Как сделать соломенное полотно

Особенности плетения поделки из соломы своими руками

Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.

Старинные поделки

Сухие стебли — поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие. Из соломы делают:

  • корзины;
  • туески;
  • шкатулки;
  • шляпки;
  • лапти;
  • посуду;
  • картины;
  • аппликации.

В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.

Подготовка материала

Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.

Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа, в этот период колосок начинает созревать:

  • Стебельки срезают под корешок. Если материал зеленоватый и сырой, его стоит просушить, чтобы стебли не почернели и не попрели.
  • На просушку стебли выкладывают тонким слоем, периодически переворачивают. Если зелёные стебли сушить в тени, то цвет не теряется. Материал, высушенный на солнце, приобретает золотистый цвет, до белого.
  • Подсушенную соломку очищают от листочков, когда делят на части по коленцам.
  • Очищенные отрезки стеблей сортируют по толщине и длине. Откалиброванную и высушенную солому хранят в бумажных коробках годами, не теряя качества.
  • Для плетения подходят верхние три сегмента, самые тонкие и равномерные.

Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.

Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.

Техника и виды плетения

Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:

  • прямое плетение;
  • спиралевидное;
  • плоские косички;
  • объёмные плетёнки.

Спиралевидная плетёнка

Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.

Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.

Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью — и соединение станет незаметным.

Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать жгут соломы.

Спиральные жгуты разного диаметра, уложенные горизонтально, могут выступать в роли ковриков и подставок. Если изготавливают корзину или вазу, то во время плетения на очередном круге увеличивают или уменьшают виток жгута. Для цилиндрического сосуда одинаковые жгуты наращивают вверх по вертикали. При расширении или сужении сосуда увеличивают или уменьшают количество витков соломенного жгута.

Прямые переплёты

Процесс прямого плетения похож на работу ткацкого станка. Для поделки из соломки для начинающих мастеров понадобятся распластанные или сплющенные ленточки соломы. Распаренную соломину рассекают вдоль длины стебля лезвием и разглаживают обухом ножа. Манипуляцию повторяют, пока соломенная лента не станет прямой. Последовательность действий:

  • Выкладывается определённое число ленточек соломы по задуманному размеру вертикально, между собой — параллельно.
  • Концы лент проклеивают или прижимают грузом.
  • Приподнимают чётные соломины через одну и перпендикулярно под них протягивают первую горизонтальную ленточку.
  • Потом приподнимают вверх нечётные стебли и протягивают вторую горизонтальную ленту. Соломинки плотно прижимают друг другу.

Придавив грузом, просушивают плетёнку. Чтобы получилось диагональное плетение, нужно горизонтальные соломенные ленты перекладывать через две вертикальных, а не через одну, и сдвигать плетение в каждом ряду на одну соломинку. Полотно плетёнки при прямом плетении создаёт игру света и тени, подчёркивает фактуру и узор. Такие полотна подходят как фон для салфеток, картин, панно.

При плоском плетении соломенные ленты различаются по плотности, узору, ширине от этого возрастает возможность изготовления необычного экземпляра. Прочность, пластичность и внешний вид полотна зависит от количества соломинок, их толщины и способов плетения. Соединяя плоские полотна, изготавливают декоративные предметы и предметы быта. По количеству соломинок изделия делят на 2, 3, 4-концовки. Самым широким полотном считается плетёнка с одиннадцатью концами.

Плоская отделочная плеть

Для выполнения плоской плети понадобится 4 стебля, которые прочно связывают с одного конца. Два оставляют в середине за основу, двумя другими оплетают края. Под основные соломины заводят одну соломинку, а затем вторую. Первую укладывают сверху основы, притягивают второй и заводят в обратную сторону поверх основы. На другой стороне, первую соломинку снова притягивают второй. Продолжают остальную работу. Ширина готовой плети будет зависеть от количества и толщины соломинок в основе.

Витая косичка

Для плетения спиральной косички закрепляют жгут так же, как и для плоской, и начинают плести. Правую соломину продевают между левой и двумя основными. Второй соломиной обводят конец первой и кладут поверх ядра. Конец просовывают в образовавшуюся петлю справа. Полученный узелок стягивают и продолжают плести. Каждый раз первая и вторая соломины меняются местами. Теперь вторую соломину подводят между первой и основой, а первой, обводят конец второй, и продевают в петлю справа. Тоже затягивают узел.

Плеть будет закручиваться в одну сторону. Для добавления длины к старой соломине приплетать новую. Для ядра выбирают не очень эластичные соломины, а для боков нужны высокопластичные. Тест на пластичность довольно прост: взять вымоченную соломину и завязать узлом. Если узел круглый, без трещин и сколов, то годится поделки из соломки своими руками.

Соломенные цветы

Очень красиво из соломки получаются цветы. Они непохожие с настоящими, но станут украшением любого интерьера и по праву могут называться цветами.

Материал для работы:

  • стебли ржи;
  • атласная ленточка;
  • отрез ткани, нитки;
  • медная проволока;
  • картон;
  • клей пва;
  • канцелярский нож;
  • ножницы;
  • ёмкость;
  • для приготовления раствора — 1 чайная ложка аммиака, 9 таблеток гидроперита, пол-литра воды.

Изготовление поделки:

  • Сделать раствор, смешивая ингредиенты. Опустить соломку в ёмкость с раствором. Отпаривать около 6 часов. Иногда перемешивать массу, для хорошего отбеливания. Соломка промывается, можно приступать к работе.
  • Берут 10 соломенных трубочек и разрезают вдоль волокон, разворачивают. Утюгом проглаживают с внутренней стороны для выпрямления. Наклеивают соломенные ленточки с помощью клея на бумагу. Плотно прижимают. Скалкой разглаживают полотно.
  • Из картона делают трафарет, прикладывают на полотно с обратной стороны и рисуют 12 листочков. Острым ножом вырезают.
  • Готовые листики приклеивают к ткани. Края листочков отделывают нитью, смазанной клеем. Оставляют для высыхания.
  • Вырезают. На картоне рисуют кружочек диаметром 1 см, вырезают и приклеивают к нему 6 листочков. После каждого проклеивания оставляют поделку для просушки. Середину цветков прокалывают в двух местах и крепят к проволоке. Ленточкой обвивают проволоку и цветок готов.

Чтобы собрать букет из нескольких цветов, повторяют все шаги.

Ёлочные игрушки из соломки

Если включить фантазию, то из ржаной соломки на основе квадратов и многоугольников можно создавать ёлочные игрушки. Принцип плетения геометрических фигур одинаков и потому достаточно научиться плетению квадрата.

Работу начинают с каркаса. Две соломенные палочки располагают крестообразно и крепко связывают между собой. Одновременно прикрепляют соломенную ленту. Ей последовательно обвязывают палочки крестовины — получается первый завиток квадрата, продолжают выполнять обвивание стоек крестовины до конца. Окончив плетение, кончик заделывают под соломинку с противоположной стороны.

Форма будущего многоугольника зависит от формы крестовины: для шестиугольника понадобится крестовина из трёх соломин, а для восьмиугольника — из четырёх. Каркас можно сделать из медной проволоки, потому что он оплетается соломкой и проволоки не видно. Конструкция будет крепче, и её можно использовать для стенок шкатулок. Применяют соломенные ленты разного цвета, в переплетении они подчеркнут натуральную красоту изделия.

Соломенная корзиночка

Сделать корзину из соломы очень просто. Главное, определиться с формой и размерами будущей корзинки. Чтобы облегчить плетение из соломы, для начинающих мастеров за основу можно взять обувную коробку. Дно коробки послужит днищем корзины. Стебли соломы приклеивают к картону и начинают плетение. Все стебли поднять, кроме одного. Оставшимся соломинкой аккуратно обвивать вертикальные. Для наращивания оплёточного стебля, берётся следующая соломина, прикладывается к первой и смазывается клеем ПВА. Готовую корзинку украшают лентами. Ручку для корзинки сделать из витой косички.

Кокетливая шляпка

Из четырёх соломин плетётся лента-коса. Приклеивая следующие соломины, добавляется длина, так как лента нужна 15 метров для среднего размера шляпки 57 см. Плетёную косу увлажняют небольшими участками.

В процессе сшивания шляпки: важно выделить поля, донышко и тулью. Сшивают шляпку с донышка. Хорошо увлажнённую косичку, загибают на 6 см от конца, сшивают согнутый конец иглой с ниткой. Шить с изнаночной стороны, чтобы с лицевой стежки были мелкие, незаметные. Ленту изгибают ещё раз и снова прошивают. Донышко сшивают вкруговую, по спирали. Хорошо увлажнённая плетёнка не будет трескаться при сшивании, а шляпке легко придать любую форму.

От донышка плавно переходят к стенкам шляпы. От стенок к полям переходят образуя прямой угол. Примерная ширина полей — 10 см. Для придания формы и выравнивания неровностей используют горячий утюг. Конец ленточки пришивают несколькими стежками. Лишнее отрезают.

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Всем добрый день и хорошего настроения!

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» 🙂 ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Читайте также:  Как сварить домашнее мыло

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятиться, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то “безжизненно” белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет – результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь – остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

1 – исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 – исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 – ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно – они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 – крашения “жарение утюгом”. Отдельная соломинка – это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки – это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край – это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 – крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Любуемся проделанной работой

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Если есть вопросы и замечания, с удовольствием отвечу и выслушаю.

Поделки из соломки (8 стр.)

Приобретенную хрупкость сильно затемненной соломки нужно учитывать при вырезании деталей из нее. Соломинка может расслоиться, поэтому следует проявить осторожность.

Если предполагается использовать в качестве фона панно или картины ткань темного цвета, то нужно натянуть ее на плотный картон или лист ДСП при помощи мебельного степлера и скоб. При отсутствии такого инструмента можно воспользоваться обычным канцелярским степлером.

Технология выполнения аппликации из соломы

Аппликация из соломы бывает нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. Техника выполнения картин из соломки методом аппликации достаточно проста. Для начала работы над ней нужно составить эскиз в натуральную величину, сообразно с размером будущей аппликации. Размеры эскиза должны соответствовать размерам картона или другого материала, подобранного для фона картины-панно. На всех деталях изображения нужно нанести линии, показывающие то направление, в котором будут наклеиваться на них соломенные ленты.

После этого перевести эскиз на кальку, а затем отдельные детали рисунка перевести на тонкую бумагу. Эскиз лучше не разрезать, как рекомендуют некоторые мастера, а оставить его для контроля при сборке полного изображения. В особенности важно перевести отдельно на бумагу каждую деталь, если у них различное направление соломинок, или если они выполняются из соломки разных тонов. Детали лучше размещать на бумаге просторно, чтобы они не сливались одна с другой. К тому же их будет удобнее вырезать после наклеивания соломки. Если же в картинке много одинаковых деталей, следует пронумеровать каждую из них. В дальнейшем нумерация деталей очень хорошо помогает при компоновке полного узора.

Для перевода деталей рисунка положить на стол лист копировальной бумаги черной стороной кверху. Затем на него положить лист белой писчей бумаги, на белый лист уложить второй лист копировальной бумаги, но черной стороной вниз. Надежно скрепить все три листка.

Уложив на эти три листка рисунок и начав его переводить, можно получить изображение на обеих сторонах белого листа. Каждую деталь нужно пронумеровать и перевести номер на бумагу. Переведенный номер детали с одной стороны листа выглядит правильно, поэтому эта сторона будет лицевой. На другой стороне номер проявится в зеркальном отображении – эта сторона станет изнаночной. Нумерация деталей служит надежной помощью при компоновке деталей.

При переводе рисунка нужно позаботиться, чтобы каждая деталь имела хорошо очерченную границу на обеих сторонах листа. Это важно, поскольку с одной стороны на бумагу надо клеить соломку в пределах линий, ограничивающих каждую деталь, по линиям же на другой стороне бумаги можно точно вырезать детали картины. При наклеивании соломки на вырезанные детали картины нужно подбирать направление соломки, затем обрезать края соломки точно по контуру детали. Составив из готовых деталей картинку, наклеить их на заранее подготовленный фон. При изготовлении аппликации соломины, ранее заготовленные по цвету и размеру, можно сразу приклеивать на фон по определенному рисунку.

Виды расположения соломки

Долевое направление применяют при изготовлении листиков, лепестков цветов, плодов, водорослей, туловища и других подобных деталей.

“Елочки” – это расположение используют при изготовлении листьев, лепестков цветов, оперения птиц. Для того чтобы изготовить деталь в технике “елочка”, ее нужно разделить на две части, каждую часть детали оклеить отдельно по диагонали.

“Веер” – это самый трудоемкий способ расположения соломки, который применяют для изготовления круглых листьев и цветов. Сначала соломенные пластины нужно разрезать по диагонали, затем наклеить на заготовленные шаблоны. Концы соломки, выступающие за край детали, аккуратно подрезать ножницами.

Читайте также:  Как слепить Деда Мороза

Проще всего выклеить на отдельных листах детали, очень аккуратно их обрезать, наклеить на фон и высушить под грузом. Можно изготовить различные по величине квадраты, наклеить их на контрастный фон и получить оригинальные орнаменты.

Соломенное полотно удобно применять в аппликации аналогично цветной бумаге. Для изготовления такого полотна следует подобрать ровные ленты близкой длины и достаточной ширины, наклеить их на тонкую бумагу, плотно прижимая одну к другой. Соломины надо подогнать одну к другой так плотно, чтобы между ними не просвечивалась бумага. Таких заготовок необходимо сделать столько, сколько оттенков может понадобиться для того или другого вида работы. Заготовки нужно сушить под прессом, а после полного высыхания клея из полотна можно вырезать острыми ножницами изображения и детали произвольной формы и разного размера, прорисовывая их с обратной (бумажной) стороны.

Если предполагается создание произвольной композиции, то ее составные части можно вырезать примерно, на глаз. Если в будущей композиции необходимо точное совмещение деталей, то следует заранее сделать на кальке карандашный рисунок и перенести его зеркально на обратную сторону соломенного полотна (рис. 6).

Рис. 6. Наклеивание соломенных лент на бумагу

Вырезая из соломенного полотна составные части композиции, следует учитывать наличие четко выраженной фактуры соломки с ясно различимым направлением волокон. Детали можно вырезать с вертикальным, горизонтальным или диагональным расположением волокон, это будет придавать изображению особую выразительность. При грамотном сочетании всех трех направлений можно достичь эффекта объемности. Для наклеивания соломки лучше всего брать такую бумагу, на которой легко растекаются чернила, типа курительной. Бумага такого качества быстро набухает от клея, к ней отлично прилипает соломка. В дальнейшем готовая деталь на ней хорошо липнет к материалу, выбранному в качестве фона картины. Соломинки можно клеить канцелярским (казеиновым, декстриновым или иным) клеем.

Не следует огорчаться, если при проглаживании и распрямлении соломина распадается на отдельные узкие продольные полосы. Это прекрасный материал для изображения перил мостов и лестниц, заборов, кровельных коньков, для изображения границы воды и горизонта, волн и ряби на воде.

При создании художественной аппликации нужно придать отдельным деталям иллюзию выпуклости, что создаст эффект натуральности, живости изображения цветка, лепестка или другого элемента. Этого можно достичь путем затемнения определенной части детали, к примеру, для иллюзии выпуклости цветка можно затемнить основание каждого лепестка, оставляя его края более светлыми. Для этого нужно в одну пластинку собрать соломинки различных оттенков, добиваясь плавного перехода цветов. Затем вырезать из нее лепесток цветка так, чтобы его основание располагалось в нижней темной части пластинки, а верхушка – в светлой (рис. 7).

Как сделать соломенное полотно

Войти

Картины из соломки, сделанные своими руками, я помню ещё из детства. Тогда – это был самый доступный материал для изготовления красивых рукотворных вещей. Ведь с хорошими нитками, красками, качественной глиной и даже пластилином в стране была напряженка. И картины, нужно сказать, получались вполне приличными даже у нас – учеников начальной школы. А уж как мамы были рады таким подаркам – не передать.

Конечно, когда я увидела картины из соломки настоящих мастеров, я поняла, что мои – это попросту поделки. Но все с чего-то начинают. Главное иметь желание. Ведь хендмейд – это тот вид творчества, в котором опыт достигается только после изготовления десятой, двадцатой или, даже, сотой работы.

А ещё главное начать… Итак, с чего начинается соломенное творчество?

В картинах из соломы, на мой взгляд, столько тепла и света, сколько растения получают от солнца. Некоторые работы словно светятся изнутри – настолько это живой и тёплый материал. Да это и не удивительно. Ведь что такое солома? Это высушенные естественным путём стебли растений. Ну а если уж научно выражаться, то у соломы есть определение.

Соло́ма — это высушенные стебли бобовых и злаковых зерновых культур, которые остаются после обмолота. Также соломой считаются стебли конопли, льна, кенафа и других растений, без листьев и соцветий.

Так вот, для поделок из соломки нам понадобиться, как ни странно, именно солома. Можно брать высушенные стебли растений. Иногда используются и листья, а также другие части. Главное требование – они должны быть достаточно плотными, чтобы не рваться. Например, отличный материал – листья кукурузы или болотного камыша.

Чтобы заготовить материал самостоятельно, жителям города придётся всерьёз поломать мозги: где в большом городе можно найти злаки или даже плотную траву? Практически нигде. Поэтому в один прекрасный день собираемся и выезжаем загород.

Заготовки на зиму

Заготавливать соломку можно с июня по август. Ищите, где самые «хлебные» места. А в августе на полях часто остаются скошенные стебли и другие части растений. Поздней осенью и зимой, а также весной в поле мастерам соломенных дел делать нечего.

Если Вы не собрали свой урожай соломки – придётся ждать следующего лета, так как в продаже этого материала а во всяком случае не видела.

Для картин используют чаще всего солому таких злаков как рожь, пшеница, ячмень, овёс, рис, гречиха. Все они отличаются по цвету и структуре.

Ржаная – толстая и тёмная. Она подходит для изображений деталей церквей и строений, а также других крупных предметов.

Пшеничная похожа на ржаную, но светлая, так что её применяют тоже для выкладывания деталей изображений зодчества для контраста с тёмной ржаной.

Овсяная, пожалуй самая элегантная соломка, она тонкая, блестящая и может быть разных оттенков. Она используется для выкладывания цветочных картин.

Рисовая бывает белого, кремового, одним словом, светлых оттенков. Можно встретить и зеленоватую рисовую соломку – её удобно тоже использовать в цветочных композициях.

Гречишная отличается оригинальными красновато-коричневыми оттенками. Можно даже встретить вишнёвую соломку из гречихи. К тому же она блестящая и ровная – отличный материал для картин с цветами и ягодами.

Обработка соломки – варим, гладим

Поскольку в соломе, как и в любой траве, есть узлы и междоузлия их нужно вырезать, чтобы не мешали в работе. Также необходимо её очистить от остатков листьев.

Далее каждую соломинку превращаем в ленточку.

Для этого аккуратно разрезает трубочку с одного края вдоль всего стебля. Разворачиваем края в обе стороны и проглаживаем с лицевой стороны. Это холодный способ обработки. При этом соломка сохраняет естественный блеск.

Есть и горячий способ обработки соломки. Кладём её в воду, заливаем горячей водой и кипятим 20 минут. А потом уже проваренную соломку разрезаем вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом с внутренней стороны. Когда лента высохнет, доглаживаем с лица. При этом способе она разглаживается быстрее, так как материал становится мягче.

Конечно, картины из соломки ценны именно своими естественными оттенками, поэтому тонировать материал не обязательно. Достаточно подобрать солому разных злаков. Но можно придать соломке и более тёмный оттенок путём тонирования или обжига. Тогда картина из соломки будет более яркой и разноцветной.

Соломку обжигают в духовке или с помощью раскалённого утюга.

Иногда для достижения оттенка солому кипятят с какими-либо добавками. 1 ч. л. питьевой соды на 1 л воды даст при кипячении жёлтый оттенок. А если добавить уксус материал побелеет.

Также некоторые современные мастера хендмейда соломку подкрашивают химическими красителями. Например, анилиновыми красками, чернилом, тушью, морилкой, марганцовкой

Для того, чтобы выложить картину соломкой, стоит предварительно сделать набросок и разметить полотно.

В качестве фона можно использовать как плотную бумагу, так и ткань. Очень красиво выглядят соломенные детали на тёмном фоне, поэтому практически все картины изготавливаются с использованием чёрной ткани или бумаги

Картины из соломки – это чаще всего цветочные композиции. Но также популярны изображения церквей, изб. Ведь это творчество было популярно на Руси издавна. Мастеров, которые своими руками могли изготовить такую красоту, очень уважали и ценили

Популярны также и сюжетные бытовые картины, изображающие жизнь народа

Детали картины также вырезаются из бумаги. Каждая, даже мелкая, деталька отдельно. Чтобы потом бумажное лекало можно было приложить к соломке и вырезать.

Создание картин из соломки – процесс достаточно кропотливый. Ведь материал толки, ломкий и рвущийся.

риклеивается соломка к полотну с помощью обычного клея ПВА. Деталь смазываем клеем и плотно прижимаем к рисунку. Внимательно следите, чтобы края деталей плотно прилегали друг к другу. А ещё важно правильно выбрать направление расположения элементов. Ведь повёрнутая одной стороной деталь может блестеть, а другой – не давать этого роскошного блеска.

После приклеивания картину нужно положить под пресс: стопка журналов подойдёт. Это нужно чтобы все детали приклеились, и изображение было ровным.

На завершающем этапе картину покрываем лаком. Когда он подсохнет, закрываем готовое изделие стеклом. Так соломка не будет припадать пылью и надолго сохранит свой природный блеск. Такая картина из соломки, созданная своими руками, будет вас согревать своими теплом и светом долгими зимними вечерами

Поделки из соломы своими руками фото, мастер класс, соломоплетение пошагово

Поделки из природного материала ласкают глаз естественной красотой и простой формой. Всякий сучок, камень или нарост на дереве может превратиться в колоритный сувенир. Надо всего лишь внимательно присмотреться к окружающему миру и попытаться подать потаённый образ, заключённый в заурядном предмете. Умелый мастер может вдохнуть жизнь даже в самую заскорузлую корягу, лишь только проявить чуть-чуть выдумки и смекалки. Умение наблюдать, слушать природу, изведать радость творчества – вот бесценные качества, что приносят занятия с природным материалом.

Панно из соломки своими руками

У опытного мастера всё пойдёт в дело, будь то листик с дерева, сухая трава или солома! Только не надо путать – поделки делаются именно из соломы, а не из сена! Если задумались, что сделать из соломки, например, к новому году – это могут быть различные куклы, изображающие символ этого года по восточному календарю – поросенок или лошадка. Можно сделать бычка или козу – в зависимости от того, чей год наступает, или в какой год родился человек, которому вы планируете приготовить эту поделку в подарок на день рождения. А в помощь вам – если вы новичок в этом деле – инструкции и схемы на нашем сайте, чтобы вы могли разобрать процесс пошагово, а также полезные видео и картинки.

Вещи из плетёной соломки очень воздушны, прочны и приятны на ощупь. С давних времён её применяли для изготовления мебели, шляп, бытовой утвари, забавных безделушек и украшений. Превосходно смотрится соломка в виде композиций на коробках, ларцах и панно, выполненными своими руками.

Солома – пластичный материал, мастерить из него одно наслаждение.

Создание панно своими руками из соломки преследует несколько целей:

  • Использование соломенных изделий в эстетическом воспитания детей.
  • Изучить возможности соломенных стеблей и применить плетение из соломы в изготовлении сувениров.
  • Ознакомиться с приёмами создания панно из соломки.
  • Вырабатывать детские творческие способности через выполнение изделий из соломы.
  • Привить добросовестность, внимательное и рачительное отношение к окружающей среде, прилежание при плетении из соломки начинающим художникам.

Галерея: поделки из соломы (25 фото)

Инструменты и материалы

  • Режущий инструмент (ножницы).
  • Кисти.
  • Водорастворимая краска (гуашь).
  • Канцелярский клей.
  • Мебельный лак (ПФ – 283).
  • Ватные тампоны или диски.
  • Самоклеющаяся плёнка.
  • Плотная бумага или картон.
  • Бумажные листы в клеточку.
  • Пшеничная солома.

Охрана труда.

Обратить внимание детей на осторожное обращение с острыми предметами, на пользование горячим утюгом и на покрытие изделий мебельным лаком.

Заготовка соломы

Соломой называются сухие побеги хлебных злаковых культур (к ним относятся: рожь, пшеница, овёс, ячмень), оставшиеся после обмолота. Соломенные стебли наиболее распространённый и известный природный материал для аппликационных работ.

Из пересохшей соломы изготовить поделку очень сложно. Соломенные стебельки быстро ломаются от небольшого усилия. Но если их распарить, тогда травинки становятся эластичными и податливыми для глубокой переработки. Теперь можно начинать плетение, изгибать и формировать побеги в будущее изделие. После сушки великолепно сохраняет заданную фигуру. Блестящая поверхность, мягкий приятный цвет и лёгкость обработки делают солому ценным природным материалом для создания изящных вещичек.

Для занятий годится только крепкий и ровный стебель. Заготовку сырья предлагается вести вручную по окраинам полей. Сухой соломенный росток полностью очищается от листьев и корней. В работу пойдёт середина и низ растения. Собранный материал следует разрезать на несколько кусков в узловой части соломины. В таком виде очень удобно складировать и хранить соломенный материал для плетения.

Подготовка к плетению из соломки своими руками

  1. Чтобы избежать поломки стеблей, необходимо их распарить. Подобрать крепкие без изъянов побеги и положить в посуду с большим дном. Соломины должны лечь целиком. Залить горячей водой. Прикрыть таз и оставить размокать на 2-3 часа. Теперь мягкую соломку можно легко сплетать и сгибать в произвольном направлении.
  2. Не нужно готовить больше материала, чем требуется для плетения. Если всё-таки остался излишек сырья, его лучше высушить, завернув в полиэтиленовую плёнку или плотную материю.
  3. Для создания аппликации необходимо стебли соломы пустить на полоски. Соломина бережно рассекается вдоль стебля остриём ножа или ножницами.
  4. загладить каждую заготовку и положить в коробку.

Наклейка соломенных полос.

Далее следует важный этап предварительной работы — наклейка полосок из соломы. Отутюженные ленточки приклеить на листы бумаги вплотную друг к другу без зазоров, раскладывая их по цвету. Бумагу с соломкой отгладить нагретым утюгом и уложить под гнёт или под стопку книг.

Техника аппликации из соломки

Вся операция аппликации цветов из соломки выполняется в несколько этапов:

1. Подбор эскизных рисунков.

2. Изготовить по наброску трафареты из плотной бумаги или картона. Шаблоны для цветов из соломы пронумеровать цифрами, чтобы упорядочить ход работ.

3. Подготовить листы с наклеенной соломкой, положить изнанкой вверх. Установить пронумерованный трафарет на листок с соломой и описать его по контуру, учитывая направление полосок. Шаг за шагом исполнить обрисовку всех трафаретов, постоянно сверяясь с образцом.

4. Осуществить вырезку заготовок. Операция выполняется с изнанки по контурной линии. Стричь бумагу и солому следует сразу вместе, края у заготовок получатся красивыми и ровными.

5. Наклеить все детали рисунка на фоновую заставку, учитывая его композицию.

6. Раскрасить цветы и листья панно пёстрой гуашью.

7. Готовое произведение обработать мебельным лаком. Поставить на просушку.

Подготовка основания для картины

Важным этапом работ по изготовлению настенного панно из соломки является сборка основания для картины. Лучше всего подойдёт фоновая заставка тёмного цвета из самоклеющейся плёнки.

Читайте также:  Как сделать объемную поделку

1. Картонку, вырезанную по размерам эскиза, обернуть самоклеющейся плёнкой.

2. С изнанки по контуру картины наклеить небольшую окантовочную полоску.

3. С тыльной стороны вверху панно приклеить маленькую верёвочную петельку, чтобы повесить узор на стену.

Составление композиции «Нарциссы», мастер-класс

1. На задний план наклеить цветок и стебелёк, постоянно сверяясь с эскизным рисунком. Следует оставить между детальками маленькие щели в 1-2 мм.

2. Постепенно шаг за шагом приклеить оставшиеся цветы, стебли и листья.

3. Собрать всю верхнюю часть композиции (три цветка).

4. Покрасить стебельки и листочки гуашью зелёного цвета. Операция окраски выглядит следующим образом:

  • ватный диск или тампон чуть-чуть смочить водой и опустить в гуашь. На отдельном листе бумаги выполнить пробную покраску. Следить за тем, чтобы след был ярким, насыщенным, без полос, затем раскрасить стебельки цветов и листья.
  • чистым тампоном, смоченным в воде, немного подправить тон деталей картины.

5. Приклеить оставшиеся цветы со стебельками и листьями (нижняя часть панно из двух цветочков).

6. Покрасить стебельки и листочки нижних цветков в зелёный цвет.

7. Раскрасить коронки цветков красной гуашью. Процедура покраски аналогична той, что выполнялась при окрашивании стеблей и листьев.

8. Вклеить на вершину коронки каждого цветка детальки пестика.

9. Когда клей просохнет, всё изделие покрыть слоем мебельного лака.

Нарядный гостинец готов. Один из лучших подарков тот, что изготовлен своими руками. Изделия из соломы длительное время держатся, прекрасно смотрятся и приносят свой неповторимый уют в жилище.

Дом с соломенной крышей

Крыша из соломы – не новое, а хорошо забытое старое явление. Взгляд современного человека привык к технологичным, рациональным и, несомненно, очень красивым материалам для кровли – черепице, металлопрофилю, шиферу. Привык, а эти покрытия стали не так интересны и притягательны. Не так давно в отделке стало появляться «новое» покрытие – соломенное.

Особенности соломенной кровли

Особенностями соломенной кровли можно считать практически все, начиная от специфичности самого материала и заканчивая своеобразной техникой ее монтажа. Надо отметить, что современные кровельщики заимствовали у древних строителей основные методы строительства изб с соломенными крышами, осовременили их и довели до совершенства.

Первой, наиболее значимой особенностью соломенной крыши является ее внешний вид и текстура. Современные методы подбивки соломы создают пористое, объемное покрытие, похожее на фетровую шляпу. Это, несомненно, выделяет такие дома среди всех остальных построек.

Важной особенностью соломенной кровли является также применение натурального, экологически чистого природного сырья. Для растительных крыш применяется солома, камыш, тростник, осока, вереск. Однако нужно отметить, что для создания эффектной соломенной крыши, стало использоваться искусственное сырье.

Существенной особенностью соломенной кровли можно считать ее свойство «дышать», а также естественная паро- и теплоизоляция. Это немаловажный факт, так как при монтаже кровли отпадает надобность в дополнительных расходах на обеспечение всех технологических требований.

Соломенная кровля отличается от традиционного покрытия еще одной немаловажной особенностью – стоимостью. Важно отметить, что при очевидной дешевизне материала, цены на кровельные работы довольно высокие. Это объясняется сложностью монтажа и не дешевой работой кровельщиков высшей квалификации.

Достоинства и недостатки соломенной крыши

В отделке кровли снова появилась тема «соломенных покрытий», потому что возврат «в старину» – это возможность использования природных, натуральных материалов кровли, безопасных и экологически чистых. Другим фактором является оригинальность, креативность покрытия и новизна.

Достоинства соломенной кровли:

  1. Внешний вид. Эти покрытия, несомненно, притягивают внимание и сильно выделяются среди строений с традиционными современными кровельными покрытиями. Внешний облик таких домов кажется необычным, уютным и очень милым.
  2. Создание приемлемого микроклимата. Крыши из соломы обладают высокой естественной терморегуляцией. Во внутренних помещениях дома под такой крышей летом будет прохладно и свежо, а зимой тепло и комфортно.
  3. Плотно уложенная соломенная крыша предотвращает поступление влаги от дождя летом и от растаявшего снежного кома весной.
  4. Современные методики увязывания снопов и высокая плотность покрытия не дают насекомым и грызунам никаких шансов заселиться в толщине соломенного слоя.
  5. Крыша, крытая соломой, не требует монтажа дополнительной системы вентиляции, так как обладает естественной вентиляцией и возможностью «дышать».
  6. Из соломенного снопа можно смоделировать крышу абсолютно любой формы – с прямыми и кривыми линиями, покатую или сферическую.

Недостатки кровли из соломы:

  1. Дороговизна монтажа. Из экономной, некогда самой простой и дешевой крестьянской кровли, соломенное покрытие превратилось в элитное и очень затратное.
  2. Кропотливый и сложный монтаж, требующий большого профессионализма. Нарушение технологии укладки снопов может значительно снизить качество покрытия, его эксплуатационные качества и отразится на сроках службы.
  3. Пожароопасность. Несмотря на то что современные материалы для соломенных крыш проходят специальную обработку антипиренами, этот недостаток при выборе вида покрытия порой является основополагающим.

Устройство крыши из соломы

Устройство соломенной крыши не представляет собой особенно сложную конструкцию. «Кровельный пирог» включает деревянный каркас определенной формы и уклона с уложенными и закрепленными на нем соломенными снопами. С точки зрения технологии монтажа, это выглядит так:

  1. Система деревянных стропил, выполненная из обычной доски для кровли.
  2. Ребра жесткости.
  3. Обрешетка кровли (сплошная с использованием ОСП или разреженная).
  4. Прижимная планка на коньке кровли.
  5. Укрепленные специальными поджимами соломенные снопы.
  6. Металлическая сетка, перекрывающая конек.
  7. Черепица с соломенным уплотнителем.

Срок службы соломенной крыши

Соломенные кровли, сделанные из качественного сырья по всем технологиям, способны выдерживать любые превратности погоды – сильные и штормовые ветра, ливневые дожди, обильные снегопады. Профессионально смонтированная соломенная кровля прекрасно выдерживает повышенную влажность, палящие солнечные лучи и низкие температуры.

Плотное укладывание соломенного снопа не дает грызунам и насекомым никаких шансов на «несанкционированное» поселение, а, значит, и с этой стороны соломенную кровлю можно считать защищенной и долговечной. Надо заметить, что серые домовые мыши не проявляют особенного интереса к соломе.

Срок службы соломенной крыши может составлять 50 лет и более в зависимости от качества монтажа, используемого сырья, конструктивных особенностей (уклона, многоскатности), а также интенсивности и степени воздействия экстремальной внешней среды. При монтаже такой кровли учитывается толщина слоя естественного износа (до 10 см), который быстро и легко корректируется после нескольких лет эксплуатации.

Как сделать соломенную крышу своими руками

Сделать крышу из соломы своими руками возможно, однако нужно быть готовым к тому, что эта работа весьма хлопотная и не скорая. Для начала следует изучить основные принципы монтажа таких крыш, разобраться в инструкции и заручиться советами опытного профессионального кровельщика (тетчера).

Подготовка материала для кровли

Выбирать строительный материал для соломенной крыши нужно с особенной тщательностью и претенциозностью. Следует помнить, что от подготовки «правильной» соломы зависит долговечность такого способа покрытия в целом. Для кровли строения подходит не всякая солома. Кроме того, важно правильно выбрать крепежные приспособления и все необходимые инструменты.

Важные нюансы подготовки растительного сырья:

  • наиболее подходящим для покрытия крыши является пресноводный тростник, многолетняя злаковая культура (произрастает в России, Азии, Европе, Америке, Африке);
  • для покрытия крыши используют только ровные, полностью созревшие стебли без веток, мусора и травы;
  • нельзя использовать подгнившие, подгоревшие или деформированные стебли;
  • солома сортируется в снопы по размеру (длина снопа основной части кровли – 1,5 м, для области конька длина снопа может быть меньше).

Для подготовки крепежного инструмента вначале следует определить один из вариантов прошивки снопов. В зависимости от этого для работы должны быть подготовлены шурупы, гвозди, проволока, перетяжка. Весь крепежный арсенал обязательно должен быть армированным.

Подготовка конструкции крыши

Стропильный каркас крыши выполняется в соответствии с проектом дома. Конструкция каркаса под соломенную крышу мало чем отличается от деревянной конструкции каркаса с обычным, традиционным покрытием за исключением небольших ограничений.

Особенности сборки каркаса и обрешетки для соломенной крыши:

  • угол уклона небольших соломенных крыш (с длиной ската до 2,5 м) должен быть не менее 30 градусов, в крышах большей площади – не менее 45 градусов;
  • стропильную конструкцию крыши собирают из пиломатериалов, предварительно обработанных специальными противопожарными средствами – антипиренами;
  • обрешетка каркаса крыши может быть сплошной (любой листовой пиломатериал – ОСП, ДСП, ДВП, прессованная фанера);
  • сплошная обрешетка под соломенную кровлю должна быть максимально ровной, чистой и сухой;
  • обрешетка может решетчатой (длина шага между планками не более 35 см).

Технология укладки соломы

Перед началом работы по укладыванию снопов нужно определиться с вариантом прошивки и его укрепления на обрешетке кровли. Существует несколько способов прошивки соломы – с помощью гвоздей, перетяжек, армированной проволоки или шурупов.

Наиболее красивым и распространенным способом крепления снопов можно назвать прошивку при помощи перетяжек. Однако этот вариант самый трудоемкий и для самостоятельной кровельной работы нужно запастись временем и терпением, но результат стоит этих усилий.

Для монтажа соломенной крыши необходимо иметь необходимый набор инструментов:

  1. Металлическая стремянка или деревянная лестница.
  2. Электроинструмент (шуруповерт).
  3. Молоток, плоскогубцы, кусачки, садовые ножницы.
  4. Лопатка-бита.
  5. Серп.
  6. Изогнутый нож.
  7. Гребенка.

Укладка соломенной кровли происходит в 2 этапа – закрепление (прошивка) снопа на обрешетку и подгонка (выравнивание, подрезка) соломы для создания привлекательного внешнего вида покрытия.

Соломенные снопы укладывают на каркас крыши в несколько слоев. Для самого нижнего слоя можно использовать сухой материал, но с небольшими недостатками по качеству. Например, снопы с рыхлыми сплющенными стеблями или верхушками рогоз.

Снопы из соломы укладывают на обрешетку метелкой вверх, к коньку. Самый первый прижим снопов производят на величине 20-25 см от планки старта внизу каркаса крыши, а следующий должен быть на расстоянии 12-15 см от предыдущего. Далее ряды снопов укладывают и закрепляют (прошивают) с периодичностью в 30 см друг от друга. Снопы можно развязывать, и можно и не развязывать – это зависит от желаемого результата ровности покрытия и от желаемой толщины растительного слоя кровли. Главное условие – снопы должны быть укреплены очень туго.

В местах выступления соломенной шапки за контуры каркаса снизу необходимо сжать снопы на 5-6 см. Эта величина определяется силой ветра в соответствии с розой ветров конкретного места на карте. Такое сжатие должно выполняться со стороны внешних сторон соломенного снопа, но при этом зазоров в нижней части допускать нельзя.

На коньке кровли соломенные метелки можно загнуть или срезать. Далее место соединительного шва макушки крыши можно сделать несколькими способами:

  • накрыть соломенным матом или пучком;
  • покрыть сплетенными в узлы пучками (венцами);
  • накрыть конек черепицей с армосеткой.

На больших крышах, с длиной ската 7 м и более и при уклоне 45 градусов, толщина соломенной подушки должна быть не менее 25-30 см у самого карниза, а сверху у конька – не менее 21-23 см.

Способы монтажа

Подвязка соломенных снопов к обрешетке стропильного каркаса может осуществляться несколькими способами.

Для монтажа соломенных снопов проволокой необходим напарник. Один человек делает крепление снопа снаружи на крыше, а другой – изнутри. Такая прошивка выполняется специальной иглой с вдетой в нее проволокой. Мастер снаружи проталкивает иглу через соломенный сноп внутрь, а мастер внутри чердака обвивает проволоку вокруг балки и возвращает иглу наружу. Иногда, при таком методе монтажа используют скругленную иглу с кольцом – в этом случае с прошивкой снопов может справиться один человек.

С прошивкой соломенных снопов шурупами и проволокой может справиться один человек. В этом случае шуруп заменяет собой иглу. Шуруп ввинчивается в обрешетку (или балку) и натягивает проволоку, которая, в свою очередь, надежно укрепляет сноп. Этот вид монтажа соломенного снопа является самым простым и быстрым.

По такому же принципу производится монтаж снопа гвоздями. Соломенный сноп укрепляют гвоздями к обрешетке, которая должна быть правильно и качественно закреплена на балках. Это важно, так как основная нагрузка от веса всего растительного слоя кровли будет держаться исключительно на обрешетке.

Монтаж перетяжками используется для окончательного декорирования кровли и крепления к ней отдельных небольших соломенных или камышовых элементов. В качестве перетяжек могут использоваться деревянные отрезки, бамбуковые стебли и армированная проволока.

Для придания соломенной кровле нужной формы и уникального вида внешние края соломенного пучка подбивают лопаткой-битой. Для оформления изящных линий мансардных окон и конька производится фигурная подбивка и подрезка снопа.

Уход за кровлей из соломы

Соломенная кровля не нуждается в особенном уходе в период своей эксплуатации. Однако, учитывая легкую воспламеняемость материала, необходимо обрабатывать крышу специальными противопожарными препаратами – антипиренами. Кроме этого, не лишним будет обработка соломы водоотталкивающими средствами, 1-2 раза в 10 лет в целях борьбы с гниением.

В случае повреждения участка соломенной кровли его можно и нужно заменить. Конечно, участок «заплаты» со свежим растительным снопом будет поначалу заметен, но уже через небольшое время цвет выровняется, это место на кровле трудно будет найти.

Искусственная солома для крыши

Креативные соломенные кровли настолько полюбились современному человеку, что вдохновили производителей строительной продукции на создание искусственных материалов для создания похожего по виду кровельного покрытия. Искусственная солома вырабатывается из полимерных материалов высочайшего качества. По своим внешним характеристикам она схожа с натуральным природным материалом и обладает высокими технологическими характеристиками.

Технологические характеристики искусственной соломы:

  1. Материал соответствует современным требованиям для кровельных работ.
  2. Экологически чистый продукт.
  3. Искусственная солома пожароустойчива (дополнительно обрабатывается антипиренами).
  4. Совместима с натуральной соломой (взаимозаместима).
  5. Долговечна (гарантированный срок эксплуатации – 50 лет).
  6. Защищена от физического «утомления» при смене температур, влажности, ураганных ветров и давления.
  7. По кровле из искусственной соломы можно ходить, она не требует систематического обслуживания.
  8. Кровля из искусственной соломы обладает хорошей тепло- и пароизоляцией, не требует монтажа принудительной системы вентиляции.
  9. Искусственная солома не гниет и не разрушается. Не интересна для поселения грызунов и насекомых.
  10. Гипоаллергенна, защищена от размножения микроорганизмов и бактерий.

Кроме всех вышеуказанных особенностей искусственной соломы, следует отметить хорошие эстетические качества материала. Кровля из искусственной соломы практически не отличается от натуральной. Она придает строению такой же декоративно-архитектурный эффект «под старину».

Крыша из соломы: фото

Фото удачных вариантов соломенных крыш.

Заключение

Крыша из соломы – это экологически чистое растительное покрытие, обладающее превосходными технологическими характеристиками и красивым аутентичным видом. Благодаря современным импрегнантам, кровля из соломы стала пожаробезопасна, а сроки ее исправной службы не ограничиваются полувеком. Соломенное покрытие домов широко распространенно в Англии, Польше, странах Балтии, Нидерландах, Дании, Бельгии, Ирландии.

Ссылка на основную публикацию