Часы в стиле “Классицизм”

Классический стиль в архитектуре

Классицизм – художественное и архитектурное направление в мировой культуре 17-19 веков, где образцом для подражания и творческим ориентиром стали эстетические идеалы античности. Зародившись в Европе, течение активно повлияло также на развитие российского градостроения. Созданная в то время классическая архитектура по праву считается национальным достоянием.

Исторические предпосылки

  • Как стиль архитектуры классика зародилась в 17 веке во Франции и одновременно в Англии, естественно продолжив культурные ценности Возрождения.

В этих странах наблюдался подъем и расцвет монархического строя, ценности Древней Греции и Рима воспринимались как пример идеального государственного устройства и гармоничного взаимодействия человека и природы. Идея разумного устройства мира проникла во все сферы общества.

  • Второй этап развития классического направления относят к 18 веку, когда мотивом обращения к историческим традициям стала философия рационализма.

В эпоху Просвещения воспевались идея логичности мироздания и следование строгим канонам. Классические традиции в архитектуре: простота, четкость, строгость – вышли на первый план вместо чрезмерной напыщенности и избытка декоративности барокко и рококо.

  • Теоретиком стиля считают итальянского зодчего Андреа Палладио (другое название классицизма – “палладианство”).

В конце 16 века он подробно описал принципы античной ордерной системы и модульной конструкции зданий, а на практике воплотил их при строительстве городских палаццо и загородных вилл. Характерный пример математической точности пропорций – Вилла Ротонда, оформленная портиками ионического ордера.

Классицизм: особенности стиля

Во внешнем виде зданий признаки классического стиля узнать легко:

  • ясные пространственные решения,
  • строгие формы,
  • лаконичная внешняя отделка,
  • мягкая цветовая гамма.

Если мастера барокко предпочитали работать с объемными иллюзиями, которые зачастую искажали пропорции, то здесь доминировали четкие перспективы. Даже парковые ансамбли этой эпохи выполнялись в регулярном стиле, когда газоны имели правильную форму, а кустарники и водоемы располагались по прямым линиям.

  • Одна из основных черт классицизма в архитектуре – обращение к античной ордерной системе.

В переводе с латинского ordo означает “строй, порядок”, термин применяли к пропорциям древних храмов между несущими и несомыми частями: колоннами и антаблементом (верхним перекрытием).

Три ордера пришли в классику из греческой архитектуры: дорический, ионический, коринфский. Различались они соотношением и размерами базы, капители, фриза. От римлян достались в наследие тосканский и композитный ордеры.



Элементы классической архитектуры

  • Ордерность превратилась в ведущую черту классицизма в архитектуре. Но если в эпоху Возрождения античные ордер и портик играли роль простого стилистического украшения, то сейчас они вновь стали конструктивной основой, как и в древнегреческом строительстве.
  • Симметричная композиция – обязательный элемент классики в архитектуре, тесно связанный с ордерностью. Реализованные проекты частных домов и общественных зданий были симметричны относительно центральной оси, такая же симметрия прослеживалась в каждом отдельно взятом фрагменте.
  • Правило золотого сечения (образцовое соотношение высоты и ширины) определило гармоничные пропорции зданий.
  • Ведущие приемы декора: украшения в виде барельефов с медальонами, лепные растительные орнаменты, арочные проемы, оконные карнизы, греческие статуи на крышах. Чтобы подчеркнуть белоснежные декоративные элементы, цветовую гамму для отделки выбирали в светлых пастельных оттенках.
  • Среди особенностей классической архитектуры – оформление стен по принципу ордерного членения на три горизонтальные части: нижняя – цоколь, в середине – основное поле, вверху – антаблемент. Карнизы над каждым этажом, оконные фризы, наличники разной формы, как и вертикальные пилястры, создавали живописный рельеф фасада.
  • Дизайн парадного входа включал мраморные лестницы, колоннады, фронтоны с барельефами.



Виды классической архитектуры: национальные особенности

Античные каноны, возрожденные в эпоху классицизма, воспринимались как высший идеал красоты и разумности всего сущего. Поэтому новая эстетика строгости и симметрии, оттеснив барочную напыщенность, широко проникла не только в сферу частного домостроения, но и в масштабы целого градостроительства. Европейские архитекторы стали в этом отношении первопроходцами.

Английский классицизм

Творчество Палладио сильно повлияло на принципы классической архитектуры Великобритании, в частности в работах выдающегося английского мастера Иниго Джонса. В первой трети 17 века он создал Куинс-хаус (“Дом королевы”), где применил ордерные членения и уравновешенные пропорции. С его именем связано и строительство первой в столице площади, выполненное по регулярному плану, – Ковент Гарден.

Другой английский зодчий Кристофер Рен вошел в историю как создатель собора Святого Павла, где применил симметричную ордерную композицию с двухъярусным портиком, двумя боковыми башнями и куполом.

При строительстве городских и загородных частных апартаментов английский классицизм в архитектуре ввел в моду палладианские особняки – компактные трехэтажные здания с простыми и ясными формами.

Первый этаж отделывали рустовым камнем, второй этаж считался парадным – его объединяли с верхним (жилым) этажом при помощи большого фасадного ордера.

Особенности классицизма в архитектуре Франции

Расцвет первого периода французской классики пришелся на вторую половину 17 века во времена правления Людовика Четырнадцатого. Идеи абсолютизма как разумной государственной организации проявили себя в архитектуре рациональными ордерными композициями и преображением окружающего ландшафта по принципам геометрии.

Самые значимые события этой поры – возведение восточного фасада Лувра с огромной двухэтажной галереей и создание архитектурно-паркового ансамбля в Версале.


В 18 веке развитие французского зодчества прошло под знаком рококо, но уже в середине столетия его вычурные формы уступили место строгой и простой классике в архитектуре как градостроительной, так и частной. Средневековую застройку сменяет план, учитывающий задачи инфраструктуры, размещение производственных зданий. Жилые дома строят по принципу многоэтажности.

Ордер воспринимается не как украшение здания, а как конструктивная единица: если колонна не несет нагрузки – она излишня. Образцом архитектурных особенностей классицизма во Франции этого периода считается церковь святой Женевьевы (Пантеон) по проекту Жака Жермена Суфло. Композиция ее логична, части и целое уравновешены, рисунок линий четок. Мастер стремился в точности воспроизвести детали античного искусства.

Русский классицизм в архитектуре

Развитие классического архитектурного стиля в России пришлось на период царствования Екатерины II. В ранние годы элементы античности еще смешиваются с барочным декором, но отодвигают их на задний план. В проектах Ж.Б. Валлен-Деламота, А.Ф. Кокоринова и Ю. М. Фельтена барочный шик уступает главенствующую роль логичности греческого ордера.

Особенностью классики в российской архитектуре позднего (строгого) периода стал окончательный уход от наследия барокко. Это направление сформировалось к 1780 году и представлено работами Ч. Камерона, В. И. Баженова, И. Е. Старова, Д. Кваренги.

Быстрой смене стилей способствовала активно развивавшаяся экономика страны. Расширялась внутренняя и внешняя торговля, открывались академии и институты, промышленные цеха. Появилась нужда в быстрой постройке новых зданий: гостиных дворов, ярмарочных комплексов, бирж, банков, больниц, пансионатов, библиотек.

В этих условиях нарочито пышные и сложные формы барокко обнаружили свои недостатки: большую длительность строительных работ, высокую стоимость и необходимость привлекать внушительный штат квалифицированных мастеров.

Классицизм в архитектуре России с его логичными и простыми композиционными и декораторскими решениями стал удачным ответом на экономические запросы эпохи.

Примеры отечественной архитектурной классики

Таврический дворец – проект И.Е. Старова, реализованный в 1780-х годах, – яркий образец направления классицизма в архитектуре. Скромный фасад выполнен с четкими монументальными формами, внимание притягивает тосканский портик строгого дизайна.

Большой вклад в зодчество обеих столиц внес В.И. Баженов, создавший в Москве Дом Пашкова (1784-1786 гг.) и проект Михайловского замка (1797-1800 гг.) в Санкт-Петербурге.

Александровский дворец Д. Кваренги (1792-1796 гг.) привлек внимание современников сочетанием стен, практически лишенных декора, и величественной колоннады, выполненной в два ряда.

Морской Кадетский корпус (1796-1798 гг.) Ф.И. Волкова – пример образцового строительства зданий казарменного типа по принципам классицизма.

Архитектурные особенности классики позднего периода

Этап перехода от стиля классицизма в архитектуре к ампиру называют александровским по имени императора Александра I. Созданные в промежуток 1800-1812 годов проекты имеют характерные черты:

  • акцентированную стилизацию под старину
  • монументальность образов
  • преобладание дорического ордера (без излишних украшений)

Выдающиеся проекты этого времени:

  • архитектурная композиция стрелки Васильевского острова Тома де Томона с Биржей и Ростральными колоннами,
  • Горный институт на набережной Невы А. Воронихина,
  • здание Главного Адмиралтейства А. Захарова.



Классика в современной архитектуре

Эпоху классицизма называют золотым веком усадеб. Русское дворянство активно занялось строительством новых поместий и переделкой устаревших особняков. Причем изменения коснулись не только зданий, но и ландшафта, воплощая идеи теоретиков садово-паркового искусства.

В этом плане современные классические архитектурные формы как воплощение наследия предков прочно связаны с символизмом: это не только стилистическое обращение к античности, с подчеркнутой парадностью и торжественностью, набором декоративных приемов, но и признак высокого социального статуса владельца особняка.

Современные проекты классических домов – тонкое сочетание традиций с актуальными строительными и оформительскими решениями.

В качестве реальных примеров смотрите красивые проекты классических домов – созданные архитектурным бюро ТопДом Арт.

Читать другие статьи раздела

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.

Изысканный и утонченный стиль модерн имеет много имен, граней и форм художественного выражения.
Далее о стиле модерн в архитектуре.

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при.
Подробнее о стиле барокко в архитектуре.

Классицизм в интерьере

Классицизм — это стиль дизайна интерьеров, отличающийся строгостью линий и симметрией, роскошной изящностью и гармонией. Классицизм относится к историческим стилям, которые требуют определенной информационной подготовки для их воплощения.

Изучите особенности и характер этого стиля, погрузитесь в его атмосферу и тогда задача реализации его у себя в жилище станет вполне достижимой и реальной.

Историческая справка

Стиль классицизм в интерьере зародился в Европе в XVII в. и был популярен вплоть до XIX века.

Своим появлением стиль обязан произведенным в этот период раскопкам на юге Италии, обнаружению Помпеи.

Произведения древнеримского искусства и архитектуры, обнаруженные во время кампаний раскопок, произвели впечатление на общество и строгий стиль эстетики, красоты и великолепной лаконичности вошел в моду.

Характеристика и особенности стиля

Цветовая гамма, доминирующая в стиле — белая, желтых оттенков, розовая, голубая, акцентирование на позолоту. Классицизм требует отделки стен текстилем в пастельных тонах.

Для атмосферности разместите на стенах фрески. Потолок должен быть выполнен в классических белых тонах, возможно размещение изящной лепнины на потолочных бордюрах. Классическая античная лепнина, без излишеств, тонкая и прекрасная может так же украсить и стены, это будет дополнение, характерное для стиля классицизм в интерьере.

Полы оформляются паркетом, с мозаичным узором в классической цветовой гамме светлых пород дерева. Нежелательно размещение тяжелых и богато украшенных ковров, соблюдайте меру и будьте сдержанны в деталях, как того требует стиль.

Для оформления окон используйте дорогие только натуральные материалы — шелк, тафта, атлас. Однотонные или с жаккардовыми узорами портьеры должны быть не замысловатыми, без кистей и бахромы.

Используйте характерную атрибутику стиля — античные колонны (несущие в помещении, либо выполняющие только декоративную функцию), лепнина, роспись на стенах, гобелены и уютные камины.

Классицизм в дизайне интерьера

Атмосфера и эпоха классицизма в интерьере требует просторных помещений. Обладатели просторных квартир с высокими потолками (не менее трех метров) или загородных вилл и домов могут смело воплощать стиль у себя в жилище.

Классицизм в дизайне интерьера не подразумевает разграничение пространства стенами и перегородками. Зонирование не предусмотрено — помещение должно быть оформлено в единой цветовой гамме, предметы интерьера следует расположить с учетом строгой симметрии и логичности.

Для создания эффекта максимально естественного освещения, в комнате размещают большие зеркала, устанавливают широкие окна.

Не перегружайте интерьер, нагромождая предметы в помещении, здесь должно быть много воздуха и света.

Читайте также:  Розы из окрашенной бумаги: правила выполнения

Большие предметы должны быть строгой классической формы, не претендовать на оригинальность.

Арочные проемы должны быть строго пропорциональны.

Русский классицизм в интерьере

Эпоха классицизма в России приходится на период правления Екатерины Великой, поэтому стиль получил второе название — екатерининский классицизм.

Для этого вида дизайна интерьеров характерно, как и для европейского, простота и изящность в основе, симметричность линий и однородность цветовой гаммы.

Отличительная черта русского классицизма — это влияние предшественника-стиля рококо.

Пышный и величественный рококо был гармонично вписан в новое течение в дизайне и эта гармония стала отличительной чертой екатерининского классицизма.

Мебель классицизма

Мебель и остальные предметы интерьера классицизма отличается изящным великолепием и показателем респектабельности и богатства.

Она выполнена только из натуральных дорогих пород дерева, в основном это орех, дуб, вишня, и имеет в основном прямые линии, иногда с легкими изгибами.

Для декора используются инкрустированные в дерево дорогие камни или металлы.

Диваны и стулья имеют ножки, как правило, сужающиеся к низу, оформленные в виде классических античных колонн. Изображения античных сцен можно выполнить в виде резьбы на комодах, ножках столов.

Советы по реализации классицизма

Исторический стиль классицизм не является сложным для воплощения. Достаточно изучить его характеристику, понять суть и вооружиться фантазией и вдохновением.

Основные советы для реализации стиля, которые помогут даже новичкам справиться с задачей:

  1. Просторные помещения с высокими трехметровыми потолками и широкими окнами — основа успеха воплощения стиля.
  2. Не пытайтесь зонировать площадь комнаты стенами, перегородками или цветовым оформлением — это противоречит стилю.
  3. Соблюдайте строгую симметрию в мебельной обстановке.
  4. Цветовая гамма стиля — пастельные светлые тона.
  5. Используйте лепнину, фрески со сценами античной древности.

Классицизм в архитектуре: примеры России, Европы, США

Классицизм в архитектуре разных стран имеет отличительные особенности и непохожие названия. Прочитав статью, вы узнаете, что соответствует этому стилю в Германии, Англии, США и других странах. Какие особенности присущи тому или иному виду, в какой последовательности они развивались — всё, что нужно знать о классицизме.

Особенности классицизма в архитектуре здания

Классицизм в архитектуре — это возвышенная красота и спокойное величие зданий. Зодчие стремились применять симметрию в планировке и сдержанность в убранстве. Простые и строгие строения, напоминающие древнегреческие храмы, гармонично вписанные в окружающую среду, производят величественное впечатление. Эстетика классического стиля благоприятствовала масштабным градостроительным проектам.

В своей основе имеет исследовательские работы итальянского архитектора Андреа Палладио (1508 — 1580 гг). Его идеи быстро нашли себе последователей и распространились по Европе в 17 веке. Новые археологические раскопки в 18-м веке и политические события этого периода усилили интерес к архитектуре Древнего Рима и к древней Греции. Благодаря этому классицизм оказался на пике своей популярности с 18 по 19 века. Архитектуру этого (позднего) периода на Западе называют neoclassicism, а иногда ампир.

Шедевры классицизма в архитектуре

Эпохальные строения этого направления встречаются по всей Европе и за ее пределами:

  • Триумфальная арка на площади Звезды и Пантеон в Париже,
  • Чизвик-хаус на Берлингтон Лайн в Лондоне,
  • Здание Адмиралтейства и Смольный Институт в Санкт-Петербурге,
  • Белый Дом и Капитолий в Вашингтоне.

Джакомо Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. Центральная часть главного фасада и план наружной стены

Палладианский стиль или палладианство в архитектуре

Именно ранее палладианство считается началом классицизма. Свое название оно берет от имени итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580 гг). Он посвятил себя изучению архитектурных памятников Древнего Рима и трактатов Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.). Палладио переложил принципы архитектуры времён античности на доступный современный язык. Его книги по архитектуре превратились в учебные пособия для архитекторов всего мира.

В своих творческих работах Палладио строго следовал правилам симметрии и перспективы, и широко использовал арочные окна с двумя просветами, которые теперь носят название Палладианские окна.

Палладианский стиль в других странах быстро обрел популярность, адаптируясь к предпочтениям местной публики. Он играл важную роль в развитии архитектурных идей классического стиля. Этот процесс можно пронаблюдать на примере работ зодчих Великобритании в статье Архитекторы Классицизма в Англии.

Учебным пособием палладианства в архитектуре может служить вилла Ла Ротонда в Италии. Рассмотрите получше это сооружение, созданное самим Андреа в 4-минутном видео:

Классицизм в архитектуре Англии

Развитие стиля в Англии условно можно разделить на три этапа.

Ранний период палладианства в Англии

Итальянские идеи Палладио были завезены в Великобританию в начале 17 века и быстро укоренились, найдя себе поддержку. Ярко прослеживается влияние архитектурно-культурных традиций Древней Греции и Рима в работах Иниго Джонса, Кристофера Рена и других влиятельных архитекторов этого периода.

Ранний классицизм. Банкетный зал (англ. Banqueting House). Лондон

Георгианский классический стиль в архитектуре

Георгианский стиль эпохи классицизма (1714 — 1811) обозначает период последовательного правления британских монархов Георгов Дома Ганновера, и охватывает стили английской архитектуры классицизма 18 века.

Доминирующим направлением этой эпохи оставалось палладианство.

Рядный дом в Георгианском стиле. Downing Street, London

Рядная застройка домов этого периода осуществлялась из кирпичей и характеризовалась четкими линиями с минимальным декором. К её особенностям относят:

  • симметрично спланированные здания,
  • плоские кирпичи, чаще красные в Великобритании или других цветов в Канаде и Соединённых Штатах,
  • оштукатуренный белый орнамент в виде пилястр и арок,
  • черная входная дверь (за редким исключением).

Георгианство легло в основу колониального стиля. Образцом этой архитектуры считается творчество Роберта Адама из Шотландии.

Регентство (Regency)

Архитектура Регентства приходит на смену Георгианскому стилю. С 1811 года старшего сына монарха Георга III, признанного недееспособным, провозгласили принцем-регентом. Георг IV оставался им, пока в 1820 году не умер его отец. Отсюда название эпохи Регенства, архитектура которой продолжает эпоху классицизма и идей Палладио и, одновременно, выражает интерес к эклектике и смешиванию.

Регентская архитектура в Англии. Royal Pavilion, Brighton

Рядная застройка этого периода состояла из зданий c оштукатуренным фасадом белого цвета и черной входной двери, обрамлённой двумя белыми колоннами. Стоит отметить, что именно эти дома признаны одними из самых красивых и элегантных, если не во всей Европе, то, по крайней мере, в Великобритании.

)Классицизм в архитектуре Англии. Регентский стиль. Cumberland Terrace, Regent’s Park, LondonСтиль Регентства иногда называют Английский Ампир. Яркими представителями в архитектуре классицизма этого периода называют Джона Нэша и Джона Соуна. В это же время на немецкоязычных землях проявляется стиль Бидермайер (Бидермейер) и в США — Федеральный.

Ампир и Французкий классицизм

Во Франции Классицизм возник позже, чем в Англии. Первая его фаза охватывает период c 1750 по 1800. Выражается в стиле «Людовика XVI», который включал в себя завершение рококо и рождение французского Классицизма.

Классицизм в архитектуре 18 века во Франции. Храм св. Женевьевы, Париж

Второй этап известен под стилем Ампир или Поздний классицизм, который отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

  • Императорским стилем, от французкого слова empire — империя,
  • Высоким классицизмом или
  • Наполеоновским стилем (по периоду правления).

Ампиром завершается эволюция классицизма в первых трёх деcятилетиях 19 века.

Триумфальная арка в Париже.

Его отличия — помпезность, напыщеность, парадность, праздничность — активно использовались французскими придворными архитекторами Наполеона. В России появился при Александре I.
Соответствия:

  • В Британии — Регентский стиль,
  • в Германии — Бидермейер или Бидермайер,
  • в США — федеральный стиль.

Смотрите видео по теме:

Классицизм в архитектуре Германии и Австрии: Бидермейер

Немецкое слово Biedermeier правильно читать, как «биредмайер». Рапространялся с 1815 по 1848 года. Его иногда относят к ветке романтического стиля, который сменил ампир, усматривая смесь направлений.

Можно сказать, что это ампир, приспособленный к миру домашнего уюта и задушевности, ставший скромным и элегантным. Немецкое слово bieder можно перевести как «простодушный, обывательский» — дало описание этому образцу позднего классического стиля.

Благодаря единству простоты, мобильности и функциональности неоклассическая архитектура Бидермайера создала тенденции решающего влияния на югендстиль-модерн, баухауз и, в целом, архитектуру 20-го века.

Классический стиль в архитектуре. Дом Flora-Stoeckl в стиле бидермайер, Баден, Австрия

Федеральный стиль

Развивающаяся архитектура США на раннем этапе (1785 — 1815 гг), в которой прослеживается сочетание наследия Георгианского стиля с колоннами и куполами.
Использует прямоугольные формы с низкоскатными крышами и низкими мезонинами на поднятом фундаменте. Симметричные ряды окон, разделённых на небольшие квадраты и дополненные круглыми арками вместе с аналогичной декоративной «короной» над главной дверью — характерные черты направления.

Поздний классицизм в архитектуре США. Здание ратуши, Салем. Автор: Fletcher6 — собственная работа , CC BY-SA 3.0, Ссылка

На этом этапе классицизм в архитектуре завершает свою эволюцию. Стоит отметить, что некоторые искусствоведы родиной классицизма называют Францию. Но это уже вопросы образования или мировосприятия, которые здесь не рассматриваются.

Классицизм в архитектуре России

Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.

Русский классицизм в архитектуре сменил «елизаветинского барокко» и «петровского рококо», приняв в себя элементы этих стилей. Это стало отличительной чертой и особенностью классического архитектурного направления в России.

Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века

К раннему русскому классицизму относят архитекторов

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

Камеронова галерея (Царское Село) Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа , CC BY 2.5, Ссылка

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).

Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Забирайте статью к себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять, или положите в закладки.
Оцените статью, выбрав нужное число звёзд ниже.
Пишите комментарии или задавайте вопросы.

Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях

Классицизм в интерьере. 33 фото

Классицизм в интерьере часто путают с классическим стилем как таковым. Конечно же, нельзя сказать, что эти понятия принципиально отличны. Классический стиль интерьера во многом наследуеи принципы художественного направления классицизм, опирается на его принципы и каноны. Но при этом, так хорошо нам знакомый классический стиль гораздо более гибок: он легко подстраивается под требования современности, стремясь всегда идти в ногу со временем. Классицизм же — стиль исторический, строго привязанный к ХVIII – XIX векам. Это стилевое направление апеллирует к античности, заимствуя симметричную композицию зданий Древней Греции и Рима. Классицизм в Европе пришел на смену рококо, которому ранее предшествовал барокко. Стилевое направление, опирающееся на гармонию и античные каноны, сразу же снискало славу среди представителей аристократии, уже несколько уставших от витиеватых барочных форм и рокайльных мотивов.

Читайте также:  Подарочная коробочка-сундучок: как сделать

Все фото На фото: Интерьер холла дома в Серебряном Бору в стиле классицизм

Поэтому в интерьере в стиле классицизм с его историчностью так трудно представить бытовую технику, служащую одним из атрибутов современности. ТВ-панели, кофемашины, встроенные духовые шкафы здесь стараются спрятать за фасадами корпусной мебели. Классицизму в целом свойственна основательность во всем. Мебель здесь приобретается с расчетом на десятилетия, а то и века. Отделка — исключительно дорогостоящая. А в планировке всегда чувствуются размах и монументальность.

Классицизм в интерьере. Основные характеристики

Стиль классицизм в интерьере квартиры или дома вы легко распознаете по:

  • симметричной композиции;
  • стремлению форм вверх (высокие потолки, над головой всегда много воздуха);
  • мягкой и благородной цветовой гамме (обилие бежевых, розовых и голубых оттенков, тонов натурального дерева и позолоты);
  • массивной мебели из дорогой древесины (часто ножки элементов меблировки снабжены каннелюрами, в декоре могут использоваться резьба и лепнина);
  • колоннам и статуям, напоминающим об античных храмах;
  • массивной люстре (часто хрустальной или стеклянной);
  • секретеру с кубическим корпусом.

Ниже мы приводим еще несколько характерных признаков интерьера в стиле классицизм.

1. Высокие узкие окна

Дизайн этого лестничного холла в доме решен в соответствии строгим канонам классицизма: здесь мы можем наблюдать и прямые геометрические линии, и массивную люстру с плафонами в виде подсвечников, и золоченый торшер, стилизованный под старину. Диванчик, обтянутый текстилем с цветочным узором, вполне может быть антикварным. Огромное художественное панно, облаченное в золотистый багет, добавляет композиции монументальности, а узкие окна зрительно увеличивают высоту помещения, благодаря чему вся композиция еще сильнее устремляется вверх.

2. Принцип симметрии в интерьере

В основе планировки любого интерьера в стиле классицизм всегда лежит принцип симметрии. На фото столовой выше телевизор разместился в центре стены. По обе стороны от ТВ-панели мы можем наблюдать идентичные друг другу элементы: колонны, бра в форме подсвечников, настольные светильники. Центром интерьерной композиции служит классический длинный стол. Размещенная строго по центру украшенного фреской потолка люстра помогает подчеркнуть основополагающее положение обеденной зоны.

3. Потолочные карнизы

В интерьере в стиле классицизм всегда есть потолочные карнизы, которые могут быть как сложными многоярусными, так и более лаконичными, с минимумом декоративных элементов. Часто в отделке этого архитектурного элемента, «поддерживающего» потолок, можно наблюдать лепнину и изящные модильоны. Напомним, что широкие карнизы помогают зрительно увеличивать помещение в высоту.

4. Обилие лепнины

В декоре этого просторного холла с античной вазой в центре лепнина играет весьма значимую роль: мы можем наблюдать ее и в отделке широкого потолочного карниза, и в пилястрах, и на панелях, пущенных по низу стен. Лепные элементы добавляют пространству дворцового шарма. Без них сложно представить полноценный интерьер в стиле классицизм.

5. Мебель из благородных пород дерева

Мебель в интерьерах в стиле классицизм словно бы стремится воспроизвести обстановку аристократических особняков из позапрошлых веков. Как правило, она выполнена из натуральной древесины (карельская береза, орех, вишня и т. п.). В обивке часто используется текстиль с растительным или цветочным орнаментом. Несмотря на свою богатую отделку, по пышности местами близкой к рококо и барокко, мебель в стиле классицизм часто кажется аскетичной. Такой эффект создает строгая геометрия, характерная для классических элементов меблировки.

6. Колонны в интерьере

Классицизм щедр на колоннады. Если габариты помещения позволяют, то можно не скромничать, ограничиваясь пилястрами. Колонны в интерьере в стиле классицизм — массивные ордерные. А колоннады здесь могут выстраиваться сразу вдоль целой анфилады комнат.

7. Портьеры на подхватах

Для интерьеров, решенных в стиле классицизм, характерны портьеры сложных форм. Это могут быть плотные шторы с парчовым блеском, перевязанные в нескольких местах веревками с кистями. В таких помещениях также часто можно наблюдать ламбрекены.

Классицизм в интерьере гостиной

Классицизм в интерьере гостиной находит воплощение в характерных для античности архитектурных и декоративных элементах: колоннах, статуэтках древнегреческих богов, массивной мебели лаконичных форм. В современных дизайн-проектах некоторые строгие каноны этого стилевого направления могут нарушаться. Так, вместо аскетичных по своим формам кресел и кушеток сегодня здесь можно наблюдать весьма пышную мягкую мебель с округлыми формами и эффектом капитоне.

8. Гостиная с галереей в стиле классицизм

В особняках и домах в стиле классицизм часто можно наблюдать настоящие галереи с перегородками, декорированными замысловатыми узорами. Ограждения второго уровня обычно служат дополнительным украшением пространства. «Поддержать» выступающую галерею можно колоннами или пилястрами.

9. Принцип анфиладности в интерьере гостиной

Планировки интерьеров домов и квартир в стиле классицизм нередко базируются на принципах анфиладности. При таком подходе несколько функциональных зон по сути выстраиваются в единое студийное пространство. Для зонирования часто используются колонны. Перегородки в дизайн-проектах в стиле классицизм практически не употребляются. В представленном на фото выше интерьере дома организовано две весьма самостоятельные гостиные области, отделенные друг от друга парой колонн с золотистыми узорами. Теперь владельцы дома смогут устраивать настоящие званые вечера, а у гостей будет достаточно пространства для того, чтобы разделяться на небольшие группы по интересам.

10. Гостиная с колоннами и хрустальными люстрами

В дизайне гостиной, совмещенной со столовой посредством расширенного дверного проема, стиль классицизм воплощается в богатой отделке и колоннах коринфского ордера. Также здесь мы можем наблюдать пару роскошных люстр с хрустальными подвесами, одна из которых акцентирует внимание на диванной области, а вторая — на обеденной зоне. Благодаря принципу анфиладности, из гостиной хорошо просматривается размещенное в столовой роскошное фацетированное зеркало.

11. Зеркало в пышном багете

Золотистый багет, в контурах которого прослеживаются растительные узоры, превращает обычное зеркало в произведение искусства. В интерьере гостиной такое зеркальное панно служит не только украшением, но и отличным средством для визуального расширения пространства. Золотистое обрамление зеркала в представленном на фото дизайн-проекте отлично сочетается с бордовой обивкой классических диванчиков.

12. Оттенки бежевого с синими акцентами в гостиной

Как мы уже упоминали выше, интерьер в стиле классицизм чаще всего обращается к благородным бежевым тонам в их самых различных вариациях. Это могут быть, например, кремовые оттенки с включением золотистых вставок, как в гостиной на фото. А в качестве колористических акцентов нередко предлагаются благородные синие тона.

13. Дух классицизма в интерьере гостиной с ламбрекенами

Классицизм — это тот самый стиль интерьера, где ламбрекены никогда не выйдут из моды. Напротив, в случае с этим стилевым направлением чем сложнее оформление окна, тем лучше для общей композиции. В интерьере гостиной с камином на фото ламбрекены оттенка спелой малины подобраны в тон к обивке изящных диванчиков с золотистыми растительными узорами.

14. Элементы классицизма в белой гостиной с пилястрами

Белая гостиная с роялем — это уже достаточно современная, более легкая, интерпретация классицизма. Здесь нашлось место для книг и черно-белых семейных портретов, без которых трудно представить настоящую классику. Вместо колонн используются пилястры, помогающие организовать пространство, придав ему симметрию.

15. Гостиная в кремовых тонах с колоннами

Внутреннее убранство гостиной в кремовых оттенках получилось необычным во многом благодаря архитектуре самого дома. «Поддерживаемая» колоннами галерея позволяет организовать два яруса окон, благодаря чему все уголки большого пространства наполняются естественным светом. Колористическая палитра интерьера гостиной выстраивается из самых различных оттенков бежевого: кофейных полутонов, карамели со сливками, тонов какао с молоком.

16. Античные скульптуры и вазы в гостиной

Античные скульптуры и вазы станут достойным украшением любого интерьера гостиной в стиле классицизм. Такие элементы декора напомнят о древнегреческих «корнях» этого стилевого направления.

17. Гостиная с угловыми диванами в стиле классицизм

Классицизм в интерьере гостиной с угловыми диванами проявляется, прежде всего, в отделке, где мы можем наблюдать пилястры, молдинги и потолочный витраж. Композиция в данном случае отличается симметричностью и центричностью. В середине комнаты размещается прямоугольный кофейный столик с золотистой резьбой в отделке. Именно этот элемент меблировки и становится центром, вокруг которого выстраивается вся композиция. Интерьер гостиной монохромен. Разбавляют светлое пространство освежающие мятно-бирюзовые акценты в виде диванных подушек.

Классицизм в интерьере столовой и кухни

Стиль классицизм предполагает одинаково трепетное отношение как к проработке парадных комнат, так и к обустройству служебных помещений. А потому дизайн кухни здесь поражает не меньшим блеском и великолепием, чем интерьер гостиной. В декоре фасадов кухонной мебели часто используется пышная резьба. Что касается столовых, то здесь важное значение приобретает массивный буфет, в котором хранятся фамильное серебро и дорогой фарфор. Кресла и стулья здесь часто снабжаются каннелюрами.

18. Кухня-столовая с лепниной

В кухне-гостиной на фото интересно решение потолка с кессонами. Множество крошечных модильонов, которыми декорированы потолочные ниши, смотрятся как крупные ювелирные украшения. Большая роль в оформлении пространства отводится лепнине: розетке под люстру, крупным объемным узорам на стенах и мебельных фасадах. Кстати, привычные лепные детали в интерьерах в стиле классицизм часто отлично заменяет роспись, выполненная в технике гризайль.

19. Классицизм в интерьере столовой с лепным карнизом

Как мы уже упоминали выше, в помещении, решенном в стиле классицизм, всегда есть роскошный потолочный карниз. Вот и интерьер столовой в доме не стал исключением. Широкий лепной карниз, заходящий на потолок, визуально чуть увеличивает помещение в высоту. Венчает потолочные своды массивная люстра, которая может быть выполнена из хрусталя или стекла.

20. Светлая столовая с бирюзовыми акцентами

Столовая, меблированная стульями с подлокотниками, решена в бежевых тонах с использованием золотистых акцентов. Переливающие шторы насыщенного бирюзового оттенка добавляют помещению торжественности и парадности. В такой столовой домочадцы смогут устраивать праздничные ужины и приемы.

21. Черты классицизма в интерьере столовой с камином

В квартирах в стиле классицизм в целях экономии пространства дизайнеры часто совмещают гостиную и столовую. В некоторых случаях к жилому пространству может присоединяться и кухня. Столовая и гостиная в квартире на фото становятся частью единой интерьерной композиции. Поэтому классический камин, украшенный фацетированным зеркалом и небольшой статуэткой, становится дополнением и для интерьера обеденной области с мягкими стульями перламутрового оттенка.

22. Тканевая обивка стульев с цветочным орнаментом

Мебель в интерьерах в стиле классицизм часто обивается материей с цветочным узором. В дизайне столовой на фото крупные цветы на стульях с бирюзовой обивкой помогают привнести в пространство немного легкого весеннего настроения.

23. Мебель с каннелюрами в интерьере столовой

В интерьере этой столовой в загородном доме в стиле классицизм мы можем наблюдать деревянные стулья с каннелюрами, увенчанными золотистыми наконечниками. Нефритовые оттенки, использованные в отделке мебели, помогают разнообразить светлую палитру.

Классицизм в интерьере спальни

Если в интерьерах гостиных и кабинетов классицизм ведет себя достаточно сдержанно, делая ставку на симметрию и строгую геометрию, то в спальнях этот стиль не столь каноничен. Комнаты для сна, тяготеющие к классике позапрошлого века, могут быть очень пышными: здесь активно используются и лепнина, и позолота, и огромные зеркала в дорогих багетах.

24. Спальня в стиле классицизм с золотистым декором

В интерьере этой спальни с кроватью, форма которой «подсмотрена» у античных кушеток, используются золотистые элементы. Золотом отливают не только фигурные молдинги и лепные украшения на стенах, но также люстры с хрустальными подвесами, декор кроватного изголовья и тумбы с зеркалом. Апеллируя к золотым элементам в декоре, дизайнеры Студии Анжелики Прудниковой стараются не перейти границу умеренности, отделяющей строгий классицизм от помпезного и вычурного барокко.

Читайте также:  Маковое панно - имитация живописи

25. Роскошная спальня с кушеткой рекамье

А интерьер этой спальни с обилием лепнины в отделке меблирован с не меньшей тщательностью, чем покои богатейших аристократок XIX столетия. Напротив овального зеркала в золотистом багете дизайнеры решили разместить перламутровую кушетку рекамье, появлению которой мы обязаны известной парижской красавице, хозяйке интеллектуального салона.

26. Изысканная спальня с потолочной лепниной

А в интерьере этой спальни многоуровневый потолок снабжен встроенными подсветками, пущенными по периметру между двумя лепными карнизами. Художественная лепнина в отделке потолочных сводов подчеркивает принадлежность дизайн-проекта к стилю классицизм.

27. Белая спальня с цветочными узорами

В цветочных рисунках, использованных в белой спальне, есть что-то и от имперской геральдики, и от античных узоров. Поэтому такие растительные мотивы добавляют пространству королевского величия.

28. Спальня с арочным альковом

В интерьере этой спальни арочная ниша позволяет создать почти настоящий альков, увенчанный с двух сторон пилястрами. Ниша декорирована обоями с дамасским узором, которые «повторяются» в оформлении остального пространства комнаты.

Классицизм в интерьере ванной комнаты и холла

Ванные комнаты в стиле классицизм — это не столько современные санузлы, сколько огромные античные купальни или аристократические будуары. Холлы, решенные в этом стиле, отличаются дворцовой пышностью: в их декоре могут использоваться колонны, лепнина, роскошные люстры и даже комнатные фонтанчики.

29. Ванная с колоннами

Симметрия в композиции этой ванной комнаты в стиле классицизм подчеркивается парой колонн, обрамляющими два окна с легкими бирюзовыми занавесками. Чаша купели врезана в подиум, декорированный мрамором кофейного оттенка и золотистой мозаикой.

30. Холл с фонтаном

А композиция этого холла в стиле классицизм отличается центричностью. В середине помещения установлен небольшой фонтан с двумя чашами. Остальная композиция выстраивается вокруг этого декоративного элемента. Обратим внимание на то, что многие предметы в этом дизайн-проекте обладают парой: это позволяет подчеркнуть симметрию.

31. Ванная с подиумом и душевой

А в этой ванной комнате нашлось место не только для подиума с чашей для купания, но и для душевой, которая, благодаря прозрачным перегородкам, кажется совершенно незаметной.

32. Панно с античными бюстами

Область с угловой ванной в интерьере санузла на фото декорирована двумя симметричными панно, которые кажутся отражениями друг друга. Сюжет для художественного декора подобран таким образом, чтобы он мог подчеркнуть классичность интерьерного решения. И ему это вполне удается. Ведь бюст девушки служит прямой отсылкой к античности.

33. Мотивы русского классицизма в интерьере бассейна

А в интерьере этого бассейна с настоящими скульптурами и арочными окнами, благодаря темно-синей плитке с узором пейсли, появляются мотивы русского классицизма.

Если вы также хотите стать обладателем интерьера в стиле классицизм, то дизайнеры Студии Анжелики Прудниковой (ранее «Антонович Дизайн»), к вашим услугам. Все представленные выше фото взяты из проектов в портфолио компании.

Классицизм

Античность как эталон

Время возникновения, ориентиры и художники классицизма

Классицизм появился и сформировался в XVII в. во Франции периода расцвета абсолютной монархии и впоследствии распространился в Испании , Германии , Англии , Нидерландах , США и России , где возник в процессе европеизации при Екатерине II , которая ввела моду на всё французское.

Эталоном для классицизма была греко-римская античность , что отражено в названии направления: фр. classicisme происходит от лат. classicus , «образцовый», «принадлежащий к первому ( высшему) классу римских граждан. Искусство Древней Греции и Древнего Рима было объявлено образцом гармонии , достичь которой можно , руководствуясь разумом.

Утверждение Декарта Cogito ergo sum ( «Мыслю , следовательно , существую») как нельзя лучше характеризует философию классицизма. Произведение классицистического искусства строилось по строгим канонам и стремилось стать прообразом изначально гармоничной Вселенной. Целью творчества было познание истины , а задачей — воспитание человека по законам морали и нравственности. Важная тема позднего классицизма — столкновение гражданского долга и личных интересов , которыми жертвовали во благо высших идеалов.

Классицизм выстроил иерархию жанров , смешение которых не допускалось: к высоким относилась историческая , мифологическая и религиозная живопись , к низким — натюрморт

Самые известные художники-классицисты : Никола Пуссен, Клод Лоррен, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов. Скульпторы: Антонио Канова , Бертель Торвальдсен. Архитекторы: Клод Перро , Андре Ленотр , Кристофер Рен , Дж. Кваренги , Чарлз Камерон , Василий Баженов , Матвей Казаков.

Периодизация: разные страны – разные системы

Временные рамки классицизма в разных странах обозначают по-разному , в связи с чем возникает путаница в терминах.

Во Франции классицизмом называют стиль XVII — начала XVIII в., времен правления Короля-солнца Людовика XIV. Неоклассицизмом — стиль второй половины XVIII в. — первой трети XIX в.
В российском искусствоведении принята иная датировка:
I. Классицизм XVII в. Возникает во Франции при Людовике XIV в эпоху становления абсолютной монархии , которая противопоставляет идею рационализма , порядка и системы хаосу и разрозненности феодальных княжеств. За эталон берется греко-римская античность. Важные вехи: рационализм Декарта и его программный труд « Рассуждение о методе» ( 1637); трактат « Поэтическое искусство» ( 1674) Никола Буало; строительство Версаля — «храма гармонии», в котором царит строгая иерархия; творчество художников Никола Пуссена ( 1594−1665) и Клода Лоррена ( 1600−1682); открытие Академии живописи и скульптуры в Париже ( 1648); трагедии Корнеля ( 1606−1684) и Расина ( 1639−1699), которых называли новыми Эсхилом и Еврипидом.
II. Классицизм вв. Классицизм — главный стиль во Франции в эпоху Просвещения , Французской революции и Первой империи , а также в других странах Европы и даже в США. В XVIII в. интерес к античности обретает « второе дыхание» благодаря трем факторам: начатым в 1748 г. раскопкам Помпей и Геркуланума , трудам обожествлявшего искусство Древней Греции и Рима немецкого просветителя Иоганна Винкельмана и культу Рафаэля , которого прославлял влиятельный художник Менгс.

В России классицизм господствует со второй половины XVIII до первой трети XIX вв. при « просвещенной императрице» Екатерине II , одержимой культом государственности. В искусстве позднего классицизма царит культ героического. Важные вехи: творчество художников Жака-Луи Давида , Жана Огюста Доминика Энгра , Карла Брюллова , скульпторов Антонио Кановы и Бертеля Торвальдсена; возведение Триумфальной арки ( 1806−1836) и Вандомской колонны в Париже , Бранденбургских ворот в Берлине ( 1788−1791), основание Академии художеств в России ( 1757), строительство Санкт-Петербурга — Северной Пальмиры , самого масштабного шедевра классицизма.

В XIX в. классицизм переживает кризис: из некогда прогрессивного он становится консервативным и академичным стилем , сдерживающим развитие искусства. На смену классицизму приходит романтизм

Классицизм XVII века: начало и расцвет

Пуссен был страстным поклонником и знатоком античного искусства , литературы и философии , он полжизни провел в Италии , где изучал древнеримскую скульптуру , а также работы мастеров Возрождения , среди которых выше всех ставил Рафаэля и Тициана. В Риме он штудировал геометрию , перспективу , анатомию и оптику , стремясь постигнуть « разумную основу прекрасного». Пуссен был знаком и с новаторским подходом к обучению художников , принятым в Болонской академии живописи братьев Карраччи , основанной ими в 1585 году. Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи ввели в практику подробное знакомство учеников с творчеством мастеров Высокого Возрождения: их картины считались образцовыми , так как были написаны в соответствии с античными канонами и строились по универсальным законам красоты.

Рисование с натуры не допускалось: изначально незначительная натура должна быть усовершенствована , облагорожена и упорядочена.

Версаль. Общий вид. Строительство дворца начато в 1668 г. Предназначенный для Короля-солнца Людовика XIV , Версаль наполнен солярной символикой: дворец ориентирован по солнцу , аллеи парка похожи на лучи , парк украшает фонтан бога солнца Аполлона.

Исторические стили: барокко, рококо, классицизм, ампир

Эпохи Просвещения и Нового времени в Европе (XVII-XIX века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. Королевские, императорские и аристократические династии сменяли друг друга и каждая стремилась прославить себя и своё время шедеврами искусства и творениями архитектуры. Надо сказать, что им это удалось, в наше время миллионы туристов со всего мира ежегодно едут в старый свет, чтобы полюбоваться живописью непревзойдённых мастеров, погулять по улицам старинных городов, своими глазами увидеть роскошные интерьеры дворцов XVIII века. Архитектурные и интерьерные стили сегодня относят к группе классических, а самые богатые люди и сейчас считают престижным воссоздать в своём доме роскошь той далёкой эпохи.

К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Эти стили существовали во всех развитых странах Европы, сменяли или дополняли друг друга, кроме того в каждой стране они обрели свои национальные отличительные особенности. Поэтому сегодня мы пользуемся такими понятиями как “русское барокко”, английский классицизм” или “французский ампир”. Несмотря на это, все стиле относятся к одной группе и к одному историческому периоду, поэтому мы можем выделить в них ряд общих особенностей.

  • роскошь: эти стили использовались для оформления интерьеров аристократии, поэтому их иногда называют дворцовыми или королевскими (классицизм – самый скромный и сдержанный стиль в этой группе, хотя по современным меркам эти интерьеры – невиданная роскошь);
  • большие просторные помещения с высокими потолками (в наименьшей степени это относится к стилю рококо);
  • способы декорирования: лепнина, настенные росписи или картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева (в том числе использование резьбы в мебели).

Теперь, определившись с общими чертами европейской “дворцовой классики”, мы разберём каждый из этих стилей подробно: историю возникновения, характерные особенности и конечно рассмотрим конкретные примеры интерьеров.

  • Содержание
  • Барокко – богатство и роскошь
  • Стиль рококо
  • Классицизм – поворот к античному искусству
  • Ампир – имперская классика

Барокко – богатство и роскошь

Впервые в интерьерах Барокко объединились образ и стиль жизни, радость бытия и источники вдохновения. В них сразу возникали стойкие ассоциации с пышностью и величием, достатком и пространственным размахом. “Barocco” переводится с итальянского как “странный”, “причудливый”, “тяготеющий к излишествам”.

История. Родиной стиля Барокко считается Италия, а ее «отцом» знаменитый скульптор Микеланджело. Стиль появился в конце XVI века, и вначале был предназначен для оформления папских покоев. Но вскоре он стал популярен за пределами Ватикана и Рима. Самые яркие образцы Барокко сегодня можно встретить в архитектуре Испании, Португалии, Чехии, Польши, Литве, стран, бывших португальскими и испанскими колониями, а также в России (например: Зимний дворец). Настоящим расцветом этого стиля стал XVII век. Патетика живописных композиций и скульптурных ансамблей, избыток декора и множество украшений были широко востребованы до середины XVIII века.

Отличительные особенности стиля Барокко:

  • Иллюзорность – интерьеры барокко обманчивы, они как бы стремятся убедить зрителя в роскоши, которой на самом деле не существует. Например, золочёный потолочный декор может быть лишь изящно прорисован, создавая иллюзию дорогой лепнины.
  • Подчёркнутое богатство, роскошь и изобилие: такие интерьеры выглядят не просто дорого, а очень-очень дорого.
  • Отделка стен и потолков. Обилие золотистых оттенков, насыщенных, неярких цветов. В основном применяется гладкая окраска и декоративная штукатурка с небольшим рельефом. Обязательны настенные и потолочные фрески с классическими сюжетами или причудливыми орнаментами и узорами.
  • Полы. Для напольных покрытий может использоваться однотонный паркет, без ярко выраженных рисунков. В некоторых зонах может укладываться натуральный камень: мрамор, гранит и максимально достоверная имитация из керамики
  • Декор. Витиеватые узоры в лепке, фрески и роспись. Много позолоты, серебра, меди и бронзы. Текстильное убранство окон и дверей должно гармонировать с тканью на кровати, диванах, подушках и т.д.

В оформлении мебели, дверей и окон применяются резные, овальные спирали, пластичные формы и крученые балясины.

  • Замок Аугустусбург в Брюле

Французское барокко, гостевая зона

Паломническая церковь в Висе

Монастырь Фурстенфильд, Германия

Дворец в Венеции Палаццо Лоредан

Спальня в стиле барокко

Ссылка на основную публикацию