Табуретка Африканская сказка: как сделать, этапы

Африканские сказки

Африканские сказки представляют собой целый пласт культуры африканского материка, в котором нашла отражение африканская мифология. Африканские сказки многообразны: это и истории о божествах, и сказки о животных, о жителях страны, о природных явлениях, о человеческих качествах: добре и зле, уме и глупости, трусости и храбрости.

Африканские сказки имеют свои особенности. Во-первых, это сказки разных народов. Африканский континент состоит из нескольких десятков государств, в каждом из которых проживает, как правило, не одна народность. Каждая из них имеет свои традиционные сказочные сюжеты, своих божеств, своих сказочных героев и т.д.

Вторая особенность африканских сказок – это их краткость, что делает сказки Африки незаменимым материалом для внеклассной работы по чтению. Школьники младших классов идеально воспринимают короткие, но динамичные и часто смешные сказки Африки.

Ценность африканских сказок как материала для обучения школьников еще и в том, что детям нравится экзотика сказочных историй: крокодилы, термитники, заросли лиан в джунглях – всё это вызывает неподдельный интерес младших школьников. Кроме того, тематика и колорит африканских сказок расширяют кругозор детей, пополняют их словарный запас, знакомят с географией и природой далеких стран.

Основной тематикой сказок из далеких, жарких африканских стран являются вопросы справедливости, почитание старших и превосходство разума над силой. Основными героями являются животные и насекомые, которые воплощают в своих характерах человеческие пороки и достоинства.

Школьникам начальных классов для изучения целесообразно давать сказки о животных – эта тема понятна ребенку, к тому же есть возможность сравнить русские сказки о животных с африканскими. Народные сказки Африки о животных многочисленны: «Малыш-леопард и малыш-антилопа», «Дикий кот Симба», «Леопард и шакал», «Как тушканчик перехитрил льва», «Сватовство мышонка», «Как заяц стал вождем всех зверей», «Коза и шакал», «Кошка», «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда» и многие другие.

Одно из часто упоминаемых животных в африканских сказках – лев. Недаром в Восточной Африке сказки о четвероногих так и называют – «львиные сказки».

Рассмотрим африканскую сказку о животных «Кошка» (текст сказки см. в Приложении).

Сюжет сказки «Кошка» достаточно прост и в то же время занимателен: эта история повествует о том, как кошка стала домашним животным. Изначально кошка не была домашней, а жила в лесу и дружила с зайцем. Но заяц поссорился с антилопой и она его убила рогами. Кошке стало страшно оставаться одной и пошла она за антилопой. Но антилопу загрыз лев. Пошла кошка за львом…Так ходила она за разными животными, пока не поняла, что самый сильный зверь, который может одолеть всех – двуногий (то есть, человек). Но и человека, которого увидела кошка, как оказалось, может одолеть другое двуногое существо – женщина. «И кошка сказала:

– Ну, наконец-то я поняла, кто самый сильный из всех зверей. Это – женщина!

И кошка поселилась в доме человека и подружилась с женщиной, потому что, на самом деле, женщины могущественнее всех на свете».

В сказке есть и элемент повторения действия – хождения кошки за разными животными, и юмор, и противопоставления различных качеств – силы и слабости. Главная героиня сказки – кошка – животное, знакомое школьникам, они могут сравнить африканскую кошку с кошками из русских сказок. Встречается в сказке и заяц, однако, здесь сильнее зайца оказывается не лиса и не волк, а антилопа. В сказке есть животные, типичные именно для африканской сказки – антилопа, лев.

Сказка может быть предложена для изучения в 3-4 классах.

Еще одна африканская сказка, содержащая важную мудрость» – «Как заяц стал вождем всех зверей» (текст сказки смотри в Приложении 2). Сюжет сказки – общий для многих сказок мира. Животные решают выбрать царя и обратиться за помощью к Небу. Самым умным в этой ситуации оказался Заяц, который не стал полагаться на чудесные силу, на провидение, а просто посадил на дерево своего брата. Когда все звери по очереди обращаются к небу, заяц – единственный, чью кандидатуру в качестве царя одобряет Небо (отвечает, конечно же, брат зайца). Так царем зверей становится Заяц. Идея сказки очевидна – самое важное качество не сила, не храбрость, не умение внушать страх, а ум, мудрость, жизненная смекалка.

Пошаговое изготовление своими руками табуретов из дерева и фанеры

Из всех видов стульев и скамеек самой легкой для самостоятельного изготовления считается модель с жестким сиденьем без спинки и подлокотников. Чтобы сделать табурет своими руками, понадобится наличие столярных инструментов и подходящий материал — дерево, фанера или даже картон. При этом можно выбрать как классические, так и оригинальные варианты исполнения. Последние, помимо прямого назначения, способны украсить интерьер, особенно если креативно задекорировать изделия.

Конструкция и модификации

Перед тем как сделать табурет, нужно подумать о выборе модели. В первую очередь мебель для сидения без спинки и подлокотников классифицируют по области применения. Отталкиваясь от этого критерия, табуреты бывают:

  • кухонными (в свою очередь делятся на классические на четырех ножках, из массива, складные, трансформеры, табуреты-стремянки, разборные, трехногие с круглой сидушкой и так далее);
  • барными (имеют высокое сиденье и опору для ног);
  • туристическими (обычно складные, сделаны из легких, устойчивых к атмосферному воздействию материалов);
  • музыкальными (конструкция регулируется по высоте);
  • детскими или взрослыми;
  • садовыми;
  • дизайнерскими, выполненными в стиле модерн.

Кроме этого, они отличаются по форме, мягкости сиденья и дизайну опорных элементов. Сидушки табуретов бывают разной конфигурации и степени жесткости: квадратные, круглые, плетеные, мягкие и жесткие. Модели, в зависимости от конструкции, могут опираться на четыре или три ножки.

Выбор материала и инструмента

Для изготовления табуреток в условиях небольшой домашней мастерской понадобятся стандартный набор столярных инструментов для работы по дереву и некоторые расходники:

  • ножовка;
  • рубанок;
  • стамеска;
  • шуруповерт;
  • крестообразная отвертка;
  • шлифовальная машинка;
  • лобзик;
  • струбцины;
  • угольник, рулетка, карандаш;
  • ручной фрезер;
  • верстак.

Для изготовления ножек и каркаса самодельного табурета потребуется натуральное дерево. Для сидений можно взять фанеру, МДФ, ДСП. Кроме этого, потребуются клей для древесины, скотч и элементы крепежа (шурупы, саморезы).

Дерево

Простой табурет из дерева найдет свое место в любом доме. Некоторые модели сделать довольно просто. Специалисты рекомендуют использовать сосну, березу, дуб, бук, орех. Эти породы дерева легко обрабатываются. Сиденья для табуреток лучше сделать из досок. Подойдет обрезная цельная доска или готовые мебельные щиты. Если нет подходящих пиломатериалов, можно использовать ДСП. Изготовить табурет из массива дерева довольно дорого, трудоемко, а потому нецелесообразно. Ножки для таких моделей делаются из брусков. При желании можно попробовать сделать изделие с круглыми ножками, которые вытачивают из бруса на токарном станке. Готовые балясины — еще один неплохой вариант точеных ножек для табуреток.

Хвойные сорта пиломатериалов отличаются смолистостью. Режущая кромка инструмента вязнет и быстро тупится. Недостатком является то, что изделия из них легко царапаются.

Фанера

Можно изготовить табурет из фанеры. Это вполне доступный материал, из которого стоит попробовать самому сделать простую модель. Однако работа с фанерой имеет ряд особенностей:

  1. Нарезание заготовок — более трудоемкая операция, чем работа с деревом. Это связано с тем, что сырье состоит из разнонаправленных волокон и вязкого клеевого слоя.
  2. Листы толщиной более 6 мм лучше резать дисковой пилой.
  3. Работать с фанерой нужно по ходу волокон. Если нужно распилить наружный слой поперек, необходимо вначале сделать ослабляющие разрезы ножом, а потом допилить их лобзиком.
  4. Перед вкручиванием саморезов просверливаются отверстия подходящего диаметра.

Толщина используемых листов зависит от вида изделия. Она бывает от 6,5 до 18 мм. Для бытовых столярных работ, как правило, используется фанера марок ФСФ и ФК и более дешевый вариант – Ш-1, с ошлифованной одной стороной. Нужно учитывать, что при небольшой толщине заготовок конструкция должна иметь ребра жесткости. При желании можно сделать своими руками табуретки из фанеры разборными.

Картон

Можно создать изящные табуретки своими руками из прочного картона при помощи элементарных навыков резки и склеивания. Такая мебель — оригинальный дизайн-проект для начинающих. Изделие также пригодится, если нужно будет больше посадочных мест для вечеринки. Можно найти довольно много интересных проектов табуретов, которые легко повторить в домашних условиях.

Для изготовления картонной мебели нужен минимум инструментов и расходников:

  • клей;
  • канцелярский нож;
  • ножницы;
  • наждачная бумага;
  • скотч;
  • рулетка.

Прочное изделие получится при использовании трехслойного гофрированного картона. Если толщина недостаточна, можно просто склеить слои между собой. При стыковке желательно менять направление ребер жесткости для большей прочности.

Как определить оптимальные габариты

Основные размеры мебели выбирают в соответствии со средними антропометрическими данными взрослого человека. Функциональные габариты рассчитаны на средний рост 175 см. Параметры для детей рассчитывают в зависимости от роста.

Правильный угол сгибания коленей при сидении должен быть не менее 90 градусов, ступни при этом должны полностью стоять на полу.

Чтобы изготовить табурет своими руками, необходимо учесть всего два размера: высоту от пола и ширину сиденья. В идеале высота сидушки должна доходить до колен стоящего человека. Полную высоту стула рассчитывают в зависимости от габаритов кухонного стола. Если он предусматривает уровень 680-750 мм, то удобная высота табурета будет варьироваться от 420 до 450 мм. При высоте кухонной столешницы в 680 мм, у табурета параметры возрастут примерно до 650 мм. Для размера стремянок учитывается высота навесной кухонной мебели. При среднем росте хозяйки (158-160 см) она равна 450-650 мм. Удобная ширина сиденья – не менее 360 мм. Конструкция табуретки требует четкого соблюдения баланса между высотой, шириной сиденья и формой нижней части. Нарушение соответствия этих параметров приведет к плохой устойчивости изделия, падению и травмам.

Мастер-классы по изготовлению

Перед тем как сделать своими руками табурет, нужно нарисовать подробную схему с размерами. Понадобится также вырезать лекала. Простые чертежи табуретов общего вида должны дать полное представление о конструкции изделия, количестве выносных элементов, достаточных для сборки.

Кухонный деревянный

Для кухни своими руками стоит попробовать сделать одну из самых легких моделей — классический деревянный табурет. Сначала рисуется чертеж с нужными параметрами. Для простых моделей чертить можно схематично, от руки.

Кроме того, перед тем как сделать табурет своими руками, потребуется заготовить материалы:

  1. Обрезная доска для квадратного сиденья толщиной 60-70 мм. Сидушка цельная или из досок. Размер стороны квадрата – 300-400 мм.
  2. 4 ножки для табурета из деревянного бруса сечением 35 × 35 или 50 × 50 мм. Длина – 400-500 мм.
  3. Царги – 4 штуки, размер – 290 х 60 х 20 мм.
  4. 4 проножки, размер – 290 х 20 х 20 мм.
  5. «Сухари» (бруски произвольных размеров).

Следует соблюдать пошаговый алгоритм сборки своими руками табурета из дерева:

  • заготовки ошкуриваются наждачной бумагой для удаления неровностей и шероховатостей;
  • на ножках размечаются места крепления царг и проножек;
  • высверливаются отверстия под саморезы;
  • производится «сухая» сборка изделия;
  • детали дополнительно скрепляются клеем, затем саморезами;
  • на получившийся каркас табурета устанавливается сиденье.

Для столярных изделий из дерева своими руками, чертежи и схемы в готовом виде можно взять на тематических ресурсах – это поможет не ошибиться с размерами.

Простой из фанеры

Неплохое изделие получится соорудить всего из трех деталей с пазами. Такой табурет из фанеры своими руками делается просто, важно только начертить правильный чертеж и выполнить лекала.

Для изделия нужны следующие заготовки:

  • сиденье диаметром 350 мм;
  • 2 ножки высотой 420 мм, ширина вверху – 200 мм, внизу – 350 мм.
Читайте также:  Схема для вышивки: геометрическая ёлка

Алгоритм сборки подобной конструкции из фанеры не представляет труда:

  1. Основа табурета соединяется при помощи пазов, которые сажаются на клей.
  2. Крепеж сиденья делается с помощью саморезов.

После сборки остается только зачистить наждачной бумагой все кромки. Готовое изделие покрывается бесцветным лаком. После высыхания покрытия табуретом можно пользоваться.

Маленькая раскладная тренога

Эта туристическая разновидность табуретки из дерева состоит из трех ножек и брезентового треугольника для сиденья. Ее можно легко сделать без схемы своими руками и использовать в походе, на рыбалке.

Заготовки очень просты:

  • 3 деревянных штифта длиной 65 см (можно использовать черенки от лопаты);
  • длинный болт, 2 шайбы и гайка;
  • анкерный болт с шайбой и гайкой;
  • брезентовое треугольное сиденье с длиной стороны 40 см.

Пошаговый алгоритм сборки предусматривает минимум операций:

  • на штифтах просверлить отверстия под крепления на расстоянии 28 см от края;
  • на концах треугольного сиденья закрепить саморезы с шайбой;
  • два деревянных штифта соединить длинным болтом, расположив между ними анкерный болт;
  • третий штифт надеть на анкерный болт и закрепить шайбой с гайкой;
  • тканевое сиденье прикрутить в торец штифтов с помощью трех саморезов.

Раскладная табуретка-тренога из подручных материалов пригодится для быстрой разбивки лагеря в походе. Ее можно сделать из срубленных веток и любого полотна для сидушки.

Табурет-стремянка

Многофункциональный предмет мебели, сочетающий в себе сиденье и ступеньки, а также самая простая конструкция, которую можно сделать своими руками – это кухонный деревянный табурет-лестница. Высота самого изделия – 620 мм, а ступеньки – 250 мм.

Для этой модели делаются заготовки из любого прочного материала:

  • для табурета – основание, 2 боковины, прямоугольное сиденье, 4 поперечные планки;
  • для выдвижной ступеньки – 2 боковины, задняя стенка и основание.

Лестница и табурет из дерева своими руками собираются по следующему алгоритму:

  • вырезать деревянные заготовки табуретки-лестницы по схеме;
  • при помощи саморезов прикрепить боковые и задние стенки к поперечным планкам;
  • зафиксировать выдвижную ступеньку при помощи рояльной петли;
  • финишная обработка изделия – шлифовка, покраска.

Схема такой конструкции требует точного выполнения, ведь табуреты-стремянки испытывают серьезную эксплуатационную нагрузку.

Вращающийся

Винтовые стулья используются при игре на фортепиано, работе за компьютером. Вращающийся табурет сделать начинающему столяру нелегко, так как вращательные механизмы имеют сложную металлическую конструкцию. Дополнительно понадобятся сверлильный станок и сварочный аппарат. Если удалось сделать крутящийся стул своими руками, по такой же технологии можно попробовать изготовить кресло.

Для сооружения понадобятся такие материалы:

  • отрезки катанки диаметром 10 мм (длина – 62 см) – 4 штуки;
  • металлическая труба диаметром 25 мм и длиной 30 см;
  • шайбы-ромашки из стали толщиной 1 мм;
  • резиновые пробки (чтобы ножки не портили покрытие пола);
  • стальной пруток длиной 1540 мм;
  • болты М 6;
  • фанера для сиденья (400 × 400 мм);
  • металлический штырь длиной 300 мм;
  • потайные болты.

Процесс изготовления состоит из следующих шагов:

  • из отрезков катанки сгибаем ножки;
  • в трубе просверливаем 4 сквозных отверстия диаметром 8,2 мм, отступая от края 80 мм;
  • к трубе привариваем ножки;
  • к концам ножек привариваем шайбы-ромашки и вставляем в них заглушки из резины;
  • на стальном прутке нарезаем резьбу М 12;
  • придаем прутку форму в соответствии со схемой;
  • в стальной пластинке размером 350 × 180 мм просверливаем 4 отверстия для крепления к сидушке и придаем ей П-образную форму;
  • в центре штыря высверливаем отверстие под металлический шарик;
  • к другому его концу привариваем П-образную пластину;
  • собираем все детали механизма вместе и прикрепляем сиденье при помощи болтов с потайными головками.

Чтобы сиденье было мягким, можно приклеить поролон и обтянуть его тканью, закрепив при помощи степлера и скоб.

Как украсить изделие

Есть разные варианты доработки табурета своими руками после изготовления – все зависит от фантазии мастера. Можно покрыть его лаком, морилкой, акрилом, нанести декоративные узоры. Украшение комнатной обстановки в технике декупаж – популярное направление мебельного дизайна. С его помощью, без особых денежных затрат, можно преобразить самодельные табуретки в зависимости от стиля помещения. Декорируют мебель салфетками, фотографиями, старыми газетами, страницами из книг или нотных тетрадей. Таким способом можно оформить интерьер в модном винтажном стиле или во французском стиле прованс. Кроме этого, можно пошить на сиденья мягкие чехлы. Накидки, связанные крючком, придадут табуретам неповторимость. В случаях, когда при ремонте меняется стиль интерьера, подчеркнуть индивидуальность жилища можно с помощью декорирования тканями. Также изменится внешний вид изделия при обмотке его деталей джутовой веревкой.

Самостоятельное изготовление табурета требует минимальных навыков работы со столярными инструментами. Однако в результате небольших усилий можно получить качественный, а главное, эксклюзивный предмет интерьера, который прослужит своему владельцу долгие годы. А если творчески подойти к процессу, довольно простая мебель станет настоящим произведением искусства.

Табурет

Маленькая деревянная табуретка найдет себе применение в каждом доме. С такими стульчиками с большой радостью носятся дети. Сидя на таком табурете удобно чистить картофель и выполнять другие «сидячие» работы. Однако, купить маленький табурет решаются не многие в силу того, что всегда находится более важная трата финансовых средств. А вот, сделать маленький деревянный стульчик своими руками под силу практически каждому. Для его изготовления понадобится электролобзик и немного фантазии.

Подготовка.
Разметка доски.
Изготовления деталей, шлифовка.
Сборка табуретки.
Покраска.

Подготовка.
Подготовка материала и необходимых инструментов играет важную роль и позволяет сэкономить время в дальнейшем. Для изготовления табурета нам понадобится:
– оттесанная доска размером 800х200х25 мм (размеры примерные, можно исходить из того, что есть в наличии),
– 8 блестящих шурупов (50-60 мм),
– наждачная бумага,
– электролобзик,
– шуруповерт или отвертка,
– краска и лак по дереву,
– рулетка, карандаш и уголок.

Разметка доски.
Начинать нужно с разметки доски. Первым делом, с помощью уголка, карандаша и рулетки отмечаем прямоугольный отрезок без сучков длинной 32-33 см. Это будет верхняя часть нашего стульчика. Далее отмечаем два отрезка по 23 см – это будут боковушки. Теперь желательно придать им какой-нибудь фигурный узор. Можно для этого использовать любые предметы, имеющие окружность, просто обрисовав их карандашом. Но, такой метод предполагает нерациональный расход времени. Ведь придется в каждой боковушке отмечать центр и другие размеры. Потому, для боковушек лучше использовать выкройку, вырезанную предварительно из толстого картона либо другого материала. Она позволит вам легко и быстро разметить большое количество боковушек. Достаточно приложить выкройку и обвести карандашом.

Кстати, использование фигурного узора на боковушке, не только придает им красивый вид, но и позволяет обрезать все нежелательные сучки.
И сразу же размечаем перемычку. Она должна иметь форму трапеции и иметь стороны 230 и 220 мм. Ширина перемычки не принципиальна – от 80 до 120 мм.

Итак, имеет размеченную доску.

Важно! Не стоит рисовать слишком жирные линии – это влияет на ровность обрезки. Да и стирается карандаш не так уж легко.

Изготовление деталей.
С помощью электролобзика вырезаем все наши детали. Тут важна ровность. Для ровной обрезки среза полотно инструмента лучше вести не по линии, а сбоку от нее.

Научиться ровно резать можно на ненужных отходах. Итак, вырезаем все детали.

Далее, использую крупную наждачку сглаживаем острые углы деталей по всей окружности, шлифуем торцы.

Это придаст изделию не только красивый вид, но и скроет все возможные неровности вырезки.
Далее все эти детали тщательно отшлифовываем мелкой наждачной бумагой. Проводить эту процедуру именно на данном этапе наиболее рационально, так как при шлифовке готовой конструкции может возникнуть ряд неудобств. Ровные плоскости удобно шлифовать, надев наждачную бумагу на деревянный брусок, либо на ручной станок для затирки шпатлевки. Главное – качество, так как после покраски все недоработки проявятся и будут видны.
Так выглядят отшлифованная и не отшлифованная боковушки.

Итак, имеет те же детали, но уже готовые к сборке.

Сборка табуретки.
Проводить сборку желательно в таком порядке:
– соединяем боковушки с перемычкой (по 1 шурупу с каждой стороны);
– выставляем эту конструкцию на ровную поверхность и привинчиваем верхнюю крышку (по 2 шурупа с каждой стороны);
– Укрепляем соединение боковушек с перемычкой (еще по 1 шурупу).

Стульчик собран! Еще раз проверяем его на ровной плоскости. В случае, если табурет немного шатается, то подтесываем ножки до полной устойчивости изделия.

Покраска.
Перед покраской еще раз проверяем изделие на наличие дефектов, при необходимости стираем их и остатки карандаша. С помощью кисточки очищаем табурет от древесной пыли и приступаем к покраске.
Тут уже «на вкус и цвет товарища нет»! Можно оставить естественный цвет дерева, вскрыв его бесцветным лаком. Можно придать изделию определенный цвет с помощью разнообразных красок по дереву, которых полно во всех строительных магазинах. В принципе, для покраски достаточно одного слоя. Но, если после полного высыхания первого слоя, поверхности опять слегка зашлифовать мелкой наждачкой и нанести новый слой лака, то блеск изделия заметно усилится.
Важно! Плохо зашлифованные торцы впитывают больше краски и становятся темнее.

Так выглядит готовый, вскрытый лаком стульчик.

На его изготовление уходит чуть больше двух часов (не учитывая высыхание). Как использовать готовый табурет – продавать, дарить или пользоваться самому, – личное дело каждого. Главное, что этот красивый стульчик сделан своими руками!
А если вы готовы потратить более двух часов, например два дня – есть история про то, как сделать мягкий кухонный уголок. Почитать об этом подробнее можно по этой ссылке – как сделать уголок на кухню.

История табурета от Древнего Египта до новейших разработок

Как только человек выпрямил спину и начал ходить, он стал искать возможность присесть и восстановить силы. Под ногами – холодная влажная почва, и нужно было найти более комфортный способ приземления.

Архитектура стала прародителем мебели. Одной из первых строительных форм был дольмен – это два камня, перекрытые плоской плитой. Именно по такому принципу был создан табурет – первый вид мебели в нашей истории. Как тысячи лет назад, так и сейчас табурет представлял из себя сиденье, соединенное с 2, 3 или 4 опорами – ножками. Ни спинки, ни подлокотников.

Древнейшая история табурета

Табуреты древних египтян

История простейшего сиденья начинается для нас примерно 5000 лет назад в Древнем Египте. Египетская мебель по сравнению с современной была очень низкая, а табуреты – особенно. Историки говорят, что, скорее всего, причиной такой миниатюрности был небольшой рост людей ранних цивилизаций: с редний рост мужчины – 159 см, женщины – 153 см.

Табурет был распространенным предметом мебели, и его использовали в самых разных нуждах.

рис. 1 (источник: pinterest)

Египетские рельефы показывают, что появления ребенка проходило именно на табурете, у которого, возможно, было отверстие в сиденье.

Женщин в процессе родов изображали часто поскольку ничего в этом предосудительного не видели. (рис. 1)

Чуть позже, в середине III тысячелетия, табурет стал атрибутом богатых сословий, и даже фараоны не гнушались им, используя подушки для мягкости. В этот момент появляется крошечная спинка (рис.2) – прообраз стула, но это уже начало другой истории.

рис. 2 (источник: ancientartpodcast.org)

Стулья делали из древесины. В качестве декора для особенно богатых людей использовались слоновая кость, инкрустация и кожа.

Этот складной табурет (рис. 3) из черного дерева с инкрустацией слоновой костью – из гробницы Тутанхамона.

Простой табурет превратился в довольно сложный предмет, который становится произведением искусства. Рабы и крестьяне же довольствовались собственными коленями или просто сидели на корточках (рис.4).

Цивилизация в Междуречье развивалась одновременно с Египетской, поэтому их мебель имела много схожего. Первые сидения – табуреты – появились здесь о коло 3100-2370 до н.э., о чем свидетельствуют остатки росписи на керамике.

Читайте также:  Шарфик - шибори: как сделать, этапы

Стулья и табуреты были доступны только знати, а простые месопотамцы жили на уровне земли, пользуясь коврами и подушками.

Современным жителям остались на память от древних людей табуреты с в форме коробки с решетчатыми боковыми панелями из камыша (рис.5). Историки отмечают, что именно такой рисунок используется жителями Ирака сегодня при плетении ящиков для хранения овощей и фруктов. Это ремесло с небольшими изменениями живет уже больше 4000 лет.

Позже, уже в Ассирийский период стали появляться изображения табурета около стола во время еды. Стул с удобной наклонной спинкой, который использовался в Египте, здесь еще не появился. Зато встречаются рисунки высоких прямых стульев, на которых цари и царедворцы сидят строго вертикально. Этот не очень эргономичный вариант свидетельствовал о статусе, но вряд ли был источником комфорта.

Табурет в Древней Греции

Самое раннее изображение стула в Эгейском периоде – это рельеф арфиста (рис.6). Тип такого стула напоминает месопотамскую или египетскую мебель, но никаких изображений, подтверждающих или опровергающих теории историков, не сохранилось. Так что первые табуреты в этом регионе – загадка.

Кносский дворец царя Миноса может рассказать нам куда больше. В период 2000-1000 гг. до н.э. здесь происходило зарождение будущей европейской цивилизации, а устройство жизни отдаленно напоминало наши дни. Главный сохранившихся предмет мебели – это царский трон в окружении каменных скамеек. А вот что касается табуретов, то здесь люди сидели на примерно таких же изделиях, как и древние египтяне.

рис. 7 (источник: pinterest)

Крито-Микенский период , который длился с 1600-1200 гг. до н.э. оставил мало следов после себя. В эпоху Троянской войны и путешествий Одиссея большинство преданий и рассказов переходили исключительно из уст в уста. А потому – никакой достоверной информации. И все же линейное письмо Б, которое расшифровывают до сих пор, дает нам знание о том, что Ахиллес и Гектор вполне могли пользоваться скамьями, стульями и табуретами. А вот как они выглядели – вопрос.

Классическая Греция – это разнообразие мебели и изобилие источников, из которых мы узнаем о первом появлении классического кресла, об анатомически изогнутых спинках, которыми мы пользуемся до сих пор, о тронах, созданных по типу египетских.

Все сиденья были легкими и их без труда можно было переносить с места на место. К мобильной мебели относился и табурет, максимально приближенный к человеческим формам, то есть удобный, а не просто статусный.

Сиденья остаются достоянием богатого населения, но его использование становится повседневной частью жизни мужчин и женщин знатного происхождения.

рис. 8 (источник: pinterest)

Греки сидели на табуретах двух типов:

  1. Дифр или дифрос, от др.-греч. δίφρος имел четыре перпендикулярные ножки и прямоугольное сиденье, которое покрывали для наибольшего удобства подушкой или ковриком.
  2. Другой стул – дифрос окладдиас от др.-греч. δίφρος ὀκλαδίας, – в котором ножки пересекаются, чаще всего был складным, что облегчало путешествия и военные походы (рис.9).

рис. 9 (источник: Википедия)

В целом, с VIII по I вв. до н.э. тип мебели не менялся. Греческие мастера стали ориентиром для всех последующих эпох, и в этот период вряд ли было придумано что-то кардинально новое.

Греческие табуреты получили широчайшее распространение на Земле: были переняты римлянами, разошлись по всей Малой Азии, в Италии, на юге России, в Северной Африке и на на Востоке.

Табуреты были довольно высокие, поэтому чаще всего использовали специальную подножку.

рис. 10 (источник: pinterest)

Римляне никак не повлияли на развитие табуретов, да и сидений в целом. Скорее они сохранили греческое наследие, добавив лишь орнаменты и украшения на свой вкус. Особой популярностью пользовалась мобильная мебель – складные табуреты, которые путешествовали за своими знатными владельцами по многочисленным военным походам и залам заседаний.

Византия придала христианский акцент эллинистической изысканности. Теперь на античном табурете, обложенный подушками, мог восседать ветхозаветный персонаж Иисус Навин, остановивший ход солнца. Как, например, на рельефе, сделанном в Константинополе в Х веке (рис. 11).

рис. 11 (источник: pinterest)

Варвары, разорившие Рим, были немало озадачены, обнаружив груды предметов совершенно непонятного назначения. Табуреты, стулья, инкрустированные скамьи и царские троны, также как и скульптуры и термы означали для них ровным счетом ничего. При желании сесть – они садились на землю.

И все же классическое искусство не было утеряно, христиане брали некоторые языческие формы и преобразовывали их. Аскетика – излюбленное слово христианского средневековья – касалась не только помыслов. Мебель становится массивной, и вскоре снова ее основной целью становится исключительно демонстрация статуса. Греческой эргономике остается ждать лучших времен.

Готический табурет был самым распространенным видом мебели. Знатные и богатые практически отказывались от тронов и стульев в пользу этого аккуратного, но неудобного предмета. Табуреты собирались без единого гвоздя. Опорой служили резные широкие и плоские ножки-распорки, сидение – плоская доска. Никаких анатомических излишеств.

рис. 12 (источник: mywebroom.com)

Жители средневековой Европы были не только сдержаны в стремлении к удовольствию, но и практичны. Благодаря совмещению двух этих качеств появилось уникальное изделие – табурет-сундук. На нем сидели, в нем же хранили вещи. Кстати, в Древней Руси точно также тяготели к модной сегодня многофункциональности. Сундук мог замещать не просто сиденье, но и целое спальное место.

рис. 13 (источник: pinterest)

На стульях, меж тем, продолжает сидеть исключительно духовная и интеллектуальная элита Средних веков – монахи. Простые люди могли передохнуть на перевернутом ведре.

Именно монахам мы обязаны развитию мебели, так как они подстраивали ее под свои “ученые” нужды: необходимость быстро и легко работать за письменным столом. Так в XIV веке появился вращающийся стул и такой же табурет (рис.14).

рис. 14 (источник: 1stdibs.com)

Новое время и его табуреты

В XVI веке ремесленни ки ищут античные идеалы и стараются придать мебели утонченный вид, делают ее приятнее и удобнее для человеческого тела. Вкусы диктовались знатью, а не духовенством, а потому эстетика и комфорт снова были в чести.

И все же Англия была довольно аскетична и сдержанна. Например, вот этот табурет был создан в XVII веке. (рис.15), но по своей функциональности он мало чем отличался от средневекового.

рис. 15 (источник: pinterest)

А тем временем во Франции появляется первая мягкая мебель — кресла, пуфы, диваны и табуреты — достояние королевского дворца, гордость Версаля. Табуреты эпохи Короля-Солнца больше напоминали современные пуфы и были созданы для отдыха в будуаре.

рис. 16 (источник: pinterest)

Стулья играли большую роль во королевском церемониале, где все было регламентировано до мельчайшего движения. И все же в присутствии короля все придворные обязаны были стоять. Лишь избранные придворные дамы имели честь удостоиться “права табурета”, то есть сидеть в присутствие его величества. Возможно, что именно такие табуреты и использовали в этих случаях.

Америку уже открыли, а потому в XVIII явно чувствовалось влияние Нового Света. В то время особо славились мастера Пенсильвании. Табурет краснодеревщика Реджинальда Льюса (рис. 17) – практичный и изысканный – до сих пор не дает антикварам покоя. Сегодня он выставлен в Метрополитен музее, а вот в 2008 году на аукционе Sotheby’s за него шла настоящая борьба. Цена лота составила $5,2 млн!

Табуреты эпохи Наполеона

В целом, до эпохи Наполеона табуреты мало чем отличались друг от друга. Простолюдины довольствовались грубой деревянной мебелью, могли отдохнуть на пеньке, а аристократия восседала на шелках. Возвращением мебели к ее истокам – к сдержанной эстетики античности – мы обязаны первому французскому Императору. Колоссальный интерес к эллинистическому миру, раскопки и открытия вернули задушенному бархатом табурету его первоначальный вид.

рис. 18 (источник: pinterest)

Промышленная революция – это не просто станки и работа на поток. Изменилось отношение к времени: чтобы получить стул или табурет больше не нужны были недели кропотливого труда. Стали стираться границы между слоями населения: практически каждый мог купить некогда недостижимый знак власти – стул. Не говоря уже о табуретах, которые можно было найти на любой кошелек. Например, табурет из красного дерева для пианино, обитый кожей. Или же менее притязательный – из вяза, который выглядит родным и знакомым для современного человека, буквально выросшего на советских табуретках (рис.19-20).


рис. 19-20. (источник: onlinegalleries.com)

Модификации табурета в ХХ-ХХI веках

ХХ век – время полного переосмысления человеком своего окружения. Стали появляться новые материалы: стальные трубки, проволока и позже – фанера. Все это позволило дизайнером экспериментировать, а людям меняться вместе с новыми идеями.

В 1933 году В финском городе Виипури для читальных залов городской библиотеки архитектор и дизайнер Алвар Аалто придумал и нарисовал табурет № 60 .

рисунок 21 (источник:shkafkupeprosto.ru)

Казалось бы – что особенного в этом знакомом “икеевском” дизайне? Но за простыми формами скрывалось техническое новаторство – это была первая в мире мебель из гнутой клееной фанеры.

Табурет Аалто каждое десятилетие переживал реинкарнацию: его выпускали и в СССР и в Латвии, красили сиденье, меняли форму, в конце концов даже выпустили с мягкой обивкой. Сегодня любой может купить его в магазине знаменитого шведского бренда.

Каждый табурет в ХХ веке создается для конкретного назначения: работы, учебы, прихожей или кухни. Но также есть предметы, которые создаются исключительно ради идеи.

Например, в Италии в 1957 году появилась забавная табуретка «Mezzadro», не похожая ни на что на свете. На самом деле ее авторы – братья Кастильони – просто прикрепили сиденье от трактора на металлическую рессору. Так появился первый консольный табурет. Желающие сегодня могут купить такую же модель за €566. (рис.22)

рис. 22 (источник istory-design.livejournal.com)

На территории СССР табурет был одним из самых нужных предметов мебели. Советский гражданин был ограничен узкими коридорами коммуналок, кухней, где готовят одновременно на несколько семей, спальней – по совместительству гостиной, кабинетом и детской. А вскоре появились хрущевки, в которых простора было не намного больше. Небольшое сиденье без подлокотников и спинки спасало ситуацию, экономя место.

В целом, сегодня производство табуретов делится на несколько типов:

  • Простой кухонный табурет — см. рис. 23
  • Складная табуретка для дачников или путешественников

рис. 23 (источник: mysku.ru)

  • Барный табурет, который появился во времена ковбоев на Диком Западе и до сих не дает покоя фантазии дизайнеров.

рис. 23 (источник: pinterest)

  • для игры на музыкальном инструменте

рис. 24 (источник: pinterest)

  • специального назначения — например, медицинские табуреты с регулирующейся высотой и вращающимся сиденьем анатомической формы.

рис. 25 (источник: www.belva.ru)

Сегодня основной приоритет дизайнеров – это эргономичность результатов их работы. И несмотря на разнообразие форм, углов наклона, высоты, и даже созданный ортопедический табурет с упором на колени (рис.26) – идеальный вариант еще не найден.

рис. 26 (источник: idocfinder.ru)

Ни врачи, ни дизайнеры-эргономисты в конце 10-х годов XXI века так и не определились, как же человеку сидеть правильно и безопасно. И кроме отказа от сидячего образа жизни им пока предложить нечего.

При перепечатывании прямая активная ссылка на эту страницу обязательна.

Как появился табурет

История возникновения табурета

Одним из первых образцов мебели была табуретка – изделие без спинки и подлокотников, на котором мог поместиться один человек. До этого древние люди сидели просто на земле, затем начали подстилать шкуры и траву. А потом стали приспосабливать для этих целей дерево…

Читайте также:  Как сделать украшения ручной работы

Первая табуретка в мире была грубоватым предметом на 4-х ножках. Это потом её украсили, дополнили, оснастили мягким сидением, появились складные варианты. Самым древним образцам более 5000 лет – таков возраст египетских захоронений, где они были обнаружены. Царские особы Древнего Египта использовали высокие табуреты в качестве трона. В обиходе были простые и складные табуреты: сидения делали из древесины, а устойчивые ножки, напоминающие копыта – из слоновьих бивней.

Позднее появились разные формы, например, в виде седла, заимствованная у кочевых народов. При французском дворе стулья, обтянутые дорогим шёлком, были частью целого ритуала. В присутствии короля придворные должны были стоять. И только некоторые дамы сидели, используя дарованное королём «право табурета».

Любопытным изобретением пользовались пастухи – это был табурет с одной ножкой, который крепился ремешками к поясу. Руки всегда оставались свободными, а чтобы присесть было достаточно воткнуть единственную опору в землю. Стоит упомянуть Акилле Кастильони. Именно он первым установил сидение с велосипеда на стержень, дополненный подставкой – так возник ещё один вид табурета.

Промышленное производство табуреток

В 30-х годах XX столетия производство табуретов поставили на поток. Изделия, чья незамысловатость граничила с совершенством, быстро обрели многомиллионную армию поклонников. Аккуратное круглое сидение и изящные ножки в виде буквы «L» покорили многих. А простая технология и минимум деталей делали производство очень дешёвым.

Было в табурете и что-то символичное. Круглое сидение и ножки напоминали солнце и расходящиеся в стороны лучи. С каждым таким предметом в помещении появлялось новое солнышко, а с ним – удобство и уют.

Самая популярная табуретка

Знаменитым на весь мир стало изобретение известного архитектора из Финляндии Алвара Аалто. Табуретка Stool 60, созданная им в 1933 г., является неотъемлемым элементом всех салонов компании Apple.

Всё началось с того, что Аалто совместно с талантливым мастером Отто Корхоненом стал экспериментировать с клееной берёзовой фанерой, обработанной при помощи пара. Затем они запатентовали технологию изготовления мебели, а первым изделием в мире, сделанном из гнутой паром фанеры, была табуретка Stool 60. Согнутая под углом 90° ножка L-leg– главный элемент, запатентованный Аалто и Корхоненом. Бытует мнение, что опору такой формы Аалто придумал, разглядывая собственные лыжи. Вдохновлённые гениальной простотой и изяществомL-leg изобретатели разрабатывают на её основе целую серию предметов: кресла, стулья, табуреты.

Изначально Stool 60использовалсяв библиотеке Выборга: изделие с круглым сидением на трёх ножках замечательно вписывалось в её интерьер. Позже его начали производить массово. На сегодняшний день этот предмет обстановки в числе самых массовых и часто подделываемых.

С 30-х годов прошлого века вплоть до наших дней в Финляндии произведено более миллиона оригинальных табуретов. (Здесь для изготовления фанеры берётся дерево из местных лесов, возрастом не моложе 80-ти лет. Огромное количество минеральных веществ в почве наделяет древесину приятным светлым оттенком). А количество изделий, выпущенных производителями в разных частях света, составляет около 8 миллионов.

Памятник табурету

Москва увековечила табуретку в памятнике

На Таганке в Москве есть целый музей, посвящённый истории мебели – он размещается в бывшем поместье братьев Аршеневских. Найти его несложно: перед особняком возвышается трёхметровый памятник табурету.

Табуретка Африканская сказка: как сделать, этапы

КАК ЗАЖГЛИСЬ ЗВЁЗДЫ

Сошествие с небес

Перевод с английского Н. Тимофеевой

В самом начале времён не было твёрдой земли, где могли бы обитать люди, только огромные пространства воды и топкие болота. Но небеса уже существовали. Верховная власть там принадлежала орише (богу) Олоруну, известному также под именем Олодумаре и другими не менее прославленными именами. Жило на небесах великое множество ориш, но никто из них не мог сравниться ни мудростью, ни могуществом с Олоруном. Был у него старший сын Орунмила, известный также под именем Ифа. Этого сына Олорун наделил способностью предсказывать будущее, постигать все тайны жизни и даже управлять судьбами. Особым доверием верховного бога пользовался и ориша Обатала, одетый в белое одеяние. Трудно сказать что-либо хорошее или дурное и об орише Эшу, никогда нельзя было заранее угадать, как он поступит — такой уж у него был нрав. Зато он постиг самую сущность языка и речи и служил Олоруну толмачом. Оришей был и Агемо-хамелеон, преданный слуга Олоруна.

Водными же просторами и топкими болотами, лишёнными всякой жизни, правила богиня Олокун. Оба царства — земное и водное — существовали раздельно, каждое само по себе. Никто из ориш не интересовался тем, что происходит внизу. Только Обатала, одетый в своё белое одеяние, изредка поглядывал на водное царство и всякий раз поражался его однообразию и безжизненности. И вот однажды отправился он к Олоруну и обратился к нему с такими словами:

— Царство Олокун состоит из водных просторов и топей, окутанных туманом. Если б среди них появились острова твёрдой земли с полями и лесами, холмами и долинами, там могли бы поселиться ориши и всякие живые существа.

— Конечно, это было бы хорошо, — согласился Олорун, — но ведь создать острова твёрдой земли очень трудно. Кто возьмётся за это?

— Я возьмусь, — вызвался Обатала.

Он отправился в покои Орунмилы, которому были открыты все тайны жизни, и сказал ему следующее:

— Твой отец дозволил мне спуститься в нижний мир и создать твёрдую сушу среди водных просторов и болот, чтобы там можно было разбить поля и возвести города. Ты понимаешь скрытое значение всего сущего, научи же меня, как взяться за это дело.

Орунмила положил перед собой поднос и кинул на него шестнадцать орехов. Орехи расположились в определённом, понятном ему одному порядке. Орунмила задумался, затем собрал и бросил снова. И так много раз.

Наконец он сказал:

— Ты должен спуститься на золотой цепи. Прихвати с собой пустую раковину с песком, белую курицу, чтобы она могла разгребать песок, чёрного кота, чтобы ты не был там в одиночестве, и кокосовый орех. Вот что сказали мне орехи.

Обатала обратился к кузнецу, золотых дел мастеру, попросил его сковать золотую цепь, достаточно длинную, чтобы по ней можно было спуститься в нижний мир.

— Хватит ли у тебя золота? — поинтересовался кузнец.

— Ты начинай ковать. А за золотом дело не станет.

Обатала обошёл всех ориш, выпрашивая у них золото. Они отдали ему всё, что у них было: кольца, браслеты, серьги, просто золотую пыль. Обатала отнёс собранное золото кузнецу. Тот посмотрел и сказал:

Опять отправился Обатала искать золото, набрал, сколько мог. А кузнец опять сказал:

— Нет больше золота в небесах, — ответил Обатала. — И искать нечего.

— Тогда твоя цепь не достигнет нижнего мира.

— Что делать? Куй цепь. Там посмотрим.

Кузнец сковал цепь и отнёс её Обатале.

— Приделай на конце крюк, — попросил тот.

— Но у меня нет золота.

— Сделай крюк из последних нескольких звеньев. Обатала воткнул крюк в небеса и спустил цепь. Орунмила дал ему с собой раковину с песком, белую курицу, чёрного кота и кокосовый орех. Обатала стал спускаться. Где-то на пол- пути обитель света кончилась, началось царство сумерек и тумана. И вот уже до него донёсся плеск волн. Повис Обатала на конце цепи, не знает, что делать. А сверху послышался голос Орунмилы:

Снова раздался голос бога:

Обатала поступил, как ему было велено. Курица начала быстро разгребать лапками песок. И песок тут же превращался в твёрдую землю. Только падал он неравномерно, поэтому и получились кое-где холмы и долины. На один из холмов и спрыгнул Обатала. Это место он назвал Ифе. Там он выстроил себе жилище. Посадил кокосовую пальму, она тут же выросла, её семена разнёс ветер, и вскоре кругом появилось множество пальмовых рощ. Там Обатала и поселился. Его одиночество разделял только чёрный кот.

Спустя некоторое время Олорун захотел узнать, как обстоят дела у Обаталы. По его повелению Агемо-хамелеон спустился по цепи на землю. Он нашёл Обаталу на пороге его дома в Ифе.

— Как обстоят у тебя дела? Скажи, чтобы я передал это Олоруну, — сказал он.

— Суша уже создана, на ней растут пальмы, — ответил Обатала. — Не хватает только света. Здесь сумрачно и туманно.

Вернувшись на небеса, Агемо передал всё это своему повелителю.

Олорун создал солнце и пустил его гулять по небу. Суша озарилась ярким светом, мрак и туман растаяли.

Обатала остался на земле. Скучно ему было вдвоём с чёрным котом, и он решил сотворить людей. Нарыл глины, налепил человеческих фигур и поставил их на солнце сушиться. Пока трудился, устал и разгорячился.

«Надо создать пальмовое вино, — подумал он. — Чтобы те, кто утомлён, могли им освежиться». Он нацедил из пальмовых стволов много сока, подождал, пока он перебродил, и начал пить. Выпил столько, что в голове у него помутилось. Тогда он стал снова лепить людей. Но руки у него дрожали, и многие фигуры получились уродливыми: искривлёнными, горбатыми, колченогими и короткорукими. У некоторых не хватало пальцев на руках. Но захмелевший Обатала ничего не замечал. Налепив множество людей, он воззвал к Олоруну:

— Я создал множество людей, чтобы мне не было скучно, но только ты можешь вдохнуть в них жизнь.

Олорун выполнил его просьбу. Теперь это были настоящие люди, из плоти и крови. Они тотчас стали трудиться, возвели себе дома вокруг жилища Обаталы. Так возник город Ифе.

Но когда Обатала протрезвел и увидел, что он натворил, печаль переполнила его сердце.

— Никогда больше не буду пить вино, — поклялся он. — С этого дня я заступник всех калек.

С тех пор к его заступничеству всегда прибегают и горбатые, и хромые, и слепые.

После того как земля была заселена, Обатала снабдил людей необходимыми орудиями труда. Железа тогда ещё не было, поэтому он раздавал бронзовые ножи и деревянные мотыги. Люди взрыхлили землю, посеяли просо и ямс и стали плодиться. Город становился всё больше. Обатала стал верховным вождём этого города. Через некоторое время, однако, он соскучился по небесам и поднялся по золотой цепи на небо. По случаю его возвращения боги устроили большое пиршество. Услышав о новосотворённой земле, многие ориши решили туда спуститься.

Олорун напутствовал их такими словами:

— Заботливо относитесь к людям. Старайтесь им помочь, если они вас попросят об этом. Отныне вы их защитники. Обатала, создатель суши, останется здесь, в небесах, и будет моим советником. Вы же спускайтесь на землю, и пусть каждый свершит то, что ему предначертано.

С тех пор Обатала жил на небесах и только изредка спускался на землю. Город Ифе процветал под его покровительством.

Богиня Олокун была унижена и разгневана вторжением в её владения. Однажды, в отсутствие Обаталы, она наслала на сушу громадные волны. Начался ужасный потоп. Возделанные поля были залиты водой. Многие люди утонули. Везде царили хаос и мрак. Люди взывали за помощью к Обатале, но он их не слышал. Тогда они явились к орише Эшу, который переселился на землю вместе с другими, и попросили его похлопотать за них перед Обаталой.

Ссылка на основную публикацию