Ваза “Каменный цветок”: как сделать, этапы

“Каменный цветок” Бажова: краткое содержание и анализ

Павел Петрович Бажов – знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко – сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

“Каменный цветок” Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.

Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

“Каменный цветок” Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» – не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов – люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду – богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» – талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» – чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов – единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Читайте также:  Как сделать шишку по технике канзаши?

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Конструирование по сказу Бажова П. П. «Каменный цветок».

Вера Калужина
Конструирование по сказу Бажова П. П. «Каменный цветок».

Уважаемые коллеги, доброго всем времени суток!

Лето в самом разгаре, кто-то еще догуливает отпуск, а кто-то уже вышел на работу и провел массу интересных развлечений, квестов, КВН и других мероприятий. У нас, в Воронеже, достаточно жарко, но лето есть лето, и много времени сейчас проводим на улице. В детских играх на свежем воздухе тоже должен быть перерыв на отдых. В летний период занятия не проводятся (имею в виду ФЭМП, английский, обучение грамоте, но появляется возможность в большем объеме познакомить детей с интересными произведениями отечественных и зарубежных авторов. А, прочитав произведение, можно порисовать или сделать аппликацию, но я, предложу вам сегодня, конструирование с игрой Воскобовича «Крестики – 2». Совсем недавно Наталья Попова представила нашему вниманию сценарий квеста по произведениям Бажова. Мой материал станет дополнением к Наташиному сценарию.

Предварительная работа – чтение сказа Бажова «Каменный цветок».

Конструирование.

Игровое задание «Хозяйка медной горы».

По предложенной схеме (схема с пропуском некоторых деталей) дети выкладывают изображение Хозяйки медной горы.

Вопросы.

Сколько частей потребовалось для конструирования? – 16.

Какого цвета крестики использовали для конструирования? – Ответы.

Частей, какого цвета больше всего? – 6 частей фиолетового цвета.

Сколько кругов, треугольников, квадратов, пятиугольников? – Ответы.

Игровое задание «Данила – мастер».

Вопросы к изображению аналогичны первому заданию.

Игровое задание «Каменный цветок».

– У Данилы – мастера ни как не получалась каменная чаша. А у вас получится?

Дети конструируют чашу по собственному замыслу. Предлагаю вашему вниманию некоторые работы.

Игровое задание «Ящерка».

– Хозяйка медной горы могла предстать в человеческом облике, а могла превратиться в ящерку.

Дети конструируют изображение ящерицы по условию: в изображении ящерицы должно быть не менее 10 частей. Вот что получилось.

После такого конструирования сказ Бажова «Каменный цветок» и его герои запомнятся детям надолго.

«Цветок в горшке для мамы». Аппликация плюс конструирование Денисова Екатерина Аппликация и конструирование из бросового и природного материала в стиле торцевание. (Подготовительная группа) Для.

Сценарий творческого вечера по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» Сценарий творческого вечера по творчеству П. П. Бажова «Сказы из малахитовой шкатулки» Цель: обобщение и закрепление знаний о прочитанных.

Цветок тюльпана. (конструирование) Подвижные игры Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое.

Фотоотчёт «Участок для прогулок «Сказы Бажова» В этом году в нашем северном городе тематикой конкурсного оформления и оснащения участка для прогулок были сказы Павла Бажова. Мы взяли.

Мастер-класс: конструирование из бумаги «Цветок для мамы» Цель: формировать умение создавать подарки своими руками. Задачи: развивать умение складывать бумагу; развивать мелкую моторику рук; воспитывать.

Конспект НОД по ознакомлению с родным краем «Миньярский каменный карьер» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 г. Миньяра Ашинского района Челябинской области Конспект.

Проект «Сказы Бажова» Содержание проекта Актуальность проекта: Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом и куда бы ты.

Викторина по сказам П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» Викторина по сказам П. П. Бажова “Малахитовая шкатулка” (старшая группа) Цель: Закрепление и уточнение знаний детей о сказах Павла Петровича.

Воспитание детей сказкой на примере сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Однажды Эйнштейна спросили, как можно сделать детей умнее. Он ответил: «Если вы хотите, чтобы ваши дети.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по окружающему миру «Каменный цветок» Конспект образовательной деятельности в средней группе по Окружающему миру «Каменный цветок». Цель: Ознакомление детей со свойствами и признаками.

Конспект НОД по изо в старшей группе “Каменный цветок”

Конспект непосредственно организованной деятельности в старшей группе педагог дополнительного образования по изодеятельности Н.В.Демешко

«Каменный цветок»

Цель: Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о творчестве уральского писателя П.П.Бажова

Задачи:

Образовательные:

1. формировать умения передавать фактуру малахита в изображении каменного цветка, подбирать нужные оттенки цветной бумаги.

2. учить находить композиционное равновесие на листе бумаги.

3. закреплять навыки работы в технике аппликации «мозаика»

4.побуждать детей самостоятельно находить решение проблемы

5.продолжать учить передавать в аппликации предметные
изображения, развивать чувство композиции (учить красиво располагать изображение на листе бумаги);

Развивающие:

1. развивать мелкую моторику рук;

2. развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;

3. развивать навыки аппликативной работы;

Воспитательные:

1. воспитывать аккуратное и бережное отношение к материалам.

2. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Оборудование:

портрет П.П.Бажова, коллекция камней, альбомные листы на каждого ребенка, клей, клеевые кисти, цветная бумага, ножницы, сундучок, письмо от Хозяйки Медной горы, образец Каменного цветка.

Предварительная работа:

1.Чтение сказов П.П.Бажова;

2.Пересказ и обыгрывание прочитанных сказов;

Художественно-творческая деятельность «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце»,

«Синюшкин-колодец», «Малахитовая шкатулка»;

3.Беседы о П.П. Бажове и о драгоценных камнях Урала;

4.Рассматривание коллекций камней.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, посмотрите, здесь лежит украшенный драгоценными камнями, конверт… кто же его мог оставить? (ответы детей).

Давайте прочитаем, что там написано…читает письмо от Медной горы Хозяйки, да тут загадки и какие то задания…

Педагог: послушайте…

1.Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонька и носишко пуговкой. Идут по улице, и кошчонка ободранная за ними подпрыгивает…

2. С этим, словом прислонилась к стеке малахитовой и растаяла. Только и осталось, что на стенке камни сверкают, как прилипли к тем местам, где голова была, шея, руки…

3.Одна девочка на отшибе идет, годов так восемнадцати, Платьице на ней синее, платок на ней синий. И пригожая – сказать нельзя. Брови дугой, глаза – звездой, губы – малина, руса коса через плечо перекинута, а на ней лента синяя. И босиком вовсе…

4.Стоит красавица, про таких только в сказках сказывают. А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового малахиту платье с переливом. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладь. И вся то она изукрашена дорогими камнями. И так это платье сшито, как у цариц.

(«Медной горы Хозяйка»)

( дети называют произведения)

Педагог: Молодцы на все вопросы ответили. Кто мне может назвать фамилию автора? (ответы детей)

Педагог: Верно, написал их уральский писатель Павел Петрович Бажов. Его сказы как нельзя лучше знакомят нас с уральской природой, с жизнью людей, их работой. Герои сказов, созданные писателем, воплощают в себе необыкновенное трудолюбие и талант рабочего человека. В сказах правда переплетается с фантазией.

Педагог: С заданием мы справились и что нужно нам сделать? (ответы детей)

Педагог: Ребята, Медной горы хозяйка приготовила нам следующие задание. Ответьте на вопрос, что в произведении « Серебряное копытце», появлялось на том месте где, козел топал копытцем? (ответы детей)

Педагог: Да, верно из-под копыт появлялись драгоценные камни. Сейчас я буду загадывать загадки о камнях, а вы должны их отгадать и показать эти камни.

1. Тот, кто любит этот камень

Дружбе верен сердцем чист. (Аметист)

2. Кто секрет хранить умеет,

Тот таинственно молчит,

И всегда понять сумеет

Камень ящерок и змеек –

3. Красный камень красота

Буд-то в чаше, в этом камне

Воды чистые озер. (Яшма)

4. На закат похож тот камень

На восход похож другой.

Эти камни в ожерельях

Силу солнышка таят. (Гранит, агат)

(дети отвечают и показывают)

Педагог: Молодцы, справились. И нам осталось выполнить последнее задание. (ответы детей)

Педагог: Правильно. Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы порадовать и удивить Хозяйку Медной горы? (ответы детей)

Педагог: Верно, мы можем подарить что-нибудь, сделанное своими руками. Ребята, кто из вас помнит, как называется произведение Павла Петровича Бажова, в котором мастеру Даниле рассказали о необыкновенном цветке, красоты невиданной? (ответы детей)

Педагог: Правильно это произведение называется «Каменный цветок». Давайте, сегодня в подарок для Хозяйки Медной горы попробуем сделать вазу в виде необычного цветка, я думаю ей будет очень приятно. Согласны? Проходите на свои рабочие места… (дети проходят за столы)

Практическая деятельность детей.

Педагог: Со всеми заданиями мы справились

Хозяйка Медной горы (слышится голос):

Здравствуйте, мои маленькие мастера. По душе мне ваши работы, хочу поблагодарить вас за ваш

труд, за смелость вашу, за то, что вы не испугались моих загадок и заданий, спасибо вам.

А в благодарность от меня принимайте подарки.

(дети находят шкатулку с конфетами)

Педагог: Ребята, кто мне скажет, о каком Уральском писателе мы сегодня говорили? Что он писал? Какие сказы вы можете назвать? Какой подарок мы делали для Хозяйки Медной горы? Молодцы. На этом наше занятие окончено.

Цветы из натурального камня: фото и урок

Цветок из камня – это музыка, застывшая казалась бы в бесчувственной глыбе. Смотря на цветочные композиции, выполненные из природных камней, испытываешь восторг и преклонение перед профессионализмом мастера. Но о том, как сделать каменный цветок, знал не только Данила-мастер из сказок Бажова. В наше время урок изготовления каменного цветка может преподать любой опытный специалист, знающий, как работать с камнем.

Место таким цветам — в ландшафтном дизайне и в дизайне малых архитектурных форм. Впрочем, и там они редки, поскольку делать их могут немногие. С одной стороны, изготовление таких цветов не столь дорого, как поделочных цветов высокого качества, с другой, для них потребуется и меньше навыков, и меньше техники (если делать невысокие наборные цветы — до полуметра). Если же делать наборный цветок пятидесяти метров вышины — то он обойдется заказчику в круглую сумму и потребует весьма специфического опыта от исполнителя. Наборные цветы — штучная работа. Наборные цветы — жанр сугубо каменный в каменном окружении, в каменной среде. Их место среди камней.

Обратите внимание на фото: цветы из камня лучше всего смотрятся, если являются частью каменной архитектурной формы, строения, создавая тем самым неповторимую доминанту в композиции. Таким образом, может быть достигнута наибольшая выразительность этого жанра, с эффектом неожиданности, при несомненном художественном чутье мастера — наборщика, мастера — творца. Об этом можно продолжать писать довольно пространно и много, но начинать нужно с простого. Ознакомьтесь, как сделать цветок из камня двух типов: фантазийный колокольчик и каменная роза.

Читайте также:  Узор Шахматка: подробная инструкция

Как сделать цветок колокольчик из камня

Для изготовления цветов из натурального камня нужен, прежде всего, резиновый мячик, разрезанный пополам, ложка, маленький мастерок типа мастихина, маленький черпачок, флейцевая кисть, молоточек, сосуд для воды, отвертка или какой-либо резак (простой нож, скальпель), обрызгиватель для глажения белья и ящики для каменных отщепов.

Каменные отщепы — основной строительный материал для наборных цветов небольшой высоты — до двух метров. Для более высоких цветков уже может понадобиться и щебень из той же каменной породы, и плитняк или бут.

Для изготовления фантазийного или нефантазийного колокольчика, кроме вышеуказанного каменного материала, понадобится еще нарезанный полированный камень — для облицовки ножки цветка. Кроме простого цемента марки М-400 и песка, нужен будет еще цемент М-500 ГИР (гидроизоляционный расширяющийся), нержавеющая проволока (диаметром 2 мм), металлическая пластина (желательно из нержавейки или латуни), клей ПВА или жидкое стекло.

Работа с таким цветком начинается, прежде всего, с изготовления металлического каркаса цветка, который станет его основой и арматурой. Для этого нужно взять металлическую пластину толщиной до 3 мм, круглую по форме или же квадратную со сторонами, приближающимися к 20 см, и просверлить в ее центре пять или десять отверстий (вокруг центра, на расстоянии 5 см). Эти отверстия помогут в механическом закреплении проволоки. Из проволоки скручиваем ножку цветка и прикрепляем ее к пластине — основанию цветка. Пять метровых кусков проволоки сгибаем пополам и с помощью тисков скручиваем их, но не полностью. Вслед за этим основание грунтуется смесью клея ПВА или жидкого стекла с цементом. После грунтовки каркас можно сразу же слегка обсыпать песком. Затем выставляем первые камни основания цветка — угловые. Камни ставим на цемент марки М-500 ГИР без песка, то есть на чистый цемент, размешанный в воде до консистенции желе. Такой цемент нужно мешать маленькими порциями и сразу пускать их в дело, потому что он быстро структурируется, застывает. Поэтому и нужна половинка резинового мяча, она послужит местом для перемешивания малых порций цемента с водой — микрозамесов. К тому же половинку мяча легко чистить от затвердевшего цемента — нужно просто помять ее в руках и все отлетит.

Как и всегда, в работах с диким природным камнем нужно заранее произвести некоторую сортировку камня: выбрать угловые камни, выбрать камни, которые замкнут набор каменных площадок — оснований как сверху, так и с боков, и т.д.

При набирании каменных цветов нужно стараться не запачкать камень раствором. Каждый микрозамес должен приблизительно соответствовать нужной массе раствора для укладки одного камешка. Излишками же раствора можно замазывать пустоты за установленными камнями. Излишки раствора, выступающего из швов, следует через минут 20 снимать маленьким резаком или ножиком.

После установки угловых камней заполняем камнями пространство между ними. Ниши между набранными камнями заполняются подходящими камнями-затычками.

Ножка цветка набирается из резаных продольных кусков — столбиков гранита, базальта или другого прочного камня. Этими столбиками толщиной до двух сантиметров обкладывается скрученная арматурная сердцевина цветка — ножка, разветвляющаяся через несколько сантиметров. Это делается, когда середина площадки еще не заложена. После обкладывания ножки происходит укладка недостающих камешков площадки — основания.

Когда площадка и ножка цветка будут набраны, на верхние плоскости каменной ножки прикладываются первые — довольно плоские и легкие — кусочки гранита, которые дадут начало бутону (чашечке) цветка.

Раствор на цементе М-400 и песка в соотношении 1:2 или 1:3 всегда будет употребляться для заполнения пустот в бутоне цветка, то есть для забутовки.

Раствор из цемента М-500 ГИР всегда служит для приклеивания камней.

После того как будут набраны площадка, ножка цветка и поставлены первые камни бутона — выпуски из плоских отщепов, можно продолжить набор цветка под лекало. Для этого из картона вырезается требуемый контур цветка, после чего он разрезается по своей оси. Половину лекала нужно время от времени прислонять к площадке и ножке цветка, что позволит корректировать установку камешков бутона.

Последние камни цветка — важнейший этап работы. Это, прежде всего самые большие и тонкие отщепы, которые будут создавать развертывающиеся, полузагнутые лепестки цветка. Эта работа требует тщательной подборки. Верхние лепестки бутона — самая уязвимая часть цветка, так как любой тонкий камень хрупок. Поэтому их необходимо блокировать другими камнями — лепестками (более внутренними) или тычинками.

Как видно на фото, каждый каменный цветок отличается от другого — даже в том случае, если они выполнены одним и тем же мастером. Из двух десятков таких цветков можно создать неповторимую балюстраду или колоннаду — целый ансамбль каменной пластики и образности.

В конце каждого рабочего дня неоконченные цветки желательно накрывать мокрым полотном, предварительно обрызгивая водой. Обрызгивание водой следует также производить в течение дня 23 раза.

Окончательный эффект цветку придают его чистка, мойка и тонировка швов.

Урок, как сделать каменный цветок розу

Создание не вырезанных каменных роз похоже на конструирование. Но прежде всего у мастера должен быть определенный запас таких каменных отщепов — лепестков. Это плоские и чуть-чуть загнутые отщепы какой-либо породы, которые иногда получаются в результате колки камня. Размеры отщепов могут быть разными. Самые большие «лепестки» идут на набор нижней части розового бутона — на те раскрытые лепестки, которые задают общий контур цветка. Такие отщепы опытный мастер должен заранее откладывать в сторону, накапливать, так как закругленные плоские осколки (отщепы) получаются редко. Обычно они свойственны известнякам или крупнозернистым магматическим камням, магма которых застывала, огибая что-либо, то есть закручиваясь. Таких камней немного, при этом они должны быть несколько выветренными, трещиноватыми. В таком случае весь камень можно разбить (распустить) на «лепестки» и прочие отщепы. Делается это с помощью зубил, закольников и остроносых кувалд.

Работа над розами начинается при достаточном количестве исходного материала.

Прежде всего, роза нуждается в своем основании, которое может быть вырезано из плоского песчаника в виде круга диаметром 20-25 см. В середине основания алмазной трубочкой нужно просверлить отверстие диаметром до 1 см.

Далее следует подобрать три самых больших лепестка, околоть аккуратно их края так, чтобы они создавали характерные очертания, имеющиеся у настоящих роз.

Затем лепестки клеятся к основанию под углом 10-15 градусов. Клеить лепестки нужно на хороший пастообразный клей типа «жидких гвоздей». Под лепестки нужно подложить камни или деревянные бруски — для фиксации лепестков под нужным углом. После высыхания клея нужно взять небольшой кругловатый камень, обвязать его нержавеющей двухмиллиметровой проволокой, закрутить проволоку под камнем в виде ножки и продеть ножку в отверстие основания. Этот сердцевинный блокирующий камень нужно тоже посадить на клей. Затем произвести приклейку второго ряда лепестков. Между первым рядом лепестков и вторыми лепестками опять положить подпорные камешки или деревяшки. Второй ряд лепестков должен перекрывать собой швы между лепестками первого ряда лепестков (правило перевязки). После схватывания клея нужно убрать подпорные камни или деревяшки и все щели между рядом лепестков аккуратно наполнить раствором М-500 ГИР. Затем осторожно обвязать проволочную ножку (от сердцевинного камня) вокруг гвоздика и стянуть ее (прижав сердцевинный камень к основанию).

В третий и последующие ряды могут укладываться менее плоские камни (не лепестки, а отщепы). Они будут ставиться вокруг и сверху сердцевинного камня на раствор М-500 ГИР. Вслед за высыханием раствора все щели аккуратно наполняются и заглаживаются (не полностью) раствором М-500 ГИР с песком в пропорциях 1:2, 1:3. После полной комплектации лепестков и тонировки швов под цвет камня розы, изделие накрывается мокрой тканью для набора прочности. Такая роза не может иметь своего стебля, так как она весьма массивна. Розами без ножек можно украшать скалы с ручьями или делать их элементами малых архитектурных форм. Открытые каменные розы на зимний период нужно укрывать пленкой.

Урок-образ “Каменный цветок”

Разделы: МХК и ИЗО

Особое место в преподавании курса мировой художественной культуры сегодня занимает изучение региональной культуры. В основе курса “Художественная культура Урала” заложена мысль о том, что региональная культура является составной частью общенациональной. Урал не является обособленным от России местом, он включён в общекультурное пространство. История заселения края, его развития напрямую связана с историей развития страны. Художественная культура Урала предоставляет богатый материал для понимания того, что у каждого края своя судьба, находящая своё выражение в явлениях искусства. В обыденном сознании давно закрепилась идея об уральской земле как крае мастеров. Природное богатство края и способы его освоения предопределили внимание к прикладным видам искусства. Не зря говорят, что Урал заселяли люди “крепкие телом и дерзкие духом”. Это привело к развитию промыслов, к самостоятельному действию. А ведь именно так и рождается подлинное искусство. Изделия каслинского литья, златоустовской гравюры на стали, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезное искусство давно и прочно вошли в “золотой фонд” отечественной культуры.

Основной целью курса “Художественная культура Урала” является ознакомление учащихся с достижениями художественной культуры региона, исходя из общего уровня подготовки учащихся. Умение описывать, интерпретировать и систематизировать художественные явления, оценивать произведение с точки зрения его эстетической значимости как для конкретной личности, так и для культуры в целом. Создать возможности к самореализации как можно большему числу учеников.

Концепция урока: понимание, переживание и посильное создание художественного образа учащимися.

Задачи урока:

  • расширить знания и представление учащихся об искусстве Урала;
  • развивать эмоциональное, образное восприятие произведений искусств;
  • в процессе практической работы у учащихся развивать свойства личности:
    способность к конструированию с умением выявлять строение анализируемой формы, самостоятельно сконструировать модель, передавать взаимоотношение объёма в пространстве;
    умение добиться соответствия замысла с его воплощением, завершенности работы;
    умение анализировать и синтезировать абстрактные и конкретные признаки.
  • Образные задачи: рукотворность, неповторимость, скульптурность форм. Выявить впечатление изящества, цельность формы.

    Материалы: кусок хозяйственного мыла, резец, клеёнка.

    Ход урока

    1. Погружение в тему

    Вспомните, что такое декоративно-прикладное искусство. Какие промыслы, бытовавшие на территории нашей страны, вам известны? Какие промыслы, бытовавшие на Урале в XVIII-XIX вв. вам известны? Перечислите их. В каких сказах П. Бажова рассказывается о поделочных камнях и изделий из них? Какие поделочные камни вы знаете? Какие произведения искусств из уральских самоцветов вы знаете? Где они находятся? Как вы думаете, легко ли обрабатывать камень? Какие трудности при этом могут быть?

    Представьте себе, что мы с вами в мастерской Прокопьича . Барин дал приказ: “Изготовить вазу по чертежу точному, а если другое выдумаешь – твоё дело. Мешать не стану. Так вот, думаю, из какого камня? Малахит, яшма, родонит? Решай сам”.

    Наша с вами задача изготовить вазу из куска мыла. Какая она будет, зависит от вас.

    2. Практическая работа

    Рассмотрим чертёж вазы. В основном сама ваза состоит из пяти частей: венец, плечи, тулово, шейка, основание.

    Намечаем на куске мыла разметку. По всему объёму проводим линии. Теперь путём отсечения лишнего делаем форму. Постепенно переходим от больших выпуклых форм к второстепенным, мелким. На завершающей стадии переходим к проработке деталей. Чтобы фактура вазы смотрелась лучше её необходимо отполировать. При этом напоминаем технику безопасности. Работать резцом только от себя.

    3. Подведение итогов

    При подведении итогов можно обыграть момент оценки вазы. “Выполняя” роль приказчика, можно “купить” вазы. Кто не успел закончить работу, тому даётся возможность доделать её дома.

    4. По окончании работы ребята убирают своё рабочее место

    Предложенный урок носит рекомендательный характер. Надеюсь, что данная разработка послужит учителю отправным пунктом в его творческой работе. Желаю успеха.

    Читайте также:  Шкатулка под модули: как сделать, этапы

    Ваза из порфира. XIX в.
    Государственный ЭрмитажВаза из порфира. XIX в.
    Государственный Эрмитаж

    Вазы из Екатеринбурга. На Екатеринбургской гранильной фабрике в первой половине XIX в. изготовлялись разнообразные изделия. Бесспорно, особое место среди прочих изделий фабрики занимают вазы и чаши из уральских камней.

    О мастерстве художников-камнерезов свидетельствует письмо президента Академии художеств Строганова в Екатеринбургскую гранильную фабрику. Уже в 1801 г. он отмечает, что присланные из Екатеринбурга вещи “вышлифованы . ровно и в подборе камней с совершенным старанием и отменною рачительностью”.

    Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок: голубоватый темно-волнистый, серо-зеленый калканской или красно-зеленый кошкульдинской яшмы, темно-зеленого порфира, розового или вишневого родонита-орлеца, бархатно-зеленого малахита. Нет возможности перечислить все цвета каменной палитры уральского камнереза.

    В Государственном Эрмитаже хранятся вазы, созданные мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики. Вот ваза, выполненная из яшмы удивительно красивого и насыщенного густого цвета. В камне только едва заметны тонкие черные усики и мягко, наподобие черной акварели, расплывшиеся пятна. Ручки, акант, виноградная ветвь – все вырезано из самого камня. Мастерство резьбы поразительно. Мы видим не только орнаментальные мотивы, но и изумительную резьбу виноградной лозы со сложным переплетением веток, усиков, листьев, тяжело свисающих гроздьев. Резьба выполнена с большим реализмом. Характерно, что в то время как тело вазы блестяще отполировано, акантовые листья, виноградная лоза – матовы. Полировка продумана настолько, что даже небольшие отвороты листьев блестящи; сверкает и их стержень. Солнечные блики, играющие на листьях, подчеркивают рисунок, форму верхних краев аканта, а на выпуклых ножках зажигается гирлянда маленьких золотых огоньков, дающих дополнительный живописный эффект. Особенно знаменита ваза высотой в 178 см, диаметром 167 см, шириной 100 см. Она сплошь покрыта рельефными украшениями. Создается впечатление, что на нее наброшено прозрачное ажурное кружево.

    Тело чаши, покрытое рельефными листьями аканта и винограда, как цветок, вырастает из выступающих выпуклых ножек. Борт чаши украшен простым жемчужником: простота и четкость этих форм еще больше подчеркивают великолепную декорировку центра и ножки, увитой виноградной лозой. Лоза спиралью поднимается по изящной ножке, увлекая глаз к самой чаше, как бы подготовляя зрелище того богатства форм, которое там сосредоточено.

    Украшение ножки виноградной лозой очень продумано. Чаша массивна. При короткой ножке ваза производила бы впечатление тяжеловесности, высокая же ножка легко, даже стремительно, поднимает овальную чашу, и вся ваза в целом приобретает легкую грациозность. Высокая ножка, следовательно, необходима. Но если бы ее поверхность, довольно значительная, осталась гладкой, она могла бы придти в противоречие с пышной декорацией чаши. Отсюда вытекала необходимость орнамента ножки.

    Резьба вазы совершенно изумительна по мастерству и характеру, по богатому различию рельефа. Отдельные точеные формы, например, листья аканта на пояске тела вазы, выдаются за борт и приобретают скульптурный объем. Резьба доходит до очень тонкого рисунка, например, спираль усиков. Усики иногда переплетают виноградную ветвь, также покрытую резьбой.

    Ножка вазы имеет валик, покрытый плетенкой низкого рельефа; он является как бы границей, отделяющей ножку и всю вазу от простого ступенчатого пьедестала. Блики полированной плетенки сливаются в общую массу переливов света на вазе.

    В коллекции историко-краеведческого музея в Екатеринбурге хранятся две парные вазы из малахита. Они невелики по размеру, “приземисты, короткие ножки плавно переходят в ступенчатые квадратные пьедесталы. Чаши ваз круглые, неглубокие, с приподнятыми бортами, с литыми бронзовыми ручками. Вазы интересны подбором малахита, чередованием темных и светлых пятен. Особенно хорош узор чаш. Завитки и прожилки на камне как бы стекаются к центру, образуя неожиданный рисунок – не то какой-то бант, не то маскарадную маску”.

    Для Всемирной торгово-промышленной выставки в Париже специально были изготовлены уникальные экспонаты, среди которых выделялись декоративные вазы, наглядно иллюстрирующие слова уральских мастеров “каждый камень своего подхода требует”.

    . П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

    Тема. П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

    Цель:

    · выявить художественную идею сказа, отличия сказа от сказки;

    · формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении; развивать навыки выразительного чтения, работы с учебником и с иллюстрациями;

    · формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи сказа.

    Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма А.Птушко «Каменный цветок» (1946 г.).

    І. Организационный момент.

    II. Анализ содержания сказа П.Бажова «Каменный цветок».

    1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

    – Как характеризует Данилушку отношение к миру окружающей природы?

    -Кто помог открыть в Даниле художника?

    – Каково назначение рассказа бабушки Вихорихи о неоткрытых цветках?

    – Каким предстаёт перед вами Прокопьич в начале сказа?

    – Почему старый мастер Прокопьич так быстро «потеплел» к Данилушке?

    Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные способности; человек, обладающий такими качествами, способностями.

    – Какой заказ получил Данила?

    2.3. Обращение к учебнику. Фотография малахитовой вазы.

    2.4. Сообщение подготовленного ученика о малахите, о вазах из малахита.

    Начало Уральской самоцветной истории принято связывать с 18-м столетием. Однако, настоящий расцвет наступил с 1700 г., когда Петр I занялся горными исследованиями всерьёз и повелел основать в Москве специальный приказ по горным делам. На Урале возник завод по обработке камня, вокруг которого и начал строиться город Екатеринбург.

    Малахит – медная руда, водная углекислая окись меди; по яркости зелени разных оттенков и пригожеству узора, ископаемое это идет на облицовку изваяний и разных украшений, используется для различных поделок или как сырьё для получения меди. Малахит – это минерал ярко зелёного цвета.

    Среди уральских камней, каковых добывается несколько десятков наименований, первым по праву является малахит, зеленый узорчатый камень, которого в 19-м веке внезапно обнаружилось великое множество, что и обусловило создание таких памятников архитектуры и камнерезного искусства, как Малахитовый кабинет Эрмитажа.

    2.5. Слово учителя.

    «Тут вот Данилушке думка и запала. Не нами сказано – чужое охаять мудрости немного надо, а своё придумать – не одну ночку с боку на бок повертишься. Вот Данилушко сидит над этой чашей по чертежу, а сам про себя другое думает».

    – Найдите в этом отрывке афоризм. Каково его значение?

    Данила испытывает досаду потому, что необходимо выполнить барский заказ. Но он хочет использовать все возможности такого материала, как малахит, показать людям подлинную красоту камня. Неутолённая жажда свободного творчества, исканий известна каждому художнику.

    Талантливый человек учится, но не повторяет учителя и не копирует мир: он создаёт свой. Жить по-своему – значит жить в одиночку. Бажовские мастера – все одинокие люди; для них одиночество – не трагедия, а условие труда: люди с их суетой, обидами и расчётами отвлекают от дела и мешают работать.

    Художник должен быть свободен. Данила работает не за вознаграждение, он свободен от власти денег. Мастерство он ценит превыше всего.

    Своей авторской волей Бажов решительно освобождает крепостного мастера от владеющего им барина: он «оброк Данилушке назначил пустяковый, не велел парня от Прокопьича брать», а на изготовление вазы по присланному чертежу отпустил времени столько, сколько потребуется, «пусть хоть пять лет просидит».

    2.6. Выразительное чтение учащимися фрагмента от слов «С той поры и стал чуть не каждый день в лес бегать…» до слов «…не мог её из головы выбросить».

    – Почему Данила решил делать чашу по дурман-цветку?

    Его отношение к природе особое (это тоже отличает мастера) – он пытается её постичь, переступить через нерушимую грань между искусством и природой, соединить их воедино.

    – Как вы понимаете слова «А камень-то какой! Первый камень! Понимаете, первый!»

    Данила стремится поведать людям о природной красоте камня, показать его силу. Путь героя – попытка разгадать тайны природы, сделать живым самое, казалось бы, неживое – камень, но может ли быть для мастера неживым то, что создала природа? Для Данилы-мастера камень живой.

    2.7.Сообщение подготовленного учащегося о Хозяйке Медной горы.

    Лучший, ярчайший из фантастических образов Бажова – Хозяйка Медной горы, Малахитница, покровительница творческого труда, мастерства, искусства. Ей ведомы все тайны прекрасного. Перед людьми она выступает обычно в образе сказочно красивой женщины. Данило-мастер «по красоте да по платью малахитову сразу её признал». Могущество Малахитницы сказочно велико. «Легонько этак рукой помахала» – шахта обвалилась. «Повела рукой, и приказчик по самую маковку зеленью зарос» – окаменел. Хозяйка горы проникает в мысли и чувства людей, в их намерения, по крайней мере, в пределах её владений.

    Она снисходительна к духовно близким ей людям, понимает их душевные движения, умеет оценить чистые побуждения. Являясь хранительницей секретов высокого мастерства, она – воплощение вечной творческой неудовлетворённости, творческих исканий мастера-художника.

    Махалитница «в курсе» всех людских дел, всего происходящего на земле. В её образе проявляются черты, которые присущи положительным сказочным героям, отражающим нравственный идеал рабочих людей.

    Старатели верили, что она может и «подсунуть» своему любимчику камешек нужного узора, и одарить незаурядным камнерезным талантом; живет же она в подземных чертогах из уральских самоцветов, захочет – оборотится зеленой ящеркой, заплачет – изумруды капают…

    – Почему Хозяйка Медной горы подсказала Даниле-мастеру место, где он может найти нужный камень?

    – Перечитайте диалог Данилы и Хозяйки Медной горы. Почему она не сразу выполняет просьбу Данилушки?

    2.10.Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот и пошёл Данилушка…» до слов «Сказала и рукой махнула».

    – Как вы понимаете слова Хозяйки: «Кабы ты сам придумал, дала бы тебе такой камень, а теперь не могу».

    2.11. Обращение к выставке рисунков учащихся.

    2.12. Обращение к иллюстрации в учебнике.

    – Какой эпизод сказа П.Бажова изображён на иллюстрации? Опишите позу и выражение лиц героев. Что вы можете сказать об их характерах?

    3. Выводы.

    – Почему Данило разбил свою чащу, сделанную на заказ? Что мучило его?

    Данила понимал: по заказу нельзя создать настоящее произведение искусства. Работы по присланному чертежу, по общему мнению мастеров, не что иное как порча камня. Однако герой, как и всякий мастер своего дела, человек слова. Данила не может его нарушить и не выполнить заказ.

    Создавая чашу, о которой он мечтал, Данила стремится к идеалу.

    Однако в искусстве нет и не может быть воплощённого, достигнутого идеала, только поэтому оно остаётся искусством. Данила это почувствовал и уничтожил чашу.

    III. Сказ и сказка.

    1.Отличие сказа от сказки.

    – Что такое сказка?

    – Как вы думаете, речь персонажей Бажова выигрывает или проигрывает от большого количества диалектных слов?

    Без большого числа диалектных слов повествование утратит прежний колорит. Это будет не сказ, а рассказ о событиях. Диалектные слова уместны в сказе, поскольку позволяют сохранить достоверность повествования о событиях.

    – Чем сказ отличается от сказки?

    СКАЗ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

    рассказ о необыкновенных

    событиях и приключениях.

    Реальное, конкретное, в нём живёт рассказчик (Гумешки, Мраморское).

    Действие происходит очень далеко.

    Свидетель либо участник событий (рассказчик – дед Слышко).

    Не свидетель и не участник повествования.

    Время максимально приближено к моменту повествования.

    Время между рассказом и происходившими в волшебной сказке событиями отдалено.

    Источник вдохновения для мастера. (Волшебный каменный цветок – идеал, к которому стремится Данила).

    2. Сообщение подготовленного учащегося «Сказ Бажова в кино и театре. Музыка С.Прокофьева к балету «Сказ о каменном цветке» (1950)».

    3. Просмотр (прослушивание) фрагментов фильма А.Птушко или музыки к балету Прокофьева.

    IV. Подведение итогов урока.

    V. Домашнее задание.

    1.Прочитать статью учебника, посвящённую Н.Н.Носову, с.112-113, ч.2.

    2.Подготовить к пересказу любой прочитанный ранее рассказ Н.Н.Носова.

    3.Нарисовать любимых героев произведений Н.Н.Носова (по желанию).

    Ссылка на основную публикацию