Как вылепить лицо: пошаговая инструкция

Art Studying

обучение изобразительным искусствам в студии Олега Торопыгина

Статьи

Лепка портрета живой модели

Рассмотрим примерный сценарий работы над портретом.

Для начала нам нужен каркас.

Вот перед нами простейший вариант каркаса для лепки головы. Как видите, его не сложно изготовить самостоятельно.

Центральная опора в данном каркасе установлен строго вертикально, это предохраняет крепление этого элемента от разбалтывания и заваливания.

Существуют варианты каркасов, когда брусок устанавливается наклонно. Это оправдано, так как шея человека слегка наклонена вперед. Однако, следует иметь ввиду, что от долгого соприкосновения с влажной глиной, место крепления бруска к основанию может подгнить и разболтаться. Поэтому оно требует отдельного внимания, об этом мы поговорим позже.

Начало лепки. Набираем общую массу головы, работаем со всех сторон, смотрим на пропорции.

Можно вспомнить, что голова человека в целом похожа на яйцо с острым кончиком на подбородке и тупым в районе макушки, поэтому можно отталкиваться от этого, но учитывая общую форму и пропорции головы модели.

Набираем массу параллельно со всех сторон, сравнивая особенно внимательно в начале с четырех основных точек – анфас (вид спереди), два профиля (виды сбоку) и сзади. Для этого через короткие промежутки времени (от 3 до 5 минут) поворачиваем к себе соответствующими сторонами нашу работу и позирующую нам натуру. Для этой цели работу мы ведем на скульптурном станке, а модель сидит в кресле, установленном на вращающемся подиуме (низком и широком скульптурном станке).

Спереди сразу набираем достаточный объем, так чтобы в яремной ямке (в основании шеи спереди) не торчал каркас. Для этого на маске (лицевой части) массу глины проще взять с небольшим запасом.

Если представить себе расположение каркаса внутри нашего портрета, то оно таково, чтобы поверхность шеи сзади в верхней части и спереди в нижней части не подходила слишком близко к каркасу.

Начав работу с четырех сторон (анфас, два профиля и сзади), постепенно добавляем к ним четыре промежуточных “трех-четвертных” (угловых) разворота. таки образом, ведем работу с восьми сторон.

С самого начала работы нужно верно взять самые основные пропорции – соотношение ширины головы к высоте как спереди (анфас),

так и сбоку (вид в профиль)

Если это более-менее удается, сразу нужно взять основные пропорции по высоте, и среди них, в первую очередь, высоту на которой расположен глаз.

Согласно классическим пропорциям, “слезник” (внутренний угол глаза) делит высоту головы пополам. Однако в реальной жизни все может быть не совсем так, поэтому нужно внимательно смотреть на натуру. Важно не допускать неосознанного увеличения лицевой части (маски) с одновременным преуменьшением верхней (макушечной) части головы и затылка. Обычно начинающие имеют склонность слишком высоко располагать надбровные дуги и глаза, что сразу же приводит к невозможности дальше верно взять все остальные пропорции головы. Данная ошибка является самой распространенной при работе над головой, среди начинающих скульпторов и художников вообще.

Таким образом, эта пропорция является очень важной при работе над портретом, ее нужно обеспечить с самого начала и не забывать о ней в процессе работы.

Также, при работе анфас, нужно взять следующие пропорции:

Верно поделить высоту головы между следующими точками: макушка – надбровные дуги – кончик носа – низ подбородка.

Определить расстояние по высоте от макушки до лобных бугров.

Между кончиком носа и краем подбородка определить место, на котором расположен рот, иными словами, поделить расстояние от кончика носа до низа головы на участки: верхняя губа, нижняя губа, подбородок.

Параллельно с этим, мы обращаем внимание на общий характер формы и архитектонику головы анфас. На иллюстрации подчеркнуты основные, бросающиеся в глаза линии или направления, которыми образован общий силуэт головы в данном случае и самые основные направления, по которым поворачивается форма головы.

Также, нужно взять основные линии, которыми образован силуэт головы и основные направления, по которым поворачивается форма при виде сбоку (в профиль).

Постепенно, в процессе работы, мы передаем архитектонику головы более внимательно и подробно.

Форма головы неоднородна, она условно делится на более прямые участки, условно называемые “планами” или “плоскостями” и участки, где форма поворачивается, меняет свое направление. Такие участки мы будем условно называть “поворотами формы” или “переломами формы”.

Условно, систему “планов”(плоскостей) и “поворотов формы” в данном случае можно представить в виде следующей схемы (полосами обозначены “переломы формы”) :

Однако следует учитывать, что “планы” или “плоскости” вовсе не плоские, они выпуклые или слегка вогнутые, а “повороты” или “переломы” формы как правило очень мягкие, плавные.

Исходя из этого, работу над архитектоникой и пластикой (проще говоря – формой) головы, можно условно отобразить более мягко, в виде следующих иллюстраций, на самой начальной и последующей стадиях соответственно:

При лепке в группе неизбежно модель поворачивается к нам (и к нашим коллегам) поровну разными сторонами, а не только теми, где бы нам хотелось поработать в данный момент.

Очевидный положительный эффект здесь в том, что это как раз приучает нас вести работу параллельно со всех сторон, а не заниматься только лицевой частью, как это стремятся делать начинающие.

Часто у начинающих возникает мысль, что вся основная работа в портрете может происходить в районе глаз, носа и губ, а во всей остальной зоне и делать-то особенно нечего. Представление о голове у начинающего на этом этапе можно сформулировать как “голова = лицо + нечто неопределенное”. Вследствие этого, общая форма головы берется весьма приблизительно, аморфно, вяло. Планы и повороты форм могут быть либо вовсе не взяты, либо взяты весьма приблизительно.

На самом же деле, нам с первых шагов следует осознать, что учимся мы лепить именно голову – объект имеющий со всех сторон свою интересную, характерную форму, всякий раз индивидуальную. Верно взятая общая форма головы и является залогом дальнейшей успешной работы.

В качестве аналогии можно сравнить общий объем головы с домиком, а глаза, нос и рот – с балкончиками, козырьками или наличниками. Никто ведь не занимается отделкой деталей, когда общий объем дома не выстроен.

Кроме того если угол, которым к нам повернулась модель нас не совсем устраивает, мы всегда можем его слегка изменить, делая полшага вправо-влево.

И в тот момент, когда модель к вам затылком, общую форму которого, как вам кажется вы взяли, не стоит повторять ошибку многих начинающих – не дождавшись, когда модель повернется к нам лицом, они разворачивают лицом к себе свою работу и находят в ней какие-то недостатки, которые пытаются устранить не глядя на модель. В результате, и форма затылка не уточняется и лицевая часть без сравнения с моделью, на самом деле, не улучшается. Лучше в такой ситуации отойти на противоположную сторону, откуда и модель обращенную к вам лицом и работу вы сможете лишний раз сравнить с расстояния.

В целом также полезно много отходить сравнивая с разных точек и модель, и свою работу и работы ваших коллег.

Постепенно, по мере уточнения пропорций и пластики, голова неизбежно становится более похожей и подробной. В то же время, как видите, мы не занимаемся моделировкой, лепкой деталей, а по прежнему стараемся уточнять пропорции, характер формы, архитектонику.

При взгляде спереди и сзади не забываем о симметрии парных точек: скулы, углы нижней челюсти, выступающие точки в районе рта, крылья носа, углы надбровных дуг, общие объемы глаз, лобные бугры и так далее. На практике это означает, что работая с этих сторон мы смотрим на элементы слева и справа и действуем с двух сторон параллельно. В упрощенном виде, алгоритм звучит как “действие слева – действие справа”. Изолированная работа только над одной из сторон у начинающих часто проводит к асимметрии.

На последующих сеансах детали неизбежно конкретизируются, но мы ими отдельно, как-то специально, не занимаемся, а продолжаем уточнять пластику головы и пропорции.

Как и с самого начала, работаем со всех точек поочедно.

Постепенно, по мере того, как общая пластика и пластика отдельных кусков уточняется, уточняются и детали.

При работе над деталями, всегда вначале уточняем общую форму куска, намечаем основные части, снова смотрим общую форму, уточняем основные части, проверяем общую форму, добавляем подробности и снова смотрим общую форму и так далее.

Уточнение деталей позволяет вернее разобраться с архитектоникой головы.

И в то же время, верно взятые соотношения позволяют добиться сходства и передачи настроения, внутреннего состояния модели.

Когда работа движется к завершению, можно уточнить отдельные детали мелким инструментом. Однако же, специально вылизыванием мелочей и тем более выглаживанием поверхности лучше не увлекаться, т.к. подобные действия легко могут убить всю вашу пластику.

Если созданная работа вас удовлетворяет и вы хотите ее сохранить, вам предстоит формовка и отливка. Эти процессы сами по себе заслуживают отдельных статей, поэтому просто проговорим вкратце, как была переведена в гипс данная работа.

Место, в котором вам предстоит формовать, можно завесить полиэтиленовой пленкой. Такой же пленкой желательно застелить пол и поверхность скульптурного станка, рабочего стола или просто табурета, на котором вы собираетесь формовать. Эти полезные действия существенно уменьшат масштабы последующей уборки.

В данном случае, нам вполне удобно провести формовку “на три куска” – одна часть формы спереди и две сзади-побокам. Соответственно, швы (стыки между формами) у нас пройдут следующим образом – два спереди-сбоку и один сзади-посредине.

Данный вариант удобен нам еще и потому, что уши на этом портрете прикрыты, а значит, не создадут дополнительных зацепов.

Часто первая, так называемая “черновая” формовка производится “в расколотку”, то есть чтобы освободить готовую отливку, форму требуется разбить, но в данном случае, при делении на три куска, у нас есть все шансы в конце форму просто раскрыть, не прибегая или почти не прибегая к расколачиванию.

Итак, в начале необходимо выставить бортики по границам будущей передней части формы.

В данном случае, мы пользуемся для этого пластинками, нарезанными из тонкой листовой меди.

Готовим гипс.
Гипс разводим в пропорции 1,5-1,75 частей гипса на 1 часть воды по объему. Обычно для этих целей используется гипс высоких марок, из российских лучше всего Г-16, так называемый “скульптурный”. Воду берем холодную. Наливаем ее, например, в пластиковое ведро, и туда же засыпаем гипс. Даем немного пропитаться и тщательно перемешиваем. Даем гипсу подзагустеть до вязкости кефира.

На такой густоте обрызгиваем поверхность лица.

Затем заполняем немного более густым гипсом ограниченную пластинами полость. Толщина в данном случае удобна от 1,5 до 2,5 см посредине и до 5-6 по бокам – там нужен запас прочности от нагрузок при раскрытии формы.

Затем снимаем бортики, на открывшемся крае гипсовой формы вырезаем лунки для лучшей фиксации частей формы друг к другу.

Смазываем край гипсовой формы жидко разведенной глиной и налепляем глиняные “клинышки” – они понадобятся нам для раскрытия формы.

Если на краю формы обнаружились раковины, пузырьки воздуха – их тоже залепляем глиной.

Последние две иллюстрации были взяты от формовки другого портрета, но суть остается той же.

Далее, мы выставляем из пластин один борт посредине затылка сверху до низу и заполняем гипсом вторую треть формы.

Снимаем пластинки, на открывшемся крае гипсовой формы тоже вырезаем лунки, смазываем жидко разведенной глиной край формы и налепляем “клинышки”.

Заполняем гипсом оставшуюся треть.

Через полчаса или позже можно начинать раскрывать форму. Для этого заготавливаем деревянные клинышки и и осторожно начинаем забивать их в места, где на стыках формы торчат “клинышки” из глины.

Забиваем понемногу и все параллельно, затем поливаем колышки водой, они разбухают и начинают открывать форму. Когда образуется щель, аккуратно, без резких движений, разнимаем части формы.

Затем, если в частях формы осталась глина, ее удаляем деревянным стеком и промываем части формы водой и кисточкой.

Далее, чтобы отливка не прилипла к форме, всю поверхность формы изнутри необходимо покрыть разделительным составом.

Один из традиционных вариантов разделительного состава:

Поверхность формы покрывается жидким мылом несколько раз, пока не перестанет впитываться. Затем тонким слоем покрывается растительным маслом либо вазелином.

Части формы соединяются, связываются веревкой, если на стыках есть щели, они закладываются глиной. Либо можно их скрепить просто гипсом, наложив его снаружи на стыки, шириной 5-8 см.

Затем форма переворачивается, устанавливается прочно и заливается гипсом.

Если нужно получить пустотелую отливку, гипс заливается понемногу и форма кладется практически на бок и поворачивается, чтобы гипс постепенно оседал на стенках.

Через полчаса после заливки или позже, можно аккуратно разбирать форму.

Читайте также:  Как сшить детский домик

Готовую отливку можно при желании потонировать в любой гамме.

Что с ней делать дальше?

Если произведение для вас является ценным и удачным, его нужно беречь, используя в качестве модели и для дальнейшей продажи, подарков и т.д. использовать снятые с него гипсовые, либо переведенные в другой материал копии.

Рождение авторской куклы. Проработка образа и лепка лица

Рождение авторской куклы — это очень интересный и трудоемкий процесс. Он требует немало энергии и отдачи, но вместе с тем дарит неописуемое удовольствие от полученного результата. Конечно, этот так называемый желаемый результат вы получите не сразу. Мастерство приобретается в результате длительного времени, которое вы посвятите изготовлению вашего шедевра.

Вы должны освоить основы работы с пластикой, научиться формировать лицо, руки куклы, разрисовывать, растушевывать, быть парикмахером и кутюрье, в общем, вы должны уметь много чего, чтобы в ваших руках простые материалы превратились в почти живое произведение искусства. Но главные составляющие в процессе появления куклы — это желание творить, смешанное с неугомонной фантазией! Только этот состав заставит вас преодолеть все те трудности, которые встретятся вам на пути. Итак, если не страшно, тогда вперед.

Этот мастер-класс — мой дебют на Ярмарке Мастеров, думаю, что он станет интересным и полезным всем начинающим кукольникам и просто тем, кому занимательна эта тема. Изложенная в нем информация не является основным правилом по изготовлению авторской куклы. У всех свои рецепты и секреты. Сегодня вы просто станете гостем в моей мастерской и сможете понаблюдать за тем, как создается одна из моих авторских кукол.

Кукольным делом занимаюсь более 3 лет, в мир творчества посвятили меня еще мои родители. Поняв, что, посвятив себя кукольному мастерству, смогу полностью проявить свои таланты, остановила свой выбор на этом виде творчества. Лирическое отступление окончено 🙂 Начинаем работу!

С чего же начать? Вначале, конечно, появляется образ будущей куклы. Он может прийти внезапно, его можно долго искать и разрабатывать. В идеале, конечно, делать эскизы и зарисовки. Я всегда это делаю, но в процессе работы они почему-то часто меняются. Фантазия — дама изменчивая, но с каждым переделанным эскизом ваша работа становится все лучше (или вам так просто кажется). Тема рококо всегда манила меня. И идея создать подвижную будуарную куклу всегда была актуальной.

Пару эскизов спустя моя будуарная кукла облачилась в платье иной эпохи 🙂 В воображении крутился образ девушки западноевропейского типа с холодными чертами лица. возможно она из Голландии. Так и появилась моя Lea. но пока только на бумаге, конечно.

Итак, для того чтобы воплотить в реальность эту куклу, понадобится немало времени. Часовые рамки, обозначенные в мастер-классе, условны. И для каждого абсолютно разные. После завершения эскиза я перехожу непосредственно к самой трепетной и любимой части в изготовлении куклы — лепке лица! Именно лицо раскрывает сущность, передает настроение, очаровывает. Не так ли?

Подготавливаем все нужные нам материалы (на этом этапе). Делаю акцент на том, что все материалы должны быть качественными. Я всегда покупаю их в проверенных магазинах. Даже начинающий кукольник должен работать с хорошим пластиком и т. д., потому как от качества материалов зависит конечный итог и, в процессе, ваше желание работать и творить в этом направлении 🙂

Каждый кукольник со временем выбирает те материалы и техники, которые ему больше всего нравятся. Я, например, работаю в основном с запекаемым пластиком. Конечно, как и в любой работе мы должны не забывать о мерах предосторожности, вытирать рабочую поверхность до и после работы с пластиком, мыть руки (после каждого соприкасания с пластиком), или использовать перчатки.

Запекать пластик нужно в отдельной печи, которую вы не используете для приготовления пищи. Все-таки это химический состав, в результате запекания которого выделяются токсичные вещества, и как бы вы не мыли вашу печь, избавиться от них будет невозможно. Думаю, что не напугала вас и желание заняться лепкой не пропало 🙂

Так вот, берем в руки стальную проволоку и обрезаем нужный нам кусочек (с которым будет удобно работать), примерно 10 см. Конец этого отрезка загибаем плоскогубцами в небольшую петлю. Отрываем кусочек фольги о постепенно обворачиваем вокруг петли из проволоки. Накладываем много слоев, прижимаем друг к другу. В итоге получается такой вот леденец). Он должен быть плотным. Это и есть будущий «череп» куклы.

Постепенно основу из фольги покрываем пластиком, слой за слоем. На фото видны мои отпечатки пальцев на пластике. Я не люблю работать в перчатках. На этом этапе работы для меня очень важен тактильный контакт. Также я не использую в своих работах молды. В авторской кукле все должно быть неповторимым и живым.

Затем придаем условную форму лица куклы. Вначале я определяю лобную часть и подбородок, потом уже все остальное. В основном мои куклы имеют комический, фантазийный характер, поэтому я не пользуюсь схемами для построения правильных черт лица. Но этот образ почему-то захотелось сделать иным 🙂

Глаза — это один из самых сложных моментов в изготовлении лица куклы. Их нужно прикрепить к пластику таким образом, чтобы они «не смотрели» в разные стороны, чтобы были на одном уровне. Прикрепив их, еще раз осматриваю лицо куклы со всех сторон, корректирую погрешности, добавляю немного пластика, обрамляя глаза. Это будущие щеки.

Сейчас этот «леденец с глазами» еще мало похож на лицо, но со временем. Беру в руки инструменты и на этом этапе приглаживаю пластик к лицу куклы только ими, формирую условный нос, губы, не забываю про виски и скулы.

Ну вот, уже что-то вырисовывается.

Прорабатываем лицо куклы уже более детально. Корректируем переносицу, осматриваем с разных ракурсов, переходим к носогубной части. Заглаживаем пластик с помощью инструментов. Определяем мимику лица. Моя кукла не захотела улыбаться. Уже на этом этапе показывает свой характер 🙂

Продолжаем работу. Чувствуем, как устала спина 🙂 Давайте себе время для отдыха, делайте перерывы на кофе. Потому как в это время вы не только только отдыхаете, у вас могут появится новые идеи относительно вашей композиции, плюс, когда вы вернетесь к своему рабочему месту, вы сможете увидеть и устранить ошибки, до этого раньше просто незамеченные. Свежий взгляд очень важен.

Долгожданный результат, несомненно, появится 🙂

Перед тем как запекать лицо куклы, вытираем его нежно и мягко влажной салфеткой. Нужно убрать отпечатки пальцев с пластика и сделать лицо максимально гладким. Уже потом отправляем его в духовку (не забыв выставить нужную нам температуру, указанную на упаковке пластика) и с нетерпением ждем, ждем. Самые длинные полчаса в мире! Потом вынимаем голову из духовки. Боже, как страшно звучит 🙂 и ставим на окошко для того, чтобы наш «колобок» остыл.

Любуемся полученным результатом, гордимся собой! И готовимся к следующим этапам — окрашиванию лица, изготовлению туловища, одежды, паричка. Но это уже совсем другая история 🙂

Спасибо всем, кто заглянул в мою мастерскую! Творческих успехов вам!

Как слепить лицо. Уроки лепки из полимерной глины

В предидущих уроках лепки из полимерной глины мы рассматривали как слепить разные части фигурки персонажа. Данный урок будет посвящен тому как слепить лицо куклы или любого другого сказочного героя.

Лепка лица куклы

В первую очередь необходимо учиться видеть и чего состоит лицо, замечать мельчайшие детали и стараться воплощать их в глине. Когда вы научитесь видеть, из каких форм состоит лицо, процесс лепки значительно упростится.

Решите, какими будут размеры фигурки, изготовьте каркас для головы. Детали фигурки головы толщиной менее 3 см можно делать из сплошной глины без каркаса. Для головы, показанной для примера, фольгу смяли, придали ей форму яйца, затем сплющили с одной стороны. Каркас покрывается слоем полимерной глины толщиной 6 мм. Иглой намечаются черты лица — для этого достаточно тонких линий, которые можно делать тонкими предметами такие как игла, тонкая спица или зубочистка. С помощью этих же инструментов обозначаются брови, глаза, нос и рот. Можно также нарисовать носогубные складки.

Лепить лицо можно таким способом.

Лоб: раскатайте колбаску, сплющите ее, чтобы получился прямоугольник с углублениями для надбровных дуг.

Нос: скатайте капельку, расплющите, чтобы получился конус.

Щеки: вылепите две плоских и кривых капельки.

Губы: слепите два плоских коротких треугольника с одним толстым краем.

Подбородок: слепите сплющенный короткий треугольник или конус.

Уши: слепите две плоских капельки с углублением возле одного края. Веки: слепите два плоских мяча для регби или овала.

Глаза: скатайте два маленьких шарика из белой глины, предварительно обожгите.

Разложите все вылепленные детали лица на глиняной голове, придерживаясь намеченных линий. Обрежьте слишком крупные детали или соедините их внахлест. Можно начинать разравнивать глину сразу после добавления очередной детали, но завершайте работу с каждым элементом только после добавления всех остальных.

Иглой сгладьте стыки между деталями. Нажимайте на глину легко, чтобы не слишком сильно сплющить ее. При сглаживании стыков начните уточнять форму лица. Острой иглой разделите губы, отведите края глиняных элементов от глаз.

Углубите морщины вокруг рта и глаз. Сгладьте и смягчите морщины: для этого надо покатать в углублении округлый инструмент. Придайте ушам изгиб, уточните их форму. Возможно, лепке лица вам понадобится сверяться с эскизом, если вы делаете по нему лицо. Воспользуйтесь вязальной спицей, острой иглой, кистью для глины, спиртом для сглаживания. Готовую голову обожгите согласно инструкциям к тому виду полимерного материала, который вы используете в работе.

Добавляем лицу «макияж» для реалистичности

Тонирование позволяет добиться различных оттенков, а также подчеркнуть морщины. Выберите чуть более темный оттенок акриловой краски, чем лицо. Нанесите на лицо жидкую смесь воды и краски, действуя жесткой кистью. Сразу после этого сотрите краску бумажным полотенцем. Другой кистью уберите краску из морщин и других углублений. Водой смойте все излишки краски.

Добавьте румянец на щеках, подбородке, носу и ушах коралловой или розовой акриловой краской, смешанной с небольшим количеством матового геля-растворителя. Растушуйте румянец пальцем или губкой, сгладьте края. Кистью поставьте мелкие точки коричневой краски на тех участках, на которые был нанесен румянец. Прежде чем краска высохнет, растушуйте точки мокрым пальцем. Точки, изображающие веснушки, растушевывать не надо.

Тонкой кистью распишите радужку глаза. Представьте себе, что это круг, верх и низ которого прикрыты веками. Давайте высохнуть каждому слою краски. Начните с более темного слоя, мазки более светлого кладите ближе к центру. Чтобы нарисовать круглый зрачок, окуните кончик острой кисточки в краску и осторожно обозначьте центр глаза. Добавьте крошечный белый блик на границе между зрачком и радужкой. Почти сухой кистью изогнутыми мазками нарисуйте брови и ресницы.

Теперь надеемся что данный урок поможет вам в понимании того как слепить лицо для куклы из полимерной глины и как ему придать более реалистичную мимику и цвет.

В следующих публикациях мы продолжим уроки лепки фигурок и перейдем к лепке сказочных героев.

Как сделать лицо из полимерной глины

Автор: Мастерица НМ Studio · Published 08/10/2013 · Updated 07/12/2016

Для того, чтоб сделать кукольное лицо в продаже имеются специальные силиконовые формы. Но что же делать, если нужно немного другое личико?
Сегодня мы покажем Вам один из вариантов создания сказочного лица. Основные инструменты — это силиконовая кисть и скальпель. Ну и подручные средства, какими Вам будет удобно работать! Делаем лицо. Катаем мяч из глины размером, примерно, с грецкий орех.

Положите заготовку из глины на рабочую поверхность (допустим плитка или стекло) и слегка нажмите, чтобы сгладить заднюю часть.
Этот шар-заготовка образуют верхнюю часть головы, а нижнюю челюсть мы добавим еще.

Пальцем сделайте глазницы.
Расположите их немного выше центральной линии на заготовке, и оставьте место для лба выше, и ниже для челюсти.
Оставьте немного места между глазницами для носа.
Лица, в основном, симметричны. Но могут быть и некоторые отклонения

Чтобы было легче работать дальше приготовьте маленькие шары-заготовки для формирования лица. На рисунке ниже — над головой два набора шаров для век и глаз.

С краю слева (от головы) — большой шар для носа и поменьше для губ.
Слева и справа от лица малые шарики для ушей (они не обязательны) и ниже, под ними небольшие шарики для щек.
Под головой шар глины для нижней челюсти.

Здесь указаны примерные размеры, как ориентир, но Вы можете использовать заготовки по размеру больше или меньше.

Читайте также:  Как сделать самодельно вертолет

Чтобы присоединить нос к основной части лица его надо сгладить вниз на каждой стороне. Он также сглажен и по бокам ко лбу.
Если нос больше, чем Вы хотели, сейчас самое подходящее время, чтобы удалить излишки.
Челюсть находится ниже основной головной части и образует нижнюю часть головы.
Закрепите ее по бокам, но не слепливайте верхнюю и нижнюю области рта (впереди).

Силиконовую кисть используйте, чтобы сформировать две ноздри.

Поместите глазные яблоки в глазницы по обе стороны от носа.
Положите заготовки для щек по обеим сторонам (сильно не придавливайте), но чтоб они не касались носа, убедитесь, что они находятся ниже глаз и рядом, где соединятся челюсти.
Сделайте заготовки для век.

Поместите «лунные веки» (заготовки) на глаза.
Слегка придавите на верхней кривой линии.
Заготовку для губ сделайте овальной формы, а затем разрежьте по длине ножом, чтобы сформировать две губы.

Силиконовой кистью сглаживаем швы на веках и щеках.
Как показано на рисунке, чтобы сделать красивые объемные щечки, надо сейчас их сделать «висячими»
Очертите ноздрю.

Можно было бы все так и оставить. Но! Лицо кажется беззубым — хотя это хорошо на старых лицах.

Поместите заготовки для губ. Используйте силиконовую кисть для формирования губ.
На данном этапе можно добавить уши. Но мастер их не делал

Далее сглаживаем все неровности, недочеты. И лицо готово!

ovkoch

ovkoch

http://www.liveinternet.ru/users/ovkoch/

Очень подробный МК по кукольному лицу от Кирилла Юдина

Спасибо Кириллу Юдину за подробнейший МК по лепке лица! http://papirus.ucoz.ru/publ/lico_dlja_kukly/1-1-0-16

Далее слова автора.

Наш мозг устроен так, что распознаёт живое и неживое на подсознательном уровне. Как это происходит? Всё живое имеет свою рациональную и функциональную конструкцию. Любой организм – это не просто набор бугорков и шишек с впадинками и отверстиями. Это комплекс органов, тесно взаимосвязанных между собой. Вот наш мозг, независимо от того, осознаём мы это или нет, делает визуальный анализ объекта, с целью определить, живой этот объект или нет, опасен ли он для нас или нет. Поэтому куклы, сделанные без знания основ анатомии, как бы не были украшены, всё равно остаются для нас “мёртвыми”, не интересными, как объект изучения. Ведь мозгу интересно до тех пор, пока он узнаёт что-то новое. Если обмануть подсознание не удаётся – всё, интерес утерян. Только ожидание чуда влечёт нас вновь и вновь к искусно сделанной кукле

Наверняка при попытке слепить голову куклы, вы пытались подсмотреть формы, выпуклости и впадины, складки и морщинки на лицах реальных людей. Рассматривали портреты, нарисованные художниками. Часто возникают похожие вопросы:

1. Что за бугорки выступают на лицах, кроме щёк?

2. Где должны быть размещены, например, уши?

3. Какая общая закономерность строения лица и головы в целом у совершенно непохожих, разных людей?

4. И, главное для художника-кукольника – что можно упростить, исказить, нарушив пропорции в лице персонажа, при этом сохранив ощущение, что кукла “живая”. Или иначе: как сделать куклу нескучной, при этом правдивой и убедительной?

Итак, поехали! Давайте займёмся собственно исследованием “живого” лица.

Лично мне значительно легче осмыслить формы и объёмы по фотографиям объёмной модели, чем по плоским, пусть даже и очень хорошим рисункам и схемам. Думаю, в этом я не оригинален. Поэтому для наглядности я слепил небольшую модель человеческого черепа, где максимально упростил основные формы.

Мою модель не стоит воспринимать, как эталон – в ней наверняка найдутся небольшие огрехи, и если уж изучать точное анатомическое строение и пропорции, то лучше найти работы профессиональных анатомов. Но для понимания материала, надеюсь, этой модели будет более чем достаточно.

Настаиваю на том, чтобы вы привыкали мыслить плоскостями, формами и объёмами.

Объёмы, формы и плоскости – это такие три кита скульптора, да и художника вообще, на которых держится грамотное построение чего бы то ни было.

Что это значит? А то, что мы разобьем череп на простые части и изучим их форму в целом, не вдаваясь в медицинские подробности строения всех 22-х костей из которых он состоит. Нам это ни к чему. Возьмём черепную коробку и лицевую части. Какую форму имеет черепная коробка?

Однозначно сказать сложно. Что-то вроде тупого яйца. Но очень важно обратить внимание на так называемую верхнюю височную линию. Она имеет эллипсоидную форму и является границей боковых сторон черепной коробки – отдельных плоскостей, приплюснутостей с правого и левого боков.

Эта линия на реальной голове не так ярко выражена, как и большинство тех границ форм, о которых я буду говорить далее, но осознать конструкцию головы и лица в частности так будет значительно проще. Проще и проверять правильность форм на готовой голове, держа в уме все эти линии.

Лоб – тоже можно представить плоскостью.

Если черепная коробка это почти шарообразная форма, то лоб несколько круче изгибается к бровям.

Тут стоит отметить такой важный момент: при виде сверху, лобная часть выгнута вперёд (как бампер у машины).

Вот мы спускаемся по лбу к глазницам и натыкаемся на “трамплин”!

“Трамплин” образуют надбровные дуги.

Обратите внимание на то, как они выглядят в реальности и на пластилиновой модели, где образуют одну простую деталь – объём несложной формы врезающийся под углом в переносицу, а краями врастая в скуловую кость!

Давайте теперь рассмотрим эту самую скуловую кость подробнее. Ведь это одна из немногих костей черепа, которая практически никогда не закрыта мышцами лица и подкожным жиром, и легко обнаруживается под кожей, что делает её опорной точкой при построении портрета.

На модели хорошо видны её границы: у носа она переходит в “крылья” верхней челюсти, сверху – в надбровные дуги, сзади в скуловую дугу.

Скуловая дуга – достаточно простой элемент. На она служит хорошим ориентиром для:

1. Определения места, куда вставляется нижняя челюсть.

2. Определения места крепления ушной раковины.

Глазницы. Стоит обратить внимание, что их оси повторяют линию лба – расположены под углом к переносице при виде сверху.

Общая плоскость глазниц направлена внутрь черепа от надбровных дуг до уголков предполагаемых глаз. Эти уголки, часто используются, как опорные точки.

Отметим в завершение разбора упрощённой конструкции черепа, что при правильном прикусе верхняя челюсть немного нависает над нижней челюстью спереди, но совпадает по плоскостям по бокам. И это не случайно. Дело в том, что передние зубы – резцы, и по названию, и по сути. Чтобы удобнее разрезать пищу, передние резцы нижней и верхней челюсти ходят относительно друг друга, как лезвия ножниц – наползают одни на другие. В это же самое время, боковые зубы выполняют роль размельчителей пищи, работая , как жернова.

Слуховой проход в черепной коробке находится под скуловой дугой сразу за нижней челюстью, ещё точнее – за суставным отростком.

Суставной отросток – это точка вращения нижней челюсти. Это важно понимать, когда мы изображаем рот открытым, как и то, что двигается лишь нижняя челюсть, как бы широко рот не открывался.

Теперь, когда мы знаем точное расположение слухового прохода в черепе, не трудно будет определиться – где же именно будет располагаться ухо (ушная раковина). Тут обратим внимание, что нижняя часть ушной раковины “врезается” ЗА нижнюю челюсть, а верхняя часть ушной раковины врезается сверху скуловой дуги. Это мы хорошо увидим чуть позже, когда нарастим мышцы и кожу на нашу кукольную голову.

УРОК -2.

Часть – I

Я обещал показать, как можно исказить формы и пропорции лица, придав кукле забавный сказочный вид, при этом сохранив восприятие кукольного лица, как живого организма с функциональной конструкцией.

Оказывается, теперь мы можем вытягивать или сужать какие-то элементы конструкции черепа, искажать их размер. Но если они по прежнему будут создавать единую конструкцию – эффект убедительности и живости кукольного лица сохранится.

Давайте посмотрим один пример того, какие изменения можно сделать, и что получится в итоге.

Сравним череп с нормальными пропорциями и череп с искажёнными пропорциями, но сохранённой функциональностью элементов его конструкции.

Увеличил и несколько опустил глазницы. Это потянуло за собой некоторые изменения формы и пропорции скуловой кости. Существенно удлинились и стали круче надбровные дуги. Слегка “взлетело” носовое отверстие – появился эффект “пекинеса” (когда нижняя часть носового отверстия располагается не ниже уровня глаз, а практически между ними).

Кроме того, я сузил с боков лоб. Таким образом, поднялась височная часть.

Немного приплюснутый затылок, полностью изменил верхнюю височную линию, но она никуда не исчезла.

Так же была немного уменьшена нижняя челюсть, в результате чего, подбородок сдвинулся назад.

Часть – II

Начнём “наращивать” мышцы лица. Их количество мы сократим ещё более существенно по нескольким причинам – мышц лица в реальности намного больше, чем костей, образующих череп; на лице же, под слоем кожи, мы чаще можем заметить даже не мышцы, а жировые отложения. А нас ведь интересует именно “внешняя сторона вопроса” – внешний вид лица куклы.

Кроме мышц и кожных складок, на поверхности лица мы обязательно видим глаза. Всем известно, что глаз имеет практически правильную форму шара. Вот два таких шарика мы и положим в глазницы.

Сымитируем мышцу, идущую над верхней губой и прикрепляющуюся к нижней челюсти. Уж не знаю, как так получилось, что на поверхности мы чётко видим некую плоть, “лоскут” идущий от переносицы, практически к самому низу нижней челюсти. И это притом, что такой мышцы не существует :).

Этот объём образуется несколькими видимыми на поверхности мышцами лица, жировыми отложениями и кожными утолщениями, которые особенно заметны у полных людей или пожилых. Они образуют своеобразную “бульдожью” складку. Проследить её можно практически у всех, но выражена одна у всех по-разному.

Итак, создадим носогубную складку и добавим объём для верхней губы. Обратите внимание, как эти два объёма накладываются относительно друг друга.

Немного полепим, придав более естественную форму.

Теперь накроем глаза веками. Верхними и нижними. Верхнее веко всегда нависает над нижним.

Часто на верхнее веко накладывается кожная складка, покрывающая надбровные дуги. Вылепим и их (рис. справа).

Мы уже знаем, где находится слуховой проход. Ориентируясь на него вылепим ушную раковину.

Даже если мы максимально её упростим, но расположим правильно, ухо всё равно будет выглядеть вполне убедительным и “жизнеспособным”.

Такой эффект достигается тем, что ухо у нас теперь не прилеплено, а врощено, вставлено на подобающее ему место – за челюсть.

Обратим внимание на “мешки” под глазами. Они образуются от нижнего века и лежат на скуловой кости.

Верхняя губа имеет достаточно простую форму, если понять, как она образуется. Часто верхнюю губу сравнивают с изогнутым луком. Однако лук – почти линия, а губа – объём. И она имеет две видимые грани: часть на которой лежит нос, и которая, подгибаясь, уходит в слизистую рта. Прямо под носом мы видим впадинку, словно выбранную полукруглым резцом. Вот эта впадинка и образует такую изогнутую форму. И если верхняя губа в центре как бы провисает, то нижняя имеет ответную впадинку. А правая и левые стороны нижней губы, образуют бугорки уходящие к подбородку.

Нижняя губа отдалённо напоминает выдвижной ящичек. Часто у театральных кукол можно встретить именно эту часть подвижной, имитирующей речь куклы.

Если немного сгладить форму, сделав переходы более мягкими, то лицо станет не столь измученным и старым. Примерно таким:

Теперь можно посмотреть на результат и разглядеть в “бугорках” лица куклы: скуловые кости, надбровные дуги (не совпадают с линией бровей), скуловую дугу (не путать с щеками), часть нижней челюсти перед ухом. Эти конструктивные элементы черепа, практически всегда можно заметить на любом лице, даже на полном.

Объединяя какие-то объёмы, создавая упрощённые формы, можно стилизовать кукольное лицо (вспомните куклы Тима Бертона). Важно понимать, что именно мы упрощаем, и что конструкция в принципе не должна меняться, даже при самом сильном упрощении и стилизации.

Внутреннее строение всё равно должно “читаться”, хотя бы на подсознательном уровне. Только тогда куклы станут по настоящему убедительными и интересными.

Стоит помнить, что упрощение и стилизация – это не профанация, не признак неумения, напротив – грамотное, обдуманное упрощение, выверенная выдержанная стилизация – признак высочайшего мастерства, не только в технологическом и ремесленном плане, а в высокохудожественном смысле.

Я видел множество авторских кукол. Однако мастерство “дизайнеров”, которые считают себя профессионалами и даже предлагают свои услуги за деньги, меня очень часто и сильно огорчало. Очевидно, что учиться, познавать секреты скульптуры таким авторам не особо и хочется, а вот считать себя профессионалом – запросто. Но что удивительно, такие авторы на редкость продуктивны и клепают кукол сотнями. Наверное, потому что им не знакомо чувство неудовлетворённости своей работой, поиска совершенства, здравой самооценки. Как говорится – “творят”, не приходя в сознание. 🙂

Читайте также:  Летняя заколка из бисера

Находятся и люди, которые такие “чудеса” покупают. Но мне кажется это лишь потому, что или цена бросовая (а чего там, за пару дней куклу забацать – проблема что ли), или покупатель совершенно неискушенный, для которого это диковинка, а о существовании действительно хороших работ он просто не подозревает.

В конечном итоге цена куклы – это мерило затраченного труда и уровня мастерства автора. Часто, и вполне справедливо, второе ценится больше. В любом случае, приятно понимать, что сделанная тобой кукла не просто дешевая поделка, но имеет неплохую эстетическую и художественную ценность. Как же этого достичь? Надо делать всё грамотно!

Есть куклы “прямо как живые”, а есть очаровашки, ничего общего на первый взгляд с реальными людьми или животными не имеющие. Что же ценнее? Всегда по-разному. Ценнее то, что выполнено более профессионально. Для профессионально выполненной куклы, оказывается не важно, насколько она правдоподобна и анатомически правильна. Важнее другое – чтобы нарушения анатомии и упрощение было не результатом неумелости автора, а его продуманным действием, осознанно создающим собственный почерк, стиль. Хорошая кукла не обязана быть правдоподобной – она должна быть убедительной!

Создание упрощённых персонажей, но имеющих яркий характер и продуманную форму – это следующая ступень после освоения академических, анатомически правильных форм, а не наоборот, как многие считают.

Именно поэтому порой простенькая кукла ценится как настоящее произведение искусства, а вычурная, подражательская, излишне натуралистичная фигурка – вообще художественной ценности имеет немногим более лепной копилки или матрёшки.

То есть, никакие материалы и технологии не заменят художнику терпения и усидчивости, желания не сиюминутно и побольше продать, а создать действительно выдающуюся вещь, за которую не будет стыдно не только перед своими родными и случайно зашедшим в гости соседом, но и перед публикой понимающей.

Поэтому я и хочу прежде чем приступить к освоению материала и его состава, предложить потренироваться в искусстве скульптуры на обычном пластилине. Поверьте, это не пройдёт даром.

И, хотя, уроки анатомии не являются моей целью, некоторыми соображениями, которые помогут быстрее разобраться, я решил поделиться.

Ранее я предлагал изготовить болванчика, одной из деталей которого является подобие черепа. Модель я лепил из пластилина. После отливки формы, модель черепа можно использовать для тренировки и начать наращивать на неё “мышцы” лица.

Стоит сделать несколько заготовок черепа и лепить поверх них, пока не сможете лепить кукольные лица с достаточной лёгкостью, без особого напряжения.

На что обратить внимание:

  1. На надбровные дуги – они не всегда повторяю форму самих бровей.
  2. На форму носа – откуда он вырастает.
  3. На носогубные складки;
  4. При лепке глаз, обратите внимание на веки – верхнее нависает над нижним. А так же на то, где и как образуются мешки под глазами – это иногда помогает создать неповторимый кукольный персонаж.
  5. На участки под глазами, где прослеживаются скулы (не путайте скулы с челюстью).
  6. Поизучайте, как скулы скрываются щеками у полных людей и худощавых.
  7. Не забывайте про уши – они врезаются, а не прилепливаются за челюстью, а ось наклона ушной раковины примерно такая же, как у носа, если смотреть сбоку.

Изучать анатомию досконально в нашем деле не обязательно. Достаточно основ. Пропорции можно подсмотреть в уроках по рисованию человеческой головы, коих хватает в сети. Так же я бы рекомендовал две вещи:

  1. Почитать, как рисуют Анимэ – много полезных находок можно взять на вооружение кукольнику.
  2. Поискать изображения интересных и стильных кукол и попытаться изучить их, с точки зрения именно форм составляющих кукольные лица.

Со своей стороны предлагаю несколько фотографий своих работ:

Освоившись с одной пропорцией головы, стоит поэкспериментировать с другими формами. Например с вытянутой:

Попробовать стилизовать, исказить или упростить формы:

Наконец стоит попытаться придать кукольным лицам какое-нибудь выражение. Куклы с эмоциональной мимикой существенно выигрывают перед статичными “омертвевшими” застывшими выражениями лиц.

Для сравнения посмотрите на этого дремлющего гнома:

При недостатке изображений лиц, поставьте перед собой зеркало и изучайте мимику – что и как изменяется, а что остаётся неподвижным, как образуются те или иные складки, морщины. Ваша задача не слепить свой автопортрет, а изучить формы из которых состоят лица.

Помните – ничто в человеческом (да и вообще в живом) организме не прилепливается просто так – всё из чего-то вырастает, даже прыщик. 🙂 Научитесь находить эти места соединений “деталей” составляющие лицо и оно станет получаться естественным и/или убедительным.

Потренируйтесь лепить выразительные кукольные лица, а когда они станут неплохо получаться, можно переходить к их лепке из специальной пластической массы, о приготовлении которой я подробно расскажу в следующий раз.

Для лепки я использую стоматологические инструменты.

Зимние забавы для детей: как правильно лепить снеговика

Лепка снеговика – это одно из наиболее популярных зимних развлечений, без которого невозможно представить веселые, долгожданные новогодние праздники. Снежная забава не только позволяет активно провести время, но и собраться всей семьей, пообщаться, зарядиться положительными эмоциями.

Существует секретов и хитростей, как правильно лепить снеговика, чтобы он простоял как можно дольше, став главным украшением двора и предметом гордости его создателей.

В какую погоду лучше лепить снеговика

Быстро, правильно и красиво слепить снеговика можно только в том случае, если правильно выбрана погода. В первую очередь нужно проверить, насколько хорошо комкается снег. Он не должен быть слишком рассыпчатым или «пушистым» – из такого снега невозможно слепить плотный ком. Поэтому попробуйте сделать небольшой снежок – если он получится упругим и плотным, можно приступать к созданию снеговика.

Также снежную бабу невозможно слепить в морозную погоду. Оптимальным вариантом считается температура от +1 до -5. При такой погоде снежинки успевают пропитаться влагой и немного подтаять, становятся эластичными и легкостью лепятся в снежки.

Где лучше всего лепить

Снеговика лучше всего делать на ровной, плоской местности. На наклонной поверхности фигура может быстро сползти, а на асфальте быстро растает, так как он отлично прогревается под солнечными лучами. Не стоит выбирать общественные места – аллейки, тротуары, так как скульптура может мешать прохожим.

Выбираем место для снеговика

Снеговые скульптуры лучше всего создавать на плоских, ровных газонах, подальше от бетонных или асфальтированных поверхностей. Оптимальным вариантом станет место с большим количеством снега – в противном случае у вас может просто не хватить «материала» для создания фигуры.

Пошаговая инструкция: как правильно лепить снеговика

Многие родители считают, что нет ничего проще создания снежной скульптуры. Достаточно просто скатать три снежных кома разного размера и сложить их друг на друга. Это далеко не так. Традиционно снеговик действительно состоит из трех снежных комков – большого основания, среднего «туловища» и маленькой головы. Но совмещать эти части нужно умеючи.

Пошаговое создание снеговика:

  1. Скатайте из снега упругий, плотный комок, тщательно отжимая его со всех сторон.
  2. Комок разместите на земле и начинайте его катать – снег быстро прилипает к кому, благодаря чему он стремительно увеличивается в размерах.
  3. Ком необходимо раскатывать в разных направлениях – в результате получится круглый, аккуратный шарик.
  4. Сформированный шар уложите на выбранное место, пригладьте неровности по бокам, заполните имеющиеся ямки на основании снегом. Оно должно получиться плотным и устойчивым, в противном случае фигурка быстро покосится и упадет.
  5. Аналогично формируются второй и третий шары – каждый из них должен быть меньше предыдущего.

Можно построить скульптуру из двух частей. Перед походом на детскую площадку нарисуйте с ребенком картину своего будущего снежного шедевра – это вызовет интерес малыша и поможет проявить его творческую фантазию.

Лепим туловище

Туловище снеговика строится из одного или двух снежных шаров, каждый из которых меньше по размеру, чем основание. Шар-туловище плотно установите поверх основания, хорошо прижмите и подровняйте бока, уплотните снегом место соединения шаров, чтобы создать плавную, гармоничную скульптуру.

Лепим руки и ноги

Самый легкий и простой вариант при создании рук снеговика – это использование веток. Чтобы фигура получилась красивой и правдоподобной, выбирайте ровные ветки примерно одинакового размера.

Еще один популярный вариант – вылепить из снега небольшие «мячики» и присоединить их к туловищу (второму шару), на место рук.

Если вы хотите создать оригинальную и креативную скульптуру, сделайте ей ножки. Для этого скатайте два продолговатых снежных кома и расположите их возле основания скульптуры. Ноги можно украсить старыми тапочками, сандалиями, но можно обойтись и без обуви.

Как слепить лицо снеговика

Обязательный атрибут лица снеговика – нос-морковка. Она должна быть красивой, аккуратной и чистой, без следов гнили и почерневших пятен. При желании морковку можно заменить шишкой – получится отличный новогодний вариант.

Рот и глаза фигуры можно сделать из небольших камушков или сухих ягод примерно одинакового размера, угольков или красивых пуговиц. Благодаря этому снеговик получится привлекательным и реалистичным. Из маленьких веточек можно сделать брови и ресницы снеговика.

Одеваем снеговика

Чтобы детская забава принесла мальчикам, девочкам и их родителям максимум радости, нужно научиться не только правильно лепить снеговика, но и наряжать его. Благодаря этому фигура будет выглядеть эффектно и привлекательно, не напоминая бесформенную снежную глыбу.

Эффектные варианты:

  • традиционное ведро на голове снежной бабы можно заменить старой, ненужной шапкой или кепкой;
  • шею фигуры обвяжите вязаным шарфом;
  • рукавички или перчатки станут отличным завершением зимнего образа.

Для одевания снеговика можно использовать практически любые старые, ненужные вещи, опираясь исключительно на собственную творческую фантазию.

Добавляет аксессуары для снеговика

Правильно подобранные аксессуары отлично дополнят образ снеговика и делают его гармоничным. Обязательно украсьте средний и нижний шар фигуры яркими, красочными пуговицами. Отличными дополнительными аксессуарами станут лопата, метла или веник, которые снеговик держит в руке.

Оригинальное и креативное решение – раскраска снежной фигуры при помощи гуаши или красок в баллончиках. Такое веселое, увлекательное и творческое занятие понравится любому малышу. Здесь все зависит только от вашей фантазии – можно окрасить каждый снежный ком отдельным цветом, нарисовать на лице снеговика румянец или веселую улыбку, украсить его туловище красивыми снежинками или любыми другими узорами.

Укрепляем снеговика, чтобы дольше простоял

Пошаговое создание снеговика знакомо многим, но как укрепить фигуру, чтобы она простояла как можно дольше – знает далеко не каждый. Чтобы снеговик был максимально устойчивым, не наклонился и не упал, все три кома необходимо зафиксировать при помощи тонкой палки, вбитой в верхний шар.

Делают это аккуратно, чтобы снежные шары не распались. Фиксирующая палка должна пройти полностью через все три кома. Верхнюю часть палки можно замаскировать при помощи шарфика или любых других аксессуаров.

Не менее эффективный вариант – создание тонкой ледяной корки, которая будет надежно фиксировать фигуру. Для этого после окончания лепки взбрызните снеговика холодной водой – лучше всего при помощи пульверизатора или веника, чтобы жидкость легла каплями. Наилучший результат можно получить в морозную погоду.

Что еще можно слепить из снега

Снеговик – это далеко не единственное, что можно слепить из снега. Веселым, незабываемым развлечением станет создание снежной «семейной» пары – двух фигур, украсив одну галстуком или повязкой, а вторую бусинами из калины, старым фартуком или блестящими елочными гирляндами.

«Подругу» снеговика можно украсить косичками из сухой травы или старой мочалки, завязанные бантиками – получится очень интересно и необычно. Снежную бабу можно заменить «дедом», создав его образ при помощи старых очков, бороды из мочалки и газеты в руках.

Детям младшего возраста обязательно понравится лепить из снега забавных зверят – мышонка, котика, собаку. Но родители должны помнить, что создание зоологических фигур требует определенного опыта, поэтому лучше всего заранее немного потренироваться.

Что делать, если снег рыхлый и не лепится

Дети лепят снеговика в любую погоду, а если снежное творение не получается, сильно огорчаются. Причиной зимней неудачи может стать слишком рыхлый, «пушистый» снег. В таком случае ребятам можно помочь, поливая снежок небольшим количеством воды в процессе лепки.

Заключение

Лепка снеговика – это веселое, увлекательное и забавное занятие, которое нравится и взрослым, и детям. Проявляйте фантазию, экспериментируйте, создавайте яркие, оригинальные скульптуры – и отличное новогоднее настроение всей семье гарантировано.

Ссылка на основную публикацию