Яйцо Фаберже с иконой: как делать

Секреты яиц Фаберже

Если без лишней воды, то Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз.

Внутри яйца находится желток, выполненный из матового золота, содержащий разноцветную золотую курочку с рубиновыми глазами. Курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. Первым из них была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов. Вторым сюрпризом была цепочка с рубиновым кулоном.

Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами на верху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна; Замок Бернсторф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг; дворец Амалиенборг в Копенгагене; замок Кронборг в городе Хельсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом.

Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны

Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.

В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.

Миниатюрная копия поезда сделана из золота и платины имеет длину 398 мм. У поезда алмазные фары и рубиновые задние фонари. Поезд имеет паровоз и пять вагонов, на которых выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Также указано количество мест 18 и 24. С помощью золотого ключа поезд можно привести в движение.

Ювелирное яйцо «Лебедь» фирмы Фаберже покрыто сиреневой матовой эмалью, раскрывается не ровно, а будто бы по линии скола, в пределах искривлённой решётки ленты украшены алмазами. В середине яйцо содержит сюрприз — корзинку с механическим лебедем. Корзинка образует гирлянды цветов из белого, жёлтого и розового золота, окаймляющие аквамариновую подставку. По подставке из большого аквамарина, имитирующего озеро, «плавает» миниатюрная механическая фигурка лебедя выполненная из золота и покрытая серебром. Под одним из крыльев спрятан миниатюрный заводной механизм — после завода лебедь расправляет крылья, шевелит ногами и хвостом, гордо поднимает и опускает шею и голову.

Сюрприз яйца — механический павлин из золота, который сидит на ветвях гравированного золотого дерева с цветами в эмали и драгоценных камнях. Павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост.

В яйце находится вращающийся земной шар (глобус), на котором дважды размещены золотые изображения Северного полушария. На них обозначены границы территории России в 1613 и 1913 годах, что «наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского под руководством представителей правящей династии». Сам глобус выполнен из воронёной стали, которая придаёт глубокий синий цвет морям и океанам.

Декор предметов Мастер-класс Поделка изделие Пасха Бумагопластика Яйцо “Фаберже” с иконой Пейп-арт Мастер-класс Материал бросовый Салфетки

Насмотрелась в Интернете яиц Фаберже и не смогла остановиться на первом. Захотелось сделать его нежным, не таким кричащим, как первое.

Тем более, что ещё одно деревянное яйцо с основательной трещиной лежало “на выброс” . Трещину хорошо проклеила ПВА, зашпаклевала керопластом, отшкурила, снова покрыла всё яйцо клеем ПВА и снова отшкурила.

Затем окрасила всё яйцо акриловым золотом (два слоя), когда акрил высох “отцентрила” яйцо, т.е. вверху и внизу (по центру) наклеила спирали из салфетки белого цвета, чтобы была, как бы рамочка для узора.

На салфеточных спиральках сделала разметку карандашом на равных расстояниях и от них, через всё яйцо проложила полосы, располагая их не по прямой, а на две разметки смещая.

В соединении полос получилась вот такая капля.

Нужно было придумать верхушку и как-то закрепить её на яйце. Нашла пластмассовую бусину “под жемчуг”, но нет ни красивой тесьмы, ни проволоки. Зато есть накрученные и высохшие салфеточные нити. Проклеила нити клеем ПВА, они стали жёсткими и покрыла их акриловым серебром.

Продела нить в бусину, из другой сделала пару лепестков и всё зажала кусочком проволоки, лишнее обрезала, оставив кусочек проволоки.
На тупом конце яйца шилом проделала дырочку, проволоку смазала клеем Момент и вставила в яйцо.

Декупажить я не умею, но тут понадобилась для цельности образа миниатюрка. Нашла в рекламе книг икону “Мадонна с младенцем”, вырезала из неё по размеру фрагмент и наклеила на клей ПВА, разровняла кистью с клеем. Когда фрагмент высох, акриловым золотом сделала лёгкий переход к фону. Из салфеточных нитей добавила узор и рамку иконе.

Встала проблема подставки под яйцо. Нашла в запасах ножку от помазка для бритья (чего у меня только нет в запасах. ))) Понравилась форма и прозрачность.

Но как поставить на неё яйцо? Нашла))) пластиковый стаканчик от мороженого (рожок), срезала донышко, нарезала края на лепестки и попыталась загнуть их над свечкой. а они не загибаются. Оставила такими, как есть. Этот стаканчик даже клей Момент не взял! Прибила его гвоздиком. )))

Всю ножку покрыла одним слоем акрилового золота, чтобы оставалась прозрачность. Металлическую часть ножки закрыла салфеточной нитью, хорошо проклеив, чтобы держала и подставку.

Нитями из салфетки жёлтого цвета сделала узоры, а затем подкрасила их акриловым золотом, а на обвязке – серебром.

Добавила немного точек и чёрточек акриловым серебром.

И вот готовая подставка под яйцо.

Яйцу тоже немного добавила украшений точками, все нити прокрасила тонкой кистью акриловым серебром и залакировала всё яйцо перламутровым лаком для ногтей.
И вот моё яйцо “Фаберже “с иконой.

Сам себе мастер

Популярные статьи

Яйца “Фаберже” своими руками

Скоро Пасха, и поэтому хочу поделиться с вами мастер-классом по оплетению пасхального яйца. Эту серию я назвала “Городец”.

Нам потребуется:

Деревянная заготовка яйца высотой приблизительно 6-7,5 см и в диаметре 9-9,5 см.

Чешский бисер №11 белого, золотого, красного, синего и зеленого цветов.

Воск, чтобы провощить нитку (так она становиться прочнее и меньше путается).

Сначала покрасим нашу заготовку белой акриловой краской.

Первый этап работы — это плетение пояска на яйцо.

Второй этап — оплетение макушек.

Ниже представлена схема 1 плетения пояска. Раппорт повторяете сколько вам нужно (смотря какой обхват “талии” у вашей заготовки). Для моей заготовки я повторила раппорт 4 раза.

Закрепим первую бисеринку, продев через неё иголку с ниткой 3-4 раза.

И плетём по схеме 1.

Вот, что получилось:

Далее, соединяем поясок по схеме 2. Цифрой 1 обозначена первая бисеринка в пояске.

Одеваем поясок на яйцо.

И начинаем оплетать макушечки. Начнем с нижней. На схеме 3 показано, как это сделать.

Чтобы наш поясок не скакал по яйцу, сделаем первый ряд на обеих макушечках. Вот так:

Обратите внимание на то, как заканчивать ряд и откуда выводить иглу для следующего ряда.

Здесь наша макушечка пошла на убыль, поэтому набираем 2 ряда по две золотые бисеринки, затем по одной.

А вот здесь начинаем убавлять бисеринки, захватывая по 2 штучки.

То же самое делаем и со второй макушкой.

Вот оно, яичко Фаберже!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

И из обычной белой кружки можно сделать стильный подарок: достаточно взять глиттер и наклейки

Что может понадобиться Необходимые материалы: Кружка белого цвета. Декупаж. Кисточка. Глиттер. Цветная лента. Силуэт камеи из винила и инструменты.

В этом проекте было решено сделать небольшую полосу блеска внизу, чтобы сверху иметь возможность добавить несколько слов.

Нанесите кистью декупаж на нижнюю часть кружки, используя ленту в качестве направляющей. Можно использовать обычный мод Podge для своего проекта, но тогда чашку можно будет мыть только руками. Однако есть и безопасные декупажи, которые подходят для посудомоечной машины.

Использование блесток Затем необходимо посыпать блестками кружку, поместив ее на лист бумаги. Это поможет впоследствии сделать уборку немного легче. Дайте высохнуть в течение 10-15 минут и нанесите блестки губкой на слой декупажа. Если вы хотите, добавьте еще немного блеска, чтобы заполнить все пустые места, а затем нанесите еще немного декупажа.

Читайте также:  Плетение из газет: Ажурная крышка для плетенок

Снимите малярную ленту после нанесения последнего слоя декупажа и дайте блеску полностью высохнуть, перевернув кружку вверх дном. Это может занять несколько часов. Еще один момент Теперь о дополнительной части. Хорошо бы добавить в качестве украшения милую поговорку, используя немного винила. Если у вас нет его, вы можете использовать наклейки. Или оставьте места на кружке пустыми. Также вы можете сделать несколько кружек разных цветов, чтобы добавить немного гламура в вашу кухню!

Из-за блеска и винила рекомендуется мыть эти кружки вручную после использования, их также не следует помещать в микроволновую печь. Вы не знаете, как оформить кружку на подарок? Добавьте в нее красочный бумажный наполнитель и несколько палочек корицы. Как видно, нет ничего сложно в том, чтобы из обычной белой кружки сделать стильный подарок, который порадует получателя. Проявите фантазию, создайте незабываемый презент дорогому человеку!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Пасхальный сюрприз для Марии Федоровны. Яйца Фаберже: подарок и произведение искусства

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа. 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже.

Воспоминание — в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков — до сих пор неизвестно.

Яйцо Фаберже с иконой: как делать

Войти

Пасхальные яйца Фаберже для Императорской семьи.

Яйца Фаберже — знаменитая серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже . Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 экземпляра, из которых императорскими являются 52.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году . Оно было заказано царём Александром Третьим как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны . Так называемое «Куриное» яйцо снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, — изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятана небольшая рубиновая корона.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай Второй , сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне , новой императрице.

1887 год. Золотое яйцо с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.

1888 год. Херувим и колесница. Двухколёсная колесница, управляемая херувимом, на которой лежит яйцо. Сюрприз в яйце — херувим с часами. Первый владелец Мария Федоровна. Настоящий владелец неизвестен.

1890 год. Датские дворцы. Внутри: 12 миниатюрных картин на перламутре — виды дворцов в Дании и России. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США , Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен .

1891 год. Память Азова. Внутри: модель фрегата «Память Азова» , на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Изготовлен из нефрита , в стиле рококо . Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Оружейной палате.

1892 год. Утеряна подставка в виде державших яйцо херувимов. Жадеит. Утерянный сюрприз — слон (датское гербовое животное). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Великобритании в частной коллекции.

1893 год. Кавказское яйцо. Внутри — миниатюры мест Кавказа, где жил сын императрицы великий князь Георгий Александрович. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США , Фонд Матильды Геддингс Грей, Музей Метрополитен.

1894 год. Ренессанс. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга “Связь времен”.

1895 год. Яйцо-часы с синей змеей. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Монако в коллекции принца Альбера.

1895 год. Яйцо с бутоном розы. Первое яйцо, подаренное Александре Фёдоровне. Сюрприз — роза (в память о Дармштате, родине императрицы, гордившемся своими цветами). Внутри цветка корона, внутри которой кулон (утеряны). Стиль неоклассицизм. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга “Связь времен”.

Портреты Александра Третьего. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Фёдоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян. Вероятно, содержало 6 портретных миниатюр.

1896 год. Яйцо с вращающимися миниатюрами. Яйцо из горного хрусталя с 12 миниатюрами — видами памятных мест для императрицы Александры Федоровны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.

1897 год. Розово-лиловое яйцо с тремя миниатюрами. Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Первый владелец Мария Федоровна.

1897 год. Коронационное. Копия Императорской кареты при коронации Николая II. Ювелир — Михаил Перхин , Георг Штейн. Самое знаменитое из яиц. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Москве в Фонде Виктора Вексельберга “Связь времен”.

1898 год. Пеликан. Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в США, Ричмонд, Виргинский музей изобразительных искусств.


1898 год. “Ландыши”. Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы. Первый владелец Александра Федоровна. Коллекция Вексельбурга.

1899 год. “Анютины глазки”. Из нефрита. Внутри «мольберт» с медальончиками в виде открывающихся сердечек — генеалогическое дерево с портретами. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции в Новом Орлеане.

1899 год. “Часы (Букет лилий)”. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

Читайте также:  Как сделать из бумаги прямоугольный параллелепипед

1900 год. “Петушок”. Поющие часы с выскакивающим заводным петушком. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1900 год. “Транссибирская магистраль”. Сюрприз — модель поезда. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1901 год. “Гатчинский дворец”. Изображение главной загородной резиденции вдовствующей императрицы. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.

1901 год. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в коллекции королевы Елизаветы Второй.

1902 год. “Клевер”. Сюрприз утерян, предположительно, портретные миниатюры великих княжон. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1903 год. “Петр Великий”. Внутри модель Медного всадника . 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1906 год. “Лебедь”. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

1906 год. “Кремль”. Самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1907 год. “Колыбель с гирляндами”. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в частной коллекции Роберта М. Ли, США.

1907 год. “Яйцо с решетками и розой”. Сюрприз утерян, предположительно, медальон с портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественной галерее Уолтерс, Балтимор, Мериленд, США.

1908 год. “Павлин”. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна, Швейцария.

1908 год. “Александровский дворец”. Сюрприз — модель Александровского дворца в Царском селе. Миниатюры — пять портретов дочерей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1909 год. “Памятное Александра Третьего”. Сюрприз — миниатюрный бюст. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время местонахождение неизвестно.

1909 год. ” Яхта “Штандарт”. Изображение яхты императора Александра III. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1910 год. “Конный памятник Александра III”. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1910 год. “Колоннада”. Изображение храма любви. Купидон символизирует цесаревича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.

1911 год. “Лавровое дерево”. Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри — заводная птичка. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1911 год. “15-я годовщина царствования”. Миниатюры — 7 портретов членов семьи и 9 сцен царствования, включая коронацию, открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1912 год. “Наполеоновское яйцо”. К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Нового Орлеана, США.

1912 год. “Царевич”. Сюрприз — алмазный двуглавый орел с миниатюрным портретом царевича Алексея. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1913 год. “Зимнее”. Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз — корзина с подснежниками . Дизайнер — Анна Пихл. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб). Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится в коллекции эмира Катара.

1913 год. “300-летие Дома Романовых”. Внутри — глобус с отмеченной территорией Российской империи. По яйцу — 18 миниатюр с портретами представителей царствующей династии. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1914 год. “Мозаичное”. Сюрприз — камея с профилями детей. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Коллекции королевы Елизаветы Второй.

1915 год. “Красный крест с портретами”. Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр. Первый владелец Мария Федоровна. В настоящее время находится Художественном музее Вирджинии, Ричмонд, США.

1915 год. “Триптих Красный крест”. Раскладывающееся яйцо. Портреты вел. княгинь Ольги и Татьяны. Внутри изображение Сошествия в ад и изображения святых Ольги и Татьяны. Первый владелец Александра Федоровна. В настоящее время находится в Художественном музее Кливленда, США.

1916 год. “Орден Святого Георгия”. В честь награждения царевича Алексея медалью. Сюрприз — портрет императора Николая. Последнее яйцо, полученное Марией Фёдоровной, и единственное, которое ей удалось увезти. В настоящее время находится в коллекции Вексельберга.

1916 год. “Военное стальное”. Сюрприз — миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши — результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо — самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. В настоящее время находится в Оружейной палате.

1917 год. “Березовое”. Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской берёзы. Сюрприз — механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами, и золотой ключ к нему — утеряны. Впервые выставленно в 2001 г. Предназначалось Марии Федоровне. Находится с мая 2009 года в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Баден-Бадене.

1917 год. “Созвездие”. «Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка — положение звёзд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звёзды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья. Предназначалось Александре Федоровне.

ПОСЛЕДНЕЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ

В художественном мире — сенсация: найдено последнее ювелирное пасхальное яйцо, которое в 1917 году Карл Фаберже делал для царской семьи. О подробностях этого открытия, а также о роли ювелира и его произведений в российской истории рассказывает хранитель коллекции Фаберже в Государственных музеях Московского Кремля Татьяна МУНТЯН, непосредственно причастная к редкой находке

ПОСЛЕДНЕЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ

— Последнее пасхальное яйцо Фаберже хранилось в Минералогическом музее им. А.Е. Ферсмана с 1925 года. Его в числе других ценностей подарил музею Агафон Фаберже, второй сын прославленного ювелира. Яйцо лежало в разобранном виде, и долгое время думали, что это просто детали из стекла и кварца.

Полгода назад в музей пришли сотрудники Гохрана — они отбирали известные хрестоматийные вещи для своей выставки. Искусствовед Вероника Валдаева обратила внимание на непонятного вида стекло, позвонила мне, предложила посмотреть. Когда главный хранитель Музея Ферсмана Марианна Борисовна Чистякова положила передо мной две синие полусферы и кварцевое облако, я мгновенно узнала эти фрагменты.

Пасха, главный праздник Православия, до революции был особенно любим народом, так как совпадал с приходом весны, тепла и пробуждением природы. На рубеже XIX — XX столетий Пасха приобрела универсальное значение: сложилась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Делали огромное количество пасхальных яиц из самых разных материалов — стекла, фарфора, дерева, поделочных камней.

Матильда Кшесинская вспоминала, как на Пасху ей дарили большое яйцо из живых ландышей, а к нему было привязано маленькое драгоценное яичко, которое можно было носить как брелок. Или простое соломенное яйцо, внутри которого завернутыми в бумажки лежали «чудесные вещицы от Фаберже и пара бриллиантовых пряжек».

Ювелирные пасхальные яйца Карла Фаберже считались вершиной жанра. Так получилось, что они стали своеобразным символом эпохи. Редкая книга о Николае II или Александре III обходится без главы о придворном ювелире, изобразившем огромную империю в виде золотой мозаичной миниатюры.

Интерес к пасхальному заказу последние русские императоры пронесли через всю жизнь. Впервые Александр III заказал у Фаберже пасхальное яйцо в 1884 году. Результат настолько понравился, что с тех пор каждый год императрица Мария Федоровна получала подобный подарок. После смерти Александра III традицию продолжил Николай II, только делали уже два яйца: одно — для матери царя, а второе — для его супруги.

Яйца Фаберже ценятся и как произведения ювелирного искусства, и как чудеса механики. Многие из них имели музыкальные и часовые устройства, сюрпризы, например, золотой поезд, заводившийся ключиком и проезжавший несколько метров, или портшез с Екатериной II, который несли два шагающих мавра.

В 1900 году коллекция пасхальных яиц была показана на Всемирной выставке в Париже. Она шла вне конкурса, так как автор был членом жюри. В 1902 году в особняке барона фон Дервиза в Петербурге проходила благотворительная выставка, на которой коллекцию Фаберже представляли члены императорской фамилии, княгиня Юсупова, влиятельнейшие лица русской аристократии. Изделия фигурировали на выставке как уникальные произведения искусства, а не просто как товары из магазина.

И когда сегодня некоторые люди, желающие прослыть оригиналами, называют яйца Фаберже матрешками для миллионеров, они правы только наполовину. Эти вещицы действительно предназначены миллионерам. Но они отнюдь не матрешки: пасхальное яйцо совершенно в художественном плане и полно глубоких символических смыслов.

Эти произведения уже сто лет занимают вершину антикварного ювелирного олимпа и никому свое почетное место уступать не собираются. 19 апреля 2002 года на аукционе Кристи в Нью-Йорке «Зимнее яйцо» ушло за 9,6 млн. долларов, в то время как в 94-м году его купили за 5,6 млн. долларов.

Читайте также:  Как сделать наконечник для стрел

Каждый год императорская семья с вожделением ожидала, что же еще придумает Фаберже. Однажды Мария Федоровна, получив очередное яйцо, сказала ювелиру: «Вы гений, вы несравненный гений нашего времени!»

В пасхальных яйцах запечатлены этапы русской истории. Например, яйцо 1891 года «Память Азова». В тот год цесаревич Николай совершал кругосветное путешествие: будущий царь должен был приехать на Дальний Восток и вернуться сухим путем в столицу, обозрев таким образом свои владения. Событию придавали большое государственное значение. В Японии на цесаревича было совершено покушение, смертельный удар удалось отвести чудом.

Яйцо подарили императрице, когда путешествие было в разгаре, и ничто не предвещало трагедии. А Фаберже сделал его из кровавой яшмы — зеленого камня с мелкими красными вкраплениями. Когда смотришь на это яйцо, зная историю, трудно отделаться от мысли, что мастер обладал даром предвидения.

Яйцо «Московский Кремль» было создано в память о посещении Николаем II и Александрой Федоровной Москвы на Пасху 1903 года. После коронации и Ходынки императорская чета Москву не жаловала, а тут царская семья провела в Первопрестольной и Страстную и Пасхальную недели. Русское общество — о чем тогда писали газеты — восприняло это как примирение с Москвой и москвичами. Память об этом также запечатлена в ювелирном пасхальном произведении, внутри которого помещен музыкальный механизм, играющий херувимские гимны.

В 1916 году яйцо для императрицы изготовили из стали. У него очень сдержанное оформление: ни бриллиантов, ни золота. Американские исследователи писали, что Фаберже в годы войны испытывал сложности с драгоценными металлами и камнями, поэтому яйца были простыми. Ничего подобного. Сложностей фирма не испытывала, и запас камней был. Но нужно учитывать этический момент: Николай II не считал возможным в сложных исторических условиях заказывать дорогие подарки.

За тридцать два года работы Карл Фаберже сделал для царской фамилии пятьдесят яиц. Точное их количество установили по счетам в Императорский Кабинет. Фаберже отправлял во дворец очередное яйцо и одновременно — счет к оплате. До наших дней сохранились 42 яйца, остальные исчезли в революционные годы. Императорский заказ считался уникальным, больше ничего подобного Фаберже ни для кого не делал. Хотя были некоторые исключения.

Одно пасхальное яйцо изготовили для княгини Зинаиды Юсуповой — супруг подарил его в честь 25-летия свадьбы. Еще одно — для герцогини Мальборо, в девичестве — Консуэло Вандербильд. Одно яйцо Фаберже сделал Э. Нобелю — нефтяному магнату, племяннику знаменитого Альфреда Нобеля. И — до сих пор необъяснимый факт — семь яиц от Фаберже хранились в коллекции купчихи Варвары Базановой, в замужестве Кельх, которая владела Ленскими золотыми приисками, железными дорогами и пароходством и была одной из самых богатых женщин России. Она соединила деньги с титулом — вышла замуж за дворянина Александра Кельха.

Варвара Кельх обладала крутым нравом, и это был, вероятно, ее каприз — «хочу черевички не хуже царских». Некоторые принадлежавшие ей пасхальные яйца по своей композиции повторяли императорские. Позже купчиха бросила мужа, еще до революции уехала в Париж и увезла с собой всю коллекцию драгоценностей. Яйца Кельх в основном и продаются на аукционах. Стоят они дешевле императорских, но все равно цена доходит до 3,5 млн. долларов.

Из 42 царских яиц только десять остались в России, и те достаточно случайно. В 1917-м они как личное имущество императриц были национализированы. Керенский распорядился отвезти их в Москву, в Оружейную палату. До 1922 года сундуки с ценностями стояли нераспечатанными. В Гражданскую войну сотрудники музея голодали, но не было ни одного случая пропажи и хищений.

В 1922-м пасхальные яйца передали уполномоченному Совнаркома некоему Чинареву: началась беспрецедентная распродажа национального русского достояния. Считалось, что драгоценности не имели музейной ценности. Горький писал, что изделия Фаберже — это просто «художественно обработанное серебро».

Однако все распродать не удалось — рынок был перенасыщен, — и в 1927 году двадцать четыре яйца вернулись в Оружейную палату. Через три года Наркомфин снова потребовал выделить одиннадцать яиц на продажу. Пытаясь это событие оттянуть, директор писал объяснительные записки: «Изъятие яиц затруднит марксистско-ленинскую реэкспозицию». Но ему ответили, что задержка будет расценена как саботаж.

По какому принципу отдавали экспонаты, неизвестно. Скорее всего, это было желание «купцов». Наиболее виртуозные в ювелирном плане вещи продали. Среди покупателей были Арманд Хаммер, супруга американского посла Марджори М. Пост, три яйца приобрела уроженка Нового Орлеана Матильда Геддингс Грей, еще несколько — Лилиан Томас Пратт, супруга президента «Дженерал моторс».

Последняя распродажа из Оружейной палаты состоялась в 1933 году. В частности, ушло великолепное мозаичное яйцо, где драгоценные камни имитировали вышивку по канве крестиком. Его придумала женщина-художница Альма Пиль в стиле дамского рукоделия. Это яйцо попало к английской королеве Мэри и сегодня принадлежит Елизавете II, в коллекции которой три яйца Фаберже.

Если учитывать высочайшее художественное качество, баснословную стоимость и ограниченное число пасхальных яиц, то становится ясно, какой интерес вызывали два последних произведения 1917 года.

То, что они были практически завершены, сомнений не вызывало, ведь государственный переворот случился в марте, а Пасха обычно в апреле. Куда исчезли пасхальные яйца 1917 года, никто не знал. Было огромное искушение выдать за них какую-либо подделку. Лишь сравнительно недавние архивные изыскания и российских ученых, в частности Валентина Скурлова, и Татьяны Фаберже, правнучки великого ювелира, живущей сейчас в Швейцарии, — расставили точки над i. Были найдены и опубликованы эскизы самого Карла Фаберже, а также словесные описания исчезнувших памятников.

«Мы делаем большое пасхальное яйцо из белого кварца и нефрита исключительной художественной работы», — так комментировал еще не завершенное произведение сам автор. В конце 1916 года на фирме сложилась непростая ситуация: художников и мастеров начали призывать в армию. Пытаясь уберечь их, Фаберже обратился к генералу Воейкову в канцелярию дворцового коменданта, объясняя, что высочайших заказов с него никто не снимал. В этом контексте он и упоминал пасхальное яйцо из нефрита и кварца.

В архивах Татьяны Фаберже хранится переписка 1922 года Евгения Фаберже, старшего сына ювелира, с главным мастером фирмы Францем Бирбаумом. Оба они находились в эмиграции, и на вопрос Евгения о последних пасхальных яйцах Бирбаум отвечал, что одно яйцо для царя он помнит точно: оно было из голубого стекла и инкрустировано созвездием, под которым родился цесаревич. Яйцо поддерживалось серебряными херувимами и облаками из горного хрусталя. Исполнение его было прервано войной: херувимы и облака закончены, но само яйцо с инкрустацией и пьедесталом — нет. Куда все исчезло, неизвестно.

Второе яйцо 17-го года было подчеркнуто простым: из карельской березы в золотой монтировке. Оно должно было быть подарено царю, но Керенский не разрешил. По одной гипотезе, яйцо попало к великому князю Владимиру Александровичу. При описи большевиками его имущества упоминалось некое деревянное яйцо с заводной фигуркой слоника внутри. Вещицу экспроприировали, и дальнейшая ее судьба неизвестна. Но яйцо ищут, даже фильм в свое время сняли — «Тени Фаберже». Карла Фаберже в нем сыграл Анатолий Ромашин.

Агафон Фаберже, передавший детали незаконченного пасхального яйца в Музей Ферсмана, в отличие от других своих братьев эмигрировал не сразу. Он сотрудничал с советской властью — его вынудили это сделать. Вместе с академиком А.Е. Ферсманом он работал над созданием знаменитой книги «Алмазный фонд РСФСР». Совместная работа и, очевидно, дружба и явились причиной того, что в 1925-м году Агафон подарил Музею минералогии уникальные вещи фирмы, например, роскошную коллекцию ограненных камней и вазу из горного хрусталя в золотой оправе.

В 1927 году Агафон тайно бежал из СССР. Говорят, за ним следили агенты ОГПУ, но он уехал в Петроград, там оторвался от слежки и перешел финскую границу.

Для тех, кто занимается Фаберже, последнее пасхальное яйцо мастера — величайшее открытие. То, что это подлинная работа, не вызывает сомнений: у нее стопроцентный провенанс (происхождение).

На хрустальном облаке есть разметки — видимо, это места, где должны были крепиться серебряные херувимы. Две полусферы сделаны из прекрасного синего стекла, которое сделать сейчас никому не под силу. На сферах награвировано созвездие. Оно должно было быть выложено мельчайшими алмазами огранки «роза». В некоторых местах алмазы сохранились. Никакой материальной ценности сами по себе они не представляют (это такая мелочь — алмазная пыль), но крепить их неимоверно трудно, поэтому работа стоила дорого.

Неплохо бы яйцо восстановить — придать ему экспозиционный вид и сделать доступным публике. Хотя бы выложить бриллиантами созвездие цесаревича. Это будет не внедрением в памятник, а логическим завершением. За работу могли бы взяться реставраторы Музеев Кремля. Все, как обычно, упирается в деньги. Где взять бриллианты?

Татьяна МУНТЯН, Марианна ЧИСТЯКОВА
Записала Людмила ЛУНИНА

  • ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО-ЧАСЫ «БУКЕТ ЛИЛИЙ». 1899 ГОД
  • ЯЙЦО «КЛЕВЕР». 1902 ГОД
  • ЯЙЦО «ПАМЯТЬ АЗОВА». 1891 ГОД
  • ЯЙЦО «ЯХТА «ШТАНДАРТ». 1909 ГОД
  • ЯЙЦО «ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ». 1900 ГОД
  • ПОСЛЕДНЕЕ ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО КАРЛА ФАБЕРЖЕ, НАЙДЕННОЕ НЕДАВНО В МУЗЕЕ ИМ. А.Е. ФЕРСМАНА
  • ЯЙЦО «ВОЙНА». 1916 ГОД
  • ЯЙЦО «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ДВОРЕЦ». 1908 ГОД

Ссылка на основную публикацию