Как сделать японский костюм

Учимся делать выкройку и шить женское кимоно

Кимоно – это неотъемлемая часть японской культуры. Национальная одежда сопровождает жителей страны Восходящего солнца с 5 века нашей эры, которая была заимствована в ходе истории у китайского народа.

Современное кимоно

Раньше словом «кимоно» обозначался набор одежды, в который входили и белье, и носки, и обувь. Для свадебной, чайной и других церемоний обязательно был разный комплект.

Традиционное женское кимоно

Сейчас под кимоно понимают широкий, практически безразмерный халат, подвязанный поясом.

Женское кимоно, является самым женственным нарядом, ведь именно азиатские женщины всегда считались одними из самых привлекательных

Существует множество вариантов пошива этого халата.

Кимоно — традиционная одежда мужчин, женщин и детей, но именно женское кимоно превратилось в своего рода символ Японии

Носитель может выбрать любую расцветку ткани, материал, сшить его такой длины, в которой он будет чувствовать себя комфортно.

Короткое японское кимоно

Длина классического халата Т-образной формы доходит до щиколотки. Все швы в нем прямые. Кимоно имеет ворот и широкие рукава.

Женское кимоно — чарующая прелесть женственности

По традиции японскую одежду запахивают «на правую сторону», независимо от того, кто его надел, женщина или мужчина.

Кимоно — традиционная одежда японцев, остающаяся очень популярной в японском обществе и поныне

Если в Японии еще хранят обычаи отношения национальной одежды, заимствованные у китайского народа, то в современном мире кимоно носят чаще в домашней обстановке.

С чего начать

Сделать выкройку и сшить японское платье своими руками не составит большого труда.

В Японии женское кимоно олицетворяет красоту и благородство

Первым делом нужно определиться с материалом. Ткань может быть шелковой, атласной, хлопчатобумажной, льняной. Реже используется синтетическая.

Сочетая в себе удобство и стиль, женское кимоно по праву занимает почетное место в гардеробе прекрасной половины человечества

В Японии продают материал рулонами 39 см шириной и 12 м длиной. Можно воспользоваться тканью стандартных размеров. Рисунок может быть любой, подходящий под китайские или японские мотивы.

Ткань для пошива кимоно

При выкройке важно учитывать длину одежды. Ее можно регулировать, если допустить возможность сделать под поясом складку. Рукава обычно делают примерно 54 см в длину и 75 см в ширину.

Как сшить кимоно своими руками

Для раскроя берут ткань шириной 110 см. Если предполагается, что платье будет носить полный человек, то необходимо предусмотреть запас ткани для вставки клиньев по бокам. Клин вшивают от талии в боковые швы.

Построение выкройки кимоно

  1. Спинка может состоять как из двух частей, так и быть цельнокроеной. Вырезаем спинку.
  2. В спинке сразу обозначается горловина. Ее размер – диаметр, равный полуобхвату шеи.
  3. Передняя часть кимоно – это такой же прямоугольник, как и задняя, но разделенная еще на две равные части по середине спины.
  4. Чтобы получились рукава, сшивают предварительно вырезанные прямоугольники, сложенные пополам.

Детали кроя японского кимоно

Для косого рукава вырезают квадрат 100х100 см, отмеряют 30 см от вершины, срезают получившийся треугольник. Место среза соединяют с основой выкройки.

Рукав кимоно с вытачкой вдоль плеча и нижним швом

Рукав кимоно с одним нижним швом

  1. Спинку пришивают к переду по линии плеча.
  2. Вшиваем рукава: полученные «трубы» в том же сложенном виде прикладывают к передней и задней части будущего платья. Их сшивают вниз от края плеча.
  3. Под рукавом продолжают шов, соединяющий спинку и переднюю часть.
  4. Чтобы увеличить запах, между передним частям халата подшиваются вставки. Обязательно делают срез треугольной формы для воротника.
  5. Воротник: понадобится кусок ткани шириной 12 см. Длина воротника равна трем длинам кимоно. Этот отрез складываю пополам по всей длине, середину воротника соединяют с серединой горловины со спины, и пришивают к треугольным срезам на надставках.
  6. Пояс в готовом виде представляет собой прямоугольное изделие шириной 30 см, длиной 4 м.

Выкройка японского кимоно

Особенности пошива кимоно

Даже если платье шьется своими руками, считаться с японскими традициями все же надо. Вместе с материалом ткани и рисунком на ней можно обратить внимание на другие особенности одежды.

Традиционное японское кимоно

Выкройка состоит из прямоугольных деталей, в отличие от европейской одежды, где преобладают сложные закругленные формы. Прямоугольность нужна была для того, чтобы экономить на дорогом материале. Японцы используют мягкие нити для шитья, таким образом, предупреждая перетягивание материи.

Японское кимоно — эстетика в деталях

Продолжая тему отличий от европейской одежды, стоит упомянуть, что кимоно делает акцент лишь на плечах и талии, скрывая все недостатки фигуры. В Европе ценится рельефность тела, в Японии же считают, что равномерность и плоскость – это эталон красоты.

Японский стиль – это мягкие кимоно, плоскостной крой без вытачек, блестящий атлас или шёлк, нежные цветы, вышитые драконы

Тем не менее, одного японского платья было мало, чтобы говорить о красоте девушки. Большую роль играли черты ее лица и макияж.

Многие японки на улицах выглядят как куклы, благодаря особому макияжу, зрительно увеличивающему глаза

Сложный оби

Длинный пояс для женского кимоно важно было правильно и красиво закрепить на талии. Это говорило о том, что у женщины хороший вкус.

Пояс оби для кимоно

Искусству завязывать оби, а именно так японцы называют пояс, обучали специальные мастера. Важно, чтобы в итоге бант оказался на спине обладательницы кимоно, носить бант спереди могут только женщины легкого поведения.

Пояс оби — неотъемлемый атрибут костюма японцев

Завязывание оби — целая наука

Проведя сложные манипуляции по обвязыванию пояса, его можно использовать как карман. Оби легко держит веер, цветущую веточку сакуры и другие украшения.

Пояс оби изготавливался из дорогих видов шелковых тканей

На разные случаи используют различные техники завязывания оби. В повседневной жизни носят обыкновенный классический бант. Для торжеств и церемоний пояс платья оборачивают так, чтобы его концы красиво ниспадали.

Пояс-оби — азиатская изюминка

Из центра банта выпускают шелковые нити или полоски ткани, украшенные камнями или бусинами.

Те девушки, которые освоили непростое искусство ношения пояса, могут повязывать его своими руками так, что бант издали кажется кинжалом, заткнутым за пояс. Существует и много других оригинальных способов.

Как завязать пояс оби

Как правильно носить кимоно

Сшить японское платье своими руками оказалось не так сложно. Осталось узнать, какие правила нужно соблюдать при ношении национальной одежды.

Процесс надевания кимоно становится творческим актом, превращающим каждого в художника, создающего индивидуальный образ

Облачившись в кимоно, следует расправить спину, чуть втянуть подбородок, расслабить плечи. Все движения должны быть плавными.

Японский национальный костюм подчеркивает не столько внешность человека, сколько его характер

Неприлично показывать те части тела, которые скрывает материя.

Основой философии японского костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет

Это мудрое правило появилось в знак уравнивания девичьей привлекательности и увядающей молодости взрослых женщин.

Сегодня в Японии распространены клубы любителей кимоно, где люди учатся выбирать и носить его

Современная женщина уже далека от идеального ношения кимоно. Этот вид одежды в Японии уже не является повседневным, его вид трансформировался, стал удобнее, но все же остается популярным.

Кимоно подчеркивает женственность и хрупкость женщины

Кимоно — это одежда-символ Японии

В Японии культура ношения кимоно считается настоящим искусством

Современные японки в кимоно

Как надеть кимоно

Национальный костюм Японии и история моды

Культура Японии интересна и необычна. Япония – восточная страна с богатыми тысячелетними традициями. Интересен и японский национальный костюм. И это не только всем известное кимоно.

В III веке в Японии, если верить китайским летописцам, жила царица Химико. Именно с описанием времен данной царицы в китайских летописях и связаны первые упоминания о женском и мужском костюме японцев. В те времена японцы уже умели ткать, в том числе, и шелковые ткани.

Форму одежды, как и некоторые другие элементы своей культуры, японцы изначально заимствовали у китайцев – к примеру, чайная церемония, иероглифы. Однако со временем все традиции видоизменялись и принимали свой неповторимый колорит. Так, традиционная китайская одежда халат в японской культуре трансформировалась в весьма оригинальный костюм – кимоно.

Мужской и женский национальный костюм Японии

Мужской национальный костюм в Японии состоял из штанов и чаще всего верхней распашной одежды.

Так, крестьяне носили штаны и рубаху с длинными рукавами, которая подвязывалась веревкой. Знаменитая традиционная японская обувь гэта также появляется среди простых людей – рыбаков. Гэта – это деревянные туфли с двумя ножками-каблуками. Такую обувь японцы носили, к примеру, собирая водоросли на мелководье. Гэта – как мужская, так и женская обувь.

Еще один вид традиционной японской обуви – это плетеные сандалии дзори. Дзори безразмерны и на плоской подошве. Их чаще всего плели из бамбука, рисовой соломы или тростника.

Также японцы могли носить и таби – весьма оригинальную обувь, больше похожую на носки. Но при этом у таби, как и у варежек, был отдельный кармашек для большого пальца ноги. Таби японцы носят и по сегодняшний день, а также данная обувь считается весьма популярным сувениром у туристов.

Мужчины в Японии в качестве нижней одежды носили фундоси – одежда в виде прямоугольного куска ткани, которая оборачивалась вокруг талии и завязывалась узлом. При этом один из концов данной своеобразной набедренной повязки пропускался между ног и закреплялся на поясе. Фундоси, таким образом, выполняла роль нижнего белья.

Читайте также:  Как сделать еловую ветку

Затем надевалась косимаки – несшитая юбка, которая крепилась лентой на талии.

На плечи надевался дзюбан, который также исполнял роль нижнего белья. Дзюбан – это верхняя плечевая одежда в виде прямого халата. Длина короткая, до середины бедра. У дзюбана были короткие широкие рукава.

Верхней мужской одеждой служили хаори либо кимоно и хакама.

Хакама – это штаны, внешне очень похожие на юбку. Такие традиционные японские штаны были длинными широкими и в жесткую складку. Хакама могли носить как с кимоно, так и с хаори.

Традиционная парадно-церемониальная одежда японцев рэйфук по сей день состоит из штанов хакама и курки хаори, надетых поверх кимоно.

Хаори – это верхняя одежда в виде куртки со стоячим воротником и широкими прямоугольными рукавами. Спереди у короткой куртки хаори была застежка в виде тесемок, которые завязывались бантом.

Что касается кимоно, то в традиционном японском костюме кимоно носили как женщины, так и мужчины. Считается, что первые кимоно появляются в VII-VIII веках. Внешне кимоно похоже на широкий халат с длинными широкими рукавами. Кимоно безразмерны. По фигуре они подгоняются при помощи пояса – оби. Также у кимоно отсутствует какая-либо застежка спереди. Запахивается кимоно слева направо.

Внизу рукава кимоно могут подшиваться и таким образом появляются небольшие карманы, в которых можно носить, к примеру, монеты или же другие небольшие по размеру вещи.

К поясу кимоно могли привязываться табакерки и кошельки. В качестве брелка использовались фигурки из кости или камня в виде животных или же божков – нэцкэ.

Женское кимоно отличалось от мужского наличием всегда очень широкого пояса оби, который сзади на спине укладывался в бант, чем-то напоминающий подушку. Пояс женского кимоно шился из дорогой ткани – парча либо шелк и всегда украшался богатым узором.

К слову, для того, чтобы надеть кимоно, а тем более уложить пояс оби женщинам всегда требовались помощницы. Ведь попытка облачиться в кимоно в одиночку может стать весьма сложной задачей.

Также женские кимоно отличались по своему цвету и узорам. К примеру, весной могли носить кимоно с узорами цветка сакуры, которая цветет именно в весенний период, а осенью кимоно с узорами осенних цветов. Кимоно, которые носили девушки, чаще всего были полностью покрыты небольшими узорами. Женщины в возрасте носили более однотонные кимоно с большим рисунком, который чаще всего размещался снизу.

Кимоно для официальных приемов (куротомесодэ) также были практически однотонными черного цвета, рисунок ниже талии. Такие кимоно могли украшать камоны – гербы семьи, которые располагались в единичном экземпляре на рукавах, груди и спине кимоно.

Еще один интересный вид кимоно – юката. Данное кимоно считается совершенно неофициальной и летней одеждой. Юката также отличается самым простым покроем из всех видов кимоно.

Помимо кимоно женщины также могли носить хаори. Куртка хаори практически ничем не отличалась от аналогичной мужской одежды. Очень часто хаори носили женщины, у которых были маленькие дети. Так как в японской культуре было принято носить детей за спиной, то и хаори в таком случае подходила гораздо больше на роль повседневной одежды в отличие от менее удобного кимоно.

Нижней одеждой женского национального костюма Японии служили несшитая по бокам юбка – косимаки и хададзюбан – нижняя рубашка из светлой ткани.

На маскарад в образе гейши: как сделать костюм и нанести макияж

Костюм гейши сделать проще простого! Главное в этом образе правильный грим. Если его умело нанести, то образ буде узнаваем, пусть даже вы наденете джинсы и майку.

Белая кожа, красные губы – все, что возникает перед глазами, когда слышим слово «гейша». Но это ведь еще не все.

Гейши делают макияж в соответствии своему рангу: младшая гейша, старшая гейша, младшая Майко, старшая Майко.

Честно говоря, они мало чем отличаются: лица у всех окрашены в белый цвет, у младших и старших Майко обязательно возле волос оставлены не закрашенные полоски кожи. Отличаются лица гейш только насыщенностью румян на щеках и теней на веках. У младшей Майко щеки заметно отмечены розовым цветом, глаза в малиновых и черных тонах; брови черные с розовой полоской. На нижней губе тонкая малиновая полоска.

У старшей Майко все тоже самое. Только губы больше окрашены, а на щеках вишневый цвет вместо розового. Младшая гейша – все повторяется, только губы красят целиком в малиновый цвет.

А вот старшая гейша наносит макияж очень легкий, приближенный к натуральному.

Как нанести макияж гейши?

Лицо. Для начала вымыть лицо. Можно даже с мылом. Потом надеть на голову платок, чтобы защитить волосы от попадания краски.

Затем настоящие гейши наносят на лицо особую смесь – Kabuki abura. Она очень похожа на воск. Эту смесь наносят, чтобы выровнять кожу. Потом они наносят на лицо и шею специальную краску Kabuki abura. Вместо нее можно воспользоваться белилами из набора театрального грима. Такие белила используют клоуны.

Глаза и брови. После того как белила уже на лице, можно наносить краску на глаза и брови. Сначала рисуем красным или малиновым. Красные тени продаются в любых косметических магазинах. Если же их под рукой не окажется, смело можно использовать красную помаду. Наносить ее кисточкой.

Черной подводкой рисуем брови и стрелки на веках.

Ресницы красить не стоит. Разве что совсем чуть-чуть.

Губы красим помадой. Матовой. Пользуемся кисточкой.

Сделать «восточный» акцент можно с помощью иероглифов, которые нарисуете на лице, например.

Вот примеры некоторых с их значениями.

Александра Arekkusandora

Анжелика Anzuheraika

Антонина Antonaina

Валентина Varentaina

Виктория Vikkutooaiya

Галина Garaina

Дарья Derya

Евгения Evuzenaiya

Елена Irena

Елизавета Eraizaveta

Ирина Iraina

Ксения Kusenaiya

Любовь Rubavvu

Людмила Radomaira

Майя Mea

Мария Meraiya

Надежда Nadezuda

Наталья Neterya

Ольга Oruga

Светлана Suvetorena

Татьяна Techiena

Юлия Juraiya

Александр Arekkusandoru

Алексей Arekkushi

Андрей Andori

Антон Antan

Артем Atemu

Валерий Varerii

Георгий Jioojii

Денис Dinisu

Дмитрий Domitorii

Евгений Evuzenii

Михаил Maiheru

Николай Naikore

Павел Peveru

Сергей Saji

Олег Oregu

Может быть, вы войдете в образ и решите щегольнуть знанием японского. На этот случай есть русская транскрипция японских изречений.

ФРАЗЫ КИТАЙСКИМИ ИЕРОГЛИФАМИ:

ни хао

се се

бу кэ ци / бу юн се

цзай цзяньv

дуй бу ци

Позвольте спросить/скажите, пожалуйста

цин вэнь

Не понимаю (что вы говорите)

тин бу дун

ши/дуй

бу/бу ши/бу дуй

бу хао

хао

Красивый (о вещи)

хао кань

Красивый (о человеке)

пяо лян

цэсо цзай на ли?

Где можно помыть руки?

цзай на ли кэи си шо?

Где можно купить …?

цзай на ли кэи май…?

до шао цянь?

нэн бу нэн пяньи и дянь?

ю юхуй ма?

хэнь гуй

во кэи шиши ма?

Пожалуйста, поменяйте мне это

цин ни гэй во хуань чжэгэ

Мне нужен размер побольше/ поменьше

во сюйяо да и дянь / сяо и дянь

Отвезите меня, пожалуйста …

цин сун во дао…

Я хочу позвонить в Россию

во сян ван элосы да дянь хуа

Принесите, пожалуйста, салфетки

цин на цаньцзиньчжи

У вас есть вилки (ложки)?

нимэнь ю мэй ю чацзы (шаоцзы)?

Принесите ещё палочки, пожалуйста

цин цзай лай куайцзы

У вас есть меню на русском?

нимэнь ю эвэнь цайдань?

цзай лай и гэ

хэнь хаочи

во яо чжэгэ/нагэ

гунгунцичэ

фаньдянь

лифагуань

шандянь

цичэ

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Японская национальная одежда

Обычаи и культура любого народа находят свое воплощение в одежде. Традиционная одежда Японии вафуку необычайно красива и передает дух этой страны.

Рассмотрим самые распространенные виды и стили мужской и женской одежды родины самураев.

Национальная одежда Японии

Кимоно

Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей, и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из пяти элементов и с коротким рукавом.

Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от десяти тысяч долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около двадцати тысяч.

Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около трех метров, женский пояс намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и четырех метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен – метровой ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на нижней части спины бантом. Спереди оби завязывают не только юдзё – японские проститутки, как ошибочно принято считать, но и замужние женщины.

Юката

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами.

Кэйкоги – костюм, состоящий из рубахи и свободных штанов, надевается при занятиях японскими боевыми искусствами – айкидо, дзюдо и т.д. Часто его называют кимоно, что неправильно.

Читайте также:  Как сделать круглую рамку

Таби – японские традиционные носки, в которых большой палец отделен от остальных и просунут в специальное отделение. Являются неотъемлемой частью национального японского костюма и надеваются под сандалии гэта и дзори.

Гэта – японские традиционные сандалии с высокой деревянной подошвой, закрепляются с помощью шнурков или ремешков, которые идут от пятки к носку и проходят в щель между большим и средним пальцами.

Хакама

Хакама – в древние времена в Японии так называли ткань, которой обвивали бедра, затем очень широкие складчатые штаны, которые имели право носить только самураи и монахи. Обычным людям носить этот вид одежды можно было лишь в очень значимые праздники.

Красное хакама с белым кимоно является женской религиозной одеждой синто.

Кроме того, штаны хакама красной окраски носили женщины аристократического происхождения вместе с дзюни-хитоэ – одеянием, которое включало в себя несколько шелковых кимоно, надетых друг на друга.

Большое распространение хакама получили в различных видах боевых искусств.

Японская одежда видео

В видео рассказывается, как надеть традиционное японское кимоно и завязать пояс оби.

Жанр статьи – Одежда Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Искусство

Популярные статьи

Кимоно – японский национальный костюм

Кимоно – японский национальный костюм

В чужой стране люди чаще, чем у себя дома, сетуют на то, что многие самобытные, национальные черты стираются, исчезают в общем процессе обновления форм жизни.

С облегчением обнаружив, что в уличной толпе современного японского города все еще можно порой видеть женщин в кимоно, приезжий радуется, что успел застать хоть одну из исчезающих черт “подлинной Японии”, и следом тут же принимается сетовать:

– Как жаль, что большинство японок отказываются от своего национального костюма!

Японки, разумеется, знают все это. Конторщицы не ходят на работу в кимоно, прежде всего потому, что в нем нельзя спешить: нельзя нестись сломя голову по подземным переходам метро, втискиваться в переполненный вагон – словом, выдерживать лихорадочный темп современной жизни.

Иностранец, негодующий по поводу того, что кимоно носят сейчас не все японки, должен был бы вместо этого поражаться их преданности древнему наряду, хотя он стесняет движения, холоден зимой, дорог и непрактичен, так как его нельзя стирать и приходится распарывать при каждой чистке.

Японская девушка вполне может пройтись по улице в кимоно своей прабабки – и наряд этот никому не покажется архаичным или даже старомодным, причем он будет выглядеть как раз впору, даже если девушка эта на голову выше и вдвое тоньше прежней хозяйки кимоно.

Можно лишь дивиться тому, что японский национальный костюм не зависит ни от мод сезона, ни от вкусов поколений, ни даже от роста или комплекции человека.

Кимоно кроится по геометрическим линиям, не связанным с чьей-то конкретной фигурой, и шьется по единому образцу, который вошел в обиход за много веков до появления стандартного готового платья. Полы здесь не застегиваются, а запахиваются, длина всегда имеет большой запас, так что, надевая кимоно, японка всякий раз как бы заново подгоняет его по себе.

Кимоно напоминает собой Т-образный халат. Его длина может варьироваться. Одежда закрепляется на теле поясом оби (帯), который расположен на талии. Вместо европейских пуговиц используют ремешки и бечёвки. Характерной чертой кимоно являются рукава содэ (袖), которые обычно намного шире толщины руки. Они имеют мешкообразную форму. Рукавное отверстие всегда меньше высоты самого рукава. Поскольку японский традиционный наряд подобен халату, в нём нет открытого воротника вроде европейских костюмов. В целом он удобен и не сковывает движений человека.

Ткани, из которых изготовляется кимоно, как правило, неэластичны. Для пояса используют сукно. Выкройки для одежды обычно прямоугольные и отличаются от европейских аналогов, имеющих сложные закруглённые формы. Благодаря этому достигается экономия и практически полная утилизация материи. Её прямоугольные остатки могут быть повторно использованы в хозяйстве.

Для пошива кимоно используются преимущественно мягкие нити, которые уменьшают риск перетягивания ткани. Однако такое бережное отношение к материи, которая была дефицитом в традиционной Японии, негативно отражается на сохранении конструкции одежды. В случае её нарушения кимоно можно перешить заново из той же ткани.

Покрой японского кимоно в основном сложился в VII веке и за минувшие тринадцать столетий лишился своих свободных линий. Однако даже в современном виде кимоно облегает женскую фигуру не для того, чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть ее естественные очертания. Широкий пояс с бантом на спине носится значительно выше талии, делая японку плоской спереди и горбатой сзади.

В старом Китае девочкам с малолетства бинтовали ноги, не давая расти ступне. В средневековой Европе женщины добровольно истязали себя корсетами. Японка же стягивает себе не только талию, но и торс, обрекая грудь на участь цветка, сжатого страницами гербария.

Обычай этот ведет к тому, что если в западных странах женщина декольтируется спереди, то японка – сзади. Даже после того, как американская оккупация принесла на японскую почву стриптиз и сделала обнаженное женское тело объектом коммерческой спекуляции, японцы во многом остались верны своим прежним представлениям и вкусам.

Олицетворением женских прелестей у них принято считать затылок, точнее – место, где спина смыкается с шеей. Вот почему наряд гейши с давних времен примечателен тем, что ворот ее кимоно спущен сзади ниже обычного.

Трудно сказать, служит ли бинтование груди причиной или, напротив, следствием обычая привлекать внимание к женской спине. Несомненно, однако, другое: привычка подпоясываться выше талии выгодна японкам с их длинным туловищем при сравнительно коротких ногах.

Не только внешний облик, но и поведение японской женщины резко меняется в зависимости от того, в чем она одета. В кимоно она всегда строго следует старинному этикету. В платье же она будет держать себя сугубо по-японски лишь при очень официальных обстоятельствах.

И если кимоно мало подходит для современной улицы с ее толкотней и спешкой, то западная одежда кажется столь же неуместной на японке, когда видишь ее в окружении традиционного домашнего быта. Насколько грациозен каждый ее жест в национальном костюме, когда, опустившись на колени, она раздвигает седзи, настолько неуклюжей выглядит она на татами в короткой юбке.

Предсказание, что после войны, оккупации, разрухи японские женщины никогда уже не наденут кимоно, не сбылось. Параллельно обновлению многих форм жизни в послевоенной Японии шел, казалось бы, необъяснимый процесс возрождения национального костюма. Он вернул свои права как наряд для праздников и торжественных случаев. Можно с уверенностью сказать, что кимоно не скоро еще поселится в музеях, по-прежнему оставаясь неотъемлемой частью повседневного быта японцев.

Производство кимоно

Мужские кимоно бывают разных размеров, а женские, в основном, одного и того же размера, подгоняются с помощью складок. У идеально выбранного кимоно рукава оканчиваются у кисти. Мужское кимоно должно ниспадать до локтя, не образуя складок.

Женское кимоно длиннее, чтобы можно было сделать охасиори (яп. おはし折 ? ), особую складку, которая выглядывает из-под оби. Очень высокие или полные люди, такие как борцы сумо, заказывают себе кимоно, хотя обычно в готовом изделии остаётся целый отрез ткани, с помощью которого можно легко перешить его почти на любую фигуру.

Кимоно делается из цельного куска ткани. Отрез ткани обычно около сорока сантиметров в ширину и одиннадцать с половиной метров в длину. Этого достаточно, чтобы пошить одно кимоно на взрослого человека. Готовое кимоно содержит четыре полосы ткани: две из них покрывают тело, а из оставшихся формируют рукава, кроме этого, используют дополнительные полосочки для ворота и тому подобного. В прошлом кимоно часто распарывали перед стиркой и сшивали вручную после неё.

Традиционное кимоно делают вручную, причём ткань также зачастую сделана и расписана руками. Повторяющиеся рисунки наносят в таком случае с помощью трафарета. За долгие годы сменилось множество тенденций в стиле кимоно и аксессуаров, типе и цвете ткани.

Нанесение рисунка на ткань

Кимоно и оби традиционно делают из шёлка, креп-шёлка, сатина, современные кимоно изготовляют из более дешёвого и практичного материала, креп-сатина, хлопка, полиэстера и других синтетических нитей. Шёлк всё же считается идеальным материалом для формальной обстановки.

Обычно тканые узоры или мелкие рисунки носят в неформальных ситуациях, у кимоно для официальных ситуаций авторский рисунок идёт по подолу или по всей поверхности. В период Хэйан под кимоно носили до десяти контрастирующих друг с другом слоёв одежды, причём каждая комбинация цветов была строго определена. Сегодня под кимоно чаще всего носят ещё одно, тонкое. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком.

Старые кимоно утилизируют разными способами, из них делают хаори и кимоно для детей, ремонтируют похожие кимоно, из них делают сумки или аксессуары. Кимоно с повреждённым низом носят под хакама, чтобы спрятать низ. Опытные текстильщики раньше удаляли нити из кимоно и использовали их снова в тканях.

Структура кимоно

1. Накладной воротник

2. Основной воротник

3. Правая передняя нательная часть (яп. 右の前身頃 миги но маэмигоро)

4. Левая передняя нательная часть (яп. 左の前身頃 хидари но маэмигоро)

5. Левая задняя нательная часть (яп. 左の後身頃 хидари но атомигоро)

6. Правая задняя нательная часть (яп. 右の後身頃 миги но атомигоро)

7. Рукав (яп. 袖 содэ)

8. Нижняя часть рукава (яп. 袂 тамото)

9. Левая вставка (яп.左の衽 хидари но окуми)

10. Правая вставка (яп. 右の衽 миги но окуми)

11. «Остриё меча» (яп.剣先 кэнсаки)

Ико (яп. 衣桁 ико, вешалка для кимоно)

Читайте также:  Как связать жаккардовый узор

Кимоно невесты в Кунсткамере

Кимоно с фазанами на фоне пионов

Кимоно с соснами и туманом

Кимоно с хризантемами

Кимоно с кузнечиками, сверчками

Кимоно с цветами петушиный гребень

Кимоно с птицами в полете

Дзори на плоской подошве – японская обувь, надеваемая с кимоно. Они обычно сделаны из рисовой соломы или лакированного дерева.

Японские женщины в традиционной одежде. 1870 г.

Китагава Утамаро. Женщина и кошка.

Тории Киёнага. Придворная дама

Тории Киёнага. Молодая женщина с собакой

Katsukawa Shun’ei. Самурай

Цукиока Ёситоси. После пробуждения

Цукиока Ёситоси. Официантка в Киото в эпоху Мэйдзи

Цукиока Ёситоси. Прекрасная женщина

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Японский национальный костюм

Впервые о костюме древних японцев упоминается в китайских летописях. В них рассказывается о японской царице Химико, которая в III в. стояла во главе племенного союза. У нее была тысяча прислужниц. Японцы уже умели ткать холсты и делать шелковые ткани на простейших ткацких станках. Из этих тканей не только шили одежду, но и использовали их для обмена.
С середины VII в. официальной японской религией стал буддизм. В то время на японский костюм большое влияние оказывает китайская одежда (особенно церемониальная). В 701 г. специальным кодексом было зафиксировано три типа костюма: церемониальное платье, придворное платье и платье для чиновников.

Мужской костюм

Древние японцы в качестве одежды использовали широкое, сшитое из нескольких кусков, полотнище.
Позже нижней одеждой стали рубашка и штаны, а верхней — «кину», наподобие сюртука, и «хакаса» — юбка-брюки.
Простые люди носили рубаху с длинными рукавами, подвязанную веревкой, и штаны.
Нижней поясной одеждой у японских мужчин была набедренная повязка — «фундоси», которая представляла собой прямоугольный кусок белой хлопчатобумажной ткани. Ее обертывали вокруг талии, завязывали узлом и пропускали один конец между ног, закрепляя его за поясом. Поверх фундоси японцы надевали еще одну нижнюю одежду — «косимаки», несшитую юбку, которая оборачивалась вокруг бедер и закреплялась лентой на талии.
Нижней плечевой одеждой японцев был «дзюбан» — прямой узкий халат длиной до середины бедра с короткими широкими рукавами. Стоячий воротник дзюбана спереди на полочках переходил в полоску ткани — «окуми». А сверху на воротник нашивался еще один белый воротничок — «ханэри».
Верхняя одежда японцев также состояла из плечевой и поясной. К плечевой относились «кимоно» и «хаори».
Кимоно появилось в VII-VIII вв. и вначале служило нижней одеждой, но затем превратилось в универсальную распашную одежду, похожую на туникообразный халат с длинными рукавами.

Кимоно делается из прямых полотнищ ткани, которые перекидывают через плечи и соединяют посередине на спине швом. По бокам полотнища сшиваются, а в широкие проймы вшиваются рукава. Рукава часто бывают гораздо шире проймы, и тогда вся их оставшаяся часть сшивается по срезам. Нижняя часть рукавов получается сшитой с трех сторон и представляет собой своеобразные висячие карманы, которые японцы используют для мелких вещей. У кимоно нет застежек, оно запахивается слева направо и подвязывается на бедрах поясом-«оби». Оби надевались во всех случаях — в повседневной жизни, в официальной обстановке, в праздники.
Хаори — еще один вид плечевой верхней одежды японцев. Это довольно короткая распашная прямая куртка с широкими прямоугольными рукавами и стоячим воротником. В отличие от кимоно, хаори не запахивается, а соединяется впереди с помощью тесемок, которые завязываются бантом.
Верхняя поясная одежда мужчин — хакама, широкая и длинная, до самых щиколоток, напоминающая юбку-брюки с жесткими складками спереди и сзади. У этих штанов были боковые разрезы от талии до бедер, и обе их части пришивались к двум поясам с длинными завязками.
Парадно-церемониальный мужской японский костюм («рэйфуку») сохранился почти в неизменном виде со времен феодализма до наших дней. Он состоит из кимоно, поверх которого надеваются хакама и хаори.
В традиционном японском костюме нет карманов, и мужчины прикрепляли к поясу шнурком кошелек, табакерку, трубку, а при помощи нэцкэ — разные мелкие вещи. Нэцкэ — это брелок, который вначале имел форму пуговицы или палочки, а затем превратился в миниатюрную скульптуру из дерева или кости, размером около трех сантиметров.

Женский костюм

Традиционный костюм японских женщин состоял из нижней и верхней одежд.
Нижней поясной одеждой были юбки «футано» и «косимаки». Футано — короткая несшиваемая юбка из отбеленной хлопчатобумажной ткани; косимаки — длинная несшиваемая юбка из более дорогой ткани (она видна, когда распахивается кимоно). Японки также носили нижнюю плечевую одежду — рубашки «хададзюбан» из светлой шелковой или хлопчатобумажной материи. В отличие от мужского дзюбана, у этой женской рубашки не зашивалась нижняя часть проймы и рукава в области подмышки.
Основными видами верхней женской одежды, сохранившимися почти без изменений, были кимоно и хаори. По форме и покрою они были такими же, как и мужские, отличаясь лишь незашитой проймой и рукавами в области подмышки.
Кимоно подпоясывалось очень широким поясом-оби, который оборачивали вокруг талии несколько раз. Вначале он завязывался красивым бантом спереди, но позже бант был перенесен назад (наподобие турнюра европейских дам). Оби — главное украшение женского платья делался из шелка или парчи с красивым сложным узором.
Женское хаори носили и на выход, и каждый день. Повседневное обычно было короче. Существовала разновидность хаори — «нэннэко», которое надевали женщины, когда носили за спиной ребенка. Рукава в нэннэко полностью вшивались в пройму.
С конца XII в. женский костюм упрощается.
С XVI в. японские женщины носят «косодэ» — длинное прямое платье с небольшим вырезом и короткими рукавами. Оно могло быть шелковым, стеганым или на вате, и его всегда носили с поясом-оби. Первоначально это была нижняя одежда, но потом косодэ стало нарядным верхним платьем. Его шили из дорогих тканей, украшенных золотом и вышивкой, с крупным орнаментом, который мог быть расположен по поверхности платья спирально, по диагонали или асимметрично.
Форма этой одежды сохранялась неизменной на протяжении столетий.

Обувь

Традиционной японской обувью являются «гэта» и «дзори», которые популярны в Японии и сейчас.
Гэта были двух видов. Один из них представляет собой деревянные туфли, похожие на скамеечки с двумя ножками-каблуками высотой около 10 сантиметров. Когда японцы собирали водоросли в море или плоды с деревьев, они надевали гэта с самыми высокими каблуками. Другой вид — это деревянные колодки, у которых сверху подошва ровная, а снизу — с выемкой посередине; носок загнут под острым углом. Гэта прикреплялись к ноге двумя шнурами или ремешками.
Второй традиционный вид японской обуви дзори — плетеные сандалии. Их делали из тростника, бамбука, рисовой соломы. У дзори плоская подошва, нет каблуков и только один размер.
Вместе с гэта и дзори японцы носили своеобразные носки — «таби» с утолщенной подошвой и отдельно выкроенным большим пальцем. Их шили из белого полотна или шелка и застегивали на крючки вдоль щиколоток. Белые или цветные вязаные таби японцы носят и в настоящее время.

Прически и головные уборы

Мужские прически имели строгую социальную градацию. За ее нарушение провинившегося наказывали.
Головной убор не является обязательным элементом традиционного японского костюма. Но он дополняет церемониальные и ритуальные костюмы. У представителей японской знати церемониальный головной убор не столько защищал голову, сколько имел символическое значение.
Женщины в древней Японии носили длинные распущенные волосы, которые могли завязывать пучком.
В XIV-XVI вв. прическа японских женщин становится очень сложной, для нее требовалось множество гребней и шпилек. Для устойчивости в высокие прически подкладывали подушечки, бархатные валики, наматывали волосы на овальные гребни. Такая прическа укладывалась раз в неделю и покрывалась маслом или воском, чтобы волосы блестели.
Особую прическу носили японские гейши: волосы на затылке образовывали напуск, шея была обнажена, что подчеркивалось особым воротником. Гейши украшали прическу шпильками с крохотными веерами или бумажными цветами на конце.

Украшения и косметика

Японские женщины с древних времен украшали себя при помощи косметики. Они натирали тело красным порошком, наносили на лицо толстый слой белил, чернили зубы и брили брови. Замужние женщины высоко на лбу рисовали тушью две полоски. Все это придавало женским лицам таинственность и загадочность.
Женщины и мужчины украшали себя золотыми и бронзовыми браслетами, серьгами, ожерельями, кольцами, подвесками. Они носили бусы из нефрита, яшмы, горного хрусталя, жемчуга, агата.
Древние японцы пользовались зеркалами, носили бронзовые или позолоченные пояса и пряжки. Женщины украшали прически красивыми черепаховыми, деревянными, коралловыми, костяными гребнями и шпильками.
Украшало мужской костюм оружие, которое носили у пояса.
С древних времен традиционным дополнением японского костюма был веер. Существовало два типа вееров — складной и нескладной (в виде опахала).

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян.

Ссылка на основную публикацию