Как читать узоров для вязания

Как читать схемы для вязания спицами

Автор: Galina · Опубликовано 15.07.2018 · Обновлено 09.05.2019

Рисунок 1 — Как читать схемы для вязания спицами. Жемчужная вязка

Любительницы такого увлекательного занятия как вязание спицами, далеко не всегда вяжут свои изделия простыми, легко запоминающимися вязками. Каждой рукодельнице хочется сотворить что-нибудь эксклюзивное, то, чего нет ни у кого, придумать, например, свой собственный оригинальный узор для свитера или шарфа. Поэтому, рано или поздно, каждой заядлой вязальщице придётся познакомиться с таким понятием как схема узора и научиться читать, а в дальнейшем и составлять схемы для своих изделий.

Существует словесное описание выполнения узора. Последовательное и подробное перечисление способов вязания петель в каждом ряду не очень удобно, особенно для крупных узоров, так как оно не даёт наглядного представления об узоре, в отличие от схемы.

Что такое схема?

Чаще всего схема узора представляет собой прямоугольник, разделённый на клетки. Другими словами, схему узора изображают на бумаге в клетку.

Горизонтально расположенные клетки – это ряды узора, клетки по вертикали – это число рядов, на которых размещается узор. В клеточках располагаются условные значки, обозначающие различные способы вязания петель. Обычно рядом со схемой находится расшифровка этих значков – «условные обозначения» (рис.2). Каждый способ выполнения петель имеет своё условное обозначение или один и тот же значок в лицевом и изнаночном ряду может означать разное провязывание петель.

Все ряды в схемах пронумерованы. Нечётные ряды — это лицевые ряды, нумеруются, как правило, справа и читаются справа налево. Изнаночные, т.е. чётные ряды часто нумеруются в схемах слева и читаются слева направо.

Если в схемах показаны только лицевые нечётные ряды, то в этом случае даётся пояснение, как вязать изнаночные ряды. Например: «В изнаночных рядах петли и накиды вязать изнаночными петлями», или «В изнаночных рядах петли вязать по рисунку». «Петли вязать по рисунку» означает, что над лицевой петлёй следует вязать лицевую петлю, а над изнаночной – изнаночную (рис.3).

Для наглядности в схемах часто показывают всю лицевую сторону узора, т.е. изнаночные ряды изображают так, как они выглядят в связанном полотне с лицевой стороны. В этом случае изнаночные ряды нумеруются справа, а читаются всё-таки, слева направо. В пояснении к такой схеме будет указано, как вязать петли в изнаночных рядах, то есть, как читать значки в чётных рядах. По такой схеме очень удобно вязать изделие по кругу, где все ряды, чётные и нечётные будут лицевыми (рис.4).

А ещё нужно усвоить такое понятие, как «раппорт». Раппорт – это повторяющаяся часть узора. В схемах он выделяется жирной линией и обозначается раппорт латинскими буквами MS. Раппорты в схемах могут быть большими и маленькими, состоящими, например, из нескольких десятков рядов или всего из одного единственного рядочка. Количество петель в рядах раппортов так же может быть любым. Раппорты не всегда бывают четырёхугольной формы, их очертания могут иметь форму многоугольника.

Вязать узор по схеме, на которой обозначен раппорт, нужно так: сначала надо вязать петли до раппорта, затем выполнять петли раппорта столько раз, сколько позволяет количество набранных петель, и в конце ряда нужно провязать петли после раппорта (рис.5).

Провязав крайний ряд раппорта, продолжить вязание следует, вернувшись к первому ряду или к любому другому, как будет указано в пояснении (на всех 4-ёх рисунках показаны варианты схемы жемчужного узора).

Количество набираемых петель для вязания узора должно быть кратно числу петель раппорта первого ряда. И ещё необходимо к полученному количеству прибавить сумму петель, изображённых в схеме до и после раппорта. При круговом вязании узора набирают только то количество петель, которое кратно числу петель раппорта.

На примере жемчужного узора нетрудно сосчитать, что раппорт узора состоит из 4-ёх рядов и 2-ух петель в одном горизонтальном ряду. Значит, для вязания прямого полотна с кромками на спицы необходимо набирать количество петель кратное двум и прибавить ещё 2-е кромочные петли. То есть, для вязания этого простого узора необходимо набирать чётное количество петель.

Как читать схемы узоров для вязания крючком

Еще в большей степени, чем на сайтах, посвященных вязанию спицами, в ресурсах по вязанию крючком используются условные знаки. Они облетают понимание и дальнейшее выполнение узоров. Так же, как и в вязании спицами, узор, записанный условными знаками, называется схемой. При описании узоров, связанных крючком, схемы употребляются чаще, чем текст. Это и понятно — изображенные схематически узоры настолько наглядны, что зачастую можно обойтись и без фотографии образца или изделия.
Вязать по схеме очень легко, нужно только внимательно следить за начертанием и расположением условных обозначений. Как и в вязании спицами, каждая петля и столбик здесь имеют свой определенный значок. Hо поскольку изданий, печатающих на своих страницах подобные схемы, великое множество, а общей системы обозначений для всех их нет, Вам могут встречаться различные значки, обозначающие один и тот же прием. Но разобраться в этом многообразии несложно — большинство обозначений зрительно напоминают обозначенные ими петлю, столбик или их группы. Посмотрите на рисунок 9.19. — на нем показаны условные обозначения, которые даны в схемах к образцам узоров в этой книге: 1 — воздушная петля; 2 — петля подъема (поворота); 3 — столбик без накида; 4 — столбик с накидом; 5 — столбик с накидом в 2 приема; 6.— столбик с 2-мя накидами; 7 — столбик с 3-мя накидами; 8 — бугорок (количество черточек внутри знака соответствует количеству накидов); 9 — пико, или колечко (цепочка из 3—5 воздушных петель); 10 — несколько столбиков с накидом в 1 петлю (ракушка); 11 — столбики с одной обшей вершиной, 12 — место соединения мотивов, 13 — полуколечко.

Вяжите по схеме снизу вверх, если вязание будет идти прямыми и обратными рядами, и от центра к краям, если вяжете изделие по кругу. Кроме того, на схемах стрелочками показано направление вязания рядов, а на большинстве схем проставлена их нумерация. При неоднократном повторении какой-то определенной части узора, которая конечно же (как и в спицах) называется раппортом, нет смысла изображать схематично все изделие. Поэтому на большинстве схем лается какая-либо характерная часть: 1 раппорт, 1/2 часть, 1/3 часть и т. п. Иногда достаточно одной схемы (без описания и рекомендаций), чтобы понять, как связать то или иное изделие.
Описание узора изделия в виде текста не так наглядно, но некоторые вязальщицы предпочитают именно его. Поскольку текстовые описания занимают много места, в них также принята определенная символика, выраженная сокращениями слов. В текстах, предлагаемых Вам ниже, имеется ряд сокращений: п. — петля, п. под. — петля подъема, в.п. — воздушная петля, пет. — полустолбик, ст. — столбик, лиц. ст. —лицевой столбик, изн. ст. — изнаночный столбик, * — звездочка, обозначающая границы раппорта.
На схемах и в описаниях узоров указывается также количество петель начальной воздушной цепочки и, если необходимо, кратность петель. Кратность — это количество петель цепочки в одном раппорте узора. Раппорт — повторяющаяся часть узора на протяжении всего ряда. Описывается выполнение узора по рядам: 1-й ряд, 2-й ряд и т.д. Иногда при вязании по кругу вместо слова «ряд» употребляется слово «круг». В текстовом описании каждого ряда в начале идут петли подъема или поворота. Запись вязания до звездочки вяжется только в начале ряда. Между звездочками *…* — это раппорт узора, он повторяется несколько раз в ряду. Комбинация, записанная после 2-й звездочки, вяжется только в конце ряда.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ (ДЛЯ ПРЕДЫДУШУЩЕЙ ЗАПИСИ)
Овладев основными приемами вязания, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воздушных петель. Используя 2, 3 и более приемов вязания в одном узоре, можно получить разнообразные мотивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов.и др.
Для выполнения образцов необходимо связать цепочку из воздушных петель (для вязания используйте короткий крючок), которая будет служить основанием для выполнения узора. Чтобы Вам было легче освоить первые шаги в вязании крючком, в записи упражнений сокращения отсутствуют. Это позволит Вам не отвлекаться от тщательного выполнения узоров. Кстати, никто не мешает Вам, отрабатывая данные приемы, в результате своих трудов получить оригинальную тесьму, связанную крючком — любой их приведенных здесь узоров подойдет для
этого.
Узор 1. Связав цепочку произвольной длины, выполните столбик без накида на 6-й петле основания (цепочки), затем 2 воздушные петли и столбик без накида на 3-й петле основания, считая от 1-го столбика. Так вяжите до конца цепочки (рис. 9.20, а).
Узор 2. На 5-й петле основания сделайте 2 столбика, 6-ю петлю пропустите, а на 7-й снова свяжите 2 столбика, и так до конца цепочки (рис. 9.20, б).
Узор 3. Начинайте вязать на 5-й петле цепочки, на которой вывяжите 5 столбиков. Получается фигура, похожая на ракушку (этот узор так и называется). Между ракушками пропустите по 4 петли цепочки (рис. 9.20, в).
Узор 4. На 5-й петле цепочки выполните 2 столбика с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустив в основании 1 Петлю, на 2-й свяжите столбик без накида. Снова пропустите петлю в цепочке и свяжите 2 столбика, 2 воздушные петли и 2 столбика на одной петле основания (рис. 9.20, г).
Узор 5. На 1-й петле основания свяжите 3 столбика с накидом, а между столбиками — по воздушной петле (это лапка). Между лапками воздушную петлю не провязывайте, а на основании пропускайте по 3 петли цепочки (рис. 9.20, д).
Узор 6. 1-й столбик с накидом сделайте на 5-й петле основания. Связав цепочку из 2-х воздушных петель, выполните 2-й столбик с накидом на той же петле основания. Пропустите 2 петли цепочки, на 3-й свяжите 2 столбика и по 2 воздушные петли между ними, получите рогатку (рис. 9.20, е).
Узор 7. На 3-й петле основания свяжите столбик без накида, на 4-й — полустолбик с накидом, на 5-й — столбик с накидом, на 6-й — столбик с 2-мя накидами. Далее столбики выполняйте в обратном порядке (рис. 9.20, ж).
Узор. 8. На 3-Й петле основания сделайте 1-й столбик без накида, на 4-й — также столбик без накида, 3 воздушные петли (полуколечко) и 2-й столбик (все в одну петлю). Пропустив петлю в основании, на 2-й свяжите снова столбик без накида, а на 3-й петле — столбик без накида, цепочку из 3-х воздушных петель и 2-й столбик без накида (полуколечко). И так до конца цепочки (рис. 9.20, з).
Узор 9. Выполнив 2 столбика без накида на 3-й и 4-й петлях основания, свяжите цепочку из 3-х воздушных петель (рис. 9.20, и). Затем введите крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), и протащите под ними рабочую нитку (рис. 9.20, к). 2 петли, находящиеся на крючке, провяжите. Далее сделайте 3 столбика без накида на 3-х петлях основания и колечко из 3-х воздушных петель и т. д.

Читайте также:  Обзор фурнитуры для бижутерии

Что значит вязать по рисунку и как читать схемы

Будем подробно рассматривать как связать по схеме такой узор

Этот урок надеюсь поможет начинающим вязальщицам. Здесь мы на простой схеме рассмотрим как вязать узоры по схемам и что значит « в изнаночных рядах вязать по рисунку»

Начнем с рассмотрения схемы:

Схемы вязания читаются снизу вверх, лицевые ряды обозначаются нечетными цифрами и читаются справа налево. Нечетные ряды ( если они присутствуют в схеме ) читаются слева направо. В нашей схеме не указаны изнаночные ряды ( если они есть , то пишутся слева четными цифрами 2,4,6 и т.д) , поэтому в изнаночных рядах мы будем вязать петли по рисунку.

Выделенная область на схеме указывает раппорт узора ( он может повторяться многочисленное кол-во раз) . Петли вне раппорта (начало и конец рядов) вяжутся по схеме.

В нашей схеме раппорт в ширину 12 петель и после раппорта еще 5 петель , в высоту раппорт составляет 16 рядов.

Начинаем, первым делом надо набрать петли для образца и решить сколько раппортов в ширину мы будем вязать. ( Для примера: если мы хотим связать 6 раппортор то необходимо набрать 12*6=72 петли +5 петель после раппорта + 2 кромочные , итого 79 петли).

Мы столько вязать для образца конечно не будем , надерем 1 раппорт 12 петель +5 +2 кромочные =19 петель

набрали, теперь смотрим на схему и вяжем 1 лицевой ряд : начинаем с кромочной, ее всегда снимаем в начале ряда не првязывая, и далее по схеме:

вот что получилось :

Это связанный первый ряд , по схеме : 1изн,1 лиц, 1 изн,1 лиц, 1 изн, 7 лицевых и петли после раппорта-1 изн,1 лиц,1 изн, 1лиц, 1 изн, кромочная лицевой, переворачиваем наш образец на изнаночную сторону:

в схеме сказано, что вязать нужно по рисунку, вот и вяжем , как видим: 1 петлю( кромочную) снимаем не провязывая, далее 1 лиц, 1 изн, 1лиц, 1 изн, 1 лиц, 7 изнаночных, 1 лиц, 1 изн, 1 лиц, 1 изн, 1 лиц, 1 кроочная лицевой.

Вот что получилось:

Это связанный нами изнаночный ряд ( 2 ряд в схеме не указан, мы вязали его по рисунку)

Переворачиваем и вяжем ряд под № 3 лицевой по схеме:

Переворачиваем на изнаночную сторону:

и провязываем его так как видим: лицевые лицевыми , изнаночные изнаночными.,

Переворачиваем на лицевую сторону и вяжем пр схеме:

Это у нас связанный 5 лицевой ряд .

Переворачиваем на изнанку:

Здесь в изнаночном ряду также по рисунку ( не пропустите лицевую в серединке, она у нас образовалось , так как в предыдущем лицевом ряду мы , согласно схеме вязали ее изнаночной, теперь вяжем ее как видим, т.е. лицевой.

В итоге получаем связанный 6 ряд:

Переворачиваем и вяжем по схеме 7 лицевой ряд ( не забывайте про кромочные, они в схему не входят)

Вот что получилось: Это связанный 7 лицевой ряд.

Здесь у нас добавилось два вида новых петель ( в красном кружочке 2 вместе изнаночными, в зеленом -накид.

Переворачиваем на изнанку и видим :

Вот так на изнаночной стороне выглядят накид и 2 вместе изнаночной. Вяжем ряд как обычно по рисунку, накид вяжем изнаночной, а в красном кружочке у нас в пред. лицевом ряду связано 2 вместе изнаночной, значит нам надо провязать ее лицевой.

Смотрим, что получилось:

Вот наш связанный 8 изнаночный ряд.

Переворачиваем и вяжем 9 лицевой ряд по схеме и смотрим , что вышло:

Вот и нас тут опять накид и 2 вместе изнаночной, неплохо.

Переворачиваем на изнанку :

Ну тут все хорошо видно, вяжем лицевые лицевыми, изнночные изнаночными, накид изнаночной и смотрим результат:

Вот у нас связанный 10-й изнаночный ряд.

Переворачиваем и вяжем 11 лицевой ряд по схеме и смотрим результат:

Вот готов 11 ряд и уже прорисовывается рисунок.

Переворачиваем и вяжем следующие ряды изнаночные по рисунку, лицевые по схеме, я покажу только фото 15 и 16 , так как все остальное аналогично

Связанный 15 лицевой ряд:

Связанный 16 изнаночный ряд:

ВОТ ГОТОВЫЙ ОБРАЗЕЦ ВЫСОТОЙ В 16 РЯДОВ

Чтобы продолжить вязание дальше нужно начинать с первого ряда и повторять все как было описано,

провязав еще 16 рядов и еще 4 получился вот такой образец, его бы еще приутюжить слегка, был бы совсем ровненький

Как читать схемы для вязания

Схема — универсальный «язык», который позволяет легко и быстро прочесть или записать понравившийся узор. Рассказываем, как читать схемы для вязания крючком и на спицах.

Читать схемы совсем несложно, важно лишь запомнить базовые правила.

1. В каждом журнале/книге по рукоделию или же в каждой инструкции приведены условные знаки, которые помогут вам «расшифровать» значение того или иного символа в схеме. Обязательно ознакомьтесь с ними прежде чем начать читать схему. Обратите внимание, что, хотя многие символы в разных изданиях совпадают, везде есть свои нюансы, поэтому важно разобраться с обозначениями каждого конкретного журнала/описания.

2. Схемы для вязания крючком или на спицах рядами в прямом и обратном направлении начинают читать справа налево. Если в инструкции к узору не оговорено иного, то в схемах для вязания крючком указаны лицевые и изнаночные ряды (первые, как правило, обозначаются нечетными цифрами и читаются слева направо, а вторые, соответственно, — четными цифрами и читаются слева направо).

Обратите внимание: в общем случае наборный ряд, будь то набор петель на спицах или цепочка из воздушных петель для вязания крючком не нумеруется!

В узорах для спиц же часто указывают только лицевые ряды, которые в схеме читают справа налево. В этом случае оговаривают, что изнаночные ряды вяжутся по рисунку, т.е. лицевые петли в изнаночных рядах провязывают изнаночными,изнаночные — лицевыми, накиды, если не указано иного, провязывают изнаночными. Если же в изнаночных рядах есть какие-то нюансы узора, то такие ряды указывают на схеме, и читаются они так же, как в случае узоров для вязания крючком (слева направо, обозначаются четными цифрами).

3. В схемах для кругового вязания и крючком, и на спицах указывают только лицевые ряды. На схеме может быть указан как раппорт узора (например, так сделано для этого топа с V-образным вырезом), так и его существенная часть, по аналогии с которой узор нужно продолжить по кругу (как, например, в схеме для этого топа с бретелью на шее).

4. Раппорт — повторяющаяся часть узора — основа вашего вязаного рисунка. На схеме он обычно отделяется ниже первого ряда квадратными скобками, в которых указано слово «раппорт» или буквы MS. Расчет петель для модели делают именно на основе петель, необходимых для выполнения целого раппорта. Однако, совершенно необязательно, чтобы число петель в ряду было кратно количеству петель в раппорте. Довольно часто в описаниях вы можете встретить пояснения, сколько петель до/после раппорта нужно связать в том или ином случае. Все эти петли будут указаны на схеме, а если вам будет нужно их отсчитывать, то считать нужно от скобок. При этом петли узора, находящиеся «до» раппорта, будут располагаться справа от скобок, а петли, находящиеся «после» — слева.

5. Ряды и петли в схемах расположены друг над другом. Иногда, в более сложных схемах, рассчитанных на опытных мастериц, можно встретить т.н. «отсутствующие» петли, которые не провязывают никаким образом, а на схеме указывают лишь для ее удобочитаемости, как в схеме платья с рельефным узором «коса».

Обратите внимание! Количество петель в узорах может меняться от ряда к ряду, вас это не должно смущать. Важно, чтобы начало и конец раппорта в высоту (= количество рядов) соответствовали друг другу, если в описании узоров не указано иного (например, есть узоры, где при окончании раппорта петель получается больше, чем в его начале, или наоборот. Например, в джемпере с полосами ажурного узора количество петель в узоре сокращается, что отражено на схеме).

6. Так как знаки схем для вязания — это своего рода язык, то не стоит начинать со сложных изделий. Начните с простого. Убедитесь, что вы правильно понимаете узор, и только потом переходите к более сложным образцам.

Читайте также:  Как сделать объемный куб из бумаги

Обязательно внимательно разберите все схемы для того изделия, которое вы планируете связать. Если у вас возникли вопросы или вы сомневаетесь в прочтении того или иного места схемы, проконсультируйтесь с более опытными рукодельницами.

7. В качестве примера разберем по одной простой схеме.


На этой схеме для вязания крючком мы видим два элемента — воздушные петли и столбики с накидом. Раппорт = 4 п. основания.

Вязание образца по схеме начинается с выполнения 11 в.п. (нижний ряд, цифрой не обозначен).

Затем вяжем 1-й р.: 3 в.п. подъема, затем 1 ст. с/н в следующую п., 1 п. пропускаем, в следующую петлю вяжем «веер»: 2 ст. с/н, 2 в.п. и еще 2 ст. с/н (то, что значки сходятся у основания, показывает, что они вяжутся из одной петли). После пропускаем 3 в.п. наборного ряда, в следующую п. снова вяжем 2 ст. с/н, 2 в.п. и еще 2 ст. с/н. После 1 в.п. пропускаем и заканчиваем образец с помощью 2 ст. с/н в две в.п. наборного ряда.

Для начала второго ряда (его читаем слева направо) выполняем 3 в.п. подъема вместо 1-го ст. с/н, в следующий ст. с/н вяжем ст. с/н, затем под 2 в.п., находящиеся в серединке «веера», вяжем еще один «веер», второй «веер» образца вяжем под две в.п. следующего «веера» 1-го ряда. Заканчиваем ряд с помощью двух ст. с/н в два ст. с/н предыдущего ряда и переходим к выполнению 3-го ряда.

Теперь разберем такой же простой узор для вязания на спицах.

Раппорт здесь состоит из 4 п., а в схеме есть 4 элемента.

Начинаем вязание с 1-го р., читаем его справа налево, — он весь вяжется лицевыми петлями.

Второй ряд не указан, значит, вяжем его по рисунку, т.е. изнаночными.

3-й р. (его читаем опять справа налево) начинается с 2 п., провязанных вместе лицевой (для наглядности этот значок занимает один квадратик, хотя задействованы две петли), затем выполняем два накида, а затем вяжем еще 2 п. вместе с протяжкой (хотя и этот значок тоже занимает 1 квадратик). Итого в ряду у нас сохраняется 4 п. = двойная, накид, накид, двойная с протяжкой.

4-й р. не указан на схеме, значит, его тоже вяжем по рисунку — двойные лицевые провязываем изнаночной, каждый накид, так как не указано иного, тоже вяжем изнаночной.

5-й и 6-й ряды вяжутся как 1-й и 2-й.

7-й р. снова начинаем читать справа налево. Выполняем накид, 2 п. вместе лицевой, затем двойную лицевую с протяжкой, и заканчиваем накидом.

Не указанный на схеме изнаночный ряд снова провязываем по рисунку = изнаночными.

Как читать схемы вязания крючком

Как научиться читать схемы вязания крючком — сегодня мы разберем это очень подробно, с пошаговым описанием для начинающих.

Приведем самые простые схемы узоров для крючка.

Познакомимся с такими терминами, как мотив и раппорт узора.

В нашей предыдущей статье «Условные обозначения петель при вязании крючком» мы рассмотрели некоторые базовые элементы вязания:

различные виды столбиков

другие петли, используемые при вязании крючком.

Из таких элементов (петель) складываются все вязаные узоры.

Эти элементы могут чередоваться в самой различной последовательности, образуя узорное полотно.

Чтобы понять, как вязать тот или иной узор, нужно разобраться, в какой последовательности выполнять отдельные элементы узора.

Эта последовательность как раз и указана в схеме узора.

Для начинающих вязать важно понять, как правильно читать схемы вязания крючком.

Схема узора — это набор символов, каждый из которых представляет из себя либо отдельную петлю:

*столбик без накида*,

*столбик с накидом* и т.д.

либо конфигурацию из более сложных петель:

*пучок из трех столбиков с накидом из одной петли*,

*два веерных столбика с накидом* и т.д.

В некоторых схемах указан способ провязывания самого элемента:

«за ближнюю стенку»,

«за дальнюю стенку»,

Вспоминаем способы провязывания петель, которые мы разбирали в статье «Уроки вязания крючком для начинающих».

Например, столбик без накида, провязанный за «дальнюю стенку»,имеет обозначение:

Столбик без накида, провязаный за «ближнюю стенку», имеет обозначение:

На это всегда нужно обращать внимание, когда мы читаем схемы вязания крючком. Если не придерживаться этого правила, то рисунок узора получится нечетким, смазанным и будет выглядеть некрасиво.

Раппорт

В каждом вязаном узоре, если он выполнен крючком, есть многократно повторяющаяся часть рисунка, которая называется раппорт.
Обозначают его по-разному:
• начало и окончание раппорта обозначают звездочками (* *);
• черточками или скобочками;
• или выделяют другим цветом.
Например, вот так:

На представленной схеме мы видим вертикальный раппорт, указывающий высоту рядов для получения узора (4 ряда) и горизонтальный раппорт, указывающий количество петель в одном элементе узора (12 петель).

Это означает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 12.

Забегая вперед, скажем, что также нужно брать в расчет дополнительное количество петель «до раппорта» и «после раппорта», если таковые имеются в схеме узора.

Учимся правильно читать схему вязания крючком

К схемам вязаных изделий в журналах или на сайтах обычно прилагается своя инструкция условных обозначений петель. Однако имеются некие шаблоны, в которых приведены общепринятые обозначения. Можно их сравнить с азбукой. Только это специальная азбука для чтения схем узоров, выполненных крючком.

Но нужно иметь в виду, что в различных изданиях изображения знаков могут несколько отличаться. К примеру, в данной таблице приведены разные символы, обозначающие один и тот-же элемент:

Для сравнения приведем две разные таблицы символов, в которых обозначения одних и тех-же петель несколько отличаются по начертанию. Названия петель также могут различаться, так как разные авторы могут использовать разную терминологию.

Для большей ясности приведем пояснения к некоторым символам:

  • Воздушную петлю сокращенно обозначают в.п. Форма – окружность.
  • Если окружность превратилась в овал, то это подразумевает вытянутую (удлиненную) петлю, как например, в изображении *пышных столбиков*.
  • Дуга с цифрой указывают на цепочку воздушных петель. В таблице №1 обозначена как «Арочка из воздушных петель». Цифра указывает на количество воздушных петель.
    В некоторых случаях цепочка изображается как рядом стоящие несколько мелких кружочков с соответствующей цифрой наверху.
  • Пико — замкнутая цепочка из 3-4 воздушных петель.
  • Столбики и полустолбики в схемах обозначаются вертикальными линиями разной длины. На столбиках с накидами есть перпендикулярные или косые черточки (насечки), указывающие на количество накидов.
  • С помощью полуокружности под столбиком можно отличить обычное звено от рельефного. Роль играет и то, с какой стороны открыта данная полуокружность. Открытая с правой стороны означает «утопающий» изнаночный столбик. Другое название – «за работой». Если слева, то «выступающий» лицевой столбик или — «перед работой».
  • В таблице №2 те-же самые лицевые и изнаночные рельефные столбики определяюся как «с выносом на полотно» или «с выносом за полотно»

  • Столбики, провязанные из одной петли, обозначаются так:

  • столбики, сходящиеся вверху к одной точке, имеют следующие обозначения:

  • В месте, где необходимо вязать скрещенный столбик с накидом, ставят такой символ:

  • Знаки *дальняя полупетля* и *ближняя полупетля* в таблице №1 символизируют приемы вязания «за дальнюю стенку» и «за ближнюю стенку».

  • Знак *под перемычку* — соответственно обозначает прием «за обе стенки».
  • А вот в таблице №2 прием вязания «за дальнюю стенку» описан символами с добавлением слова «с ребром». Например, *столбик с накидом с ребром*, *столбик без накида с ребром* и т.д. Так как при использовании приема вязания «за дальнюю стенку», с лицевой стороны вязки получаются рельефные горизонтальные полосы -«ребра».

  • Для обозначения перемычки из воздушных петель между столбиками на схеме стоит точка или крестик, изображающий соответствующую перемычку (воздушную петлю или несколько воздушных петель):

Как мы уже говорили, разночтения в написании символов и их названиях не критичны, обычно в описании работы к каждому изделию прилагается таблица соответствующих условных обозначений. Но, даже если вам попалась схема узора без пояснительной таблицы, научившись разбираться в символах на примере двух-трех разных таблиц, вы уже без труда сами сможете прочитать любую схему или догадаться по смыслу, какие элементы соответствуют незнакомым символам. Подсказки могут крыться и в названиях символов.

Приступая к изучению любой схемы вязания крючком, нужно помнить некоторые правила.

Общие правила при прочтении схемы вязания крючком

  • схемы читают снизу вверх;
  • при вязании по кругу – от центра к периферии;
  • нечетные ряды – лицевые необходимо читать справа налево (1,3,5,7 и т.д.);
  • четные – изнаночные слева направо (2,4,6,8 и т.д.);
  • круговые ряды – против часовой стрелки;
  • часто бывает так, что вязать начинают не с самого раппорта, а сначала провязывают несколько петель «до раппорта»;
  • заканчиваться вязание может так-же добавлением нескольких петель «после раппорта».
  • сам раппорт узора повторяется необходимое число раз (зависит от ширины изделия).

Попробуем разобрать самую простую схему вязания крючком, специально для начинающих. Представленный на схеме узор — «столбики с одним накидом». Следовательно, раппорт состоит из одной петли — *столбик с накидом*. Полный раппорт узора (выделен зеленым цветом) включает одну петлю и один ряд.

Вяжем цепочку воздушных петель, далее начинаем вязать сам узор: первый и все последующие ряды состоят из столбиков с одним накидом. Вначале каждого ряда не забываем провязывать «петли подъема», для того чтобы край изделия получался более ровным.

Учитывая все правила, описанные ранее, приступаем к чтению более сложной схемы вязания крючком. Попробуем связать узор по такой схеме:

Читайте также:  Как сделать свистульку из глины

Раппорт узора включает 10 петель в длину и 4 ряда в высоту (на схеме отмечено звездочками). На нашей схеме раппорт повторяется дважды. На самом деле таких раппортов можно вязать столько, сколько необходимо для расчетной ширины изделия. Горизонтальный раппорт из десяти петель показывает, что общее количество петель в изделии должно быть кратно 10.

Петли «до раппорта» — 3, петли «после раппорта» — 7. Это означает, что до начала провязывания первого раппорта, в самом начале вязания (т.е. в первом ряду) мы вяжем дополнительные три петли, и после окончания последнего раппорта (в этом же первом ряду), провязываем дополнительно еще семь петель. Все последующие ряды просто выполняем по схеме.

Опять же, не забываем выполнять «петли подъема» вначале каждого ряда. На нашей схеме они обозначены вертикальными окрашенными кружочками синего, фиолетового и красного цвета.

Схему начинаем читать снизу. Номера рядов указаны по бокам схемы. Там же показано направления вязания. Как видно из схемы, вязание осуществляется в прямом и обратном направлениях, то есть, сначала вяжем «по лицевой стороне», затем изделие переворачиваем и продолжаем вязать «с изнаночной стороны».

В нашем примере используются только два базовых элемента: *воздушная петля* и *столбик с одним накидом*.

Вот мы провели расшифровку схемы и теперь приступим непосредственно к вязанию узора крючком.
Набираем цепочку: 20 воздушных петель (помним, что общее число петель должно быть кратно 10), добавляем к ним 3 петли «до раппорта» и 7 петель «после раппорта» + 3 «петли подъема» для первого ряда + 1 петля по схеме в начале первого ряда. Всего 34 воздушные петли.

Вяжем воздушную цепочку из 34 петель.

***Внимание! Сама цепочка из воздушных петель за ряд не считается!

1 ряд, справа налево. Петлю, находящуюся на крючке в расчет не берем, отсчет ведем со следующей петли! В 4 по счету петлю цепочки провязываем один столбик с накидом.

После первого столбика набираем 1 воздушную-петлю, на цепочке основания пропускаем 3 петельки, провязываем три*столбика с накидом.

Далее следует одна воздушная*петля, пропускаем 3 петли, в четвертую вяжем 1 столбик-с-накидом, 3 воздушные*петли, 1 столбик-с-накидом.

И еще раз вяжем 1 воздушную петлю, 3 петли пропускам, * повторяем от * 1 раз. Затем в следующие петли вяжем 3 столбика с накидом, затем пропускаем 3 петли и в последнюю петлю нашего ряда вяжем 1 столбик с накидом, 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом.

В конце 1 ряда набираем 3 воздушные петли подъема. Они будут началом 2 ряда.

Переворачиваем наше творение и продолжаем. Не забываем, что второй ряд читается слева направо.
В арку из 1 воздушной петли предыдущего ряда вяжем 3 столбика с*накидом.

Далее вяжем: * 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик розетки из трех столбиков предыдущего ряда.

1 воздушная петля, затем следуют 7 столбиков с накид. в арку предыдущего ряда*,

Повторяем наш раппорт от *звездочки два раза, далее, заканчиваем ряд: вяжем 1 воздушную петлю, 1 столбик с накидом в средний столбик предыдущего ряда, 1 воздушную петлю, 3 столбика с накидом в арку предыдущего ряда и 1 столбик с накидом в последнюю петлю ряда.

Третий ряд — 3 возд.петли, 1 столбик с/нак.,

1 воздушная.петля, *далее в столбик предыдущего ряда вяжем 1 столб. с/накид., 3 возд.петли, 1 столб. с/накидом,

далее 1 возд.петля, 3 столб. с/накид. в середину розетки из столбиков предыдущего ряда,

затем 1 возд.петля.*, этот раппорт в ряду повторяется дважды от *звездочки, затем вяжем в столбик предыдущего ряда 1 столб. с/накидом, 3 возд.петли, 1 столб. с/накид, далее 1 воздушн.петлю, 2 столб. с/нак. Третий ряд готов.

Четвертый ряд
4 воздушн.петли, *7 столб. с/накидом в арку предыдущего ряда,

затем 1 возд.петлю, столб. снакидом в средний столбик розетки предыдущего ряда, возд.петлю*, повторяем этот раппорт еще 1 раз от *звездочки, далее вяжем 7 столб. с/накид. в арку предыдущего ряда, затем 1 возд.петлю и 1 столб. с/накидом в последнюю петлю. Ряд окончен.

Далее ряды повторяются с 1 по 4.
Провязав 12 рядов, должно получиться вот так.

Вот такая подробная расшифровка схемы узора для начинающих вязать крючком.
Подсказка
Прежде чем будете вязать изделие большого формата, свяжите небольшой образец. Можно 10×10 см. Этим вы определите, соответствуют ли нити выбранному крючку. Этот же образец поможет правильно рассчитать количество петель и рядов. Для этого подсчитайте количество петель и рядов, набранных на 10 см.
Как видите, читать схемы вязания крючком совсем не сложно.

Напоминаем, что крючок для вязания подбирается в зависимости от толщины пряжи. Иначе изделие может получиться слишком плотным или наоборот, рыхлым. Для новичков лучше брать акриловые скрученные нити и средние крючки, размером 3,0 — 3,5. Самые простые изделия для начала — это небольшие квадраты. Для их вязания можно использовать любые виды узоров.
Удачи и приятного отдыха!

Другие статьи на эту тему

Условные обозначения петель при вязании крючком

Воздушная петля

Уроки вязания крючком для начинающих

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Как читать узоров для вязания

Страницы сайта

Вязание спицами

Вязание крючком

Разное

В этом разделе:

Условные обозначения в схемах и как читать схемы

На схеме показано, как вязать узор. В принципе, каждая клетка соответствует одной петле, а в каждом ряду клеток приведен ряд петель. Cхемы надо читать в лицевых рядах справа налево, в изнаночных рядах – слева направо.

Таким образом, чередование клеток на схеме соответствует чередованию петель при вязании. Цифры по бокам схемы указывают число рядов снизу вверх, то есть ту последовательность, в которой нужно вязать. Справа стоят числа для лицевых рядов: слева – для изнаночных рядов. В схемах большинства узоров приведены только лицевые ряды(чаще всего нечетные). В этих случаях в изнаночных рядах петли вяжутся по рисунку, то есть: изнаночные петли – изнаночными, лицевые петли – лицевыми.Если есть исключения из этого правила или какие-то особенности, то обычно об этом указывют на них непосредственно возле схемы. Если изнаночные ряды отражены на схеме, то петли вяжутся, как указано.

Как вязать ту или иную петлю, поясняется значками, расшифровка обозначении которых дается общим списком. Все значки подобраны так, чтобы, по возможности, походить на саму петлю. Они относительно быстро запоминаются и, глядя на них. можно уже по схеме представить каким будет узор. Не надо бояться, и тогда схемы очень скоро «заговорят» с вами!

В раппорте (MS) отражено то число петель в ширину, которое вам понадобится, чтобы создать узор. Этот узор повторяется столько ра,. сколько нужно, чтобы получилась нужная ширина изделия. Раппорт отмечается на схемах стрелками или квадратными скобками. Вязать начинайте с петель до раппорта, затем повторяйте петли раппорта столько раз. сколько потребуется для достижения нужной ширины изделия, и заканчивайте петлями после раппорта.

Если есть центральный узор, то приводится только необходимое число петель для этого узора, а проходящий с обеих сторон от него основной узор вяжется в соответствии с описанием или вашим собственным представлением. На схеме приводится в высоту такое количество рядов, какое необходимо для образования узора. Приведенные ряды следует все время повторять. Исключения из этого правила указываются непосредственно возле каждой схемы.

Рассмотрим пример. Допустим мы имеем следующую схему:

Цыфры с правой стороны обозначают, что в раппорте 12 рядов. Если не указаны четные ряды, значит они вяжутся так, как смотрят петли, то есть: над лицевыми вяжутся изнаночные, над изнаночными – лицевые, а над накидами – изнаночные.

Цифры снизу обозначают, сколько петель надо набрать. Один раппорт (повторяющийся узор) отмечен символами “MS”.

Итак, в нашем случае нам надо набрать 16 петель основного узора + 2 петли крайние или кромочные (их набирают при каждой вязке, как обозначаются см. таблицу, они чаще всего в схемах не указаны).

1-й и 5-й ряды: * 1 изн. п., 2 п. вместе лицевой с наклоном вправо, 1 накид, 1 изн. п., 4 п. перекрестить налево (2 п. оставить на вспом. спице перед работой, 2 лиц. п., затем провязать лицевыми 2 п. со вспом. спицы), 1 изн. п., 2 п. вместе лицевой с наклоном вправо, 1 накид, 1 изн. п., 4 лиц. п. *, повторять от * до *;

2-й и все четные ряды: все петли вязать по рисунку, накиды провязывать изнаночными;

3-й ряд: * 1 изн. п., 1 накид, 2 п. вместе лицевой с наклоном влево, 1 изн. п., 4 п. перекрестить налево (2 п. оставить на вспом. спице перед работой, 2 лиц. п., затем провязать лицевыми 2 п. со вспом. спицы), 1 изн. п., 1 накид, 2 п. вместе лицевой с наклоном влево, 1 изн. п., 4 лиц. п. *, повторять от * до *;

7-й и 11-й ряды: * 1 изн. п., 1 накид, 2 п. вместе лицевой с наклоном влево, 1 изн. п., 4 лиц. п., 1 изн. п., 1 накид, 2 п. вместе лицевой с наклоном влево, 1 изн. п., 4 п. перекрестить направо (2 п. оставить на вспом. спице за работой, 2 лиц. п., затем провязать лицевыми 2 п. со вспом. спицы) *, повторять от * до *:;

9-й ряд: * 1 изн. п., 2 п. вместе лицевой с наклоном вправо, 1 накид, 1 изн. п., 4 лиц. п., 1 изн. п., 2 п. вместе лицевой с наклоном вправо, 1 накид, 1 изн. п., 4 п. перекрестить направо (2 п. оставить на вспом. спице за работой, 2 лиц. п., затем провязать лицевыми 2 п. со вспом. спицы) *, повторять от * до *.

К сожалению, есть множество вариантов в изображении петель для схем. Почти в кажодм журнале система изображений петель своя. Она, как правило, ноходится в отдельной справочной таблице.

На нашем сайте мы постарались применить самый распространенный способ изображения петель.

Чтобы посмотреть способы вязки этих обозначений перейдите по этой ссылке : “жмите сюда”

Ссылка на основную публикацию