и ответвлениями — как вековое дерево. В сообществе тысячи людей со всего мира, разных профессий, конфессий и возрастов. Объединяет их одно — им всем нужны доспехи.

Поэтому к мастерам обращаются из Англии, Германии, Австрии и других стран, чтобы заказать качественную экипировку для турниров.

— Мое увлечение фехтованием началось еще в 1993 году, тогда мы занимались в спортивном зале и вместо мечей использовали деревянные клюшки. Доспехи я сперва сделал для себя, потом для друзей. Профессионально занимаюсь этим с 2004 года, — Илья показывает мастерские. — Никакой литературы не было, экспериментировал. С появлением интернета увидел опыт зарубежных мастеров, которые изготавливали экипировку для боя еще в 1960-70-е годы.

На мастера такого профиля нигде не учат, слишком специфическая деятельность.

В Москве работают еще три небольших коллектива, которые могут выполнить подобный заказ, один мастер есть в Подмосковье.

Илья демонстрирует элемент доспеха. © РИА Новости / Сергей Мамонтов

— Иногда, конечно, странно осознавать, что какие-то твои знакомые работают в высокотехнологичных отраслях, а ты на заброшенном заводе стучишь по железу молотком, — Петр когда-то окончил мехмат МГУ, аспирантуру, а потом выбрал из всех возможных жизненных путей и вариантов этот — изготовление исторической амуниции. — Свои первые доспехи из жести я сделал в одиннадцать лет в гараже. Мне всегда было мало имитировать и играть, хотелось по-настоящему.

По-настоящему хотят многие, но подходят не все. Недавно Петр и Илья дали объявление, что ищут желающих работать с металлом. «Мы не ожидали, что так много людей хотят трудиться у нас и наконец уйти из офиса. Но мотивированных, дисциплинированных и рукастых очень мало».

Подмастерьев, решивших попробовать себя в такой работе, первым делом учат изготавливать фурнитуру. Как и много веков назад, все начинается с самого простого.

— В среднем, чтобы выйти на уровень крутого доспешного мастера нужно лет пять, это как окончить институт. Но только в том случае, если человек хочет развиваться в ремесле, постоянно учиться новому, — говорит Илья. — У каждого из нас есть своя специализация, однако опытные мастера могут друг друга заменить.

Есть и иностранцы, готовые приехать в Россию работать подмастерьями. Один из Австралии, второй из Канады.

Реконструкция немецкого готического доспеха второй половины XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.

— Так сложилось, что у нас очень большой опыт. Почти все наши ребята сами участвуют в турнирах. Доспехи проверяются на практике. Это помогает корректировать какие-то недостатки и слабые места.

Каждая деталь делается индивидуально. Конечно, можно приобрести что-то с рук, есть даже специальные барахолки. Часто мастерам возвращают на ремонт элементы амуниции, изготовленные ими много лет назад.

Самая дешевая амуниция, пригодная для контактного боя, обойдется заказчику в 160 тысяч рублей. Самая дорогая — в полмиллиона. Поэтому к техническому заданию и снятию мерок относятся особенно серьезно.

В одном из помещений под потолком висят «ноги» заказчиков — муляжи всех возможных длин и размеров. По правилам, если заказчик не может прийти в мастерскую лично, ему высылается схема для обмеров.

Читайте также:  Как сшить детскую жилетку

Демонстрация оружия и реконструкции английского доспеха конца XV века. © Фото предоставлено мастерской по изготовлению доспехов.

Обычно экипировку ждут около трех месяцев, но бывают и срочные заказы — тогда от чертежа до готового изделия может пройти только неделя.

Технологии изготовления защиты со Средних веков изменились, но не принципиально.

Мастера используют листовой металл, горелку вместо горна и режут болгарками вместо шлифовальных кругов с водой и песком. Все остальное — вручную. Основной инструмент — молоток, их в мастерской больше сорока.

— Есть трудоемкие процессы, а есть сложные. Сделать цельнокованый шлем — процесс трудоемкий. Из металла вырезается круг, и из него пять-шесть часов выковывается купол шлема, — рассказывают мастера. — Изготовление механических конечностей — это сложно, но физически нетяжело.

На столе лежат заготовки для будущих доспехов, они поедут к девушке Кате из Америки. Полный комплект защиты для среднестатистического мужчины весит примерно 24 килограмма, женский точно такой же, но полегче.

— Есть чемпионат мира по историческому средневековому бою «Битва наций», он каждый год проходит в разных городах и странах. В этот раз был недалеко от Рима, в 2019-м состоится в Сербии, — говорит Илья. — Там собирается около 40 команд из 30 стран. Я считаю, что оценка качества нашей работы — это число участников чемпионата в доспехах из нашей мастерской. Во всех топовых командах обязательно есть кто-то в нашей защите. В команде из Сан-Франциско, например.

Спрос на доспехи очень высокий, часто приходят нетривиальные заказы и заказчики.

— У нас был покупатель, который готовился к концу света. Приобрел участок земли на Алтае, завез запасы и заказал у нас титановую амуницию, — вспоминают мастера.

Они делали доспехи для фильмов «1612», «Царь», «Орда». Но больше заниматься этими заказами желания нет: «Много времени тратится впустую, а объем работы очень большой».

Для одного швейцарского музея мастера изготавливали амуницию, опираясь только на изображение на картине. «Я сделал графическую реконструкцию — в живописи много условностей, поэтому пришлось прорабатывать все детально, — рассказывает Илья. — Теперь сотрудники музея используют этот доспех для разных мероприятий».

Доспехи викингов своими руками — как сделать костюм рыцаря (броню, наплечник и шлем) из картона

Я сделала этот костюм рыцаря своими руками для защиты на турнирах по картонным битвам. Расскажу вам как сделать броню из картона.

В качестве справочника, и для определения правильного названий частей доспехов викингов, я использовала следующие источники:

Шаг 1: Кираса и задняя пластина

Имея опыт в изготовлении одежды, я решила, что обтяжка картоном тела не будет слишком сложной. Как выяснилось, между жестким картоном и более податливой тканью есть некоторые различия. Я разработала технику продавливания с помощью колпачка ручки линий на тыльной стороне картона, вдоль которых хотела сделать сгибы. Это позволило мне придать картону довольно точную форму.

Основываясь на измерениях моего тела, я нарисовала плоскую форму для передней и задней пластин (вместе они называются кирасой).

Для передней пластины нужно измерить:

  • передняя часть талии (чуть больше половины длины талии)
  • длина от талии до плеч через бюст
  • длина от талии до нижней части шеи
  • передняя часть бюста (чуть длиннее половины моего бюста)
  • ширина от руки до руки, выше бюста
  • длина от линии талии до отверстия под мышкой

Для спины я использовала эти измерения:

  • задняя часть талии
  • длина от талии до плеча
  • длина от талии до нижней части шеи
  • ширина от подмышек до подмышек
  • ширина от руки к руке через лопатки

Я нарисовала переднюю часть на бюсте, чтобы свернуть из неё броневую пластину. Я поместила талию для каждой части на край уже существующего сгиба коробки. По привычке я также оставила дополнительно около 3 см картона по сторонам, и оказалось, что не зря (см. Шаг 6 о полях).

Вырежьте части каким-нибудь ножом. Вырежьте до конца только нижнюю часть вытачки. Для передней стороны сделайте прорезь только по верхнему слою картона. Затем снимите верхний слой и гофру, открывая внутреннюю поверхность гофролиста. Это будет похоже на маленький клапан. Чтобы сделать вытачки, согните картон так, чтобы края вытачек совпали, и закрепите их горячим клеем к внешней стороне передней пластины откидной створкой вниз.

Картон легче согнуть, если сначала вы вдавите колпачком ручки пазы по линиям сгиба. Жесткая линейка также очень пригодится в этом деле. Помимо области бюста, продавите и согните плечи и бока.

Шаг 2: Шлем, часть 1

Можно сделать действительно хороший картонный шлем, но я выбрала более быстрый и легкий путь. Я измерила диаметр своей головы в самой широкой её части (около уровня лба) и вырезала круг из картона, длина которого была на 3 см больше. Высоту я оценила, держа перед зеркалом линейку у головы.

Я вырезала шлем по краю существующего сгиба на коробке и добавила около 3 см. Я сделала много вертикальных сгибов, после чего смогла легко свернуть картон. Я нарезала маленькие буквы V за пределами существующей линии сгиба, чтобы они не мешали, когда я сгибала картон в круг.

Я нарисовала овал с длиной окружности, равной длине моей головы. Большинство голов имеют в некоторой степени овальную форму, и достаточно редко встречаются круглые головы.

Я обернула изогнутую полоску вокруг овала и отметила, где проходит перекрытие, а затем горячим клеем склеила ее в трубу. Я положила круг поверх трубы, на V-образные клапаны, и приклеила по одному клапану на каждом конце, чтобы удержать овал на месте. Затем я приклеила остальные клапаны. Я обнаружила, что было легче наносить клей на клапаны, а не на овал.

Как только овал был приклеен, я решила укрепить его вторым куском картона. Я просто обвела контур, вырезала другой кусок картона и приклеила его.

Шаг 3: Шлем, часть 2

Теперь у вас есть шлем, но вы не сможете видеть! Подумайте, где должно быть отверстие для лица, и проделайте там отверстие. Начните с малого отверстия и постепенно увеличивайте его.

Шаг 4: Наручи

Наручи охраняют предплечья. Я измерила свое запястье и предплечье по окружности и длине. Затем я нарисовала фигуру, похожую на тонкий конический разрез, соответствующий моим размерам. Однако на картоне с надписью CMS, я забыла оставить место для склеивания, поэтому мне пришлось начинать все сначала.

Обратите внимание на диагональные сгибы, которые я сделала колпачком ручки и металлической линейкой. Они позволили мне легко согнуть картон в конус, который хорошо лежал по моей руке, вместо прямой трубки, которая бы подходила плохо.

Если по сравнению с запястьями у вас большие руки, вы можете увеличить область запястья и, возможно, прикрепить наручи к паре перчаток. На самом деле, опробовав свои наручи, я настоятельно рекомендую вам использовать перчатки! По месту, где проходит край картона, мои запястья довольно сильно раздражаются.

Шаг 5: Наплечники

Наплечники — это части доспехов, которые защищают плечи. Я никогда не видела доспехов с поднятыми руками, но кажется логичным, что вы захотите сохранить этот диапазон движения. Поэтому я решила сделать наплечники более плоскими, чем на моем шаблоне, и просто прикрепила их к краю плеча, позволив им откидываться, когда я поднимаю руки.

Это была самая сложная форма, которую я когда-либо пробовала сделать. Чтобы проверить подгонку, я сначала сделала бумажную модель, и обнаружила, что пара почти симметричных заостренных овальных фигур хорошо подходить, если добавить на спину вытачку. На самом деле просто посмотрите на фотографии. Чтобы прикрепить одну часть к другой, я снова использовала технику V-образных надрезов. И я сделал вытачку так же, как у нагрудника — срезав половину слоев картона.

Чтобы прикрепить передние и задние части, потребовалось достаточное количество силы, чтобы удерживать их в нужной форме. Я склеивала клапаны по одному и давала клею полностью остыть, прежде чем перейти к следующему. Это заняло некоторое время, но я был вознаграждена действительно прочной конструкцией – наплечники приняли много ударов и, выйдя из битвы, смотрелись так же свежо, как когда они были сделаны!

Шаг 6: Юбка

Я не уверена, действительно ли это юбка, или просто часть кирасы… В общем, это части брони, которые находятся под нагрудником и задней пластиной для защиты бедер.

Здесь я снова была должна прикрепить изогнутый кусок к прямому. Форма юбки я сначала разработала на бумаге, помня, что для того, чтобы она выглядела правильно, она должна была иметь небольшую кривизну. Чтобы сделать склеивающие клапаны, после вырезания частей юбки я также нарезала V-образные части на нижней полосе передней и задней пластин.

Я клеила один клапан за раз, начиная с центра. Возможно, вам придется приложить достаточное усилие, чтобы удержать нагрудник или заднюю пластину на месте, когда вы приклеиваете юбку, но изогнутые формы сильны, и как только клей остынет, конструкция будет довольно прочной.

Читайте также:  Пасхальный салатник: пошаговая инструкция

Шаг 7: Финальная подгонка

На этом этапе вам понадобится надежный оруженосец. Скрепите лентой перед и зад кирасы, и посмотрите, хорошо ли ложатся плечи. Если это необходимо, согните их сильнее. Теперь подгоните доспехи под себя. Аккуратно приклейте плечи — вам может понадобиться залезть и вылезти из них пару раз, прежде чем они лягут по вашему телу. Попробуйте свести руки перед собой. Мне пришлось отрезать около 3 см с каждой стороны проймы, прежде чем я смогла сделать это достаточно комфортно, чтобы держать двумя руками меч из картонной трубы.

После того, как кираса ляжет по вашему телу, закрепите обе стороны и плечи с обеих сторон клейкой лентой. Если можете, подклейте их изнутри.

Затем попросите, чтобы оруженосец прикрепил наплечники к плечам, примерно в середине плечевого ремня. Помните, что вытачка идет сзади и ближе к шее. Используйте клейкую ленту сверху и снизу и закрепите наплечники полосками ленты по краям (т. е. просто наклейте туда много ленты).

Мне также пришлось вырезать изгибы в форме плеч по краям шлема, когда кираса торчала чуть выше моих плеч. А бандана, или балаклава, или просто головной убор, полезны для уборки волос, а также придают им хороший средневековый вид.

Шаг 8: Готово

Теперь идите вперед и поразите своих врагов!

Рассказываю как сделать какую-либо вещь с пошаговыми фото и видео инструкциями.

Рыцарские доспехи по цене авто: как мастера по металлу создают средневековую амуницию

Мода в стиле металлик

Рыцари в сияющих доспехах

Пристанище исторического клуба под крышей центра дополнительного образования детей и молодежи «Виктория». Советские полы здания сотрясают звуки барабана где-то наверху, они перебиваются топотом разбегающейся по многочисленным кружкам детворы. Руководитель клуба «Меч и ворон» Сергей Павлов занимается исторической реконструкцией с 1995 года. Образцы кропотливой работы на протяжении более чем двух десятков лет можно рассматривать часами. Блестящие гарнитуры доспехов, рядом — массивные средневековые пушки, на стенах — арбалеты, щиты, шлемы, а также великое множество мечей — двуручные, одноручные.

— Вот мессер — одноручный меч с широким клинком, — попутно Сергей Павлов показывает мне, как правильно «работать» этим оружием. — А это очень модный в ВКЛ корд — легкий, с относительно коротким лезвием, прост в обращении. На его фоне осадный нож фашард — настоящая кувалда. Когда в пылу бугурта им «прилетает» в шлем, ноги сами подгибаются и ты «идешь отдыхать».

— Везем с собой даже средневековую мебель, — делится Сергей Павлов. — Еду готовим по старинным рецептам — для полного погружения в эпоху.

В клубе более сорока человек. Делают доспехи для себя, не на продажу. Аутентичность влетает в копеечку (стоимость полного комплекта доходит до 5 тысяч долларов), поэтому спрос именно на качественные, точно воспроизведенные доспехи небольшой. Изредка реконструкторы предоставляют амуницию для съемок фильмов.

Минутное дело

Среди прочих гарнитуров явно выделяется массивный рыцарский. Два турнира уже выдержал. Он предназначен для джостинга — сшибки на копьях (жесткое театрализованное действо). На конце копья три металлических шипа, которые так и норовят зацепиться за щит либо шлем. И в забрало, и в верхнюю часть попадали неприятельские удары копьем, но шлем их стойко выдержал. А после близкой встречи с кирасой копья буквально разлетались в щепки.

Скрепляются части этого рыцарского доспеха ремнями. К гарнитуру также прилагается седло. К слову, это единственный полный рыцарский доспех в нашей стране. Стало быть, чтобы устроить даже скромный рыцарский турнир, придется приглашать оппонента из-за рубежа.

Под броню надевают стеганый комплект, кольчугу или кольчужные рукава, юбку. Все доспехи в клубе рабочие, не пылятся для красоты. На кирасе пехотинца остались небольшие боевые отметины. После битв доспехам придают исконный внешний вид: выправляют вмятины, полируют. В первую очередь, для безопасности в следующей битве.

Все эти «экзерсисы» ради боя на пару минут. Если сбили рыцаря с лошади, считай, он уже бесполезен в бою. В таком металлическом ящике в три пуда силы быстро покидают.

Исторические реконструкции вообще дело травматичное. У скандинавов есть присказка «Попала стрела в колено» — так говорят об остепенившихся воинах после женитьбы. Сергей Павлов «остепенился» в буквальном смысле после травмы колена и позвоночника:

Мастера на все руки

Настоящая ремесленная магия творится в мастерской, которая в подвале здания. Играет «Ария», жужжит болгарка, искры во все стороны. Шумно, дымно. Это могучий и суровый Сергей, похожий на скандинавского бога Тора, выпиливает из листа металла очертания будущей кирасы. Рядом, в черном берете, с густой бородой, ну точно Че Гевара, методично и размеренно клепает кольца для кольчуги Дмитрий. После — ее плетение. За три месяца кольчуга будет готова. Обращаются парни друг к другу исключительно «позывными»: Сергей — Фолкер, Дима — Акилл.

Фолкер в свободное время также делает наброски солдат Средних веков в разных вариантах амуниции. А зарабатывает на жизнь, рисуя графику для игр. Акилл же специализируется на шлемах и кольчугах. К слову, рыцарский гарнитур — его. Работает Акилл тренером по верховой езде.

Все элементы доспехов создают холодной ковкой — проще говоря, вручную молотками выбивают из листов металла. В мастерской только самые простые и необходимые инструменты, а также верстаки, сверла, тиски, наковальни разных размеров, муфельная печь для отжига, круг для шлифовки, гриндер для сгона металла в нужную форму, а также применяется пайка латунью.

На винтажных шкафах, обклеенных плакатами рок-идолов, пылятся пики с мягкой защитой наконечников. Четырехметровые березовые, эти пики могут сгибаться почти под прямым углом. В компанию к ним — различные типы шлемов: шлемы-ведра топхельмы — XIII века, как у крестоносцев, салады — с назатыльниками, закрытые армет, которые еще называют «воробьиным клювом», барбюты — итальянские пехотные шлемы XV века, в значительной мере закрывающие лицо за счет развитых нащечников. По исконной технологии шлемы вытягивались из цельного куска металла. Но это тяжело и долго, поэтому чаще части шлемов сваривают.

Доспехи создаются под конкретного воина, по фигуре. Мастера набивали руку, скрупулезно изучая в музеях Европы образцы средневековой амуниции.

Из музеев, куда реконструкторы не смогли добраться лично, чтобы изучить доспехи, фото им присылают. Также эскизы реплик создавались по скульптурам, картинам, на которых очень точно художники тех лет изображали знатных людей, их доспехи и украшения.

Члены военно-исторического клуба «Меч и ворон» — настоящие фанаты своего дела. В их умелых руках неказистые заготовки из металла в будущем, без преувеличения, станут произведениями искусства. И огонь в глазах мастеров не потушить, потому что это их образ жизни.

Шлем богатыря своими руками — идеи как и из чего сделать в домашних условиях (фото и видео)

Кто из нас в детстве не мечтал быть сказочным богатырём, чьи силы были бы безграничны. Посмотрев исторические фильмы, мальчишки мечтали о воинственном мече, шлеме, щите и верном коне. К сожалению это всего лишь мечты. Но мечты имеют свойство сбываться, особенно если они заветные.

Повзрослев и заимев детей, у многих родителей возникает вопрос, в какой костюм одеть своё чадо? Девочкам подойдёт роль принцессы с красивым пышным платьем, а мальчику как будущему защитнику рыцарские доспехи.

Сегодня речь пойдёт о том, как сделать шлем русского богатыря своими руками.

Краткое содержимое обзора:

Из чего сделать шлем?

Образ русского богатыря сам по себе привлекательный и колоритный. Надев его, любой мальчик будет чувствовать себя защитником.

Такие костюмы помогают в нравственном воспитании ребёнка, рассказывая ему о необходимости всегда защищать слабых и давать отпор сильным.

Костюм богатыря без шлема будет незавершённым, поэтому предлагаем вам сделать шлем богатыря из бутылки своими руками.

Для этого необходимо иметь:

  • Пятилитровую бутылку из пластика.
  • Пластиковый стаканчик 0,5.
  • Ножницы и прочный клей.
  • Водостойкую краску серебряного или золотого цвета.

Дальнейшая работа будет заключаться в следующем:

  • Из пятилитровой бутылки нужно вырезать основу под будущий шлем. Важно чтобы бока оставались ровными и неострыми.
  • Из пластикового стакана начните делать вторую часть шлема, а именно его наконечник. Далее при помощи клея приклейте его к бутылке.
  • Какой богатырский шлем без кольчуги на нём? Кольчугу можно сделать из твёрдого картона вырезав своеобразные узоры.
  • Завершением будет окрашивание в золотой или серебряный цвет при помощи баллончика с краской.

Шлем из фольги

Шлем богатыря из фольги своими руками будет достойной заменой шлему из пластиковой бутылки. Его форма не будет никак отличаться.

Для работы вам будут нужны такие материалы:

  • Большое количество старых газет.
  • Суперклей или ПВА.
  • Плотные картонные листы.
  • Большое количество плотной фольги.

За основу возьмите готовое фото шлема богатыря сделанного своими руками, и начните лепить при помощи газеты и клея нечто подобное.

Читайте также:  Как научиться вязать жилет

Дополнительным фиксатором, для будущего шлема, может быть картон, который надо предварительно порвать на несколько кусков и прикрепить к краям газеты.

Рыцарский шлем: типы, описания. Рыцарские доспехи

В эпоху Средневековья неизменным и важнейшим атрибутом рыцарских доспехов являлся шлем. Помимо своего основного назначения ─ защищать голову хозяина, он служил ещё для устрашения противников, а в отдельных случаях являлся знаком отличия во время турниров и сражений, где в общей «массовке» трудно было разобрать, кто есть кто. По этой причине оружейники старались наделить каждое своё изделие присущими лишь ему чертами, и нередко в их мастерских появлялись настоящие произведения искусства.

Шлемы жителей Древнего Мира

Древнейшие прообразы будущих рыцарских шлемов, датируемые III тысячелетием до н. э., обнаружили при раскопках Ура ─ крупнейшего города шумерской цивилизации. Их появление в ту эпоху стало возможным благодаря достаточно высокому уровню технологий обработки металла.

Однако шлемы, выполненные из золота и меди, были чрезвычайно дорогими и недоступными для большинства воинов. Поэтому основная масса ратников пользовалась особыми головными уборами из кожи и льна, усиленными медными пластинами лишь в наиболее уязвимых местах.

Родиной железных шлемов, появившихся в VIII ─ VII веке до н.э., явились два государства Древнего Мира ─ Ассирия и Урарту. Там впервые оружейники стали отказываться от бронзы и отдавали предпочтение более дешёвому и прочному материалу ─ железу. В мастерских делали стальные шлемы сфероконической формы, однако, полностью вытеснить своих бронзовых предшественников они смогли только в I тысячелетии н. э.

Доспехи как символ эпохи

Историками отмечается весьма парадоксальный факт: расцвет производства рыцарских доспехов, и в частности шлемов, приходится на период Позднего Средневековья, то есть XIV ─ XV век, когда само рыцарство уже потеряло своё значение как главной боевой силы.

Таким образом, многочисленные доспехи, представленные в различных музеях мира и подчас являющие собой подлинные шедевры оружейного искусства, в большинстве своём являются лишь декоративными атрибутами эпохи и показателями высокого социального статуса их владельцев.

Появление в Европе стальных шлемов

Началом широкого распространения в Европе защитной экипировки, выполненной из железа, считается Раннее Средневековье, наступившее, как это принято считать, после падения в 476 году Западной Римской империи. Боевые шлемы, создававшиеся в ранний период этой эпохи, отличала характерная особенность ─ в их основе лежал каркас из толстых стальных полос, поверх которого крепились металлические сегменты. Подобная конструкция обеспечивала им надёжность и упрощала процесс изготовления, но и значительно увеличивала вес изделия.

Только в VI веке европейские оружейники отказались от каркасной конструкции и перешли на изготовление нового вида шлемов, склёпанных или спаянных из нескольких сегментов. Нередко мастера дополняли их наносниками ─ узкими, вертикально расположенными металлическими полосами, предохранявшими лицо воина. Эту новинку впервые стали использовать скандинавы и англосаксы, и лишь в течение последующих двух столетий она получила распространение среди остальных европейских народов.

Появление новых моделей шлемов

В XII веке вошли в употребление рыцарские шлемы с цилиндрической тульей, вскоре трансформировавшиеся в новый самостоятельный вид, получивший за свою характерную форму название «топфхелм», что в переводе с немецкого означает «горшковый шлем». Сохранились они вплоть до XIV века.

Приблизительно в тот же период появился ещё одни своеобразный тип шлемов ─ шапели, представлявшие собой металлические колпаки с полями, форма которых часто варьировалась в зависимости от вкуса мастера и желания заказчика.

Поскольку главным достоинством шапелей была их относительная дешевизна, то использовались они в основном пехотой и небогатыми конными рыцарями. Кстати, в XV ─ XVI веке одну из разновидностей этого вида шлемов использовали конкистадоры ─ испанские и португальские завоеватели Нового Света.

Дальнейшие разработки оружейников

Наибольшее же распространение имели так называемые цервельеры ─ железные полусферические шлемы, плотно облегавшие голову и напоминавшие современную каску. Каких-либо внешних защитных элементов они были лишены, за исключением наносников, но при этом имели важное преимущество: с их внутренней стороны крепились прокладки, сделанные из толстого амортизирующего материала и покрытые тканью. Они смягчали удары, полученные воином в голову.

Цервельеры продержались на вооружении крупнейших европейских армий вплоть до начала XIV века, после чего их вытеснили купольные или полусферические шлемы бацинеты, снабжённые кольчужной бармицей, и имевшие множество разновидностей. Известно, что изначально они, как и цервельеры, были предназначены для того, чтобы надевать их под более крупные шлемы топфхелмы, о которых речь шла выше, но со временем получили самостоятельное применение.

До наших дней сохранились многие подлинные шлемы этого вида, снабжённые забралами различных конструкций. Отдельные же их образцы оснащены лишь наносниками или вообще имеют конструкцию, не предусматривавшую защиту лица. Общим же элементом всегда оставалось кольчужное обрамление, предохранявшее шею и плечи воина.

Рыцари, воспетые поэтами

О рыцарских доспехах и их трансформации на протяжении веков современные исследователи получают информацию не только на основании тех экземпляров, что составляют коллекции крупнейших музеев мира, но также из литературных памятников Средневековья, среди которых особое место занимают французские поэмы.

Их авторы уделяли большое внимание описанию не только подвигов героев, но также и их доспехов, украшение которых имело подчас как декоративный, так и геральдический характер. Например, на рыцарских шлемах часто красовались не только плюмажи из перьев, но и довольно сложные конструкции в виде рогов и гребней фантастических животных, а также элементы родовых гербов их обладателей.

Появление шлемов, оснащённых забралом

Важным этапом в истории защитного вооружения стало появление в первой четверти XIII века шлемов, полностью защищавших голову и снабжённых лишь узкими прорезями для глаз. Эффективность такой конструкции подтолкнула оружейников на её дальнейшую разработку, и примерно через столетие вошли в употребление рыцарские шлемы, снабжённые забралом ─ подвижной частью, предназначенной для защиты лица воина. В середине XIV столетия они стали неотъемлемой частью любого боевого доспеха.

При изучении шлемов разных эпох бросается в глаза характерное отличие, присущее западноевропейским образцам. Отмечается, что для Азии во все века были характерны открытые конструкции, обеспечивающие воинам широкую обзорность, то же можно сказать и о шлемах Древнего Рима. В Европе же, напротив, рыцари предпочитали надёжную глухую защиту головы и лица даже в тех случаях, когда она создавала определённые неудобства.

«Собачий капюшон»

Оружейники стремились совместить в своих изделиях надёжность с комфортом. Примером тому может служить появившийся в XIV веке и прочно утвердившийся вид шлемов, носивший характерное название «хундсгугель», что в переводе с немецкого означает «собачий капюшон».

Его особенностью было наличие вытянутого вперёд конусообразного забрала, по форме действительно напоминавшего морду собаки. Такая конструкция преследовала две цели. Во-первых, она делала голову воина более защищенной от стрел и копий противника, соскальзывавших рикошетом по наклонной поверхности, а во-вторых, давала возможность на увеличенной поверхности забрала сделать большее количество вентиляционных отверстий, и тем самым облегчить дыхание.

Модели шлемов Позднего Средневековья

В XV веке, несмотря на то, что значение тяжёлой конницы в сражениях значительно снизилось, конструкция доспехов продолжала совершенствоваться, так как повсюду в Европе сохранялся обычай проводить рыцарские турниры. В это время наиболее интересной новинкой стал шлем с забралом, получивший название «армет».

В отличие от бытовавших в ту пору конусообразных конструкций, этот шлем имел шаровую форму и подбородник, раскрывавшийся на две половины, скреплённые во время боя штифтом. Кроме этого, он был снабжён вторым забралом, сдвигавшимся на затылок и специальными приспособлениями, надёжно защищавшими горло и ключицы.

Весьма интересен и ещё один рыцарский шлем, получивший распространение в эпоху Позднего Средневековья. Он носит название «салад» и является отдалённым родственником описанных выше бацинетов. Характерной особенностью этих конструкций был назатыльник ─ вытянутая назад часть шлема, не только защищавшая воина от ударов с тыла, но и не позволявшая стащить его с коня специальными предназначенными для этой цели крючьями. Салады делались как с забралами, так и без них. В первом случае они предназначались для конных воинов, во втором ─ для пехоты.

Боевые и турнирные шлемы

Шлемы средневековья, как и всё защитное вооружение, в зависимости от своего предназначения развивались двумя различными путями. Для турниров выковывались более тяжёлые и прочные образцы, обеспечивавшие большую безопасность, но не позволявшие долго в них находиться. В частности, широко применявшаяся турнирная модель «жабья голова», являвшаяся одной из самых надёжных за всю историю рыцарства, но лишённая должной вентиляции, была рассчитана лишь на кратковременное использование, не превышавшее 5 минут. По истечении этого срока запас воздуха в ней иссякал, и воин начинал задыхаться.

Боевое же вооружение, включавшее в себя весь комплект доспехов, делалось таким образом, чтобы позволить владельцу находиться в нём длительное время. Исходя из этого, при его изготовлении оружейники старались придать всем деталям наименьший вес. Это требование в полной мере относилось и к шлемам. Без ущерба для надёжности они должны были быть предельно лёгкими, хорошо вентилируемыми и обеспечивающими хорошую обзорность.

Ссылка на основную публикацию