Чемодан или жизнь?

Жизнь на чемоданах, или Шесть месяцев в пути

Когда меня в очередной раз спрашивают, сколько мы уже путешествуем, я с каким-то неверием отвечаю: «Уже полгода».

Эта цифра кажется нереальной для человека, который раньше уходил в отпуск максимум на 14 дней. Руки тянутся к календарю — перепроверить.

Сегодня я хочу поговорить о том, что же на самом деле такое — длительное путешествие. Почему стоит на это решиться, к чему нужно быть готовым и что обязательно нужно сделать перед отъездом.

Почему нужно решиться на поездку

Если у вас, как и у нас в свое время, нет-нет да и возникает мысль о поездке «надо бы это когда-нибудь сделать», сядьте и наметьте дату. Пусть это будет через год (как было в нашем случае) или два. Главное — обозначьте срок.

Мы гнали от себя мысли о поездке три года, потому что «работа в офисе», «так не бывает», «страшно», (это, конечно, мои мысли, муж у меня бесстрашный), «на какие деньги?», «а что потом?». Последний вопрос, я думаю, может остановить больше других.

Что вы будете делать потом? Знаете, если за время поездки вам не придут в голову другие идеи другой жизни (что вряд ли), вы всегда сможете вернуться в офис. Да, скорее всего, не в ту же компанию и, возможно (но не факт), на меньшие деньги, но, черт, вы ВСЕГДА сможете это сделать!

Мы никогда не исключали этот вариант, но пока фонтанируем другими идеями, которых без этой поездки и не было бы. И, кстати, именно в поездке мы поняли, что нам не нужно столько денег, сколько мы привыкли получать и тратить. Качество нашей жизни не ухудшилось от того, что мы стали тратить меньше. Наоборот, оно возросло в разы.

Самым сильным стимулом для поездки для меня была мысль «моя жизнь проходит, сколько можно ее откладывать?». Мы все верим в магическое «завтра», но что, если оно не наступит никогда, а вместо него останется только унылое «сегодня» с постоянными сомнениями и страхами? Иногда, чтобы вырасти, приходится наступить на горло и себе, и страхам. Особенно страху перед новым.

Оборачиваясь назад, я хочу сказать: каким бы сложным ни казалось это решение, оно на самом деле оказалось легким. Если сравнить, сколько сил и времени мы затратили на создание нашего сайта по поиску работы и на подготовку к поездке, сайт потребовал значительно больше ресурсов.

Если вам кажется, что подготовиться к поездке сложно, это не так. Я уверена, что в своей жизни вы уже делали что-то гораздо более трудное.

Еще я хочу попросить вас подумать, сколько сил вы тратите, уговаривая себя пойти на нелюбимую работу, чтобы пару раз в год уехать в отпуск на две недели. Жизнь, она не «когда-нибудь потом», она сейчас. И чем больше мы встречаем таких же людей как мы, тем правильнее мне кажется наш выбор.

Поездка не решит всех ваших проблем, но она абсолютно точно изменит ваше восприятие мира и откроет новые горизонты. Вы поймете, что жизнь на самом деле не такая уж и сложная штука. В конце концов, все сводится к тому, что ты что-то хочешь и делаешь, или хочешь, но не делаешь и страдаешь из-за этого. Выбор, как жить — за вами.

К чему нужно быть готовым

Самый главный миф, с которого мне хочется начать, — это вера, что как только ты уедешь путешествовать, жизнь твоя засверкает алмазными гранями, все 24 часа ты будешь ходить с горящими глазами, эмоции зашкалят, а ты станешь счастлив беспредельно и до конца. Иногда, когда я читаю комментарии из серии «Таня, не сметь грустить! Ты же живешь в мечте!» или «Как ты можешь такое говорить? У тебя же теперь улыбка должна быть все 24 часа в сутки», мне хочется спросить: «Серьезно?».

Конечно, исполнение заветной мечты, особенно такой огромной, как длительное путешествие, зарядит вас энергией и позитивом. На первом этапе. Потом первые эмоции улягутся, и вы вернетесь в свое привычное «Я». Если оно — суперпозитивное, довольное существо с горящими глазами и улыбкой до ушей, тогда да, миф, описанный выше, окажется реальностью. Но если вы обычный человек, как я, то вы будете испытывать разные эмоции. Счастье, конечно, тоже будет. Моментами. Но будут и сомнения, страхи, усталость, расстройство. Сам факт поездки не вылечит вас от ваших внутренних блоков и сомнений. По крайней мере, не сразу и не автоматически. Чтобы измениться, нужно работать с собой, а не ждать чуда.

В каких-то странах вам просто может быть плохо. Не заставляйте себя в этом случае все равно объездить все достопримечательности, чтобы поставить крестик в списке. Путешествие — это ведь про удовольствие. Именно по этой причине мы не поехали смотреть на Тадж-Махал, а перебрались в следующую страну раньше времени. И я не жалею об этом.

В какой-то момент вас может потянуть домой. У нас сейчас нет места, в которое мы можем вернуться, все это впереди, но иногда меня охватывает тоска по дому. Может быть, именно из-за того, что физически его у нас нет. А в Малайзии мы встретили путешественника, который настолько скучает по своей семье, что за шесть месяцев уже дважды съездил в Канаду, чтобы навестить родных.

Все станет нормой. Вспомните, когда вы последний раз, что-то очень сильно хотели и получали. Сколько времени проходило до момента, когда вы переставали носиться с желаемым. Например, с новой моделью телефона? В какой-то момент вы просто привыкли к нему. Можете не верить, но с путешествиями та же история. Сейчас для меня это абсолютная норма, просто такой период жизни. Естественным стали многие вещи — переезды, работа по программе воркэвэй, переходы границы, новые люди вокруг. Если раньше на адаптацию в новой стране нам требовалось время, теперь мы просто приезжаем и продолжаем жить — заниматься своими проектами, гулять и прочее.

Лень была, есть и будет. Например, в понедельник мы запланировали поездку в национальный парк Тароко — главную достопримечательность Тайваня, но мне было лень. Если сравнить свое поведение с поведением в коротком отпуске, конечно, в отпуске я энергичнее, потому что там есть ограничение по времени. Здесь же его нет. В парк мы, кстати, все же съездили, и это действительно нечто непередаваемое.

Ну и про адаптацию. Не к климату, а к вашему новому образу жизни. Мне потребовалось три месяца, чтобы начать думать о делах, и еще чуть больше времени, чтобы действительно начать их делать. Сейчас я по уши закопалась в свой проект и стала видеть результаты. Немного похвастаюсь) Мои статьи спустя два года существования блога, наконец-то, стали выходить на первые строчки в поиске Яндекса и Google. Для меня это непередаваемое счастье, которое подтверждает одно: нужно меньше сравнивать себя с другими и больше делать. Организация процесса удаленной работы в путешествии тоже требует времени. Если дома у вас есть привычный рабочий уголок, то в поездке придется довольствоваться тем, что есть. На первых порах меня это останавливало (тут не так и там не то), но теперь уже все равно. Я включаю музыку, надеваю наушники и погружаюсь в свой мирок.

Бояться будущего — это нормально! Только не давайте этому страху себя сковать. Ну, испугаетесь вы, и что дальше? Что это изменит? Лучше улыбнитесь миру, поверьте в его доброту, и он обязательно улыбнется вам в ответ.

Что нужно сделать перед отъездом

Продайте вещи, которыми вы давно не пользуетесь

Разберите, отдайте или продайте все, чем вы давно не пользуетесь. Электроника, одежда, книги, мебель и даже автомобиль — продажа этих вещей может существенно пополнить ваш бюджет путешественника. Также это поможет вам обнулиться перед новым стартом и освободить место для жизненных перемен.

Выберите правильную туристическую страховку

Если вы планируете путешествовать длительный срок, обязательно озаботьтесь страховкой. Я не очень хотела это делать, когда готовилась к поездке, но муж настоял. И я не пожалела. За первые три месяца мы уже три раза были в больницах в Индии, Таиланде и на Шри-Ланке (к счастью, ничего серьезного).

На что стоит обратить внимание, выбирая страховку:

1. Даже если написано, что страховка годовая, проверьте количество дней, в течение которых она действует. Большинство годовых страховок действуют в течение 30-45 дней за год, что никак не подходит для длительного путешествия. Ищите страховку со сроком покрытия 365 дней,

2. Выбирайте страховку с возможностью подачи заявлений онлайн с приложением сканов чеков и прочих документов. Многие страховые компании настаивают на получении оригиналов документов (на мой взгляд, это сделано, чтобы усложнить процесс получения возмещения средств, плюс документы могут «потеряться» в пути).

3. Выбирайте страховку с 0 оплатой, многие страховые ставят условие —они выплачивают вам расходы, превышающие некую сумму (например, 50 евро). В случае путешествия по Азии или Латинской Америки, где цены на медицину значительно ниже, вы рискуете постоянно сами платить за себя, не прибегая к страховке. Все три счета в больнице у нас были меньше 50 евро, поэтому если бы мы выбрали страховку с ограничениями по выплате, мы бы не получили никакого возмещения. Я приобрела страховку True Traveler за 420 евро на год, но эта компания подходит только для резидентов ЕС. Цены в других страховых компаниях были примерно 800-900 евро.

Закажите карточку для выгодной конвертации валют

Сейчас объясню, что я имею в виду. Самое страшное в дороге — это если вашу карточку взломают и снимут с нее все деньги. Прощай мечта и поездка. Чтобы избежать этого, мы создали тройную систему хранения денег. Первый счет, на котором хранится вся сумма на поездку, связанный с другим банковским счетом, на который мы периодически переводим энную сумму, к которой привязана еще одна карта — Revolut, представляющая собой мобильный банк. На Revolut мы переводим примерно 200 евро, платим и снимаем деньги только с нее. То есть если ее взломают мошенники, они не смогут снять с нее много денег. Конвертация с Revolut происходит по курсу биржи, а не банка. При этом мы минуем двойную конвертацию, т.к. у нас счета в евро (при конвертации в банке сначала ваша валюта конвертируется в доллары и потом доллары переводят в валюту страны, где вы находитесь. Денег на этой операции теряется до фига). Мы пользуемся Revolut уже шесть месяцев, много раз сравнивали курс биржи и конвертируемый по карте — все прекрасно. Еще один плюс — моментальный доступ к счету и всем транзакциям через приложение в телефоне, при наличии интернета, конечно же.

Revolut можно заказать резидентам ЕС (по крайней мере, так было, когда мы заказывали).

Скачайте карты Maps.me

Если бы не эти офлайн-карты, наше путешествие было бы намного более стрессовым. Далеко не во всех странах люди говорят по-английски. Например, в Мьянме на нем говорят только в отелях. Больше нигде. Другая особенность некоторых наций — даже не зная дороги, куда вам надо идти, они все равно вас отправят куда-то. В Индии несколько раз мы уходили вообще непонятно куда, поверив местным. После этого мы пользуемся исключительно только maps.me, и спрашиваем дорогу, только если данных о нужном месте на карте нет.

Пользуйтесь приложениями Uber и Grab

Чтобы избежать грабительских цен таксистов и неприятных ситуаций (иногда тук-тукщики после поездки начинали с нас требовать двойную плату, говоря, что цену они озвучивали на одного пассажира или пытались забыть отдать сдачу). С такси-приложениями вы минуете весь этот треш. Можно привязать карту к счету в приложении и вообще не платить наличкой, система автоматически спишет с вашей карты нужную сумму.

Взять MUST HAVE вещи

Как человек с чувствительным сном, я рекомендую иметь при себе беруши и маску для глаз. В некоторых отелях мы получали сюрпризные сюрпризы в виде невыключающейся подсветки номера и шума с улицы. Ну и конечно же, соберите аптечку первой необходимости. Несмотря на то, что в аптеках вы, скорее всего, есть аналоги нужных лекарств, не всегда можно найти аптеку поблизости.

Сделайте копии документов и фото

Сделайте заранее хотя бы пять копий вашего загранпаспорта. Также имейте при себе не менее 10 фото размера 4х5 (при необходимости его можно уменьшить до 3х4). Были моменты, когда нам приходилось изрядно побегать в поисках ксерокса или фотопечати. Цены на эти услуги в Азии оказались дороже, чем в Европе.

Как путешествовать недорого

В заключение хочу поделиться несколькими идеями, как можно сократить расходы в пути.

1. Используйте сайт Workaway.info — специальная площадка, помогающая найти работу с частичной занятостью за границей. В день вы работаете до пяти часов, помогая в отелях, кафе, фермах и т.д. Взамен получаете проживание и питание, зарплаты нет, но если вы посчитаете, сколько потратили бы на отель и кафе, вы увидите, что этот способ помогает существенно сократить расходы. Например, за месяц жизни в Малайзии на двоих мы потратили всего 350 евро.

Читайте также:  Редизайн старой сумки: как сделать

2. Используйте CouchSurfing.com, чтобы найти бесплатный ночлег в новой стране. Но помните: вы заселяетесь не в отель, вам делают одолжение. Будьте благодарны хозяину жилья, убирайте за собой и помогайте при необходимости по дому.

3. Используйте house sitting – вы живете в чужом доме, почти всегда присматривая за питомцами, пока хозяева в отпуске. Способ нами не опробованный из-за стоимости регистрации на сайте (примерно 100 долларов за доступ к базе хостов на год), но я знаю людей, кто путешествует таким способом, полностью экономя на проживании. Посмотреть предложения можно, например, на сайте https://www.trustedhousesitters.com/accounts/signup/join-now.

4. Пользуйтесь бонусными ссылками booking.com и похожих сайтов. При бронировании жилья дороже 30 евро или 1 000 рублей по ссылке друга, booking.com перечисляет и вам, и вашему другу по 15 евро после проживания. Ссылку друга можно использовать только один раз, еще 10 раз ваши друзья могут воспользоваться вашей ссылкой, т. е. в сумме вы можете получить 165 евро или 11 тысяч рублей.

5. Путешествуйте ночными автобусами — так вы сэкономите на ночевках в гостинице. Мы объездили всю Мьянму, проведя в автобусах около 100 часов. Ночные автобусы неплохо оборудованы, кресла опускаются до приемлемого для сна уровня, а в Таиланде кресла в нашем автобусе и вовсе оказались массажными.

6. Купите рюкзак размера ручной клади. Это существенно сократит стоимость авиабилетов. У нас не получилось поместить все необходимое в такие рюкзаки, поэтому мы всегда вынуждены платить дополнительно за багаж. В поездке мы встречаем многих, кто уместил всю свою жизнь в ручную кладь. И им немного легче ездить, чем нам.

7. По возможности пересекайте границы на автобусе, лодке или пешком. Используйте самолеты только в крайней необходимости, так как билеты на автобус или лодку в разы дешевле авиабилета. Например, перелет из Таиланда в Мьянму обошелся бы нам в 250 евро. Мы выбрали автобус и лодку. Расходы на билеты и одну дополнительную ночь составили 80 евро.

8. Если возможно, оформляйте визу онлайн. Это гораздо дешевле чем при оформлении визы через консульство.

Вот тут можно прочитать о выводах, которые я сделала после трех месяцев в пути. Надеюсь, наш опыт и советы окажутся вам полезны. А ваши мечты о жизни в путешествии станут чуть ближе к воплощению.

Чемодан или жизнь?

Когда меня в очередной раз спрашивают, сколько вы уже путешествуете, я с каким-то неверием отвечаю: “уже 6 месяцев”. Эта цифра кажется настолько огромной и нереальной для человека, чей максимальный отпуск раньше составлял 14 дней за раз, что хочется взять в руки календарь и перепроверить. И сегодня я хочу поделиться тем, что же на самом деле такое — длительное путешествие. Почему стоит решиться, к чему нужно быть готовыми и что обязательно нужно сделать перед отъездом.

Сохранить в Pinterest

Почему нужно решиться на поездку

Если у вас, как и у нас в свое время, мысль о поездке нет-нет да вылазит в сознании и рождает мысли, что “надо бы это когда-нибудь сделать”, сядьте и наметьте дату. Пусть это будет через год (как было в нашем случае) или два. Главное — поставьте срок.

Мы гнали от себя мысли о поездке 3 года, потому что “работа в офисе”, “так не бывает”, “страшно”, (это, конечно, мои мысли, муж у меня бесстрашный), “на какие деньги?”, “а что потом?”. Последний вопрос, я думаю, может остановить больше других. А что вы будете делать потом? Знаете, если за время поездки вам не придут в голову другие идеи другой жизни (что вряд ли), вы всегда сможете вернуться в офис. Да, наверное, не в ту же компанию и, возможно (но не факт), на немного меньшие деньги, но, черт, вы ВСЕГДА это можете сделать! Мы никогда не исключали этот вариант, но пока мы фонтанируем другими идеями, которых без этой поездки и не было бы. И, кстати, именно в поездке мы поняли, что нам не нужно столько денег, сколько мы привыкли получать и тратить. Качество жизни у нас не ухудшилось от того, что мы стали тратить меньше. Оно, наоборот, возросло в разы.

Самым сильным стимулом для поездки для меня была мысль “моя жизнь проходит, сколько можно ее откладывать?”. Мы все верим в магическое “завтра”, но что, если оно не наступит никогда, а вместо него останется только унылое сегодня с постоянными сомнениями и страхами? Иногда, чтобы вырасти, приходится наступить на горло и себе, и страхам. Особенно страху нового.

Сейчас оборачиваясь назад, я хочу сказать следующее: каким бы сложным не казалось это решение, оно на самом деле легкое. Если сравнить, сколько сил и времени мы затратили на создание нашего сайта по поиску работы и подготовку к поездке, сайт у нас по этим показателям впереди планеты всей. Я к тому, что если вам кажется, что подготовиться к поездке сложно, это не так. Я уверена, что в своей жизни вы уже делали что-то более трудное.

Еще я хочу попросить вас подумать, сколько сил вы тратите, уговаривая себя пойти на нелюбимую работу, чтобы потом уехать в отпуск на 2 недели и забыться. Жизнь, она не когда-нибудь потом, она сейчас. И чем больше мы встречаем таких же людей как мы, тем правильнее мне кажется наш выбор.

Поездка не решит всех ваших проблем, но она абсолютно точно изменит ваше восприятие мира и откроет новые горизонты. Вы поймете, что жизнь на самом деле не такая уж и сложная штука. В конце концов, все сводится к тому, что ты что-то хочешь и делаешь, или хочешь, но не делаешь и страдаешь из-за этого. Вам делать выбор, как жить.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Что нужно сделать перед отъездом

Продайте вещи, которыми вы давно не пользуетесь. Разберите, отдайте или продайте все, чем вы давно не пользуетесь. Электроника, одежда, книги, мебель и даже автомобиль — продажа этих вещей может существенно пополнить ваш бюджет путешественника. Также это поможет вам обнулиться перед новым стартом и освободить место для жизненных перемен.

Выберете правильную туристическую страховку. Если вы планируете путешествовать длительный срок, обязательно озаботьтесь страховкой. Я не очень хотела это делать, когда готовилась к поездке, но муж настоял. И я не пожалела. За первые 3 месяца мы уже 3 раза были в больницах в Индии, Тайланде и на Шри-Ланке (к счастью, ничего серьезного). На что стоит обратить внимание, выбирая страховку:

1) даже если написано, что страховка годовая, проверьте количество дней, в течение которых она действует. Большинство годовых страховок действуют в течение 30-45 дней за год, что никак не подходит для длительного путешествия. Ищите страховку со сроком покрытия 365 дней,

2) выбирайте страховку с возможностью подачи заявлений онлайн с приложением сканов чеков и прочих документов. Многие страховые компании настаивают на получении оригиналов документов (на мой взгляд это сделано, чтобы усложнить процесс получения возмещения средств, плюс документы могут “потеряться” в пути).

3) выбирайте страховку с 0 франшизой, многие страховые ставят условие – они выплачивают вам расходы, превышающие некую сумму (например 50 евро). В случае путешествия по Азии или Латинской Америки, где цены на медицину значительно ниже, вы рискуете постоянно сами платить за себя, не прибегая к страховке. Все 3 счета в больнице у нас были меньше 50 евро, поэтому если бы мы выбрали страховку с ограничениями по выплате, мы бы не получили возмещение. Я приобрела страховку True Traveler за 420 евро на год, но эта компания подходит только для резидентов ЕС. В основном, цены в других компаниях были примерно 800-900 евро.

Закажите карточку для выгодной конвертации валют. Сейчас объясню, что я имею в виду. Самое страшное в дороге – это если вашу карточку взломают и снимут с нее все деньги. Прощай мечта и поездка. Чтобы избежать этого мы создали тройную систему хранения денег. Первый счет, на котором хранится вся сумма на поездку, связанный с другим банковским счетом, на который мы периодически переводим nn-ю сумму, к которой привязана еще 1 карта – Revolut, представляющая собой мобильный банк. На Revolut мы переводим примерно 200 евро, платим и снимаем деньги только с нее. То есть если ее взломают, они смогут снять не очень много денег. Какой плюс еще есть у Revolut – конвертация по супер-выгодному курсу биржи, а не банка. При этом мы минуем двойную конвертацию, т.к. у нас счета в евро (при конвертации в банке сначала ваша валюта конвертируется в доллары и потом доллары переводят в валюту страны, где вы находитесь. Денег теряется на этой операции до фига). Мы пользуемся Revolut уже 6 месяцев, много раз сравнивали курс биржи и конвертируемый по карте – все прекрасно) Revolut можно заказать резидентам ЕС (по крайней мере, так было когда мы заказывали). Еще один плюс – это моментальный доступ к счету и всем транзакциям через приложение в телефоне, при наличии интернета, конечно же. Аналог – WB21 .

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Скачайте карты Maps.me. Если бы не эти оффлайн-карты, наше путешествие было бы намного более стрессовым, чем оно есть. Дело в том, что не во всех странах люди говорят по-английски. Например, в Мьянме на нем говорят только в отелях. Больше нигде. Другая особенность некоторых наций – даже не зная дороги, куда вам надо идти, они все равно вас отправят куда-то. В Индии несколько раз мы уходили вообще непонятно куда, поверив местным. После этого мы пользуемся исключительно только maps.me, спрашиваем дорогу, только если данных о нужном месте нет на карте.

Пользуйтесь приложениями Uber и Grab. Чтобы избежать грабительских цен таксистов и неприятных ситуаций (иногда тук-тукщики после поездки начинали с нас требовать двойную плату, говоря, что цену они озвучивали на одного пассажира или пытались забыть отдать сдачу). С такси-приложениями вы минуете весь этот треш. Можно привязать карту к счету в приложении и вообще не платить наличкой, система автоматически спишет с вашей карты нужную сумму.

Возьмите MUST HAVE вещи. Как человек с чувствительным сном, я рекомендую иметь при себе беруши и маску для глаз. В некоторых отелях мы получали сюрпризные сюрпризы в виде не выключающихся в номере подсветок и шума с улицы. Маска и бируши – мои спасители в таких случаях. Ну и конечно же, соберите аптечку первой необходимости. Несмотря на то, что в аптеках вы, скорее всего, найдете аналоги нужных лекарств, не всегда аптеки бывают рядом.

Сделайте копии документов и фото. Сделайте заранее хотя бы 5 копий вашего загран паспорта. Также имейте при себе не менее 10 фото размера 4х5 (при необходимости его можно уменьшить до 3х4). Были моменты, когда нам приходилось изрядно побегать в поисках ксерокса или фотопечати. Цены на эти услуги оказались даже дороже, чем в Европе.

Как путешествовать недорого

В заключение хочу поделиться несколькими идеями, как можно сократить расходы в пути.

  1. Используйте сайт Workaway.info — специальная площадка, помогающая найти работу с частичной занятостью заграницей. В день вы работаете до 5 часов, помогая в отелях, кафе, фермах и т.д. В ответ вы получаете проживание и питание, зарплаты нет, но если вы посчитаете, сколько вы потратите на отель и кафе, вы увидите, что этот способ помогает существенно сократить расходы. Например, за месяц жизни в Малайзии на двоих мы потратили всего 350 евро.
  2. Используйте CouchSurfing.com , чтобы найти бесплатный ночлег в новой стране. Но помните: вы заселяетесь не в отель, вам делают одолжение. Будьте благодарны хозяину жилья, убирайте за собой и помогайте при необходимости по дому.
  3. Путешествуйте ночными автобусами — так вы сэкономите на ночевке в гостинице. Мы объездили на автобусах всю Мьянму, проведя в них около 100 часов. Ночные автобусы неплохо оборудованы, кресла опускаются до приемлемого для сна уровня, а в Тайланде кресла в нашем автобусе даже оказались массажными.
  4. По возможности купите рюкзак размера ручной клади. Это существенно сократит стоимость авиабилетов. У нас не получилось поместить все необходимое в такие рюкзаки, поэтому мы всегда вынуждены платить дополнительно за багаж. В поездке мы встречаем многих, кто уместил свою жизнь в ручную кладь. И им немного легче ездить, чем нам.
  5. По возможности пересекайте границы на автобусе, лодке или пешком. Используйте самолеты только в крайней необходимости, так как билеты на автобус или лодку в разы дешевле авиабилета. Например, перелет из Тайланда в Мьянму обошелся бы нам в 250 евро. Мы выбрали автобус и лодку. Расходы на билеты и одну дополнительную ночь составили 80 евро.
  6. Если возможно, оформляйте визу онлайн. Это гораздо дешевле цены, которую вам придется заплатить при оформлении визы через консульство.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Прочитать про выводы, которые я сделала после 3 месяцев в пути можно ТУТ . Я надеюсь, что моя статья была вам интересна и полезна. Если есть вопросы по нашему путешествию, пишите, с радостью отвечу

Читайте также:  Декорирование обувной коробки Коробка путешественника

Техника «Чемодан жизни»

Экология жизни. Психология: Чтобы осуществить перемены и достичь своих целей, проведите ревизию «любимого чемодана», с которым путешествуете по жизни.

Чтобы осуществить перемены и достичь своих целей, проведите ревизию «любимого чемодана», с которым путешествуете по жизни.

Я хорошо помню свой старый дорожный чемодан. Он достался мне по наследству от мамы или тёти. Он был неудобным, но таким любимым и привычным, что я долгие годы отправлялась с ним в любые поездки.

Перемены — это замечательно! Как много хочется сделать в предвкушении нового старта! Как велики амбиции и сила вдохновения! Но со временем амбиции идут на спад, вдохновение затухает, а мы возвращаемся в привычный образ жизни. И в новую поездку отправляемся с тем же самым пыльным чемоданом.

Что я несу в своем чемодане жизни

В коучинге есть техника «Декартовы вопросы» — инструмент для работы с возможностями, который помогает понять все плюсы и минусы предстоящего выбора и оценить имеющиеся ресурсы. Однако для работы с этим инструментом нужно иметь чёткое представление о том,

где я сейчас и что есть в моём «чемодане жизни»?

Главная задача в том, чтобы понять: что накоплено к сегодняшнему дню и какие навыки/таланты/действия привели к текущему состоянию дел?

Исследуйте «исходную точку» по следующей схеме:

  • Где я?
  • Кто я?
  • Что меня сюда привело?
  • Зачем мне это нужно?

Посмотрите на свой чемодан – красный или зеленый, большой или маленький, объёмный или плоский.

Представьте, что этот чемодан — карта вашей личности. В нем вы храните свои навыки, знания, достижения и многое-многое другое. То есть он олицетворяет то, кем вы являетесь «здесь и сейчас».

Внимательно рассмотрите свой чемодан. Если бы вы встретили человека с таким багажом, что бы вы сказали о нем?

Подумайте о той точке, в которой вы желаете оказаться в ближайшее время.

А теперь ответьте на следующие вопросы:

  • Куда я двигаюсь с этим чемоданом?
  • Нужно ли мне всё то, что лежит внутри?

Мысленно вернитесь в настоящий момент, откройте чемодан и начинайте выкладывать из него всё содержимое, сортируя вещи по стопкам.

1. Вот эта стопка вещей – ваши мысли, ваши убеждения, то, что мешает вам добраться до желаемой точки. Оставьте только то, что вам действительно нужно.

2. Вот эта стопка вещей – ваши действия, текущие проекты, всё то, что вы делаете ежедневно.

Как это соотносится с тем, куда вы хотите прийти? Приближает ли все это к заветной точке на карте?

3. Вот эта стопка вещей – то, что является вашими батарейками или аккумуляторами. То, что приятно носить с собой, что радует и заряжает, поддерживает и вдохновляет.

Проверьте все потайные карманы. Возможно, там вы обнаружите то, о чём давно забыли.

И, наконец, чемодан пуст.

Начните упаковывать его заново, чтобы все вещи лежали ровненько, одна к одной.

Руководствуясь принципом практичности и полезности, возьмите только то, что вам помогает, чем постоянно пользуетесь, что не будет лежать в чемодане впустую.

После того как из чемодана было удалено все то, что отслужило свой срок, в нем освободилось много свободного места для чего-то новенького.

В книге «Сердце перемен» рассказана история о наклейках. Для бесплатной мойки автомобиля необходимо набрать определенное количество наклеек. В начале эксперимента одним участникам было выдано ноль наклеек, а другим – сразу две наклейки. Выяснилось, что те, кто имел по две наклейки на старте, справились с заданием гораздо быстрее.

Когда у вас есть некий «задел», путь к переменам значительно сокращается. Понимание координат отправной точки и наличие нужного багажа в вашем чемодане — это и есть тот задел. Это тот самый стартовый капитал, который помогает попасть из точки А в точку Б значительно быстрее.

Желаю вам осознанных и легких перемен и движения в ногу со своим собственным временем! Счастливого пути! опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Автор: Мария Байчурина

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Чемодан для жизни

Чемодан отца

В мою жизнь чемоданы вошли сразу с моим рождением и сопровождают меня по сей день. Или это я в их жизнь вошел и их сопровождаю – тут не сразу и поймешь. Первый, который я помню, — отцовский. Замечательный фибровый чемодан, с укрепленными уголками и удобной ручкой, с которым он приехал из Румынии, где отслужил «срочную». Приехал погостить после армии к сестре в Петрозаводск, да так и остался насовсем. Встретил мою маму, женился — и родился я. Мама, когда переехала в комнату отца, тоже принесла свой фибровый чемоданчик. А вот отец всегда гордился тем обстоятельством, что его холостяцкое имущество составляло не только содержимое одного чемодана.

Мне отцовский чемодан всегда нравился тем, что, как и его хозяин, он основателен и надежен. Как и огромный пятистенок, который отец построил, уже выйдя на пенсию, где нашлось достойное место и этому чемодану. Причем с годами чемодан, как и отец, ничуть не растерял настоящей мужской надежности. И хранит в себе настоящие мужские вещи — сети, лески и прочие рыбацкие припасы. Когда я достиг подросткового возраста, начались мои самостоятельные путешествия, и мне всегда хотелось сложить свою поклажу именно в этот чемодан. Но все-таки он был не для юноши – тяжелый и угловатый.

Мой первый чемодан

Мой первый, а точнее, наш с женой чемодан подарил на свадьбу друг. Как и положено подарку, он не имел никаких наклеек, бирок или ценников, но был явно европейского происхождения. И у него были поводок и колесики. Наши люди, делая подарки, часто решают брать размером. В этот чемодан потом моя жена целиком забиралась, а я ее по однокомнатной квартире возил. А чего такого? Машины своей еще нет, а колеса — уже пожалуйста. Правда, колеса маленькие и проходимость не та, но как мерная емкость объема жены и лекало ее гибкости он служил 16 лет.

Продавец, копошащийся рядом, придает нам решимости: «Думайте быстрее! Видите, я ценники переписываю, сейчас с кассетами и батарейками закончу и к вашей витрине перейду. Сука Кириенко, по два раза в день переписываю».

Как и все, кто застал эпоху всяческих дефицитов, этот чемодан был готов тащить в дом все, отовсюду и помногу. Досматривали его на каждой границе. А в Амстердаме мне с чемоданом пришла на выручку вся группа. Нас поселили на втором этаже гостиницы, где в свое время проживал Рембрандт. То есть здание не новое, рассчитано было на старых голландцев с мольбертами, а не на современных русских с чемоданами. Я застрял на сгибе узкой винтовой лестницы, как Винни-Пух в норе Кролика. Создал чудовищную пробку из уставших в автобусе людей. И этот мой позор превратился в звездный миг чемодана – общими усилиями его развернули «на попа» и передавали наверх с рук на руки вдоль опоры лестницы. Так на поднятых людских руках проплывают над толпой истинные народные любимцы.

Апофеозом его вместимости и грузоподъемности было наше путешествие на автобусе по Италии. Август, 1998 год. Проездом через Москву, покупаем новый аккумулятор для видеокамеры. Выбираем долго. Причем не какой брать, а брать или не брать вообще. Неделю назад видеокамера стоила столько же, сколько сейчас один лежащий перед нами аккумулятор. Продавец, копошащийся рядом, придает нам решимости: «Думайте быстрее! Видите, я ценники переписываю, сейчас с кассетами и батарейками закончу и к вашей витрине перейду. Сука Кириенко, по два раза в день переписываю».

На родине — дефолт. Гуманные итальянцы вводят дополнительную квоту на иммиграцию для 10 000 жертв экономической политики «Киндер-сюрприза». Всего и делов — доехать из Римини до Рима и написать заявление: «Я жертва, хочу жить здесь». Не поехали, не написали. Чемодан тянул нас домой всем своим весом. В нем было четыре 2-литровых кувшина с оливковым маслом, четыре килограммовых плитки шоколада, 16 пачек молотого и зернового кофе, с десяток банок растворимого, головка сыра пармезан, вина, ликеры и многие другие съедобные сувениры, которые были припасены для родных и близких, над которыми на родине в очередной раз ставили опыты на выживание.

Оранжевое настроение

После того вояжа чемодан надолго забился в шкаф. Все-таки дефолт ударил и по семейному бюджету, и по жизненным приоритетам. Его грузоподъемность была востребована лишь дважды — при переездах на новые квартиры большей комнатности и площади. Сейчас его карьера в логистике почти закончена — уехал на ПМЖ на историческую родину другого моего друга. Но оттуда мало кто возвращается, а если на побывку кто и приедет, то для подарков берут тару поменьше. Видимо, этот чемодан за время ссылки в шкафу поменял свою точку зрения и сделал иной, возможно, более правильный выбор места жительства. Зато в шкафу он пропустил еще одно событие — нас в семье стало трое, родилась дочь.

И в нашу семью пришло оранжевое настроение. Новый чемодан мы с женой покупали уже сами на основе приобретенного в путешествиях опыта. Прикинули, чего, сколько и куда с собой берем, и купили достаточно вместительный чемодан на колесиках с убирающейся внутрь ручкой (а не на веревочке, как первый), и главное — пронзительно оранжевого цвета. Главное его достоинство в цвете и заключалось. Его было невозможно не то что потерять, но и просто забыть. Сразу кто-нибудь начинает искать хозяина такой приметной вещи. Даже не искали, а сразу обращались к нам и спрашивали, зачем мы такой чемодан оставили. Праздничный оранжевый отблеск нашего чемодана делал немножко заметнее и его хозяев. И он со всей силой регулярно тянул нашу семью под оранжевое солнце Египта. Хотя судьба этого чемодана была сложнее, и карьера закончилась не столь радужно.

Самые крутые вечеринки именно там (в багажном отделении) и проходят, судя по помятому, но гордому виду, с каким он появлялся на транспортерной ленте в зале прилета.

Первый — европейский — чемодан летал только один раз — в свадебное путешествие. И хоть и на Канары, но потерял в том перелете одно колесико и получил рубленую рану плеча. А потом перемещался по Европе либо на своих колесиках, либо в багажнике автобуса. Второму досталась участь перелетной птицы. То есть осенью или ранней зимой, когда в родных краях становилось особенно стыло, промозгло, темно, мокро и противно, он сопровождал нас на юг. Но мы с женой и дочкой, как существа высшей ступени эволюции, летели за птицами в тесном эконом-классе, а он парил в просторном багажном отделении. Там лететь, видимо, значительно интереснее. Самые крутые вечеринки именно там и проходят, судя по помятому, но гордому виду, с каким он появлялся на транспортерной ленте в зале прилета. Его было заметно сразу и издалека, что сильно экономило время. Кстати, не помню, чтобы таможенники хоть раз просили его открыть. Пережив три перелета туда-обратно, чемодан подошел к черте, за которой маячила свалка истории. Сломано было все, что можно сломать, включая колеса, ручки, бока и опоры. Благодарить за это нужно исключительно багажные службы аэропортов. Но оранжевое настроение, создаваемое нашим чемоданом, подвигло меня лично сделать его настоящий капитальный ремонт с рестайлингом. Тем не менее четвертый перелет для него оказался последним, и он переехал на покой на дачу к родителям, окончательно растеряв все свои преимущества (кроме цвета) перед своими бесколесными собратьями.

Без багажа

Он поехал на заслуженный отдых на дачу к родителям, а приехал на дачу отца. Мама ушла налегке. Туда, куда она ушла, не берут никакого багажа. Наоборот, все оставляют. Оставляют добрую память, горы цветов и венков, принесенные многими десятками людей, и чувство скорби и смутной вины. Чемодан тоже остался, а оранжевое настроение пропало.

Третий чемодан по форме и объему напоминает своего предшественника, но оснащен более защищенной колесной системой и сделан из небьющихся материалов. Вместительная оболочка для багажа небольшой семьи. Из толпы похожих черных и темно-синих безликих чемоданов его выгодно выделяет лиловый оттенок. Вполне, впрочем, респектабельного спокойного цвета, в самый раз для размеренных семейных путешествий на автомобиле. Мы и купили-то его в Финляндии, куда ездили с женой набраться опыта таких вояжей. Не прошло и полугода с момента его покупки, но он так сильно скучает по своей родине, что мы уже трижды побывали в Скандинавии.

А недавно дочь попросила купить ей чемодан. Ее собственный чемодан — с ручкой и на колесиках. Конечно, ее детский выбор пал на яркий китайский чемоданчик, разукрашенный модными феями Винкс. Меня от покупки остановила даже не его заоблачная цена (как два дорогих взрослых чемодана). Меня смутила страна-производитель. Учитывая свой опыт путешествий и влияния чемоданов на мою жизнь, я ей куплю чемодан, сделанный на Кипре. И пусть он обязательно будет надежен, как чемодан ее деда. И, желательно, оранжевый.

Читайте также:  Пэчворк и квилтинг: как сделать

Человек-чемодан. Фигурка из шамота. Автор: Олег Ткачев

Зря упаковываешь чемодан или почему мы не добиваемся своих целей

Вместо вступления расскажу историю. Несколько лет назад я и мой хороший друг Боря сидели на кухне и разговаривали о жизни. Нужно отметить, что на тот момент он открыл для себя суфизм — древнюю традицию духовного совершенствования. В тот день я жаловалась на нестабильность и отсутствие мотивации. Между нами состоялся следующий диалог:

  • Все как-то непонятно вокруг. Вроде бы и хочется что-то поменять, но не знаю что. Когда уже знаю что, не знаю как. Иногда, охваченная мыслью “все плохо, нужно что-то менять”, даже начинаю перебирать варианты “может быть волосы покрасить в другой цвет?”, “может быть в спортзал пойти?”, “может быть бросить все и переехать в другой город?”, “может быть английский пойти учить?”… И все эти “может быть” не приносят удовлетворения, а вокруг все по-прежнему плохо.
  • (пауза секунд 30, и он медленно начинает говорить ) Представь себе, что сегодня утро воскресенья. Вся твоя семья в сборе: кто-то общается, кто-то смотрит телевизор, кто-то готовит еду. В этот момент ты врываешься в дом, достаешь из шкафа чемодан, и не говоря никому ни слова, начинаешь с выпученными глазами бегать по дому и упаковывать в него вещи: один носок, старый цветочный горшок, инструкцию к холодильнику, портрет бабушки, снятый секунду назад с полки, недоеденную шоколадку и большого плюшевого медведя. При этом все твои родственники знают, что ты никуда ехать не собиралась. Как твое поведение выглядит в их глазах?
  • Я думаю, они бы вызвали скорую и пару крепких санитаров.
  • Почему они бы это сделали?
  • Я выглядела бы сумасшедшей.
  • В чем выражалось твое сумасшествие?
  • Я делала необъяснимые вещи непонятно зачем, бесцельно…
  • Хорошо, что ты это поняла, так как именно сейчас ты именно это и делаешь! Пока не определена цель и действия, которые ты предпринимаешь, не служат этой цели, любые активности подобны упаковке всякого хлама в чемодан. И если тебе даже удастся этот чемодан закрыть, помни, ты все равно никуда не едешь! В этом и есть различие между просветленными и непросветленными людьми. Нашедшие просветление точно знают что и зачем они делают. Остальные же подобны сумасшедшим, так как растрачивают свою жизненную энергию на суету, которая не приносит и никогда не принесет им удовлетворения…

Почему я вспомнила эту историю сейчас? За последние несколько дней я прочитала отзывы людей, которые проходят одновременно со мной годовую программу обучения в школе менеджеров для повышения уровня своих профессиональных навыков, инвестируя в свою будущую карьеру и достаток. Часть из отзывов о программе негативная, часть позитивная. И дочитывая последний из них, пришло озарение: позитивные отзывы оставляют просветленные люди! ( да простят меня древние мудрецы за такое упрощение терминологии). Мне стало интересно, и я попыталась классифицировать отзывы и комментарии студентов. И в результате заметила, на мой взгляд, стойкую зависимость, которой и хочу поделиться.

Анализ положительных отзывов позволил выделить следующие речевые конструкции:

  • нужно было освоить 4 модуля
  • я потратил на обучение 5000$
  • я стала зарабатывать в 2.5 раза больше
  • я посвящала обучению 2 часа по выходным
  • я посчитал деньги, которые мне выдают на руки, это было Х денег…

Что объединяет все эти фразы? Конкретика! Эти успешные студенты поставили перед собой цель — добиться качественного изменения своей жизни. Они определили весь список шагов, которые нужны для достижения этой цели и пошли к ней, пошли с разным темпом, разным усердием, но в четко определенном направлении.

Перед тем как упаковывать свой чемодан, они купили туристическую путевку, подумали о бронировании отеля, и о том, что им на море пригодится купальник, а лыжи лучше оставить дома.

Вот несколько выдержек из негативных отзывов:

  • мне некогда
  • у меня много работы и мало времени, не успеваю
  • учиться — это дорого, или вот если бы я жил/жила в большом городе и много зарабатывала, тогда бы…

Все эти высказывания объединяет отсутствие конкретики относительно заданной цели. Такие слова как “много”, “мало”, “дорого” — это относительные понятия. Много-мало по сравнению с чем? Дорого по сравнению с тем, сколько ты сейчас зарабатываешь, или дорого по сравнению с тем, сколько ты хочешь иметь возможность тратить в будущем? Человек, который мыслит абстрактными категориями и не спускается к фактам, не видит тех конкретных шагов, которые нужны для того, чтобы сантиметр за сантиметром достичь заветной вершины.

Если вы узнаете в описании непросветленного себя, не расстраивайтесь. Выход всегда есть! Ниже приведу несколько наблюдений, которые, я надеюсь, смогут помочь вам переосмыслить вашу ситуацию.

Когда я начала учиться в институте, я услышала историю о девочке, поехавшей в Египет. Вроде бы ничего странного: Египет так Египет. Кого этим удивишь сейчас? Но на улице был 2003 год. $150 в месяц считались хорошей зарплатой в нашем городе. При этом путевка в Египет стоила $300, а родители девочки, назовем ее Аня, зарабатывали намного меньше. Для Ани приобрести эту путевку было дорого, и она это понимала. Но вместо того, чтобы страдать на этом уровне абстракции, она начала действовать. Первым делом она попросила всех своих родственников и друзей не дарить ей подарки. Ни на новый год, ни на день рождения, ни на 8 Марта, а отдать ей те деньги, которые они готовы были потратить наличными. На поездку все равно не хватило бы. Поэтому Аня отказалась от покупки жвачек и булочек в институтской столовой и стала откладывать сэкономленные деньги. Через 2 года желанная поездка из недостижимой превратилась в реальную.

Формализуйте понятие “дорого”. Проанализируйте свои расходы. Ваша цель может быть ближе, чем вы думаете.

Категория “нет времени”

Когда я слышу о недостатке времени, я сразу вспоминаю этот прекрасный рекламный ролик, в котором все понятно без слов.

Часы складываются из минут, а на что их тратить решаете только вы. Вот, к примеру, если вы дочитали до этого места, то уже посвятили этой статье 5 минут 🙂 .

Попробуйте заменить категорию “нет времени” на “я хочу тратить Х минут в день на обучение, чтобы…”. Проанализируйте свои временные расходы. Попытайтесь выкурить на одну сигарету меньше, проснуться на 15 минут раньше, попросить вашу вторую половину вместо вас помыть посуду раз в неделю.

Категория “у меня много работы”

Учиться, собственно говоря, и начинают для того, чтобы научиться эффективно справляться с чем-то непонятным, новым, что без подготовки не по плечу. Пока необходимых навыков нет, очень тяжело, понимаю. В это же время попытайтесь ответить для себя на вопрос: “А что, если вместо 12 часов в день я отработаю 11 часов и 30 минут, а оставшиеся 30 минут потрачу на обучение?”

  • Грозит ли это неминуемым увольнением? Навряд ли. А если же это так, возможно пора бежать с этой галеры?
  • Грозит ли это потерей заработка? Если да, то вы инвестируете 1/24 вашего дохода в ваше светлое будущее. Если это слишком большая цена или вы не готовы рисковать — это ваш выбор.

Если вы не готовы жертвовать сиюминутными выгодами, для получения чего-то большего в будущем, то остается только надеяться, что ваша синица когда-нибудь вырастет до размеров журавля.

Попробуйте пересмотреть свои приоритеты и выделить 10 минут в день чтобы подумать о ваших целях и шагах для их достижения. Когда определитесь с шагами, увеличьте интервал до 15 минут. Когда ваша решимость окрепнет — до получаса. И кто знает, может быть потом и целый час в день найдется! Помните, вода камень точит.

Не так давно я тоже тратила свои силы впустую. История о сумасшедшем упаковщике чемоданов, заставила меня посмотреть на свою ситуацию под другим углом. Я действительно транжирила внутреннюю энергию зря, т.к. не понимала до конца чего хочу и какие шаги нужно предпринять, чтобы дойти до финиша. Эти размышления помогли мне, в конечном счете, наладить свою жизнь. Проживая в небольшом городе в 800 км от столицы, на данный момент я смогла:

  • стать менеджером в ИТ и научиться распределять свое время между работой, семьей, обучением и хобби;
  • успешно управлять тринадцатью подчиненными;
  • выучить английский до уровня Upper Intermediate и чувствовать себя уверенно при общении с зарубежными коллегами и заказчиками;
  • получить прибавку к зарплате, которая за 3 месяца окупила затраты на текущий курс обучения, который я прохожу;
  • успешно выйти замуж за любимого человека;
  • начать воплощать мечту о путешествиях (на данный момент посетила 11 стран)

… и я верю, что это только начало.

Любой длинный путь начинается с первого шага, и в каждом из нас есть силы, чтобы его сделать. Хотя, некоторым людям может понадобиться небольшой внешний стимул 🙂

Приколисты

Популярные статьи

Чемодан (или что я нажил)

— Каждому отъезжающему полагается три чемодана. Такова установленная норма. Есть специальное распоряжение министерства.

Возражать не имело смысла. Но я, конечно, возразил:

— Всего три чемодана?! Как же быть с вещами?

— Например, с моей коллекцией гоночных автомобилей?

— Продайте, — не вникая, откликнулась чиновница.

Затем добавила, слегка нахмурив брови:

— Если вы чем-то недовольны, пишите заявление.

— Я доволен, — говорю.

После тюрьмы я был всем доволен.

— Ну, так и ведите себя поскромнее.

Через неделю я уже складывал вещи. И, как выяснилось, мне хватило одного-единственного чемодана.

Я чуть не зарыдал от жалости к себе. Ведь мне тридцать шесть лет. Восемнадцать из них я работаю. Что-то зарабатываю, покупаю. Владею, как мне представлялось, некоторой собственностью. И в результате — один чемодан. Причем, довольно скромного размера. Выходит, я нищий? Как же это получилось?!

Книги? Но, в основном, у меня были запрещенные книги. Которые не пропускает таможня. Пришлось раздать их знакомым вместе с так называемым архивом.

Рукописи? Я давно отправил их на Запад тайными путями.

Мебель? Письменный стол я отвез в комиссионный магазин. Стулья забрал художник Чегин, который до этого обходился ящиками. Остальное я выбросил.

Так и уехал с одним чемоданом. Чемодан был фанерный, обтянутый тканью, с никелированными креплениями по углам. Замок бездействовал. Пришлось обвязать мой чемодан бельевой веревкой.

Когда-то я ездил с ним в пионерский лагерь. На крышке было чернилами выведено: “Младшая группа. Сережа Довлатов”. Рядом кто-то дружелюбно нацарапал: “говночист”. Ткань в нескольких местах прорвалась.

Изнутри крышка была заклеена фотографиями. Рокки Марчиано, Армстронг, Иосиф Бродский, Лоллобриджида в прозрачной одежде. Таможенник пытался оторвать Лоллобриджиду ногтями. В результате только поцарапал.

А Бродского не тронул. Всего лишь спросил — кто это? Я ответил, что дальний родственник.

Шестнадцатого мая я оказался в Италии. Жил в римской гостинице “Дина”. Чемодан задвинул под кровать.

Вскоре получил какие-то гонорары из русских журналов. Приобрел голубые сандалии, фланелевые джинсы и четыре льняные рубашки. Чемодан я так и не раскрыл.

Через три месяца перебрался в Соединенные Штаты. В Нью-Йорк. Сначала жил в отеле “Рио”. Затем у друзей во Флашинге. Наконец, снял квартиру в приличном районе. Чемодан поставил в дальний угол стенного шкафа. Так и не развязал бельевую веревку.

Прошло четыре года. Восстановилась наша семья. Дочь стала юной американкой. Родился сынок. Подрос и начал шалить. Однажды моя жена, выведенная из терпения, крикнула:

— Иди сейчас же в шкаф!

Сынок провел в шкафу минуты три. Потом я выпустил его и спрашиваю:

— Тебе было страшно? Ты плакал?

— Нет. Я сидел на чемодане.

Тогда я достал чемодан. И раскрыл его.

Сверху лежал приличный двубортный костюм. В расчете на интервью, симпозиумы, лекции, торжественные приемы. Полагаю, он сгодился бы и для Нобелевской церемонии. Дальше — поплиновая рубашка и туфли, завернутые в бумагу. Под ними — вельветовая куртка на искусственном меху. Слева — зимняя шапка из фальшивого котика. Три пары финских креповых носков. Шоферские перчатки. И наконец — кожаный офицерский ремень.

На дне чемодана лежала страница “Правды” за май восьмидесятого года. Крупный заголовок гласил: “Великому учению — жить!”. В центре — портрет Карла Маркса.

Школьником я любил рисовать вождей мирового пролетариата. И особенно — Маркса. Обыкновенную кляксу размазал — уже похоже.

Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесценная, единственная жизнь.

Я закрыл чемодан. Внутри гулко перекатывались шарики нафталина. Вещи пестрой грудой лежали на кухонном столе. Это было все, что я нажил за тридцать шесть лет. За всю мою жизнь на родине. Я подумал — неужели это все? И ответил — да, это все.

И тут, как говорится, нахлынули воспоминания. Наверное, они таились в складках этого убогого тряпья. И теперь вырвались наружу. Воспоминания, которые следовало бы назвать — “От Маркса к Бродскому”. Или, допустим — “Что я нажил”. Или, скажем, просто — “Чемодан”. (С.Довлатов)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию